Развитие научно-технического и производственного сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрены и исследованы особенности развития и функционирования ТНК в мировой экономике, проанализирована необходимость государственного регулирования ТНК, выявлены основные проблемы, стоящие перед Республики Беларусь как в становлении белорусских ТНК, так и в развитии сотрудничества ТНК с белорусскими предприятиями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. …4
1. ТНК как субъект мировой экономики………………………………………......6
1.1 Сущность, причины возникновения и виды ТНК……………………….........6
1.2 Государственное регулирование деятельности ТНК…………………….......14
2. Роль ТНК в мировой экономике и научно-техническом прогрессе………….17
2.1 Влияние ТНК на мировую экономику………………………………………..17
2.2 ТНК как источник иностранных инвестиций и новых технологий…………22
3. Проблемы сотрудничества Республики Беларусь и ТНК…………………….28
3.1 Проблемы и возможности развития отечественных ТНК в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….28
3.2 Перспективы сотрудничества ТНК с белорусскими предприятиями……....31
Заключение………………………………………………………………………....35
Список использованных источников…………………………………………......38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 105.34 Кб (Скачать)

- посредством прямых инвестиций фирма получает возможность преодолеть разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта и т.д;

- возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т.д.

 

 

 

1.2 Государственное  регулирование деятельности ТНК

ТНК, с одной стороны, представляют собой возможность для развития государств, с другой стороны, становятся более влиятельными, чем многие государства. В связи с этим встаёт закономерный вопрос о том, каким образом осуществлять государственное регулирование.

Каждая в отдельности  страна может воздействовать с помощью  своего законодательства и административных мер не на всю ТНК, а только на её часть, функционирующую в пределах её государственных границ, если только здесь не располагается штаб-квартира компании. В этой ограниченности правового  воздействия и коренится его  неэффективность. Повысить её можно  только путём регламентации деятельности центра управления ТНК – материнской  или головной компании. Однако регулирование  деятельности ТНК – регулирование  особого рода.

Государственное регулирование  деятельности ТНК имеет особую специфику ввиду особенностей самой экономической природы ТНК. Более того, сама по себе ТНК не является единым субъектом права, она представляет собой организацию нескольких (иногда десятков, а то и сотен) самостоятельных в правовом отношении юридических образований [20].

Итак, первым вопросом при взаимодействии ТНК и государства является вопрос выделения ТНК как самостоятельного субъекта экономических отношений. Ведь в действительности, большинство ТНК на постсоветском пространстве присутствуют в виде группы компаний разных юридических форм от простых обществ с ограниченной ответственностью (например, ООО «Проктер энд Гэмбл») до достаточно структурированных акционерных обществ (как «ТНК-ВР»). Всё же нельзя однозначно сказать, является та или иная компания структурой ТНК или самостоятельным игроком, поскольку активно используются длинные цепи учредителей, которые могут быть поведены через оффшорные компании [24].

Необходимо также чётко  осознавать, какие угрозы ведёт за собой игнорирование вопроса  государственного регулирования ТНК. Ведь наряду с положительными сторонами  функционирования ТНК в системе  мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику  как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они  базируются:

  • подавление своей мощью местных фирм;
  • захват ТНК наиболее перспективных отраслей производства и вытеснение с рынка отечественных производителей;
  • установление монопольных цен;
  • нарушение государственных законов, например, укрытие доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;
  • дестабилизация ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов ТНК превышает заработную плату работников местных фирм;
  • сокращение бюджетных доходов из-за применения различных схем налогообложения;
  • возможность оказания влияния на политику правительства данной страны
  • загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия [27].

Для того чтобы преодолеть или минимизировать негативные последствия  деятельности ТНК необходимо осознать появление новых задач, уточняющих функции государства при взаимодействии с ТНК. ТНК имеют в арсенале команды специалистов, которые отвечают как за минимизацию налогообложения, так и за анализ и создание специальных  схем для оптимизации деятельности. С учётом этого факта следует  усилить позиции государственных  институтов, как совокупности структур, регулирующих финансово-экономическую  деятельность ТНК в конкретных условиях страны.

Государство должно выступить  тем институтом, который обеспечит  прозрачность сделок и создаст механизмы  контроля над инвестиционными потоками и оттоками. Безусловно, каждое государство  заинтересовано в притоке инвестиций и в повышении привлекательности  своей страны. Роль государства в  таком контексте – одновременно создать условия для инвестирования и обеспечить соблюдение этих условий [24].

Сегодня ТНК превратились из объектов в субъекты международной  политики, активно участвующих во всех глобальных процессах, происходящих в мире. Вследствие этого, государственное  регулирование деятельности ТНК  может выходить за рамки государства  на международный уровень для  обеспечения правил игры с такими мощными экономическими субъектами как ТНК. Государственное регулирование  международного экономического и политического  поля может проявляться в инициировании  международных конвенций и правил для защиты национальных экономик.

В перспективе ТНК смогут стать доминирующей силой мирового хозяйства, заменив национальные государства в качестве основных его объектов. Именно поэтому, в настоящее время вопросу государственного регулирования деятельности ТНК следует придавать особое значение.

Также учитывая заинтересованность ТНК в политическом контроле над  деятельностью государств, одной  из форм регулирование их деятельности должно быть ограничение участия  ТНК во внутренней политической жизни  страны. Этот аспект принимает особое значение для обеспечения и сохранения интересов государства, которое  находится в тесном взаимодействии с ТНК [10].

Взаимоотношения ТНК с  принимающими странами также неоднозначны. Необходимо отметить, что капитал, инвестированный  корпорациями в экономику принимающих  государств, становится составной частью процесса воспроизводства. ТНК способствует распространению международных  стандартов, поскольку предъявляют  одни и те же требования к рабочей  силе разных стран, стремясь повысить эффективность своей деятельности, что способствует повышению производительности труда принимающей страны за счёт роста промышленности. Деятельность ТНК также способствует процессу разбюрократизации процедур местных органов власти, например связанных с инвестированием или приватизацией. Зачастую именно деятельность ТНК выступает движущей силой пересмотра различных законодательных норм, реформирования бюрократических структур в сторону оптимизации и либерализации [2].

Создание национальных кодексов для деятельности ТНК в рамках страны базирования должно стать  одной из функций государственного регулирования. Существование систем таких кодексов позволило бы обеспечить прозрачность деятельности ТНК и  ограничить негативные последствия  возможных экономических маневров корпораций.

ТНК действуют преимущественно  в целях долгосрочного инвестирования. Поэтому часто ТНК способствует стабилизации хозяйственной среды, в том числе и финансовой. Однако целью деятельности ТНК является извлечение прибыли, поэтому иногда целые рынки и даже страны могут  становиться их жертвами на пути к  достижению этой цели. Вследствие этого  необходимо понимать и плюсы и  минусы от деятельности ТНК и разработать  специфические меры государственного регулирования ТНК для защиты экономики от возможных отрицательных  последствий.

Таким образом, следует отметить, что государственное регулирование  деятельности ТНК является необходимым  для стабильного развития государства  в современной глобальной экономике. Отмеченные аспекты государственного регулирования деятельности ТНК  являются основными и требующими особой проработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль транснациональных  корпораций в мировой экономике  и научно-техническом прогрессе

 

2.1 Влияние ТНК  на мировую экономику

 

Роль, которую играют ТНК  в системе мирового хозяйства, настолько  велика, что уже сейчас можно говорить о том, что система из 500-600 крупнейших компаний и есть мировая экономика. Известно, что под их контролем  осуществляется около 9/10 всех частных  заграничных капиталовложений, 2/3 внешней  торговли и чуть ли не весь объем  международной передачи технологий.

Более того, ТНК контролируют не только международные, но фактически все экономические отношения, являясь  их центральным субъектом. На долю ТНК  приходится около 1/4 валового внутреннего  продукта мира, более 1/3 его промышленного  производства и около 8/10 разрабатываемой  технологии [25, с. 132].

Влияние транснациональных  корпораций на мировую экономику  можно разделить на два основных аспекта или направления: влияние  ТНК на экономику принимающих стран и стран базирования.

Итак, для начала следует  проанализировать воздействие ТНК  на экономику принимающих стран.

В современных условиях принимающие страны, как развитые, так и развивающиеся, как правило, одобряют деятельность транснациональных корпораций на своей территории. Более того, в мире существует конкуренция между странами по привлечению прямых иностранных инвестиций, в процессе которой транснациональные корпорации получают налоговые скидки и другие льготы.

При выборе страны транснациональные  корпорации оценивают условия инвестирования по следующим основным критериям: оценка местного рынка с точки зрения его емкости, наличия ресурсов, местоположения, политической стабильности в стране, правовые условия иностранных инвестиций, система налогообложения, характер торговой политики, степень развития инфраструктуры, защита интеллектуальной собственности, государственное регулирование  экономики, дешевизна рабочей силы и уровень ее квалификации, стабильность национальной валюты.

Однако существует и ряд  проблем, связанных с деятельностью  транснациональных корпораций в  принимающей стране.

Существенная доля международной  торговли (около 30%) состоит из внутрифирменных  потоков транснациональных корпораций. Ими создана специфическая форма  перевода капиталов посредством трансфертных цен (в том числе специально заниженных или завышенных), устанавливаемых самими транснациональными корпорациями при поставках товаров и предоставлении услуг своим дочерним компаниям и филиалам в рамках корпораций. То есть сделки между филиалами одной и той же транснациональной корпорации осуществляются по ценам, которые устанавливаются самой корпорацией. Поэтому трансфертные цены на продукцию транснациональных корпораций являются весьма злободневной проблемой.

Многие транснациональные  корпорации достаточно велики и обладают монопольной властью. Некоторые  из них по объему оборота превосходят  целые страны, а руководители таких  фирм зачастую ведут дела непосредственно  с главами государств [22, с. 60-61].

Также нередко транснациональные  корпорации, действуя во многих странах  способны влиять на все сферы общественной жизни. А самые крупные и могущественные корпорации в состоянии уклоняться от экономического и политического  контроля со стороны принимающих  государств. В истории имели место  случаи, когда иностранные инвесторы  добивались поддержки своих действий от политического руководства независимо от их последствий для местного населения  и благосостояния страны в целом. Нередко, испытывая давление со стороны  правительства принимающей страны, транснациональные корпорации покидают данную страну и перемещаются в другую - с более лояльным правительством.

Таким образом, следует отметить следующие основные негативные стороны  воздействия корпораций на экономику принимающей страны [18, c.30-31]:

  • захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного       производства       и       научно-исследовательских      структур принимающей   страны;
  • возможность навязывания   компаниям   принимающей   страны   неперспективных направлений в системе разделения труда в рамках транснациональных корпораций;
  • опасность   превращения   принимающей  страны  в  место   сброса  устаревших  и экологически опасных технологий;
  • ориентация     транснациональных     корпораций        на     поглощение        влечет возрастание    неустойчивости    инвестиционного            процесса;      
  • устойчивое положение транснациональных корпораций дает им возможность более решительных мер в случае кризисов - закрытие предприятий, сокращение производства, что ведет к безработице и т.п. негативным явлениям. Этим объясняется явление дезинвестиций, то есть массового изъятия капитала из страны;

И хотя воздействие притока  иностранных инвестиций на экономику  принимающей страны может носить неоднозначный характер, нельзя сбрасывать со счетов колоссальное положительное  экономическое воздействие транснациональных  корпораций.

- Приток        иностранных        капиталовложений        способствует        развитию внутрирегиональной торговли, поскольку значительную часть своих потребностей в материалах, комплектующих и оборудовании филиалы иностранных компаний удовлетворяют за счет импорта из страны-инвестора.

- Также транснациональные корпорации подрывают позиции местных монополий и, несмотря на свои крупные размеры, нередко повышают степень конкурентоспособности национальных рынков.

- Осуществляя прямые зарубежные инвестиции, транснациональные корпорации перемещают через национальные границы крупные производственные ресурсы. Перемещая производственные ресурсы из стран, где они имеются в избытке, в страны, испытывающие их недостаток, транснациональные корпорации способствуют более эффективному размещению мировых факторов производства и, как следствие, росту производства в мире. Мировое сообщество получает заметную выгоду от более эффективного размещения ресурсов, перемещая из страны в страну квалифицированную рабочую силу, капитал, технологии и т.д. При этом транснациональные корпорации действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в десятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегии. Они обладают огромным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития.

- Кроме того транснациональные корпорации продемонстрировали свою способность нарушать изоляцию национальных экономик, вовлекая их в единый процесс с мировым экономическим сообществом. Они служат важнейшим средством передачи новых технологий, распространения информации о новых продуктах, в результате чего меняются общественные предпочтения.

- Открывая свои филиалы в различных государствах мира, ТНК способствуют занятости местного населения, включая высококвалифицированные кадры научно-технических работников, менеджеров и т.п. Работа на предприятиях ТНК часто приводит к повышению образовательного и профессионального уровня местных кадров. Как правило, именно через каналы ТНК происходит заимствование новой (для данной страны) технологии производства и внедрение новой техники. Появляется также возможность использования «чужого» управленческого опыта, других, более эффективных систем организации труда, маркетинга, НИОКР.

- Выигрывают от присутствия ТНК и те местные компании, которые вступают в отношения делового партнерства с ними, например, становятся поставщиками сырья или полуфабрикатов, становятся дистрибьюторами ТНК, участвуют в каких-либо совместных проектах и т.п. Население данной страны может выиграть от снижения цен на товары и услуги, которые конкурируют с продукцией отечественных производителей.

Информация о работе Развитие научно-технического и производственного сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями