Развитие научно-технического и производственного сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрены и исследованы особенности развития и функционирования ТНК в мировой экономике, проанализирована необходимость государственного регулирования ТНК, выявлены основные проблемы, стоящие перед Республики Беларусь как в становлении белорусских ТНК, так и в развитии сотрудничества ТНК с белорусскими предприятиями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. …4
1. ТНК как субъект мировой экономики………………………………………......6
1.1 Сущность, причины возникновения и виды ТНК……………………….........6
1.2 Государственное регулирование деятельности ТНК…………………….......14
2. Роль ТНК в мировой экономике и научно-техническом прогрессе………….17
2.1 Влияние ТНК на мировую экономику………………………………………..17
2.2 ТНК как источник иностранных инвестиций и новых технологий…………22
3. Проблемы сотрудничества Республики Беларусь и ТНК…………………….28
3.1 Проблемы и возможности развития отечественных ТНК в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….28
3.2 Перспективы сотрудничества ТНК с белорусскими предприятиями……....31
Заключение………………………………………………………………………....35
Список использованных источников…………………………………………......38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 105.34 Кб (Скачать)

Но одного привлечения ТНК в национальную экономику мало. Необходимо, чтобы государство поддерживало малый и средний бизнес. Оно должно быть нацелено не на получение прямых иностранных инвестиций, причем на любых условиях, а на создание отечественной экономической базы, которая могла бы успешно развиваться от присутствия иностранных фирм. Иначе ТНК могут вытеснить отечественных производителей с внутреннего рынка в связи с наличием низких цен на продукцию первых. Может возникнуть и безработица, а также в целом экономическая нестабильность экономики в связи с переходом большей части ресурсов к иностранным корпорациям.

Для нашей страны, как  и для других стран с переходной экономикой, важно определить, в  каких областях и отраслях страна обладает сравнительными преимуществами. А затем следует привлекать ТНК, способные оказать содействие в  развитие этих областей и секторов. Однако в дальнейшем государство  должно ограничиться только совершенствованием общих правовых и коммерческих рамок  для деятельности частного сектора, созданием инфраструктуры материально-технического снабжения и системы образования, наконец, стимулированием рынка [17]  .

Таким образом, укрепляется  взаимодействие между ТНК и местными малыми и средними предприятиями. В  целом, необходимо понимать, что общей  идеальной стратегии нет. Любая  стратегия осуществляется в данное время, учитывая конкурентоспособность  национальной экономики. Для осуществления  эффективной стратегии требуется  понимать задачи развития, последовательность и координация усилий.

Среди основных препятствий, возникающих между государством и частным сектором, можно выделить [9, с. 107]:

  • медленные темпы разгосударствления и приватизации отраслей производства;
  • неравные условия для свободной конкуренции;
  • неблагоприятный инвестиционный климат и др.

Однако есть и пути преодоления  этих препятствий. Например, через ускорение  разгосударствления и приватизации, создание условий для свободной  конкуренции, привлечение иностранных  и отечественных долгосрочных инвестиций.

Следует отметить, что в  Беларуси на данный момент уже сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Основным документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс. Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая этот кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах [4].

Беларусь обладает достаточной  инвестиционной привлекательностью, и, в первую очередь, качественными  параметрами, такими как [16]:

  • мобильная, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила;
  • транзитная ориентация транспортной инфраструктуры (выгодное геостратегическое месторасположение);
  • технологический уровень предприятий;
  • готовность руководителей производства к инновациям;
  • регламент защиты окружающей среды, стабильность общества и экономики;
  • правительственная поддержка и наличие инвестиционных льгот;
  • последовательность действий финансовых институтов;
  • развитая система образования и др.

Республика Беларусь уже  имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Страна успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями  – транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования) [6].

При этом следует отметить, что  количество совместных и иностранных  предприятий в РБ постоянно увеличивается (таблица 4).

 

Таблица 4 - Основные показатели деятельности организаций  с иностранными инвестициями

 

 

2000 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Количество организаций  на конец года, единиц

1860

3457

3545

3818

совместные

1179

1841

1903

2091

иностранные

681

1616

1642

1727

Общая сумма уставного  капитала на конец года, млн.долл. США

562

1083

1111

1570

совместные

435

742

750

1189

иностранные

127

341

361

381

Вклад зарубежных инвесторов в уставном капитале на конец года, млн.долл.США

335

724

745

959

совместные

207

383

385

578

иностранные

128

341

360

381


 

Примечание – Источник: [21, с. 50]

Наибольшее количество совместных и иностранных предприятий на территории Беларуси создано с Россией (1002), США (481), Германией (360), Польшей (329), Великобританией (247), Литвой (276), Латвией (194). На протяжении последних лет  число организаций с иностранными инвестициями постоянно растёт: от 2082 в 2002 г. до 3818 на 1 января 2008 г [21, с. 51].

В соответствии с Всемирным  инвестиционным докладом за 2009 год (World Investment Report) Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Беларусь в 2008 году заняла пятое место (после России, Казахстана, Украины и Сербии) среди стран СНГ и Юго-Восточной Европы по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций (более 2 млрд. долларов). По оценкам ЮНКТАД данный результат обусловлен либерализацией белорусского финансового сектора и открытием банковского рынка, розничной торговли и сектора телекоммуникаций для иностранных инвесторов. Также последние данные за 2009 год показали, что в 2009 году в экономику республики поступило около 4,9 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций, что сопоставимо с объемом их привлечения за предыдущие 4 года. А валовой приток зарубежного капитала составил 9,3 млрд. долларов США [5].

Но при этом всё же следует  отметить, что в прямых иностранных инвестициях нуждается ряд экспортоориентированных отраслей промышленности страны (машиностроение и металлобработка, химическая и нефтехимическая и др.). Это видно по состоянию активной части основых фондов, который изнашивается в отдельных отраслях промышленности до 85 %. Такой износ связан с потерей традиционных рынков сбыта, с ухудшением финансового состояния отраслей промышленности, а также со снижением общей конкурентоспособности белорусской продукции.

Последние три проблемы призвана решить Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2006-2010гг. Она предусматривает проникновение  белорусского капитала через ТНК  на рынки стран Балтии и Европы. Таким образом, можно увидеть, что  благодаря привлечению ТНК предоставляется  возможным открыть либо вернуть  те или иные рынки сбыта  (нарастить экспорт) [15].

Таким образом, Республика Беларусь делает некоторые шаги на пути развития и улучшения сотрудничества между  белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями. Это выражается в основном в совершенствовании инвестиционного  климата страны и привлечении  прямых иностранных инвестиций в  основные отрасли промышленности. Но, тем не менее, во многих вопросах Беларусь продолжает отстаивать независимость своей промышленности от ТНК — как западных, так и российских, и даже надеется конкурировать с ними на рынках. Возможно, это бы имело смысл, если бы в стране было достаточно внутренних ресурсов. Но в результате в Республике Беларусь попытки по улучшению инвестиционного климата проходят на фоне мер, направленных на то, чтобы не позволить зарубежному капиталу взять контроль над национальным достоянием, износ которого достиг, как уже упоминалось, где – то 85 % [17].

 

 

 

 

Заключение

На основе приведённой  выше информации можно сделать следующий  вывод: в настоящее время, когда отличительной чертой мировой системы, является растущая взаимосвязь и взаимозависимость государств, глобализация экономических и политических процессов, нет ни одного значительного события в мировой экономике, который происходил бы без участия транснациональных корпораций. ТНК превратились в движущую силу, которая формирует современный облик мировой экономики.

В данной работе были достигнуты поставленные вначале исследования цели, то есть:

- рассмотрены особенности  развития и функционирования  ТНК в мировой экономике;

- проанализирована необходимость  регулирования деятельности ТНК  со стороны государства;

- проведена оценка роли  ТНК в мировой экономике

- выявлены основные проблемы, стоящие перед Республики Беларусь как в становлении белорусских ТНК, так и в развитии сотрудничества ТНК с белорусскими предприятиями

Итак, транснациональные корпорации - это международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.

Механизм функционирования современных ТНК основан на том, что все элементы их многонациональной и транснациональной структуры функционируют как единый согласованный механизм в соответствии со стратегией головной компании. Этот механизм базируется на постоянном расширении сферы деятельности ТНК посредством преодоления ограниченности внутренних рынков. Таким образом, ТНК получают колоссальные экономические преимущества, проистекающие из возможностей развития их внутрифирменных отношений, носящих транснациональный, трансграничный характер.

Следует отметить, что нынешние ТНК становятся по своей финансовой и экономической мощи самостоятельными игроками в мировой экономике  наряду с национальными государствами. Безусловно, ТНК представляют собой  возможность для развития государств, но с другой стороны они становятся более влиятельными, чем многие государства. В связи с этим встаёт закономерный вопрос государственном регулировании  деятельности ТНК, которое является необходимым для стабильного  развития государства в современной  глобальной экономике. Государство  должно выступить тем институтом, который обеспечит прозрачность сделок и создаст механизмы контроля над инвестиционными потоками и  оттоками.

Также при анализе роли ТНК в мировой экономике становится очевидным тот факт, что их деятельность нередко приводит к негативным последствиям для стран и регионов, что отражается в следующем:

  • подавление своей мощью местных фирм;
  • захват ТНК наиболее перспективных отраслей производства и вытеснение с рынка отечественных производителей;
  • установление монопольных цен;
  • нарушение государственных законов, например, укрытие доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;
  • дестабилизация ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов ТНК превышает заработную плату работников местных фирм;
  • сокращение бюджетных доходов из-за применения различных схем налогообложения;
  • возможность оказания влияния на политику правительства данной страны
  • загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия и другие.

Но несмотря на это транснациональные корпорации остаются движущей силой многих ключевых процессов современной мировой экономики и оказывают значительное положительное влияние на экономики различных стран и регионов. Они:

  1. во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг;
  2. контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций, тем самым являются основными инвесторами в развивающиеся страны и активно влияют на уровень их экономического развития, сочетая это с обширными сферами влияния в развитых странах;
  3. являются важнейшим фактором международной трудовой миграции и способствуют распространению профессиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движению рабочей силы;
  4. играют огромную роль в создании и передаче технологии и знаний, концентрируя НИОКР в своих научных центрах. Они же разрабатывают новейшие виды продукции с наиболее востребованными потребительскими свойствами, тем самым способствуя процессу технологического развития производства.

Таким образом, транснациональные  корпорации являются важнейшим локомотивом  развития мирового хозяйства, а также активным участником процесса его технического переоснащения.

Информация о работе Развитие научно-технического и производственного сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями