Регулирование международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мировом сообществе все возрастающие масштабность и значимость приобретают процессы международной экономической интеграции. Являясь результатом в первую очередь грандиозных успехов научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда, они привели к радикальному изменению облика мировой экономики, к появлению в последние десятилетия XX в. такого феномена, как высокоэффективные региональные интеграционно-хозяйственные комплексы. Среди них наиболее заметная роль принадлежит западноевропейскому интеграционно-экономическому региону, добившемуся крупных успехов в деле взаимопроникновения и взаимопереплетения ранее самостоятельных национальных хозяйств.

Содержание

Введение 4
1 Основы регулирования международной торговли 6
1.1 Понятие мирового рынка и внешней торговли 6
1.2 Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях 8
1.3 Тарифные и нетарифные методы регулирования внешне-экономической деятельности 10
2 Современное состояние и регулирование мировой торговли 18
2.1 Мировое регулирование внешней торговли 18
2.2 Структура и тенденции мировой торговли 24
2.3 Основные показатели мировой торговли 27
3 Место Республики Беларусь в мировой торговле 33
3.1 Регулирование внешней торговли в Республике Беларусь 33
3.2 Состояние и перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь 36
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

1526 Регулирование международной торговли.doc

— 507.50 Кб (Скачать)

 

Анализируя данные таблицы 2.5 можно констатировать тот факт, что основную долю в мировом экспорте товарами занимают продукты топливно-добывающей промышленности, почти 20%, из которых 15% составляют нефтепродукты; из товаров производства наибольшую долю в мировом экспорте занимают химическая продукция (10,9) и офисная и телекоммуникационная техника (11,1%).

В 1973-1990 гг. когда на мировом  рынке происходили резкие повышения  цен на нефть и некоторые виды промышленного сырья, и в результате развитые страны сориентировали экономическую политику на форсирование разработки и использования ресурсосберегающей технологии, рост экспорта продукции добывающей промышленности почти приостановился. В; 90-х гг. он, хотя и увеличился по сравнению с предшествующим периодом под влиянием оживления в экономике, но все же отставал от роста экспорта аграрной продукции. Особенно показательным в этом отношении был 2000 г.: тогда экспорт продукции добывающей промышленности увеличился менее, чем на 1 %, продукции сельского хозяйства на 8 %, а обрабатывающей -почти на 15 %.

Высокая чувствительность мировых рынков сырьевых товаров  к изменению общехозяйственной  конъюнктуры обусловлена тем, что  сырье является исходным материалом для промышленного производства и изготовления продуктов питания: потребность в нем существует всегда, требуя удовлетворения, при ограниченности одних видов сырья и избыточном предложении других видов, в том числе многих его видов, не поддающихся длительному хранению (продовольственное сырье).

Особенностью мировой торговли являются следующие составляющие:

1. Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда.

2. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 1/5 мирового товарооборота.

3. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование транспортные средства, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары.

4. Практика международной торговли выделяет четыре основных ее метода - это прямая торговля, транзитная торговля, торговля через посредников, торговля через организованные товарные рынки (международные товарные биржи, тендеры, аукционы выставки, ярмарки).

5. Основным элементом  внешнеторговых сделок является порядок совершения внешнеторговых операций, который нашел свое отражение в международных правилах поставки, определении требований к товару, его стоимости, упаковке, страховке, перевозке, переходах права собственности на товар - Инкотермс-2000.

Необходимо отметить состояние мировой торговли во время  мирового кризиса.

Мировая торговля является одним из аспектов, пострадавших от глобального экономического спада, и некоторая статистика просто поражает. К концу 2009 года мировая торговля значительно упала. Согласно Мировому Банку, стоимость экспорта из отдельно взятых 65 стран мира, которые отвечают за 97% мировой торговли, выросла на 20,2% в сентябре по сравнению с сентябрем прошлого года. Однако, в ноябре экспорт снизился на 17,3% по сравнению с 2008 годом, а затем на 32,6% в январе по сравнению с январем 2008 года. В марте руководство южнокорейского порта Busan, который долгое время являлся самым заполненным в мире, сообщило, что у них недостаточно места, чтобы хранить почти 32 000 пустых контейнеров. Оценки Мировой торговой организации предполагают, что объемы торговли сократятся еще на 1/10 в 2010 году. Однако недавняя статистика из крупных стран дает возможность верить, что спад торговли, возможно, прошел.

Одной из причин быстрого падения было то, что по мере снижения спроса торговцы использовали свои запасы. Когда они истощились, нужно было размещать новые заказы для удовлетворения спроса. Это частично объясняет конец  спада. Также нужно учитывать тот факт, что правительства влили значительные суммы денег в экономики как часть налоговых и монетарных экспансий. В настоящий момент это поддерживает мировой спрос на торговые товары.

Однако, для сбалансированного  восстановления торговли, мировой спрос должен восстановиться у своего источника. При условии решения проблемы недостаточного спроса, которая нависла над мировой экономикой, восстановление мировой торговли следует ожидать в ближайшее время [15].

 

 

3 Место Республики Беларусь  в мировой торговле

 

 

3.1 Регулирование  внешней торговли в Республике  Беларусь

 

 

Внешняя торговля регулируется Законом «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» от 25 ноября 2004 года, а также Таможенным кодексом Республики Беларусь, Законом "О таможенном тарифе", указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства, актами Государственного таможенного комитета и других ведомств.

Осуществлять внешнеторговую деятельность может любая белорусская  компания со дня ее государственной  регистрации. При этом она должна зарегистрироваться на региональной таможне. Внешнеторговые операции совершаются только на основании соответствующих контрактов.

В целях либерализации  экономических условий и инвестиционного  климата в Беларуси с 1 апреля 2009 года упрощен порядок проведения и контроля внешнеторговых операций. Существовавший прежде механизм оформления паспорта сделки был заменен процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу. Регистрация будет осуществляться в день представления документа, посредством которого оформлен внешнеторговый договор.

Резидентам, осуществляющим внешнеторговые операции, предоставлено  право не регистрировать сделки при  предварительной оплате в полном объеме (при экспорте) либо предварительном  поступлении товаров в полном объеме (при импорте); а также проводить с разрешения Национального банка расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию республики.

Резиденты, осуществляющие внешнеторговые операции, могут также прекращать обязательства путем заключения договора факторинга либо с использованием неденежных форм; осуществлять перемену лиц в обязательстве с перерегистрацией сделки; самостоятельно определять сведения, указываемые в документах, посредством которых оформлены внешнеторговые операции (за исключением условий расчета, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таких документах).

Работы в пользу белорусского резидента должны быть выполнены  в течение 90 календарных дней с  даты платежа. За превышение сроков предусмотрен штраф в размере 2% от суммы не поступившего платежа или стоимости непоставленного товара, но не более суммы сделки по контракту. Указанные сроки в исключительных случаях могут быть продлены Министерством торговли Республики Беларусь.

Ставки таможенных пошлин являются едиными  и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу  Республики Беларусь, видов сделок и других факторов, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством.

Ставки таможенных пошлин определяются Советом Министров  Республики Беларусь.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают  режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций).

Начисление, уплата и  взимание таможенной пошлины на товар производятся на основе его таможенной стоимости.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, на основе вычитания стоимости, на основе сложения стоимости, резервным методом.

Основным является метод  по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенной стоимостью по которому является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Беларусь. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов.

Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе». Индивидуально тарифные льготы юридическим и физическим лицам Республики Беларусь предоставляются Президентом Республики Беларусь.

Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в  фиксированном размере в зависимости  от категории товаров, и их размер не зависит от таможенной стоимости  товаров. Данная норма установлена Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 г. № 443 «О таможенных сборах».

Для регулирования внешней  торговли используются также нетарифные меры регулирования.

 

Рисунок 3.1 Нетарифные меры регулирования

Экспорт отдельных товаров осуществляется по лицензиям Министерства торговли, выдаваемым по согласованию с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в зависимости от вида и происхождения товара.

Экспорт текстильных  изделий осуществляется по специальным  лицензиям образца Европейского союза для торговли текстильными изделиями в страны ЕС и Турцию. Резиденты свободных экономических  зон Республики Беларусь экспортируют продукцию собственного производства без лицензий на экспорт.

Импортные квоты устанавливаются  на рыбу и морепродукты, продукты их переработки, алкогольные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, табачные изделия, сахар-сырец, экспортные —  на минеральные удобрения, отходы и лом черных и цветных металлов, текстильные изделия.

Распределение квот, как  правило, осуществляется путем проведения конкурса (аукциона), участники которого направляют в комиссию по организации  проведения конкурса свои предложения  по применению тех или иных выделяемых квот. По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые способны реализовать квоту на наиболее выгодных для государства экономических условиях.

Победителю аукционной продажи квот выдается сертификат, дающий право получить лицензию на экспорт или импорт квотируемых товаров. Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям аукциона, не может превышать срока действия квоты, а также продлеваться.

На территории Республики Беларусь объектами экспортного контроля (специфическими товарами, работами, услугами) признаются:

- товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности:

- химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия;

- товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств;

- товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;

- оружие массового поражения и средства его доставки;

- продукция военного назначения;

- товары и технологии двойного применения;

- шифровальные средства (работы, услуги), включая шифровальную технику, а также специальные технические изделия, предназначенные для негласного получения информации.

Внешнеторговые операции с объектами экспортного контроля (специфическими товарами (работами, услугами) осуществляются в соответствии с  единым порядком лицензирования, ввоза и вывоза, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Основой торговой политики страны являются заключенные Республикой  Беларусь международные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Такие соглашения существуют с более  чем 80 государствами мира, в том числе со всеми странами СНГ. Основная часть межправительственных соглашений Республикой Беларусь предусматривает установление режима свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования.

Соглашением о Таможенном союзе между Беларусью, Россией, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном предусмотрено установление единого таможенного пространства. Таможенный союз основан на признании международных норм и ориентируется на принципы ВТО.

В рамках Таможенного  союза отменены таможенные пошлины, акцизы, квоты, лицензии, тарифные и количественные ограничения, касающиеся взаимной торговли. Достигнуто полное соответствие торговых режимов участников союза по отношению к третьим странам. Снят таможенный контроль на внутренних границах.

 

 

3.2 Состояние и перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь

 

 

Исходя из объективно сложившихся исторических и экономических  предпосылок, наиболее развитыми остаются экономические связи Беларуси со странами СНГ, особенно Россией.

Информация о работе Регулирование международной торговли