Регулирование международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мировом сообществе все возрастающие масштабность и значимость приобретают процессы международной экономической интеграции. Являясь результатом в первую очередь грандиозных успехов научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда, они привели к радикальному изменению облика мировой экономики, к появлению в последние десятилетия XX в. такого феномена, как высокоэффективные региональные интеграционно-хозяйственные комплексы. Среди них наиболее заметная роль принадлежит западноевропейскому интеграционно-экономическому региону, добившемуся крупных успехов в деле взаимопроникновения и взаимопереплетения ранее самостоятельных национальных хозяйств.

Содержание

Введение 4
1 Основы регулирования международной торговли 6
1.1 Понятие мирового рынка и внешней торговли 6
1.2 Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях 8
1.3 Тарифные и нетарифные методы регулирования внешне-экономической деятельности 10
2 Современное состояние и регулирование мировой торговли 18
2.1 Мировое регулирование внешней торговли 18
2.2 Структура и тенденции мировой торговли 24
2.3 Основные показатели мировой торговли 27
3 Место Республики Беларусь в мировой торговле 33
3.1 Регулирование внешней торговли в Республике Беларусь 33
3.2 Состояние и перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь 36
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

1526 Регулирование международной торговли.doc

— 507.50 Кб (Скачать)

Указанные выше группы являются самыми многочисленными и охватывают более половины всех:

- таможенные формальности;

- технические стандарты и нормы  (по безопасности товаров для  потребителей);

- санитарные и ветеринарные  требования;

- стандарты упаковки и маркировки  разливу напитков;

- сведения о стране происхождения  ввозимых товаров и др.

Названные методы, непосредственно  не направлены на ограничение внешней  торговли и относятся больше к  административным бюрократическим  процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей; регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях; льготные условия для участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и т.д.).

Последние две группы методов непосредственно  не направлены на ограничение импорта  или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к  этому результату.

Нетарифные методы требуют больших  затрат, дают больше возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более простые по механизму их осуществления экономические методы.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования  импорта (а иногда и экспорта) относятся  лицензии и квоты [17, c. 243].

Практически все промышленно  развитые страны применяют эти нетарифные методы.

В настоящее время  мировая практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования  внешнеторговой деятельности.

Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты  по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

Среди методов нетарифного  регулирования следует упомянуть  административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

Специфическим методом  регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, — беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

Определяющим моментом в современном развитии мировой  экономики и международных экономических  отношений является международное  движение капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его  в объект острой международной конкуренции сделали настоятельно важным выработку международных стандартов и правил в этой области.

На национальном уровне административное регулирование движения капитала осуществляется в основном в рамках двухсторонних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска инвестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегулирования споров.

Формы стимулирования и  поощрения экспорта или финансовые методы торговой политики, к ним  относятся:

Субсидии — Это денежная выплата  направленная на поддержку национальных производителей и косвенная дискриминацию  импорта.

По характеру выплат они делятся  на: прямые и косвенные.

Косвенные - это скрытое датирование  экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия  страхования, возврат импортных  пошлин, займов по ставке ниже рыночных.

Прямые - это непосредственные выплаты экспортера после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.

Кредитование — это скрытое  субсидирование экспортера, финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Демпинг — этот метод заключается  в продвижении товаров на внешний  рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен  существующих в этих странах.

Технические барьеры — это скрытый  метод торговой политики возникшие  в силу того, что национальные технически-административные и другие нормы и правила построены так чтобы препятствовать ввозу товара из-за рубежа.

Экспорт и импорт обычно лицензируются.

Лицензирование — регулирование  внешнеэкономической деятельности через разрешения, вызываемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Основными видами лицензий являются разовая и генеральная [9, c. 201].

Разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом госуправления конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки.

Генеральная — разрешение на ввоз или вывоз того или иного  товара в течении года без ограничений  количества сделок.

Практически все промышленно развитые страны имеют этот нетарифный метод. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур.

Квоты — это предельные объемы определенных товаров, которые разрешено  импортировать (экспортировать) на территорию страны в течение определенного  срока.

Квоты бывают: индивидуальными, ограничивающими  ввоз (вывоз) в одну конкретную страну; групповыми, устанавливающие объем ввоза(вывоза) в определенную группу стран; глобальными, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется. экспортные, вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями устанавливающие долю каждой страны, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров дефицитного на внутреннем рынке.

Экспортные квоты могут обеспечивать отечественным производителям достаточные  запасы товаров по низким ценам, также  экспортные квоты могут быть использованы для предупреждения использования природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт данных видов тарифа. импортные квоты — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей; для достижения сбалансированности торгового баланса, регулирование спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную политику других государств.

Обычно политика импортных  квот легче поддается административному  управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте.

Квотирование экспорта товаров вводится при необходимости  защиты государственных интересов  на товары, проводимые в Республике Беларусь, для регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, в соответствии с принятыми обязательствами  по международным договорам, а также для принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств. Объемы квот на экспорт устанавливает и утверждает Министерство иностранных дел.

Оно же при необходимости  вносит изменения в квоты и  перечни квотируемых товаров.

Специфическим типом  квотирования, который полностью  запрещает торговлю называется эмбарго. Оно может вводиться в отношения  импорта или экспорта определенного  вида товаров поставленных в конкретные страны или в отношении всех товаров  поставленных в определенные страны, хотя эмбарго вводится в политических целях - последствия могут быть экономическими.

Таким образом, мировая  практика выработала множество мер  регулирования внешнеэкономической  деятельности государства, основная часть  которых направлена на защиту национального производства каждого государства в отдельности.

 

 

2 Современное состояние  и регулирование мировой торговли

 

 

2.1 Мировое регулирование внешней торговли

 

 

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) как глобальная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, было создано в Женеве в 1947 г. Это было время, когда США, укрепив свою экономику после Второй мировой войны, повели борьбу за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность развития товарооборота.

На основе американских предложений был разработан проект устава Международной торговой организации (МТО), задача которой заключалась в том, чтобы обеспечить регулирование мировой торговли и постепенно либерализовать ее. Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами; вместо него в действие вступило многостороннее соглашение об основных нормах таможенной политики (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Созданное на базе несколько скорректированных американских предложений оно проникнуто идеей свободы торговли, т.е. равенства всех участвующих сторон [6, c. 180].

В конечном счете определились следующие базовые положения  и нормы, в соответствии с которыми осуществлялась деятельность ГАТТ и современной его преемницы ВТО:

- недискриминация, режим наибольшего благоприятствования, основанные на взаимном обеспечении равного подхода к товарам и услугам, происходящим из всех стран, и национального режима, или равного подхода к товарам и услугам импортного и отечественного происхождения в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих торговлю;

- неприменение количественных ограничений или аналогичных им мер в целях защиты национального рынка;

- взаимность в предоставлении торговых уступок, связанных с расширением доступа товаров и услуг на рынки стран-членов;

- разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров с использованием специально созданного для этого в ВТО механизма.

- ведение внешнеторговых операций на частно-правовой основе.

Первое и важнейшее  положение, принявшее форму режима наибольшего благоприятствования, есть не что иное, как тезис о необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешней торговли. Режим наибольшего благоприятствования формулируется как обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Этот декларируемый тезис, однако, допускает исключения в случаях создания специальных экономических (интеграционных) группировок.

В момент создания ГАТТ такие исключения предоставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. В настоящее время, однако, основная масса исключений из режима наибольшего благоприятствования приходится на интеграционные группировки: Европейский союз, Европейскую Ассоциацию свободной торговли, латиноамериканские, североамериканские и другие региональные интеграционные группировки, а также ассоциированные с ними страны. Особо оговорено предоставление развивающимся странам права пользоваться преференциальным таможенным режимом на односторонней основе, т.е. без взаимного снижения пошлин на товары, импортируемые из развитых стран.

Второе положение касается признания правомочности применения средств внешнеторгового регулирования. ГАТТ признает пошлины в качестве единственного приемлемого средства. Все остальные формы и методы применяться не должны, а в тех случаях, когда их применение осуществляется, это должно носить временный характер и обосновываться исключительными обстоятельствами.

В качестве иллюстрации  можно сослаться на ряд положений  ГАТТ, относящихся к использованию таких мер, как количественные ограничения.

ГАТТ не рекомендовал странам-участницам использовать квоты, а также экспортные или импортные лицензии. Однако в тексте ГАТТ содержится перечень возможных исключений, когда введение количественных ограничений становится приемлемым и возможным. Сюда относятся случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения равновесия платежного баланса.

Негативным было и  отношение ГАТТ к таким государственным мерам, как стимулирование производства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и помощи и т.д. Эти меры не допускаются к использованию в тех случаях, когда это ведет к дискриминации стран — участниц соглашения.

Информация о работе Регулирование международной торговли