Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:35, курсовая работа
Важнейшей стороной общения является процесс восприятия или перцепция. Что лежит в основе восприятия? Только лишь отражение актуальной и - по возможности - объективной оценки ситуации, или этот процесс детерминируется ранее приобретенными убеждениями и представлениями, формирующими определенную позицию индивида по отношению к тому или иному объекту? В 1918 г. У. Томас и С. Знанецкий ввели в научный обиход понятие социальной установки. В дальнейшем оно уточнялось и конкретизировалось, и наиболее общепринятым на сегодняшний день является определение Г
Введение ….…………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность стереотипа……………………………………..3
1.1 Функции стереотипов………………………………………………...7
1.2 Откуда берутся стереотипы…………………………..........................9
2 Этнос как особая социально-психологическая категория…………..12
2.1 Этнический стереотип: понятие, функции, основные
методы изучения…………………………………………………………….19
3 Стереотипы взаимовосприятия русских и американцев в процессе межкультурной коммуникации……………………………………………35
Заключение ……………………………..…………………………………37
Список используемой литературы……………………………………
Интересный аспект воздействия стереотипов на межличностное и групповое общение затрагивает Н. Лебедева: она выделяет 4 основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.
1. Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане – консервативны, немцы – педантичны).
2. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная).
3. Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания.
4. Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами) (Лебедева, 1999).
Целесообразно рассмотреть
понятие «стереотип» в
И. Кон рассматривает установку как «определенное направление личности, состояние готовности, тенденцию к определенной деятельности, способной удовлетворить какие-то потребности человека» (Кон, 1998). Таким образом, установка представляет собой как бы некий угол зрения или призму, через которую человек рассматривает мир и происходящие в нем события. Как отмечает С. Рыжова, «установки формируют стиль отношения человека к ситуациям с ярко выраженным этническим контекстом и создают психологическую базу для соответствующего поведения в этнонапряженной ситуации» (Рыжова, 1994).
Согласно И. Кону, установка
связана с определенной системой
ожиданий и эталонов, в сравнении
с которыми мы рассматриваем любое
явление. Стереотип, в свою очередь,
является уже сформированным выражением
той или иной социальной установки
по отношению к определенному
явлению. И. Кон рассматривает стереотип
как «неотъемлемый элемент
В связи с анализом понятия
«стереотип» исключительно
В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация и т.п., но и другие когнитивные процессы, прежде всего каузальная атрибуция, или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой (в частности, этнической) принадлежности. Люди объясняют поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуативных, средовых, объективных) факторов. При этом они склонны свои успехи объяснять своими внутренними качествами, а неудачи – внешними обстоятельствами. Напротив, успехи других чаще объясняются внешними, а неудачи – внутренними факторами. Этот феномен неразрывно связан с функцией, которую выполняет в психологической структуре личности «Я-образ», складывающийся как результат взаимодействия базовых оценочных отношений человека к миру, себе и другим людям. Эта функция состоит в защите положительной самооценки самыми разнообразными способами: от завышения своей самооценки до занижения оценки других.
Чрезвычайно интересна в
этой связи проблема происхождения
и формирования стереотипов, уже
косвенно затрагиваемая нами ранее:
являются ли социальные стереотипы следствием
индивидуально-психологических
Необъяснимым с точки
зрения этих двух теорий остается выбор
конкретной этнической общности в качестве
«козла отпущения» или объекта для
проекции: обострение национальной розни
в той или иной конфликтной
ситуации, по-видимому, может быть объяснено
уже ранее существовавшей враждебной
установкой по отношению к конкретной
национальной группе. Как отмечает
И. Кон, в теориях вымещения и
проекции «социальная природа этнических
стереотипов и реальные взаимоотношения
этнических групп остаются в тени.
Предубеждение оказывается чем-
Эта же проблема касается теории «авторитарной личности» Т. Адорно. Здесь механизм основан на амбивалентности ранних отношений в семье: при строгости семейного воспитания у ребенка формируется идеализированное отношение к родителям вместе с бессознательной враждебностью к ним. Невозможность выхода агрессии запускает механизм замещения, по которому негативные импульсы направляются на другие социальные группы. Так формируется так называемая «авторитарная личность», которая отличается высокой степенью конформизма к власти и одновременной подавленной враждебностью к ней, скованностью и догматизмом мышления, недоверием к миру и т.д. Авторитарность в рамках этой теории рассматривается как базовая характеристика, автоматически определяющая поведение индивида в межгрупповой ситуации. «Этническая предубежденность, расизм предстают, таким образом, как частные проявления глубинных черт личности, сформировавшихся в раннем детстве» (Кон, 1998).
Очевидно, что происхождение этнических стереотипов остается лишь частично объяснимым с чисто психологических позиций. Так или иначе, представление о другой этнической группе складывается исторически в процессе реальных взаимоотношений между двумя этносами. Войны, колонизация, опустошение земель или, наоборот, отношения сотрудничества и взаимного уважения оставляют отпечаток в генетической памяти народа, определяя и через столетия окраску и направленность образов друг друга. В онтогенезе стереотип может присваиваться индивидом вне учета исторического контекста и независимо от реального опыта личного общения с представителями того или иного этноса. Воспитание, образование, общественное мнение, средства массовой информации – вот те каналы, через которые человек усваивает общественные нормы и ценности, приобщается к элементам своей культуры и формирует представления о других этносах. Исследования показывают, что в раннем детстве человек еще свободен от каких-либо стереотипных представлений (что автоматически снимает вопрос об их врожденном характере), но уже в младшем школьном возрасте стереотипы начинают активно усваиваться и использоваться детьми, значительно опережая формирование собственных ясных представлений об этнических группах (Платонов, Почебут, 1993).
«Первый слой» этнической
специфики сознания закладывается
еще в раннем сенсомоторном опыте
ребенка вместе с восприятием
им нормы социального
Анализ исторических и
литературных памятников дает многое
для понимания механизма
Аналогичный механизм формирования
представлений о другом этносе обнаруживается
при сопоставлении образов
Таким образом, происхождение
этнических стереотипов глубоко
укоренено в исторической памяти
народа, и их устойчивость обеспечивается
передачей из поколения в поколение
в форме фольклора, эпоса, летописных
и литературных памятников. Важно
отметить, что богатейший материал
для изучения процесса формирования
этнического самосознания народа и,
как следствие, этнических стереотипов
поведения и восприятия других этносов
дает изучение особенностей народного
языка и словообразования. «Язык
является поистине копилкой исторического
опыта народа в гораздо большей
степени, чем любая другая сфера
культуры» (Поршнев, 1964) А. Потебня по
праву считал язык не только главным
этнодифференцирующим, но и этноформирующим
признаком, обусловливающим само существование
этноса. Анализ имен, этнонимов, топонимов,
даже астронимов показывает глубокую
закрепленность в языке своеобразия
среды обитания и неразрывно связанного
с ней мышления народа: «Полный
список имен народа не только содержит
указания на отрицательно оцениваемые
явления природной среды (имена-обереги),
но дает достаточно обстоятельную характеристику
животному и растительному
Информация о работе Роль стереотипов в восприятии другой культуры