Регулирование международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мировом сообществе все возрастающие масштабность и значимость приобретают процессы международной экономической интеграции. Являясь результатом в первую очередь грандиозных успехов научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда, они привели к радикальному изменению облика мировой экономики, к появлению в последние десятилетия XX в. такого феномена, как высокоэффективные региональные интеграционно-хозяйственные комплексы. Среди них наиболее заметная роль принадлежит западноевропейскому интеграционно-экономическому региону, добившемуся крупных успехов в деле взаимопроникновения и взаимопереплетения ранее самостоятельных национальных хозяйств.

Содержание

Введение 4
1 Основы регулирования международной торговли 6
1.1 Понятие мирового рынка и внешней торговли 6
1.2 Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях 8
1.3 Тарифные и нетарифные методы регулирования внешне-экономической деятельности 10
2 Современное состояние и регулирование мировой торговли 18
2.1 Мировое регулирование внешней торговли 18
2.2 Структура и тенденции мировой торговли 24
2.3 Основные показатели мировой торговли 27
3 Место Республики Беларусь в мировой торговле 33
3.1 Регулирование внешней торговли в Республике Беларусь 33
3.2 Состояние и перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь 36
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

1526 Регулирование международной торговли.doc

— 507.50 Кб (Скачать)

Рост темпов международной торговли и международного движения капитала.

Транснационализация и корпоративность мирового экспорта. На современном этапе транснациональные корпорации (ТНК) становятся основными фигурантами мировой экономики, определяя ее надстрановую глобализацию, динамику и стратегию развития. Общее число ТНК в 1999 году достигло 60000, а количество их филиалов за рубежом - 600000. Годовой объем продаж зарубежных филиалов ТНК в этом же году вырос до 15 трлн. долларов США, совершено 24000 слияний и поглощений на общую сумму 2,3 трлн. долларов США. Объем деятельности ТНК превышает сегодня 50 % мирового производства и 2/3 мировой торговли, им принадлежит 4/5 мирового банка патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Примерно 80% интеллектуального капитала и 1/3 активов также принадлежит ТНК. Они контролируют около 80% финансовых потоков. Именно деятельность этих компаний обусловила увеличение темпов роста прямых иностранных инвестиций. При этом необходимо иметь ввиду, что без тесной связи с банками даже крупнейшие международные корпорации не могут сохранять свое превосходство на конкурентоспособном уровне.

Унификация  правил и норм международной торговли. Рост международной торговли, который в послевоенные годы происходил довольно высокими темпами, связан с улучшением торгово-политического режима в отношениях между странами, его либерализацией, появлением международных организаций, способствующих торговым обменам.

Кроме того, на процесс  глобализации, безусловно, влияют такие  факторы, как политическое сотрудничество, либерализация международной торговли, миграция рабочей силы, международные  финансовые операции.

2. Возрастание роли научно-технического прогресса и электронных технологий. Влияние научно-технического прогресса на международную торговлю ведет к изменению структуры мировой торговли и изменению способов ведения внешнеторговой деятельности. В XIX веке в международной торговле преобладали сырье, продовольствие и текстильные изделия. В современных условиях, в связи с углублением международной специализации и кооперации, прежде всего в сфере промышленности, в товарной структуре международной торговли существенно возросла доля готовых промышленных товаров, особенно машин и оборудования.

В настоящее время  изменение структуры мировой  торговли также проявляется в  увеличении доли наукоемкой продукции  и доли электронного и телекоммуникационного  оборудования на мировом рынке.

3. Доминирующая роль информационного продукта. Глобализация международной торговли повлекла за собой естественную потребность в обмене информацией. Это связано, в первую очередь, с тем, что происходит формирование информационного общества, когда обладание информацией определяет способность компании реагировать на быстрые изменения во внутренней и особенно внешней среде. Наибольшая доля в экспорте услуг развитых стран принадлежит информационным услугам.

Следует отметить, что  рассмотренные основные тенденции  современной международной торговли взаимосвязаны и взаимообусловлены. Глобализация ведет к повышению роли внешнего фактора в деятельности предприятий и фирм, что в свою очередь обуславливает необходимость свободного и быстрого получения информации о конъюнктуре мирового рынка. А развитие научно-технического прогресса, с одной стороны, позволяет осуществить доступ к информации, быстро и с наименьшими затратами заключить контракт, а с другой стороны, является одним из факторов взаимозависимости стран.

Наряду с вышеперечисленными основными тенденциями, в международной торговле в современных условиях можно выделить еще целый ряд тенденций, таких как:

  • возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона (в 1995 году на их долю приходилось 65% экспорта развивающихся стран, значительное место в экспорте этой группы государств принадлежит так называемым новым индустриальным странам (НИС) и Китаю, который в последнее десятилетие очень бурно обновлял свой промышленный потенциал);
  • уменьшение доминирующей роли США в международной торговле (в 2001 году удельный вес в мировом экспорте товаров и услуг составлял 11,9 и 18,1% , то в 2005 году – 9,7 и 16% соответственно; в то время, как удельный вес Германии в 2001 году – 9,3 и 5,5% и в 2005 году – 10,0 и 6,3%);
  • возрастание роли экологических аспектов продукции мирового товарооборота;
  • быстрый рост торговли между развивающимися странами (экспортная экспансия НИС);
  • рост объемов рынка услуг, особенно в экспорте индустриальных стран;
  • увеличение объемов внутриотраслевой торговли между развитыми странами и т.д.

 

 

2.3 Основные показатели мировой торговли

 

 

В долларовом выражении  объём мировой торговли в 2008 году приведён в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Объём мировой торговли в 2008 году

 

Объём мировой торговли, млрд.$

2008 г./2007 г., %

Всего

в т.ч.

Всего

в т.ч.

экспорт

импорт

экспорт

импорт

 

Товары * 

 

31895

 

15775

 

16120

 

16

 

16

 

16

 

Коммерческие услуги 

 

7200

 

3730

 

3470

 

14

 

14

 

13

Внешнеторговый оборот

(товары + коммерческие

услуги)

 

39095

 

19505

 

19590

 

16

 

16

 

15


*без реэкспорта и импорта  для реэкспорта.

Примечание. Источник [14].

 

Крупнейшими экспортёрами товаров (объёмы экспорта в млрд. долларов США) по состоянию на 01.01.2009 года являются:

1. Германия  - 1465 млрд. долларов США,

2. Китай – 1428 млрд. долларов США,

3. США - 1301 млрд. долларов США.

Крупнейшие импортёры товаров:

1. США 2166 млрд. долларов США,

2. Германия 1206 млрд. долларов США,

3. Китай 1133 млрд. долларов США.

 

Таблица 2.3 Лидеры экспортеры и импортёры в мировой торговле товарами в 2008 году, млрд. долл. США

Место

Экспортеры

Стоимость

Доля

Ежегодное процентное изменение

Место

Импортеры

Стоимость

Доля

Ежегодное процентное изменение

1

Germany                                                                                                                                                                                                                                        

1465

9,1

11

1

United States                                                                                                                                                                                                                                  

2166

13,2

7

2

China                                                                                                                                                                                                                                          

1428

8,9

17

2

Germany                                                                                                                                                                                                                                        

1206

7,3

14

3

United States                                                                                                                                                                                                                                  

1301

8,1

12

3

China                                                                                                                                                                                                                                          

1133

6,9

19

4

Japan                                                                                                                                                                                                                                          

712,8

4,9

10

4

Japan                                                                                                                                                                                                                                          

762

4,4

7

5

France                                                                                                                                                                                                                                         

634

4,0

12

5

United Kingdom                                                                                                                                                                                                                                 

708

4,4

3

6

Netherlands                                                                                                                                                                                                                                    

609

4,0

19

6

France                                                                                                                                                                                                                                         

632

4,3

14

7

Italy                                                                                                                                                                                                                                          

540

3,5

18

7

Italy                                                                                                                                                                                                                                          

534

3,5

14

8

United Kingdom                                                                                                                                                                                                                                 

477

3,1

10

8

Netherlands                                                                                                                                                                                                                                    

556

3,5

10

9

Belgium                                                                                                                                                                                                                                        

4748

3,1

33

9

Belgium                                                                                                                                                                                                                                        

470

2,9

14

10

Canada                                                                                                                                                                                                                                         

419,0

3,0

4

10

Korea

                                                                                                                                                                                                                                         

435

2,7

22


Примечание. Источник [14].

 

Следует отметить, что  доля развивающихся стран в мировой  торговле товарами в 2008 году значительно  увеличилась и достигла:           

- по экспорту – 38 %;           

- по импорту – 34 %.

Динамику изменения  мировой торговли товарами можно  проследить на основании табл. 2.4.

 

 

Таблица 2.4 Мировая торговля товарами в 1948, 1953, 1963, 1973, 1983, 1993, 2003 и 2008 годах

(Миллиард долларов и проценты)

 

1948

1953

1963

1973

1983

1993

2003

2008

                 
 

Стоимость

Общемировая торговля

59

84

157

579

1838

3675

7375

15775

 

Доли 

Общемировая торговля

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

North America

28,1

24,8

19,9

17,3

16,8

18,0

15,8

13,6

United States

21,7

18,8

14,9

12,3

11,2

12,6

9,8

8,5

Canada

5,5

5,2

4,3

4,6

4,2

4,0

3,7

3,1

Mexico

0,9

0,7

0,6

0,4

1,4

1,4

2,2

2,0

Asia

14,0

13,4

12,5

14,9

19,1

26,1

26,2

27,9

China

0,9

1,2

1,3

1,0

1,2

2,5

5,9

8,9

Japan

0,4

1,5

3,5

6,4

8,0

9,9

6,4

5,2

India

2,2

1,3

1,0

0,5

0,5

0,6

0,8

1,1

Australia and New Zealand

3,7

3,2

2,4

2,1

1,4

1,4

1,2

1,2

Six East Asian traders

3,4

3,0

2,4

3,4

5,8

9,7

9,6

9,3

Евросоюз

39,1

42,2

45,5

42,1

43,9

47,3

44,1

40,4

Страны остального мира

18,8

19,6

22,1

25,7

20,2

8,6

13,9

18,1


Примечание. Источник [8].

 

Определим тенденцию  развития азиатско-тихоокеанского региона  по отношению к мировой торговле, для чего построим диаграмму изменения  доли Северной Америки, Азии в общемировом  объёме товарооборота.

Рисунок 2.1 Тенденция развития азиатско-тихоокеанского региона по отношению к мировой торговле

 

На рисунке 2.1 явно прослеживается тенденция развития азиатско-тихоокеанского региона, начиная с 1983 года, который  является переломным для стран азиатского региона,  доля товарооборота азиатских стран начинает неуклонно расти, и уже к 2007 году составляет 27,9%. В то время как доля Северной Америки под предводительством США в общемировом товарообороте к 2008 году составила 13,6%, в то время как в 90-х годах доля составляла порядка 20%.

Основными товарами мировой  торговли являются: продукция сельского  хозяйства, продукция топливно-добывающей промышленности, железо и сталь, химическая продукция, автоматическое оборудование, текстиль и одежда.

 

Таблица 2.5 Мировой экспорт важнейших групп товаров в 2008 году

 

Сельско-хозяйственные  продукты

Продукты топливо-добывающей промышленности

Производство

   

Итого

В том числе нефтепродукты

Итого

Железо и сталь

Химическая продукция

Офисная и телекоммуникационная техника

Автоматическое оборудование

Текстиль

Одежда

Стоимость

1128

2659

2038

9500

474

1483

1514

1183

238

345

Доля в мировой торговле товарами

8,3

19,5

15,0

69,8

3,5

10,9

11,1

8,7

1,7

2,5

Ежегодное процентное изменение

                   

1980-85

-2

-5

-5

2

-2

1

9

5

-1

4

1985-90

9

3

0

15

9

14

18

14

15

18

1990-95

7

2

1

9

8

10

15

8

8

8

1995-00

-1

10

12

5

-2

4

10

5

0

5

2000-07

13

21

20

12

22

17

8

13

7

10

2005

8

38

43

10

17

12

11

7

4

6

2006

11

28

23

13

18

13

14

11

8

12

2008

19

15

13

15

27

19

4

16

9

12

Информация о работе Регулирование международной торговли