Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:35, курсовая работа
Важнейшей стороной общения является процесс восприятия или перцепция. Что лежит в основе восприятия? Только лишь отражение актуальной и - по возможности - объективной оценки ситуации, или этот процесс детерминируется ранее приобретенными убеждениями и представлениями, формирующими определенную позицию индивида по отношению к тому или иному объекту? В 1918 г. У. Томас и С. Знанецкий ввели в научный обиход понятие социальной установки. В дальнейшем оно уточнялось и конкретизировалось, и наиболее общепринятым на сегодняшний день является определение Г
Введение ….…………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность стереотипа……………………………………..3
1.1 Функции стереотипов………………………………………………...7
1.2 Откуда берутся стереотипы…………………………..........................9
2 Этнос как особая социально-психологическая категория…………..12
2.1 Этнический стереотип: понятие, функции, основные
методы изучения…………………………………………………………….19
3 Стереотипы взаимовосприятия русских и американцев в процессе межкультурной коммуникации……………………………………………35
Заключение ……………………………..…………………………………37
Список используемой литературы……………………………………
С открытия «парадокса Ла-Пьера» в психологии начинается серия естественных экспериментов по выявлению этнических стереотипов. Известна, например, техника Бочнера (Bochner), в соответствии с которой в газету дается несколько объявлений о найме квартир от имени представителей различных национальностей. Исследователями фиксируется количество звонков, поступивших по всем объявлениям, что дает возможность сделать вывод о тех или иных этнических предпочтениях у арендодателей. Аналогичен механизм «метода потерянных вещей» и техника «ошибочного номера» Гартнера (Gaertner), с помощью которого проверяется готовность людей помочь представителям разных этнических групп при утере письма или поломке машины. Эти методики позволяют в естественных условиях определить наличие этнических стереотипов и предубеждений у довольно широкого круга населения, и дают возможность сделать вывод о доминировании тех или иных предпочтений у представителей определенных социальных слоев (при проведении параллельного опроса испытуемых). При такой методике исключается опасность социально желательных ответов или предвосхищающей оценки, наблюдаемых при проведении исследований в лабораторных условиях.
Хорошим примером участия
средств массовой информации в проведении
этнопсихологического исследования может
служить интерактивный опрос, проведенный
по московскому телевидению в
программе «Времечко» 10 сентября 1999
г. Телезрителям было предложено ответить
на вопрос «Кого следует выслать
из Москвы: всех евреев, всех лиц кавказской
национальности или всех бандитов?».
Подавляющее большинство
Лабораторное изучение этнических стереотипов начинается в 1933 году в США, когда ученые Д. Катц и К. Брейли предложили студентам Принстонского университета список личностных характеристик из 84 черт, из которых необходимо было выбрать по пять наиболее характерных для десяти этнических групп. Эта методика, получившая название «приписывание качеств», позволила обнаружить высокую степень согласия в приписывании определенных черт тем или иным группам. Интересно отметить, что аналогичный опрос, проведенный в том же университете 30 лет спустя, продемонстрировал существенные сдвиги в стереотипных представлениях американских студентов. Если в 1933 году 84% учащихся Принстона назвали негров «суеверными», а 75% - «ленивыми», то в 1967 согласованность ответов существенно снизилась и проявилась в приписывании совершенно другого качества: 47% респондентов нашли негров «музыкальными» (Haslam, Turner, 1998). Это лишний раз подтверждает тот факт, что социальные стереотипы, несмотря на свою устойчивость и ригидность, не являются застывшими категориями, а способны изменяться и трансформироваться вслед за преобразованиями, происходящими в обществе (хотя, как уже отмечалось выше, этот процесс далеко не линейный и детерминирован различными факторами на микро-, мезо- и макроуровнях).
В качестве одной из распространенных
методик по исследованию этнических
стереотипов следует назвать ме
Близким к методу свободных описаний является анализ представлений об этнических группах в литературе и искусстве. Начиная с 40-х гг. контент-анализ применялся к американской публицистике, немецким кинофильмам, французским журналам и т.д. Но в связи с применением этого метода неизбежно встает проблема адекватности отражения в художественной литературе и других видах искусства стереотипов, существующих в обыденном сознании (Стефаненко, 1998).
Широко применяется в этнопсихологии ассоциативный эксперимент, суть которого состоит в анализе ассоциативных полей, возникающих, например, на названия цветов или стимулы-этнонимы. Существует также так называемый «цветовой тест отношения», состоящий из трех этапов: вначале испытуемому предлагается сопоставить определенные национальности с тем или иным цветом, затем нужно проранжировать цвета в зависимости от индивидуального вкуса, а на третьем этапе требуется выстроить по иерархическому принципу национальности. Очевидно, что этот последний шаг иллюстрирует декларируемые предпочтения испытуемых. Чтобы выяснить реальное положение вещей, необходимо сопоставить ответы в третьем туре с результатами первых двух этапов исследования, где, по мнению авторов методики, были продемонстрированы истинные этнические предпочтения.
Для исследования эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа в отечественной психологии был разработан диагностический тест отношения (модификацияметода семантического дифференциала). Создавая эту методику, авторы исходили из того, что дифференциация восприятия этнических групп по шкале «нравится – не нравится», как правило, ведет к тому, что одни и те же качества, приписываемы и своей, и другой общности, могут интерпретироваться по-разному, и добродетель одной группы рискует превратиться в порок другой. Поэтому в ДТО из двух антонимов типа «щедрый-жадный» выбиралось только негативное качество «жадный», а в качестве противовеса – «золотая середина»: «экономный». На основе такого принципа подбора были получены шкалы, полюса которых различаются по коннотативным (аффективным) параметрам, в то время как их смысловые значения могут расцениваться как достаточно близкие. Испытуемому предлагается оценить по предложенным характеристикам себя, «Идеал», «типичного» представителя своей национальности и т.д.
ДТО позволяет измерить следующие
параметры этнических стереотипов: амбивалентность(
Дополнением к методу ДТО
является выделение в ответах
испытуемых вспомогательных показателей
для выявления различных
Помимо перечисленных
методов для выявления
Слово «стереотип» греческого
происхождения и буквально
Язык играет ведущую роль в создании стереотипов. С точки зрения физиологии, стереотипы формируются на основе системы условных рефлексов. Постоянное повторение одних и тех же фраз со временем приобретает устойчивость на уровне языка. Это приводит к тому, что значение этих фраз оседает в подкорке мозга, а восприятие их происходит автоматически, без участия высшего сознания. Таким образом, язык несет в себе огромную воздействующую силу и, моделируя картину мира носителей языка, определяет их поступки и поведение не только на межличностном, но и на общественном уровнях. В межкультурной коммуникации стереотипы являются результатом этноцентрической реакции – попытки судить обо всех группах людей только с позиции своей культуры [1, С. 240]. Однажды сформировавшись, стереотипы приобретают высокую степень устойчивости, с трудом поддаются модификации и становятся своего рода «кривым зеркалом», в котором в размытом и искаженном виде отражаются представители различных групп. Применительно к межкультурной коммуникации рассматривается две группы стереотипов - эндостереотипы - то есть внешние стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой и эндостереотипы - то есть мифы о самих себе, внутри одной культуры [1, С. 240]. Эндостереотипы формируются под влиянием литературы, СМИ, современной и традиционной культуры. Мифы о самих себе не могут не оказывать влияния на формирование культурно-языковой личности. Именно из желания соответствовать представлению о «типичном русском» и «типичном американце» стереотипы во взаимном восприятии годами определяли характер коммуникации между ними.
Холодная война наложила
большой отпечаток на формирование
взаимных стереотипов у русских
и американцев. В США русских
часто изображали в виде жестоких
шпионов. В СССР также создавались
подобные стереотипы. Ярким примером
является образ капиталиста Мистера
Твистера. Несмотря на то, что холодная
война осталась в прошлом, к сожалению,
в американской прессе сохраняется
тенденция отражать ограниченный (чаще
всего негативный) круг проблем, связанных
с Россией. Все это приводит к
перекосам в восприятии, что наглядно
видно из опроса русских и американских
студентов. Американским студентам
были заданы различные вопросы о
нашей стране. Большинство ассоциаций,
пришедших им на ум при слове «Россия»,
имели негативную окраску: холодный,
коммунизм, Холодная война, Сталин, Чернобыль,
бедная. Однако необходимо отметить и
нейтральные ассоциации: водка, шапка-ушанка,
Москва, олимпиады, Сибирь. Ответы российских
студентов менее идеологичны: независимость,
свобода, Голливуд, Президент Буш, Макдоналдс.
Среди отличительных черт характера,
которые приписывают
Чаще всего стереотипы
взаимовосприятия служат помехой успешной
межкультурной коммуникации. Но все
же их роль не следует рассматривать
как исключительно
Заключение:
Рассмотренные нами аспекты изучения этнических стереотипов далеко не исчерпывают всего разнообразия подходов и методов исследования этой области социальной психологии. Множественность точек зрения на содержание, своеобразие и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому вопросу за последнее время как в России, так и за рубежом, лишний раз демонстрируют актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия. Характер межнациональных отношений на современном этапе, массовые миграции, нарастание процессов дезинтеграции при одновременном стремлении человечества к объединению и стиранию государственных границ, предъявляют свои требования к выбору тем и методов социальной психологии.
В заключение хотелось бы еще
раз подчеркнуть, что стереотипы,
являясь определенными
Список используемой литературы:
1. 2011 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
2.Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999
3.Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973
4. На симпозиуме по межнациональным проблемам//Психологический журнал № 4, 1989
5. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского//Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994
6.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990
7.Болотоков В.Х., Суншев З.Ш. Этнопсихологические теории в России. Нальчик, 1997
8.Болотоков В.Х., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М., 1998
Информация о работе Роль стереотипов в восприятии другой культуры