Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мировом сообществе все возрастающие масштабность и значимость приобретают процессы международной экономической интеграции. Являясь результатом в первую очередь грандиозных успехов научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда, они привели к радикальному изменению облика мировой экономики, к появлению в последние десятилетия XX в. такого феномена, как высокоэффективные региональные интеграционно-хозяйственные комплексы. Среди них наиболее заметная роль принадлежит западноевропейскому интеграционно-экономическому региону, добившемуся крупных успехов в деле взаимопроникновения и взаимопереплетения ранее самостоятельных национальных хозяйств.
Введение 4
1 Основы регулирования международной торговли 6
1.1 Понятие мирового рынка и внешней торговли 6
1.2 Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях 8
1.3 Тарифные и нетарифные методы регулирования внешне-экономической деятельности 10
2 Современное состояние и регулирование мировой торговли 18
2.1 Мировое регулирование внешней торговли 18
2.2 Структура и тенденции мировой торговли 24
2.3 Основные показатели мировой торговли 27
3 Место Республики Беларусь в мировой торговле 33
3.1 Регулирование внешней торговли в Республике Беларусь 33
3.2 Состояние и перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь 36
Заключение 42
Список использованных источников 44
Рост темпов международной торговли и международного движения капитала.
Транснационализация и корпоративность мирового экспорта. На современном этапе транснациональные корпорации (ТНК) становятся основными фигурантами мировой экономики, определяя ее надстрановую глобализацию, динамику и стратегию развития. Общее число ТНК в 1999 году достигло 60000, а количество их филиалов за рубежом - 600000. Годовой объем продаж зарубежных филиалов ТНК в этом же году вырос до 15 трлн. долларов США, совершено 24000 слияний и поглощений на общую сумму 2,3 трлн. долларов США. Объем деятельности ТНК превышает сегодня 50 % мирового производства и 2/3 мировой торговли, им принадлежит 4/5 мирового банка патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Примерно 80% интеллектуального капитала и 1/3 активов также принадлежит ТНК. Они контролируют около 80% финансовых потоков. Именно деятельность этих компаний обусловила увеличение темпов роста прямых иностранных инвестиций. При этом необходимо иметь ввиду, что без тесной связи с банками даже крупнейшие международные корпорации не могут сохранять свое превосходство на конкурентоспособном уровне.
Унификация правил и норм международной торговли. Рост международной торговли, который в послевоенные годы происходил довольно высокими темпами, связан с улучшением торгово-политического режима в отношениях между странами, его либерализацией, появлением международных организаций, способствующих торговым обменам.
Кроме того, на процесс
глобализации, безусловно, влияют такие
факторы, как политическое сотрудничество,
либерализация международной
2. Возрастание роли научно-технического прогресса и электронных технологий. Влияние научно-технического прогресса на международную торговлю ведет к изменению структуры мировой торговли и изменению способов ведения внешнеторговой деятельности. В XIX веке в международной торговле преобладали сырье, продовольствие и текстильные изделия. В современных условиях, в связи с углублением международной специализации и кооперации, прежде всего в сфере промышленности, в товарной структуре международной торговли существенно возросла доля готовых промышленных товаров, особенно машин и оборудования.
В настоящее время изменение структуры мировой торговли также проявляется в увеличении доли наукоемкой продукции и доли электронного и телекоммуникационного оборудования на мировом рынке.
3. Доминирующая роль информационного продукта. Глобализация международной торговли повлекла за собой естественную потребность в обмене информацией. Это связано, в первую очередь, с тем, что происходит формирование информационного общества, когда обладание информацией определяет способность компании реагировать на быстрые изменения во внутренней и особенно внешней среде. Наибольшая доля в экспорте услуг развитых стран принадлежит информационным услугам.
Следует отметить, что
рассмотренные основные тенденции
современной международной
Наряду с вышеперечисленными основными тенденциями, в международной торговле в современных условиях можно выделить еще целый ряд тенденций, таких как:
2.3 Основные показатели мировой торговли
В долларовом выражении объём мировой торговли в 2008 году приведён в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Объём мировой торговли в 2008 году
Объём мировой торговли, млрд.$ |
2008 г./2007 г., % | |||||
Всего |
в т.ч. |
Всего |
в т.ч. | |||
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт | |||
Товары * |
31895 |
15775 |
16120 |
16 |
16 |
16 |
Коммерческие услуги |
7200 |
3730 |
3470 |
14 |
14 |
13 |
Внешнеторговый оборот (товары + коммерческие услуги) |
39095 |
19505 |
19590 |
16 |
16 |
15 |
*без реэкспорта и импорта для реэкспорта.
Примечание. Источник [14].
Крупнейшими экспортёрами товаров (объёмы экспорта в млрд. долларов США) по состоянию на 01.01.2009 года являются:
1. Германия - 1465 млрд. долларов США,
2. Китай – 1428 млрд. долларов США,
3. США - 1301 млрд. долларов США.
Крупнейшие импортёры товаров:
1. США 2166 млрд. долларов США,
2. Германия 1206 млрд. долларов США,
3. Китай 1133 млрд. долларов США.
Таблица 2.3 Лидеры экспортеры и импортёры в мировой торговле товарами в 2008 году, млрд. долл. США
Место |
Экспортеры |
Стоимость |
Доля |
Ежегодное процентное изменение |
Место |
Импортеры |
Стоимость |
Доля |
Ежегодное процентное изменение |
1 |
Germany |
1465 |
9,1 |
11 |
1 |
United States |
2166 |
13,2 |
7 |
2 |
China |
1428 |
8,9 |
17 |
2 |
Germany |
1206 |
7,3 |
14 |
3 |
United States |
1301 |
8,1 |
12 |
3 |
China |
1133 |
6,9 |
19 |
4 |
Japan |
712,8 |
4,9 |
10 |
4 |
Japan |
762 |
4,4 |
7 |
5 |
France |
634 |
4,0 |
12 |
5 |
United Kingdom |
708 |
4,4 |
3 |
6 |
Netherlands |
609 |
4,0 |
19 |
6 |
France |
632 |
4,3 |
14 |
7 |
Italy |
540 |
3,5 |
18 |
7 |
Italy |
534 |
3,5 |
14 |
8 |
United Kingdom |
477 |
3,1 |
10 |
8 |
Netherlands |
556 |
3,5 |
10 |
9 |
Belgium |
4748 |
3,1 |
33 |
9 |
Belgium |
470 |
2,9 |
14 |
10 |
Canada |
419,0 |
3,0 |
4 |
10 |
Korea |
435 |
2,7 |
22 |
Примечание. Источник [14].
Следует отметить, что
доля развивающихся стран в мировой
торговле товарами в 2008 году значительно
увеличилась и достигла:
- по экспорту – 38 %;
- по импорту – 34 %.
Динамику изменения мировой торговли товарами можно проследить на основании табл. 2.4.
Таблица 2.4 Мировая торговля товарами в 1948, 1953, 1963, 1973, 1983, 1993, 2003 и 2008 годах
(Миллиард долларов и проценты) | ||||||||
1948 |
1953 |
1963 |
1973 |
1983 |
1993 |
2003 |
2008 | |
Стоимость | ||||||||
Общемировая торговля |
59 |
84 |
157 |
579 |
1838 |
3675 |
7375 |
15775 |
Доли | ||||||||
Общемировая торговля |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
North America |
28,1 |
24,8 |
19,9 |
17,3 |
16,8 |
18,0 |
15,8 |
13,6 |
United States |
21,7 |
18,8 |
14,9 |
12,3 |
11,2 |
12,6 |
9,8 |
8,5 |
Canada |
5,5 |
5,2 |
4,3 |
4,6 |
4,2 |
4,0 |
3,7 |
3,1 |
Mexico |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
0,4 |
1,4 |
1,4 |
2,2 |
2,0 |
Asia |
14,0 |
13,4 |
12,5 |
14,9 |
19,1 |
26,1 |
26,2 |
27,9 |
China |
0,9 |
1,2 |
1,3 |
1,0 |
1,2 |
2,5 |
5,9 |
8,9 |
Japan |
0,4 |
1,5 |
3,5 |
6,4 |
8,0 |
9,9 |
6,4 |
5,2 |
India |
2,2 |
1,3 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
1,1 |
Australia and New Zealand |
3,7 |
3,2 |
2,4 |
2,1 |
1,4 |
1,4 |
1,2 |
1,2 |
Six East Asian traders |
3,4 |
3,0 |
2,4 |
3,4 |
5,8 |
9,7 |
9,6 |
9,3 |
Евросоюз |
39,1 |
42,2 |
45,5 |
42,1 |
43,9 |
47,3 |
44,1 |
40,4 |
Страны остального мира |
18,8 |
19,6 |
22,1 |
25,7 |
20,2 |
8,6 |
13,9 |
18,1 |
Примечание. Источник [8].
Определим тенденцию развития азиатско-тихоокеанского региона по отношению к мировой торговле, для чего построим диаграмму изменения доли Северной Америки, Азии в общемировом объёме товарооборота.
Рисунок 2.1 Тенденция развития азиатско-тихоокеанского региона по отношению к мировой торговле
На рисунке 2.1 явно прослеживается тенденция развития азиатско-тихоокеанского региона, начиная с 1983 года, который является переломным для стран азиатского региона, доля товарооборота азиатских стран начинает неуклонно расти, и уже к 2007 году составляет 27,9%. В то время как доля Северной Америки под предводительством США в общемировом товарообороте к 2008 году составила 13,6%, в то время как в 90-х годах доля составляла порядка 20%.
Основными товарами мировой торговли являются: продукция сельского хозяйства, продукция топливно-добывающей промышленности, железо и сталь, химическая продукция, автоматическое оборудование, текстиль и одежда.
Таблица 2.5 Мировой экспорт важнейших групп товаров в 2008 году
Сельско-хозяйственные продукты |
Продукты топливо-добывающей промышленности |
Производство | ||||||||
Итого |
В том числе нефтепродукты |
Итого |
Железо и сталь |
Химическая продукция |
Офисная и телекоммуникационная техника |
Автоматическое оборудование |
Текстиль |
Одежда | ||
Стоимость |
1128 |
2659 |
2038 |
9500 |
474 |
1483 |
1514 |
1183 |
238 |
345 |
Доля в мировой торговле товарами |
8,3 |
19,5 |
15,0 |
69,8 |
3,5 |
10,9 |
11,1 |
8,7 |
1,7 |
2,5 |
Ежегодное процентное изменение |
||||||||||
1980-85 |
-2 |
-5 |
-5 |
2 |
-2 |
1 |
9 |
5 |
-1 |
4 |
1985-90 |
9 |
3 |
0 |
15 |
9 |
14 |
18 |
14 |
15 |
18 |
1990-95 |
7 |
2 |
1 |
9 |
8 |
10 |
15 |
8 |
8 |
8 |
1995-00 |
-1 |
10 |
12 |
5 |
-2 |
4 |
10 |
5 |
0 |
5 |
2000-07 |
13 |
21 |
20 |
12 |
22 |
17 |
8 |
13 |
7 |
10 |
2005 |
8 |
38 |
43 |
10 |
17 |
12 |
11 |
7 |
4 |
6 |
2006 |
11 |
28 |
23 |
13 |
18 |
13 |
14 |
11 |
8 |
12 |
2008 |
19 |
15 |
13 |
15 |
27 |
19 |
4 |
16 |
9 |
12 |