Регулирование международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мировом сообществе все возрастающие масштабность и значимость приобретают процессы международной экономической интеграции. Являясь результатом в первую очередь грандиозных успехов научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда, они привели к радикальному изменению облика мировой экономики, к появлению в последние десятилетия XX в. такого феномена, как высокоэффективные региональные интеграционно-хозяйственные комплексы. Среди них наиболее заметная роль принадлежит западноевропейскому интеграционно-экономическому региону, добившемуся крупных успехов в деле взаимопроникновения и взаимопереплетения ранее самостоятельных национальных хозяйств.

Содержание

Введение 4
1 Основы регулирования международной торговли 6
1.1 Понятие мирового рынка и внешней торговли 6
1.2 Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях 8
1.3 Тарифные и нетарифные методы регулирования внешне-экономической деятельности 10
2 Современное состояние и регулирование мировой торговли 18
2.1 Мировое регулирование внешней торговли 18
2.2 Структура и тенденции мировой торговли 24
2.3 Основные показатели мировой торговли 27
3 Место Республики Беларусь в мировой торговле 33
3.1 Регулирование внешней торговли в Республике Беларусь 33
3.2 Состояние и перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь 36
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

1526 Регулирование международной торговли.doc

— 507.50 Кб (Скачать)

В период с 2002 по 2004 гг. на страны СНГ приходилось более половины белорусского экспорта товаров. По итогам внешней торговли за 2006 и 2008 годы удельный вес стран СНГ в экспорте Республики Беларусь уменьшился с 53,1 процента в 2004 г. до 44,2 процента в 2006 г. и 43,6 процента в 2008 г., в основном за счет уменьшения доли Российской Федерации с 47,1 процента в 2004 году до 34,7 процента в 2008 году.

Перераспределение в  указанном соотношении произошло  также за счет увеличения доли экспорта в страны Европы с 38,0 процентов в 2004 году до 46,5 процента в 2007 году, Америки – с 2,6 процента до 3,6 процента.

Товарооборот Республики Беларусь со странами СНГ в период с 2003 по 2008 годы возрос в 2,8 раза и составил по итогам 2008 г.  40,46 млрд. долларов США. Экспорт товаров увеличился в 2 раза и составил 14,4 млрд. долларов, импорт составил 26,05 млрд. долларов.

Рисунок 3.1 Структура товарооборота  по странам СНГ

Примечание. Источник собственная  разработка на основе статистических сборников за 2008 год.

 

Основными товарными  позициями белорусского экспорта в  страны СНГ в течение 2006-2008 годов были продукты питания, тракторы, грузовые автомобили, строительные материалы, дорожная техника, нефтепродукты, телевизоры, холодильники и морозильники, лекарственные средства, шины, соединения гетероциклические, мебель, продукция легкой промышленности.

СНГ на современном этапе имеет долю в мировой торговле лишь около 2%, в то время как на долю Советского Союза приходилось более 20%. В мировом валовом продукте удельный вес стран Содружества и того меньше - всего 1,5%, а в объеме привлекаемых инвестиций - только 0,5%. Такой результат обусловлен нарушением хозяйственных связей и эффективного взаимодействия между странами.

Среди российских регионов наиболее тесные связи Беларусь имеет с Москвой, Санкт–Петербургом, Тюменской, Московской и Смоленской областями, на долю которых приходится около 70% белорусско–российского товарооборота.

Расширению регионального  сотрудничества способствуют непосредственные контакты руководства нашей страны с главами российских регионов. Так, в ходе неоднократных встреч с  мэром Москвы Юрием Лужковым стороны договорились строить работу на основе комплексной программы сотрудничества, был создан Совет делового сотрудничества в 2003 году. В итоге товарооборот между Беларусью и Москвой с $3,5 млрд. в 2002 году возрос почти до $9,7 млрд. в 2008–м. Прирост составлял более $1 млрд. в год.

Эффективность сотрудничества России и Республики Беларусь можно  проследить на изменение товарооборота  между этими странами на протяжении нескольких последних лет (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1 Товарооборот между Россией и Республикой Беларусь

Показатель

В фактических ценах, млрд. долл. США

Темп роста, %

2007/2006

2008/2007

Товарооборот

2006 год

2007 год

2008 год

Товарооборот

19,93

26,1

34,19

131,0

131,0

экспорт

6,85

8,89

10,59

129,8

119,1

импорт

13,08

17,21

23,6

131,6

137,1

Сальдо

-6,23

-8,32

-13,01

133,5

156,4


Примечание. Источник собственная  разработка на основе статистических сборников за 2007-2008 гг.

 

Товарооборот Республики Беларусь с Российской Федерацией в 2008 году составил $34,19 млрд. и возрос по сравнению с 2007 годом на 31,0%.

По итогам прошлого года экспорт белорусских товаров  в Россию увеличился на 19,1% до $10,59 млрд., импортные поставки возросли на 37,1% до $23,6 млрд. Отрицательное сальдо во внешней торговле с Россией составило $13,01 млрд.

Сальдо по внешнеэкономической  деятельности в абсолютном измерении  увеличилось на 4,7 млрд. долл., что  является неблагоприятной тенденцией в развитии внешнеэкономической  деятельности страны, темп роста также  вырос и составил 156,7% по сравнению  с прошлым периодом 133,5%.

Прирост белорусских  экспортных поставок в РФ за 2008 год составил $1,7 млрд. Наиболее существенно увеличился экспорт тракторов, прутков из углеродистой стали, грузовых автомобилей, шин, поршневых двигателей внутреннего сгорания, частей и оборудования для автомобилей и тракторов, сыров и творога, молока и сливок сгущенных и сухих.

Основное увеличение импорта из России пришлось на нефть, газовый конденсат, природный газ, отходы и лом черных металлов, изолированные  провода, кабели, прутки из легированных сталей, циклические углеводороды, электроэнергию и др.

Подведём итоги внешнеэкономического взаимодействия Республики Беларусь со странами вне СНГ на основании  темпов роста товарооборота (рис.3.2).

 

 Рисунок 3.2 Товарооборот со странами вне СНГ, млрд.долл.

Примечание. Источник собственная  разработка на основе статистических сборников за 2007-2008 гг.

 

Товарооборот Республики Беларусь со странами вне СНГ в  период с 2003 по 2008 годы возрос в 2,9 раза и составил по итогам 2008 г. 31,9 млрд. долларов США. Экспорт товаров увеличился в 3,1 раза и составил 18,5 млрд. долларов, импорт составил 13,4 млрд. долларов. Основными товарными позициями белорусского экспорта в страны вне СНГ в течение рассматриваемого периода были нефтепродукты, калийные удобрения, продукты питания, тракторы, грузовые автомобили, лесоматериалы, шины, продукция химической и легкой промышленности.

В период с 2003 по 2008 годы удельный вес европейских стран  в общем объеме товарооборота  со странами вне СНГ увеличился с 75,6 процента до 76,7 процента. Основными торговыми партнерами в этом регионе являются Нидерланды, Германия, Польша, Великобритания, Италия, Литва, Латвия, Швеция, Франция. Из Республики Беларусь в страны Европы поставляются нефтепродукты, калийные удобрения, казеин, тракторы, стекловолокно, синтетические нити, готовая одежда, лесоматериалы, микроскопы, медицинские приборы, мебель, металлопродукция, строительные материалы и др.

Товарооборот Республики Беларусь со странами Азии в период с 2003 по 2007 годы возрос в 3,2 раза и составил по итогам 2008 г. 4,5 млрд. долларов США. Основными торговыми партнерами в этом регионе являются Китай, Индия, Турция, Япония.

В страны Азии Беларусь поставляет, в основном, калийные удобрения, соединения гетероциклические, жгуты синтетических нитей, грузовые автомобили, металлопродукцию и др.

В течение последних  пяти лет товарооборот Республики Беларусь со странами Африки возрос на 44,1 процента и составил по итогам 2008 г. 2,16 млрд. долларов США. Основным торговым партнером в этом регионе является Египет. В страны Африки осуществляются поставки тракторов, стали легированной, полуфабрикатов из углеродистой стали, частей и оборудования для автомобилей и тракторов, подшипников, тканей кордных, двигателей внутреннего сгорания, насосов жидкостных и др.

Товарооборот Республики Беларусь со странами Америки в период с 2003 по 2007 годы возрос в 2,9 раза и составил по итогам 2008 г. 2,7 млрд. долларов США. Основными  торговыми партнерами в этом регионе  являются США, Бразилия, Аргентина, Канада, Куба. В страны Америки поставляются, в основном, калийные и азотные удобрения, готовая одежда, шины, фанера клееная и др.

Европейский Союз является вторым после России экспортным партнером  Беларуси. Годовой товарооборот со странами ЕС составляет 3,3 млрд. евро в год или 37% дохода Минска от внешней торговли.

Наиболее значимыми  торговыми партнерами Беларуси из числа  стран-членов ЕС являются Германия, Великобритания, Нидерланды и Италия.

Одним из ключевых принципов  устойчивого развития внешнеэкономической деятельности Беларуси является ее многовекторность. В 2008 г. Беларусь торговала со 174 странами мира. Белорусские товары экспортировались на рынки 139 государств, импортировалась продукция из 159 стран. Вместе с тем многовекторную политику Беларусь проводила с первого дня образования в июле 1990 г.

Концептуальной основой  формирования многовекторной внешнеэкономической  стратегии должна стать политика освоения новых рынков, преимущественно  перспективных рынков развивающихся  стран, при одновременном освоении новой конкурентоспособной продукции.

Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Перспективной во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является работа по следующим направлениям [12].

•  Активное расширение внешнеторговых отношений со всеми странами мира (особенно Азии, Латинской Америки и Африки) при сохранении завоеванных рынков.

В решении данного  вопроса многое зависит от самих предприятий-экспортеров, от того, насколько эффективно проводится маркетинговая политика, организуется работа товаропроводящей сети, совершенствуются логистические системы экспорта товаров, диверсифицируются структуры белорусского экспорта по конкретным рынкам, осуществляется сертификация в соответствии со стандартами мирового рынка.

Рассматривая перспективы  развития экспортно-импортных отношений, следует обращать внимание и на инвестиционные возможности внешнеторговых партнеров.

-  Расширение товаропроводящей сети за счет создания новых объектов продвижения отечественной продукции.

-  Ориентация белорусских предприятий на торговлю компонентами в цепочке транснациональных компаний. Особое внимание следует обратить на ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

- Активный маркетинговый подход и участие белорусских производителей в международных выставках-ярмарках.

-  Экологизация экспорта Республики Беларусь. Уже в настоящее время при участии в тендере нескольких предприятий партнеры из ЕС неизменно отдают предпочтение тем, у кого имеется экологический сертификат.

Для обеспечения равного доступа товаров, производимых в Беларуси, на мировые рынки особое значение приобретает унификация национальных норм, правил и стандартов с международными требованиями. Решение данной задачи должно предусматривать создание информационной базы по вопросам технических, санитарных и экологических требований, которые предъявляются в стране; унификацию отечественной технико-экологической оценки с международной; разработку системы регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом международного опыта по защите национального производства и обеспечения внешней экологической безопасности.

В новых геополитических  условиях перспективы расширения внешнеторговых связей с зарубежными странами в значительной степени зависят от активной позиции Беларуси. Сегодня необходимо больше действовать не по вертикали, а по горизонтали: белорусский экспортер - зарубежный предприниматель, белорусская торговая палата - зарубежная региональная торговая палата, ибо во все времена прогрессу развития внешнеторговых связей между государствами способствовал экономический интерес деловых людей.

 

 

 

Заключение

 

 

В международной торговле ведущую роль играют промышленно  развитые страны Северной Америки и Западной Европы, Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. На эти страны приходится значительная часть мирового производства товаров и услуг и большая часть выпуска товаров массового производства.

Около 80% экспорта из промышленно развитых стран направляется на рынки других промышленно развитых стран; более 70% экспорта из развивающихся стран также поступает на рынки развитых стран.

Среди основных тенденций  в международной торговле на современном  этапе можно выделить следующие:

1. Глобализация международной торговли. Эта тенденция проявляется в формировании глобального экспортно-импортного мирового рынка товаров и услуг, в устойчивом росте объемов международных финансовых, инвестиционных и инновационных экспортно-импортных потоков при одновременной их усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости.

Основными чертами глобализации международной торговли являются:

- интеграция;

- рост темпов международной  торговли и международного движения  капитала;

- транснационализация  и корпоративность мирового экспорта;

- дальнейшая унификация  правил и норм международной  торговли.

2. Возрастание роли научно-технического прогресса и электронных технологий. Влияние научно-технического прогресса на международную торговлю ведет к изменению структуры мировой торговли и изменению способов ведения внешнеторговой деятельности. В XIX веке в международной торговле преобладали сырье, продовольствие и текстильные изделия. В современных условиях, в связи с углублением международной специализации и кооперации, прежде всего в сфере промышленности, в товарной структуре международной торговли существенно возросла доля готовых промышленных товаров, особенно машин и оборудования.

3. Доминирующая роль информационного продукта. Глобализация международной торговли повлекла за собой естественную потребность в обмене информацией. Это связано, в первую очередь, с тем, что происходит формирование информационного общества, когда обладание информацией определяет способность компании реагировать на быстрые изменения во внутренней и особенно внешней среде. Наибольшая доля в экспорте услуг развитых стран принадлежит информационным услугам.

Информация о работе Регулирование международной торговли