Развитие научно-технического и производственного сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрены и исследованы особенности развития и функционирования ТНК в мировой экономике, проанализирована необходимость государственного регулирования ТНК, выявлены основные проблемы, стоящие перед Республики Беларусь как в становлении белорусских ТНК, так и в развитии сотрудничества ТНК с белорусскими предприятиями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. …4
1. ТНК как субъект мировой экономики………………………………………......6
1.1 Сущность, причины возникновения и виды ТНК……………………….........6
1.2 Государственное регулирование деятельности ТНК…………………….......14
2. Роль ТНК в мировой экономике и научно-техническом прогрессе………….17
2.1 Влияние ТНК на мировую экономику………………………………………..17
2.2 ТНК как источник иностранных инвестиций и новых технологий…………22
3. Проблемы сотрудничества Республики Беларусь и ТНК…………………….28
3.1 Проблемы и возможности развития отечественных ТНК в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….28
3.2 Перспективы сотрудничества ТНК с белорусскими предприятиями……....31
Заключение………………………………………………………………………....35
Список использованных источников…………………………………………......38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 105.34 Кб (Скачать)

Постепенно появлялись и  утвердились в начале 80-х годов глобальные ТНК четвёртого поколения. Их отличительными чертами являются:

- планетарное видение  рынков и осуществление конкуренции  в мировом масштабе;

- делёж мировых рынков  с немногими такими же глобальными  ТНК;

- координация действий  сети своих филиалов на основе  новых сетевых информационных  технологий, гибкая организация  каждого отдельного производственного  узла, адаптивность и гибкость  всей организационной структуры  корпорации, единообразная организация  бухучёта и аудита;

- интеграция своих филиалов, заводов и совместных предприятий  в единую международную сеть  управления, которая, в свою очередь,  интегрирована с другими сетями  ТНК;

- осуществление экономического  и политического влияния на  государства, в которых размещён  бизнес ТНК. 

Именно в эпоху ТНК  четвёртого поколения были широко задействованы  такие формы ПИИ, как стратегические альянсы, слияния и поглощения. В  указанных формах ПИИ в тот  период участвовали в основном производственные компании, а бум слияний и поглощений в 80-е гг. был также спровоцирован  развитием новых финансовых инструментов на международном рынке.

Сейчас можно говорить о возникновении и развитии ТНК пятого поколения. Современные ТНК имеют несколько характеристик, не свойственных ТНК четвёртого поколения. Их отличительные черты связаны, прежде всего, с глобальными экономическими и политическими условиями функционирования современных ТНК. Нынешние ТНК становятся по своей финансовой и экономической мощи самостоятельными игроками в мировой экономике наряду с национальными государствами. Транснациональный капитал превратился в самостоятельный экономический организм со своей оригинальной структурой и внутренними целями развития. Экономическая мощь многих ТНК сопоставима с государствами средних размеров. Например, объёмы продаж американской корпорации «General Motors» превышают ВВП таких стран, как Швейцария, Австрия, Швеция вместе взятые.

Таким образом, ТНК пятого поколения отличаются от предшественников усилившейся экономической мощью  и участием в  мировой экономике  в качестве независимого от национальных государств субъекта. Данной тенденции  способствует либерализация деятельности ТНК во многих странах.

В целом для ТНК 90-х  гг. характерен рост капиталовложений в сферу услуг. В частности, более 50% прямых иностранных инвестиций крупнейших ТНК в середине 90-х гг. направлялись в сектор услуг, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее НИОКР) и маркетинговые  исследования.   90-е гг.   характеризуются   ожесточением конкуренции среди самих ТНК.

Особо значимыми факторами  подобного ожесточения стали:

  • распространение технологической революции; 
  • конвергенция  технологических  возможностей во многих отраслях производства, облегчающая быструю имитацию и появление различных видов товаров с лучшими качествами;
  • слияния корпораций в мировом масштабе.

Для ТНК пятого поколения  характерно усиление значения технологий в конкурентной борьбе как с другими ТНК, так и с малым и средним бизнесом. В последние годы наблюдается рост расходов компаний на технологии. Это выражается в увеличении затрат на экспорт высокотехнологичных капиталов в зарубежные филиалы, покупку технологий, обучение персонала, а также на оплату роялти и лицензий. Рост затрат на технологии связан с тем, что ТНК все больше и больше вовлекаются в технологически интенсивные производства, что дает им возможность поддержишь и улучшать свои конкурентные преимущества на рынке.

Всё большую роль для ТНК  пятого поколения играют инновации  и научно-исследовательские   работы.   Компании всех отраслей вынуждены увеличивать затраты  на научно-исследовательские разработки в целях получения конкурентных преимуществ. Нужно отметить, что  современные ТНК предпочитают сосредоточивать  научно-исследовательские работы в  головной компании, а производство осуществлять в зарубежных странах. Учитывая то, что более 85% ведущих  ТНК базируются в США, Японии и  ЕС, эти страны аккумулируют практически  все основные научные разработки. Тем самым экономики их всё  больше ориентируются на производство интеллектуальных продуктов вместо материального производства. Однако уже существуют примеры, когда ТНК  проводят НИОКР в исследовательских  центрах, коллективы научных работников и конструкторов которых функционально  и географически располагаются  с таким расчётом, чтобы новые  технологические процессы и продукция  оперативно внедрялись по всей производственной и сбытовой сети ТНК. В частности, подобным принципом размещения научных  подразделений и производств  руководствуется американская корпорация «Xerox».

Таким образом, за достаточно небольшой период времени транснациональные  корпорации смогли прочно утвердиться  на мировом рынке. Достижению этой цели во многом способствовала грамотно построенная  экономическая политика и организационная  структура ТНК, так как успешное функционирование компании невозможно без верной и понятной организации ее экономических служб, а также делегирования прав, обязанностей  и распределения задач [26].

 По своей организационной  структуре ТНК представляют собой  систему предприятий или фирм, которая в свою очередь включает головную (родительскую) компанию и ее зарубежные филиалы. При этом родительская компания, как правило, определяет национальность корпорации. Контроль над активами зарубежных предприятий родительская компания обеспечивает путем владения 10% и более обычных акций или их эквивалента в акционерном капитале своих зарубежных предприятий [12, с. 327-328].

Зарубежные (аффилированные) филиалы ТНК могут функционировать в форме отделений, дочерних фирм или ассоциированных компаний:

  • Отделение — фирма в принимающей стране, которой владеет родительская компания полностью или совместно с другой компанией, причем отделение не является юридическим лицом;
  • Дочерняя фирма — это фирма, в которой родительская компания владеет более половины акций (паев) и которая регистрируется в принимающей стране как юридическое лицо, то есть как самостоятельная компания;
  • Ассоциированная компания— это фирма, в которой родительская компания владеет не менее 10%, но и не более 50% акций (паев) и которая является юридическим лицом.

Так как главным звеном управления всей ТНК служит штаб-квартира её родительской компании, то для того чтобы организовать управление зарубежными филиалами наиболее эффективно, они используют три основных направления взаимодействия с ними: этноцентрическое, полицентрическое и геоцентрическое [12, с. 329-330].

1)Этноцентрическое направление выбирают обычно корпорации, в стратегии которых преобладает стремление к централизации, жесткому руководству зарубежным филиалом из штаб-квартиры. В этом случае родительская компания переносит в зарубежный филиал свой стиль менеджмента, базирующийся на опыте функционирования родительской компании, и во многом игнорирует специфику экономической, политической и культурной ситуации в принимающей стране. Компании этого типа создают филиалы за рубежом обычно для обеспечения поставок сырья. Примером может служить корпорация «Де Бирс консолидэйтед майнс» (ЮАР), зарубежный филиал которой «Дебсвана даймонд Ко» осуществляет добычу алмазов в Ботсване.

2)Полицентрическое направление взаимоотношений родительской компании со своими зарубежными филиалами типично для корпораций, которые стремятся в максимальной степени учитывать условия принимающей страны, использовать опыт ее предприятий. В филиалах таких корпораций поощряется прием на работу местных специалистов, в том числе на руководящие должности. Примером может служить организация производства и поставок широко известного на мировом рынке экспортера готовой одежды - корпорации «Ли энд Фанг Лтд» (Гонконг, КНР). Эта компания с годовым оборотом, превышающим 4 млрд долл., и штатом свыше 5 тыс человек имеет свои отделения в Индии, Бангладеш, Пакистане и Шри-Ланке, которые организуют выполнение многочисленных заказов со всего мира с использованием конкурентных преимуществ принимающих стран, включая стоимость рабочей силы, квалификацию и стиль работы местного персонала.

3)Геоцентрического направления придерживаются ТНК, которые не ставят условия и интересы одних стран (даже страны своего происхождения) выше других. В своей деятельности за пределами страны родительской компании они руководствуются мировым опытом, международными стандартами и включают в состав руководства своими зарубежными филиалами лиц разных национальностей, критерием продвижения по службе которых служит только уровень управленческой компетенции.

В настоящее время принято  выделять следующие типы транснациональных  корпораций [29]:

- горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями, созданными в рамках одной отрасли с целью производства большого количества аналогичной продукции (например, компания «McDonalds»);

- вертикально интегрированные корпорации, объединяющие под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта, таким образом вертикальная интеграция предполагает объединение технически обособленных стадий производствам (например, компания «Adidas»);

- диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя предприятия как с вертикальной, так и горизонтальной интеграцией (например, корпорация «Microsoft»).

С точки зрения национальности все ТНК можно разделить на два типа — национальные и многонациональные [12, с. 328-329].

Национальные ТНК образованы на базе капитала из одной страны. Многонациональные корпорации - это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Филиалы таких компаний, как правило, автономны, а зарубежные рынки имеют равноценное или приоритетное значение по сравнению с внутренними рынками [1, с. 4]. Первая многонациональная компания «Юнилевер» возникла в  1929 г. путем объединения фирм «Маргарин Юни» (Голландия) и «Левер Бразерз» (Великобритания). С тех пор она разрослась до масштабов одной из крупнейших международных компаний с более 500 зарубежных филиалов в почти 60 странах. Исторически образование многонациональных компаний характерно для европейских фирм. Примером может также служить англо-голландская компания «Ройял Датч-Шелл», занимающая по объему зарубежных активов лидирующие позиции среди гигантов международного бизнеса.

С точки зрения охвата мира своей деятельностью ТНК делятся  на региональные (действующие в основном в своем регионе) и глобальные.

Как пример, к региональным транснациональным корпорациям можно отнести компанию «ИКЕА», которая сосредоточила 80% своей производственной и коммерческой деятельности на европейском рынке. Принцип деятельности корпорации — обеспечение конкурентоспособных цен продукции за счет низких издержек производства и кратчайшего пути, который товары преодолевают от завода поставщика до покупателя.

Глобальные ТНК – это корпорации, которые настолько расширили свои деловые связи, что их деятельность распространяется практически по всему миру. Таким образом, товары и услуги этих ТНК находят сбыт на всех трех самых ёмких рынках мира — в Северной Америке, Европе и Азии.

Для глобальных ТНК характерны следующие стратегические установки:

  • обеспечение производства преимущественно иностранным сырьем;
  • закрепление на иностранных рынках сбыта через свои зарубежные филиалы;
  • размещение промышленных предприятий в странах с наименьшими издержками производства и сбыта.

К типичным ТНК глобального  типа относится японская автомобилестроительная корпорация «Тойота», в которую входят 12 заводов в Японии и 43 завода в 26 странах Азии, Америки и Европы. Во всех странах корпорация «Тойота» предпочитает 100%-ную собственность сборочных заводов, которые организуются в странах с наиболее емким рынком сбыта.

Итак, можно сделать следующий вывод. Механизм функционирования современных ТНК основан на том, что все элементы их многонациональной и транснациональной структуры функционируют как единый согласованный механизм в соответствии со стратегией головной компании. Этот механизм базируется на постоянном расширении сферы деятельности ТНК посредством преодоления ограниченности внутренних рынков. Таким образом, ТНК получают колоссальные экономические преимущества, проистекающие из возможностей развития их внутрифирменных отношений, носящих транснациональный, трансграничный характер. А именно:

- возможность повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и  сбытовые предприятия;

- дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны);

- близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм  принимающей страны.

- способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;

Информация о работе Развитие научно-технического и производственного сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями