Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа
Рассмотрены и исследованы особенности развития и функционирования ТНК в мировой экономике, проанализирована необходимость государственного регулирования ТНК, выявлены основные проблемы, стоящие перед Республики Беларусь как в становлении белорусских ТНК, так и в развитии сотрудничества ТНК с белорусскими предприятиями.
Введение…………………………………………………………………………. …4
1. ТНК как субъект мировой экономики………………………………………......6
1.1 Сущность, причины возникновения и виды ТНК……………………….........6
1.2 Государственное регулирование деятельности ТНК…………………….......14
2. Роль ТНК в мировой экономике и научно-техническом прогрессе………….17
2.1 Влияние ТНК на мировую экономику………………………………………..17
2.2 ТНК как источник иностранных инвестиций и новых технологий…………22
3. Проблемы сотрудничества Республики Беларусь и ТНК…………………….28
3.1 Проблемы и возможности развития отечественных ТНК в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….28
3.2 Перспективы сотрудничества ТНК с белорусскими предприятиями……....31
Заключение………………………………………………………………………....35
Список использованных источников…………………………………………......38
Но одного привлечения ТНК в национальную экономику мало. Необходимо, чтобы государство поддерживало малый и средний бизнес. Оно должно быть нацелено не на получение прямых иностранных инвестиций, причем на любых условиях, а на создание отечественной экономической базы, которая могла бы успешно развиваться от присутствия иностранных фирм. Иначе ТНК могут вытеснить отечественных производителей с внутреннего рынка в связи с наличием низких цен на продукцию первых. Может возникнуть и безработица, а также в целом экономическая нестабильность экономики в связи с переходом большей части ресурсов к иностранным корпорациям.
Для нашей страны, как
и для других стран с переходной
экономикой, важно определить, в
каких областях и отраслях страна
обладает сравнительными преимуществами.
А затем следует привлекать ТНК,
способные оказать содействие в
развитие этих областей и секторов.
Однако в дальнейшем государство
должно ограничиться только совершенствованием
общих правовых и коммерческих рамок
для деятельности частного сектора,
созданием инфраструктуры материально-технического
снабжения и системы
Таким образом, укрепляется
взаимодействие между ТНК и местными
малыми и средними предприятиями. В
целом, необходимо понимать, что общей
идеальной стратегии нет. Любая
стратегия осуществляется в данное
время, учитывая конкурентоспособность
национальной экономики. Для осуществления
эффективной стратегии
Среди основных препятствий, возникающих между государством и частным сектором, можно выделить [9, с. 107]:
Однако есть и пути преодоления этих препятствий. Например, через ускорение разгосударствления и приватизации, создание условий для свободной конкуренции, привлечение иностранных и отечественных долгосрочных инвестиций.
Следует отметить, что в Беларуси на данный момент уже сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Основным документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс. Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая этот кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах [4].
Беларусь обладает достаточной инвестиционной привлекательностью, и, в первую очередь, качественными параметрами, такими как [16]:
Республика Беларусь уже
имеет положительный опыт деятельности
иностранных компаний в реализации
крупных и средних
При этом следует отметить, что количество совместных и иностранных предприятий в РБ постоянно увеличивается (таблица 4).
Таблица 4 - Основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями
2000 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | |
Количество организаций на конец года, единиц |
1860 |
3457 |
3545 |
3818 |
совместные |
1179 |
1841 |
1903 |
2091 |
иностранные |
681 |
1616 |
1642 |
1727 |
Общая сумма уставного капитала на конец года, млн.долл. США |
562 |
1083 |
1111 |
1570 |
совместные |
435 |
742 |
750 |
1189 |
иностранные |
127 |
341 |
361 |
381 |
Вклад зарубежных инвесторов в уставном капитале на конец года, млн.долл.США |
335 |
724 |
745 |
959 |
совместные |
207 |
383 |
385 |
578 |
иностранные |
128 |
341 |
360 |
381 |
Примечание – Источник: [21, с. 50]
Наибольшее количество совместных
и иностранных предприятий на
территории Беларуси создано с Россией
(1002), США (481), Германией (360), Польшей (329),
Великобританией (247), Литвой (276), Латвией
(194). На протяжении последних лет
число организаций с
В соответствии с Всемирным инвестиционным докладом за 2009 год (World Investment Report) Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Беларусь в 2008 году заняла пятое место (после России, Казахстана, Украины и Сербии) среди стран СНГ и Юго-Восточной Европы по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций (более 2 млрд. долларов). По оценкам ЮНКТАД данный результат обусловлен либерализацией белорусского финансового сектора и открытием банковского рынка, розничной торговли и сектора телекоммуникаций для иностранных инвесторов. Также последние данные за 2009 год показали, что в 2009 году в экономику республики поступило около 4,9 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций, что сопоставимо с объемом их привлечения за предыдущие 4 года. А валовой приток зарубежного капитала составил 9,3 млрд. долларов США [5].
Но при этом всё же следует отметить, что в прямых иностранных инвестициях нуждается ряд экспортоориентированных отраслей промышленности страны (машиностроение и металлобработка, химическая и нефтехимическая и др.). Это видно по состоянию активной части основых фондов, который изнашивается в отдельных отраслях промышленности до 85 %. Такой износ связан с потерей традиционных рынков сбыта, с ухудшением финансового состояния отраслей промышленности, а также со снижением общей конкурентоспособности белорусской продукции.
Последние три проблемы призвана
решить Национальная программа развития
экспорта Республики Беларусь на 2006-2010гг.
Она предусматривает
Таким образом, Республика Беларусь
делает некоторые шаги на пути развития
и улучшения сотрудничества между
белорусскими предприятиями и
Заключение
На основе приведённой выше информации можно сделать следующий вывод: в настоящее время, когда отличительной чертой мировой системы, является растущая взаимосвязь и взаимозависимость государств, глобализация экономических и политических процессов, нет ни одного значительного события в мировой экономике, который происходил бы без участия транснациональных корпораций. ТНК превратились в движущую силу, которая формирует современный облик мировой экономики.
В данной работе были достигнуты поставленные вначале исследования цели, то есть:
- рассмотрены особенности развития и функционирования ТНК в мировой экономике;
- проанализирована
- проведена оценка роли ТНК в мировой экономике
- выявлены основные проблемы,
стоящие перед Республики
Итак, транснациональные корпорации - это международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.
Механизм функционирования современных ТНК основан на том, что все элементы их многонациональной и транснациональной структуры функционируют как единый согласованный механизм в соответствии со стратегией головной компании. Этот механизм базируется на постоянном расширении сферы деятельности ТНК посредством преодоления ограниченности внутренних рынков. Таким образом, ТНК получают колоссальные экономические преимущества, проистекающие из возможностей развития их внутрифирменных отношений, носящих транснациональный, трансграничный характер.
Следует отметить, что нынешние ТНК становятся по своей финансовой и экономической мощи самостоятельными игроками в мировой экономике наряду с национальными государствами. Безусловно, ТНК представляют собой возможность для развития государств, но с другой стороны они становятся более влиятельными, чем многие государства. В связи с этим встаёт закономерный вопрос государственном регулировании деятельности ТНК, которое является необходимым для стабильного развития государства в современной глобальной экономике. Государство должно выступить тем институтом, который обеспечит прозрачность сделок и создаст механизмы контроля над инвестиционными потоками и оттоками.
Также при анализе роли ТНК в мировой экономике становится очевидным тот факт, что их деятельность нередко приводит к негативным последствиям для стран и регионов, что отражается в следующем:
Но несмотря на это транснациональные корпорации остаются движущей силой многих ключевых процессов современной мировой экономики и оказывают значительное положительное влияние на экономики различных стран и регионов. Они:
Таким образом, транснациональные корпорации являются важнейшим локомотивом развития мирового хозяйства, а также активным участником процесса его технического переоснащения.