Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:35, курсовая работа
Важнейшей стороной общения является процесс восприятия или перцепция. Что лежит в основе восприятия? Только лишь отражение актуальной и - по возможности - объективной оценки ситуации, или этот процесс детерминируется ранее приобретенными убеждениями и представлениями, формирующими определенную позицию индивида по отношению к тому или иному объекту? В 1918 г. У. Томас и С. Знанецкий ввели в научный обиход понятие социальной установки. В дальнейшем оно уточнялось и конкретизировалось, и наиболее общепринятым на сегодняшний день является определение Г
Введение ….…………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность стереотипа……………………………………..3
1.1 Функции стереотипов………………………………………………...7
1.2 Откуда берутся стереотипы…………………………..........................9
2 Этнос как особая социально-психологическая категория…………..12
2.1 Этнический стереотип: понятие, функции, основные
методы изучения…………………………………………………………….19
3 Стереотипы взаимовосприятия русских и американцев в процессе межкультурной коммуникации……………………………………………35
Заключение ……………………………..…………………………………37
Список используемой литературы……………………………………
Обобщая сказанное, целесообразно
отметить, что чисто психологический
подход к вопросу о происхождении
этнических стереотипов (в русле
психоанализа или необихевиоризма)
не обладает достаточным арсеналом
фактов для исчерпывающего обоснования
причин и механизмов формирования стереотипов
исключительно исходя из индивидуально-психологических
характеристик. Как известно, этнические
стереотипы детерминированы, во-первых,
реальными специфическими чертами
стереотипизируемой группы; во-вторых,
спецификой преломления этих черт через
аппарат восприятия стереотипизирующей
группы; в-третьих, всем комплексом экономических,
политических и культурных взаимоотношений
стереотипизирующей и стереотипизируемой
групп (Трусов, Филиппов, 1984). Отечественные
психологи достаточно единодушны в
признании того факта, что изучение
происхождения этнических представлений
невозможно в отрыве от всестороннего
анализа соответствующей
Интересный аспект формирования
этнических стереотипов в русле
концепции когнитивного диссонанса
затрагивает Р. Оганджанян: он связывает
этот процесс с мерой
Приведенные данные лишний
раз доказывают, что на характер
уже сформированного или
На симпозиуме по межнациональным
проблемам в 1989 году многими участниками
также затрагивался вопрос об источниках
стереотипных представлений о своем
и других народах. Отмечалась роль массового
сознания в формировании образов
других национальностей, где основными
поставщиками фактов выступают «литература,
искусство, слухи, рассказы; в меньшей
степени «коллега по работе» или
«кратковременная эпизодическая встреча»
(Психологический журнал, 1989). Подчеркивался
факт формирования стереотипа в макросреде,
где психологии отводится роль усилителя:
«Когда формируется стереотип, то сначала
формируются отношения, а потом
они уже наполняются
Каждый этнос в процессе своей жизнедеятельности на определенной территории в конкретных социально-экономических и исторических условиях вырабатывает свой уникальный стереотип поведения, который «поставляет» членам этноса общепринятые модели поведения в тех или иных стандартных ситуациях. В данном контексте «стереотип» означает не столько представление о другом этносе, сколько «устойчивые, регулярно повторяемые элементы образа жизни, которые хотя и обладают известной социальной значимостью, однако не носят «событийного характера» и не осознаются носителями поведения как «поступки» (Старовойтова, 1985). Этнический стереотип поведения представляет собой набор типовых программ, направленный, прежде всего, на «нейтрализацию тенденции к индивидуализации поведения, сдерживанию роста его вариативности, ибо ничем не контролируемый рост многообразия неминуемо привел бы к распаду общества» (Байбурин, 1985). Таким образом, этнические особенности поведения выступают важнейшим этноконсолидирующим фактором и основанием для сравнения и сопоставления с другими этносами. По словам С. Арутюнова, «этнические различия проявляются в том, как люди одеваются, как они едят, в их излюбленных позах стояния или сидения, хотя все люди на земле и одеваются, и едят, и сидят» (цит. по Байбурину, 1985). В разных этнических культурах одним и тем же действиям может придаваться различное содержание, или одно и то же содержание может находить различное выражение в поступках. Стереотипные представления как раз и формируются при попытке интерпретировать поведение представителя другого этноса, которое обычно осуществляется с точки зрения особенностей своей собственной культуры.
Это рассуждение логически
подводит нас к выводу о том, что
этнический стереотип обречен на
неадекватное и предвзятое отражение
действительности. Еще У. Липпман
считал неточность и даже ложность
одной из важнейших характеристик
социальных стереотипов. Только с 50-х
гг. получила распространение гипотеза
американского психолога О. Клайнберга
о наличии в стереотипе некоего
«зерна истины». Действительно, этнический
стереотип представляет собой не
просто субъективное мнение о той
или иной этнической общности, а, прежде
всего, ее образ, который, пусть в
искаженном виде, отражает объективную
реальность: свойства двух взаимодействующих
групп и отношения между ними
(Стефаненко, 1998). Некоторыми психологами
выделяется такой критерий истинности
стереотипа, как мера согласованности
представлений о собственной
этнической группе с представлениями
других о ней. Г. Олпорт, выдвинувший
этот критерий, исходил из того, что
чем больше совпадают два различных
мнения об одном и том же объекте,
тем они ближе к истине. По мнению
Д. Кэмпбелла, увеличению удельного
веса реальных черт в этнических стереотипах
способствуют более глубокие и длительные
контакты между группами. Как отмечает
Г. Кцоева, «более значительное влияние
на содержание и направленность этнических
стереотипов оказывает
Для современного научного
подхода к проблеме истинности стереотипа
характерно смещение акцента с его
когнитивного содержания на аффективное:
в центр внимания ставится вопрос
о причинах устойчивости и поляризованности
стереотипа. Согласно концепции У. Вайнэки,
особенность стереотипа состоит
в том, что он соотносится главным
образом не с соответствующим
объектом, а со знаниями других людей
о нем. При этом неважно, истинно
данное знание или ложно, поскольку
главное в стереотипе – не сама
истинность, а убежденность в ней,
причем отличительной стороной такой
убежденности является ее устойчивость,
прочность. Действительно, практика показывает,
что даже в случае доказанности несоответствия
стереотипа действительности, он зачастую
продолжает функционировать, причем с
не меньшей силой и
Особенность этнического
стереотипа как социально-психологического
феномена определяет и набор выполняемых
им функций. Тэджфел выделяет две
функции стереотипа на индивидуальном
и две – на групповом уровне.
К индивидуальному уровню относятся:
1) когнитивная (схематизация, упрощение)
и 2) ценностно-защитная (создание и
сохранение положительного «Я-образа»).
К социальному – 3) идеологизирующая
(формирование и сохранение групповой
идеологии, объясняющей и оправдывающей
поведение группы) и 4) идентифицирующая
(создание и сохранение положительного
группового «Мы-образа). (Шихирев, 1999). Уже
неоднократно отмечалось, что стереотипы
служат для упрощения межэтнической
дифференциации и «экономии» восприятия
в этноконтактных ситуациях. Их роль
также заключается в
Главные выводы исследований
в области социального
1. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории») недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
2. Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного периода времени.
3. Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.
4. Социальные стереотипы становятся более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.
5. Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.
6. Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта (Лебедева, 1999).
Остается открытым вопрос,
существует ли прямая зависимость между
содержанием этнических образов
и фактическими действиями или поступками
по отношению к членам других этнических
групп. Эта проблема была обозначена
еще в 1934 г. классическим экспериментом
Ла-Пьера, суть которого состояла в
исследовании несоответствия установок
и реального поведения. Объективное
наличие этнического стереотипа
у владельцев гостиниц, проявленное
в их письменном отказе поселить у
себя китайских гостей, не отразилось
на реальном поведении (что, однако, могло
объясняться превалированием в
конкретный момент интересов финансовой
выгоды над этническими
Результаты многочисленных
исследований показывают, что установки
преломляются через сложную совокупность
факторов всех трех уровней (общества,
группы и личности), выступающих
в качестве «буфера» между содержанием
сознания и поведением. Тем не менее,
по мнению некоторых ученых, вполне
адекватно проводить параллель
между сознательными действиями
и этническими стереотипами в
связи с интенциональным
Информация о работе Роль стереотипов в восприятии другой культуры