Развитие отношений Республики Беларусь с государствами-участниками Содружества Независимых Государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение деятельности СНГ на современном этапе, а также определение возможной концепции построения внешней политики Республики Беларусь в Содружестве с учетом национальных интересов. Рассматриваются новые факторы и тенденции в обеспечении совместной безопасности, место и роль СНГ в современной Евразии. Особое внимание уделяется новым стратегическим установкам Содружества, налаживанию хозяйственных связей. Дан анализ состоянию торгово-экономических отношений Республики Беларусь с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………
МЕСТО И РОЛЬ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………
Предпосылки образования Содружества Независимых Государств ……………………………………………………..
1.2. Правовое поле Содружества Независимых Государств………
1.3. Поиск государствами-участниками СНГ приоритетов ……….
ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СНГ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ…………………
2.1. СНГ как вектор во внешней политике Республики Беларусь……………
2.2. Российская Федерация как основной партнер Республики Беларусь в Содружестве Независимых Государств……..…..
2.3. Взаимоотношения Республики Беларусь с государствами-участниками СНГ (кроме России)……
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СНГ
3.1 Итоги кишиневского заседания Совета глав государств СНГ..
3.2 Создание полноценной зоны свободной торговли – ближайшая цель и главная задача……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….

Работа содержит 1 файл

DiplomaСНГ.doc

— 775.00 Кб (Скачать)

По итогам переговоров  в Минске Премьер-министра Республики Беларусь В.Ермошина и Премьер-министра  Республики Молдова Василе Тарлева 28 августа 2001 года подписан пакет документов, существенно расширяющих сферы сотрудничества между Республикой Беларусь и Республикой Молдова.

По итогам 2001 года внешнеторговое сальдо Республики Беларусь со странами СНГ сложилось положительным со всеми государствами, кроме России, Армении и Грузии. Причем, отрицательное сальдо с Грузией составило всего 2 тысячи долларов США; с Арменией - 465 тыс. долл. США и уменьшилось по сравнению с прошлым годом  в 2 раза.

Такая ситуация была обусловлена  увеличением белорусского экспорта в Армению (в 1,75 раза), Грузию (в 1,5 раза), Казахстан (в 1,5 раза), Кыргызстан (в 1,8 раза), Молдову (на 14,0 %), Россию (на 6,1 %), Таджикистан (на 6,3 %), Узбекистан (в 1,6 раза), а также снижением импорта из всех стран СНГ, кроме Армении, Грузии, Молдовы и Туркменистана.

Снижение белорусского экспорта произошло в 3 страны СНГ  – Азербайджан (73,8 % к уровню 2000 года), Туркменистан (4,8 %) и Украину (75,4 %). 

Снижение экспорта в  Туркменистан было обусловлено тем, что в 2000 году в данную республику было поставлено значительное количество тракторов (2038 штук), грузовых автомобилей (238 штук), автомобилей спецназначения (55 штук), прицепов и полуприцепов (29 штук), бульдозеров (31 штука), холодильников и морозильников (1512 штук), шин.

Со странами СНГ продолжается активное экономическое сотрудничество.

8 августа 2001 года в Баку прошли  переговоры Премьер-министра Республики  Беларусь В.В.Ермошина с Президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. По итогам визита было подписано 6 соглашений, в том числе об избежании двойного налогообложения и о принципах взимания косвенных налогов.

26 мая 2001 года в г. Ереване  в ходе официального визита  Президента Республики Беларусь в Республику Армения подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Армения.

Вопросы двустороннего  сотрудничества обсуждались 30 ноября 2001 года Президентами А.Г. Лукашенко  и Р.Кочаряном перед заседанием Совета глав государств СНГ. Руководители стран обменялись мнениями о ходе исполнения договоренностей, достигнутых во время последнего визита в Армению А.Г.Лукашенко, а также наметили основные пути их дальнейшей реализации. Основное внимание при этом уделялось вопросам торгово-экономического характера.

Советом Министров  Республики Беларусь 19 июля 2001 года утвержден  План совместных мероприятий по реализации Программы долгосрочного экономического сотрудничества между Республикой  Беларусь и Республикой Казахстан на 2001-2008 годы. В 2001 году товарооборот с Казахстаном снизился на 42,8 % вследствие значительного снижения импорта из данной страны – на 81,4 %, в частности, снижения поставок ячменя и прекращения поставок пшеницы и ациклических углеводородов.

Вопросы наращивания  и дальнейшего стимулирования торгово-экономического сотрудничества между Республикой  Беларусь и Кыргызской Республикой обсуждались в январе 2001 года в Минске во время рабочей встречи президентов А.Г.Лукашенко и Аскара Акаева. Подготовлен проект Договора между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой о дружбе и сотрудничестве.

Вопросы развития сотрудничества Беларуси и Кыргызстана в рамках договоренностей, достигнутых в ходе встречи президентов  двух стран в январе 2001 года, были обсуждены на первом заседании межправительственной белорусско-кыргызской совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству 16-18 апреля. Основным вопросом, включенным в повестку дня заседания комиссии, являлась организация межгосударственных поставок хлопка в обмен на тракторы и сельскохозяйственную технику в 2001-2002 годах. Для Беларуси, имеющей развитую легкую промышленность, особое значение имеет возможность поставки хлопка и шерсти из Среднеазиатского региона. По завершении встречи были подписаны три межправительственных соглашения, в том числе, о взаимопоставках товаров на эквивалентной основе.

26 июля 2001 года в ходе  визита в Минск президента  Таджикистана Эмомали Рахмонова  подписаны Соглашение между Правительством  Республики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан о долгосрочном торгово-экономическом сотрудничестве до 2005 года, а также Программа долгосрочного торгово-экономическом сотрудничестве до 2005 года.

В рамках переговоров  лидеров двух государств стороны  обсудили выполнение договоренностей, достигнутых во время официального визита А. Лукашенко в Таджикистан в апреле 2000 г. В частности, обсуждались вопросы о поставке в Беларусь хлопка в объеме 5000 т, увеличении закупок Республикой Беларусь алюминия, о создании совместных предприятий по производству холодильников, мотоциклов, велосипедов, стиральных машин.

По мнению экспертов, развитие двусторонних торговых отношений  сегодня сдерживают ограниченные финансовые и экспортные ресурсы Таджикистана, высокие ставки железнодорожных  тарифов при транспортировке экспортных грузов, а также проблема неплатежей.

Предполагается, что в 2002 году будут разработаны программы  долгосрочного экономического сотрудничества  с Кыргызстаном, Туркменистаном и Узбекистаном.

В 2001 году проведены заседания Белорусско-Армянской, Белорусской Молдавской, Белорусско-Кыргызской, Белорусско-Узбекской комиссий и два заседания Белорусско-Украинской комиссии. Ведется работа по созданию межправительственных комиссий с Туркменистаном, Грузией и Азербайджаном. В результате проведенных мероприятий в рамках сотрудничества с государствами СНГ достигнуты договоренности о поставках в Туркменистан 1000 тракторов "Беларус" за встречные поставки хлопкового волокна; украинская сторона обязалась предоставить ряд льгот для экспорта калийных удобрений и переработки других грузов в Николаевском морском торговом порту, молдавская сторона обязалась рассмотреть возможность принятия адекватных мер в отношении импортируемой белорусской продукции. Рассмотрены вопросы участия производственных объединений «Минский тракторный завод», «БелАЗ» и других предприятий в тендерах на основе иностранных инвестиций и кредитов,   выделяемых   международными   организациями   Республике Таджикистан.

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СНГ

 

 

3.1.  Итоги  кишиневского заседания Совета  глав государств СНГ

 

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 6-7 октября  находился с визитом в г. Кишиневе, где принял участие в заседании  Совета глав государств СНГ и внеочередной сессии Совета коллективной безопасности стран-членов Договора о коллективной безопасности.

Прошедшая в  Кишиневе встреча президентов стран  Содружества стала первой после  юбилейного саммита, состоявшегося  в прошлом году в Москве. Это  во многом определило круг обсужденных тем, которые включали как в целом перспективы развития СНГ и повышения эффективности деятельности этой международной региональной организации, так и актуальные вопросы взаимодействия практически по всем направлениям сотрудничества. Среди них - экономические контакты, противодействие распространению наркотиков и психотропных веществ, совместная борьба с преступностью, формирование единого информационного пространства, сотрудничество в топливно-энергетической сфере.

Особое внимание в ходе саммита было уделено перспективным задачам создания зоны свободной торговли. Емкость рынка СНГ на сегодняшний день составляет около 300 миллионов человек, однако его потенциал используется лишь на 30-40 процентов.

В ответ на высказанные  украинской стороной серьезные предложения по развитию взаимодействия в экономической сфере было принято решение о целесообразности проведения по этому вопросу отдельной встречи президентов стран Содружества.

Главы государств СНГ приняли решение о создании отделения Антитеррористического центра стран Содружества по Центрально-Азиатскому региону. В ходе саммита была достигнута договоренность о повышении роли институтов постоянных представителей стран-участниц СНГ, а также о более четком разграничении полномочий между руководящими органами Содружества.

Президенты  одобрили Межгосударственную программу  совместных мер по борьбе с преступностью  на 2003-2004 годы. Подчеркнув тот факт, что сотрудничество в правоохранительной сфере доказало свою эффективность, участники саммита высказали  твердое намерение продолжать взаимодействие в этом направлении. В Кишиневе было также подписано решение о подготовке к празднованию 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

В ходе саммита  российская сторона выступила с  предложением переизбрать на должность Председателя Совета глав государств СНГ, которую сейчас занимает Президент России Владимир Путин, лидера украинского государства Леонида Кучму. Однако Президент Беларуси Александр Лукашенко высказался против принятия подобного решения, подчеркнув, что этот вопрос не должен решаться спонтанно. Кроме того, в данный момент Украина не ратифицировала Устав СНГ и поэтому является ассоциированным, а не полноправным членом Содружества.

В рамках пребывания в Кишиневе Александр Лукашенко  провел переговоры с Президентом Молдовы Владимиром Ворониным и лидером Российской Федерации Владимиром Путиным.

На встрече  с молдавским руководителем была подчеркнута важность дальнейшего  развития двусторонних взаимовыгодных связей и усиления торгово-экономического сотрудничества, показатели которого еще не соответствуют имеющимся возможностям и потенциалу двух государств.

Центральной темой  встречи Президентов Беларуси и  России явились вопросы развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества и союзного строительства. Лидеры двух стран дали в целом положительную оценку нынешнему уровню торгово-экономических контактов.

В этом году Беларусь и Россия смогут выйти на объем взаимной торговли в 10 миллиардов долларов США и эту "планку" нужно сохранить, подчеркнули президенты. По их мнению, активизации торгово-экономических связей во многом способствовало введение единых железнодорожных тарифов, "благодаря чему железнодорожные перевозки увеличились на 103 процента", а также переход на единые тарифы на энергоносители, равно как и реализация других союзных решений.

 

 

 

3.2. Создание полноценной  зоны свободной торговли – 

ближайшая цель и главная  задача

 

Как показывают результаты последних лет, обвальное свертывание  взаимных хозяйственных связей не отвечает коренным интересам ни одного из государств-участников СНГ. Оно усиливает спад производства, обусловливает недоиспользование производственных мощностей, снижает платежеспособный спрос, вытесняет отечественные товары с внутренних рынков государств Содружества и т.д. По имеющимся оценкам, примерно половина спада производства за годы кризиса произошла из-за сокращения внутреннего товарооборота между государствами-участниками СНГ и примерно 20,0 % - из-за снижения платежеспособного спроса. Низкая платежеспособность потребителей товаров в государствах-участниках Содружества, неурегулированность платежных отношений, в том числе по накопленной и текущей задолженности, неконвертируемость национальных валют на мировом рынке, имеющиеся различия в темпах проводимых рыночных реформ, а также осуществление государствами-участниками СНГ пока еще недостаточно согласованной налоговой, таможенной  и инвестиционной политики, препятствуют развитию торгово-экономических связей.

Если эта тенденция  сохранится, то в ближайшее время  государства - участники СНГ, по-видимому, не смогут обеспечить поддержание производства и сколько-нибудь широкий сбыт своей продукции с высокой степенью обработки вне своего экономического пространства.

Опыт стран  Центральной Европы, ставших на путь реформирования ранее государств бывшего СССР, показывает, что их попытки в одиночку пробиться на рынки даже ближайших западноевропейских соседей, как правило, оказались неудачными. Новые претенденты на достойное место в мировой экономике вынуждены иметь дело не с отдельными странами, а с интегрированными объединениями государств, каждое из которых связано жесткими обязательствами по защите единого экономического пространства путем согласования таможенной политики, квотирования экспорта, введения дискриминационных требований к качеству чужих товаров и т.д.  Естественным выходом их этой ситуации может быть либо вступление в Европейский союз на продиктованных им условиях, либо создание новой межгосударственной группировки, которая сможет защитить и развить свой внутренний рынок, отстоять права всех своих участников на внешнем рынке при взаимодействии с Европейским союзом, другими интеграционными объединениями.

Учитывая географическое положение Беларуси, она теоретически могла бы сделать выбор – интеграция с Россией или с Европейским Союзом. Очевидно, что присоединение к Европейскому Союзу иллюзорно, хотя бы потому, что действительная интеграция государств возможна лишь при равенстве или близости их уровней экономического развития. Для Беларуси достижение европейского уровня в ближайшей перспективе весьма проблематично.

Создание единого  экономического пространства на территории бывшего СССР (исключая страны Балтии) могло бы помочь возродиться в  оборонных отраслях, металлургии, химии, машиностроении. Это способствовало бы экономическому росту и поддержанию занятости в отечественном народном хозяйстве, сохранило бы освоенный рынок в условиях, когда рынки развитых и развивающихся стран в основном поделены, и пробиться на них даже с качественной продукцией чрезвычайно сложно.

Вероятно, этот вариант в обозримом будущем является наиболее предпочтительным.

Вместе с  тем, значительные различия в уровне социально-экономического развития государств, направленности и темпах проводимых экономических и политических реформ, внешнеполитических и внешнеэкономических ориентаций, неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты не создают благоприятных внутренних и внешних условий для интеграционных процессов в СНГ. На постсоветском пространстве пока нет тех стимулов, которые имелись и привели к успеху интеграцию государств в рамках ЕС.

Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы.

  1. С распадом СССР страны стали искать источники пополнению бюджета, которые можно использовать без развития производства. Был установлен налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины на вывозимые и ввозимые товары, всевозможные сборы за ранее бесплатные услуги. Эти решения мгновенно стали экономическим барьером на пути товаров на границах СНГ. Это усугубило положение в сфере торгово-экономических связей внутри стран СНГ.
  2. Целый ряд объективных обстоятельств диктуют необходимость сохранения теснейших производственно-экономических взаимосвязей, но на новой рыночной основе, сохраняя и развивая те народнохозяйственные связи, которые приносят взаимную выгоду. Государства СНГ попытались смягчить последствия разрыва хозяйственно-экономических связей путем заключения Договора о создании Экономического союза и подписания множества других документов, но все они не имели действенного механизма реализации, зачастую приоритет внутреннего законодательства был выше международных договоренностей.
  3. Отсутствие согласованной политики, различия в законодательствах государств не дают развернуться потенциалу финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций. Недоговоренности на уровне государств, правительств, на макроуровне сдерживают формирование эффективных хозяйственных связей на уровне субъектов хозяйствования.
  4. Приобретенный к настоящему времени, хотя и небольшой, опыт в интеграционных процессах на примере Союза Беларуси и России, Таможенного союза, Центральноазиатского экономического сообщества или, так называемой, разноскоростной интеграции, имеет важное значение для всех государств СНГ, тем более, что эти организационные структуры строятся не в ущерб деятельности всей системы Содружества.
  5. Учитывая необходимость унификации системы налогообложения косвенными налогами в рамках СНГ  с международными принципами в целях создания равных условий деятельности для хозяйствующих субъектов всех стран, целесообразно приступить к разработке механизма взимания НДС при переходе на принцип “места назначения”, имея в виду их взимание налоговыми, а не таможенными органами в связи с созданием единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза.
  6. Применение единых тарифов, скидок и льгот в железнодорожном сообщении явилось бы практическим действием в создании Единого экономического пространства.
  7. Необходимо продолжить реализацию идеи эволюции торгово-экономического сотрудничества при формировании Общего рынка товаров. Государства Таможенного союза приступили к формированию Общего таможенного тарифа, единой акцизной политики, системы косвенных налогов, Транспортного союза и т.д. Вместе с тем ход интеграционного взаимодействия в рамках “пятерки” еще далек от идеала, имеются и серьезные разногласия, и отказ от ранее принятых решений или их неисполнение.
  8. Требует глубокого изучения проблема эффективности и обеспечения баланса внешних и внутренних интересов при вступлении государств-участников Таможенного союза во Всемирную торговую организацию.
  9. Интересы расширения торгово-экономических связей требуют иного подхода по взаимодействию национальных финансово-банковских систем. Назрела острая необходимость выработки концепции заключения Платежного и Валютного союзов  государств-участников СНГ.
  10. Необходимо наиболее полно задействовать уже достигнутые договоренности по созданию и развитию производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений,  поддержке развития производственной кооперации, в областях внешнеэкономической и инвестиционной деятельности.

Информация о работе Развитие отношений Республики Беларусь с государствами-участниками Содружества Независимых Государств