Развитие научно-технического и производственного сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрены и исследованы особенности развития и функционирования ТНК в мировой экономике, проанализирована необходимость государственного регулирования ТНК, выявлены основные проблемы, стоящие перед Республики Беларусь как в становлении белорусских ТНК, так и в развитии сотрудничества ТНК с белорусскими предприятиями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. …4
1. ТНК как субъект мировой экономики………………………………………......6
1.1 Сущность, причины возникновения и виды ТНК……………………….........6
1.2 Государственное регулирование деятельности ТНК…………………….......14
2. Роль ТНК в мировой экономике и научно-техническом прогрессе………….17
2.1 Влияние ТНК на мировую экономику………………………………………..17
2.2 ТНК как источник иностранных инвестиций и новых технологий…………22
3. Проблемы сотрудничества Республики Беларусь и ТНК…………………….28
3.1 Проблемы и возможности развития отечественных ТНК в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….28
3.2 Перспективы сотрудничества ТНК с белорусскими предприятиями……....31
Заключение………………………………………………………………………....35
Список использованных источников…………………………………………......38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 105.34 Кб (Скачать)

 

Примечание – Источник: [14, с. 33-34].

Таким образом, исследования, проведенные в наиболее инновационно развитых государствах (США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Норвегия и др.), подтверждают, что отрасли, отнесенные в таблице 2 к высокотехнологичным, занимают лидирующее положение. Они имеют высокую интенсивность развития и огромный потенциал. Доминирующую роль в их индустрии услуг прочно заняли новые информационные и коммуникационные технологии.

Технологичными выше среднего уровня продолжают оставаться производства электрооборудования, химических продуктов, железнодорожного оборудования и транспорта, автомобилестроение.

Технологическая интенсивность  переработки нефтепродуктов и ядерного топлива, производства резинотехнических  изделий и пластмасс, изготовления и ремонта морского и речного  транспорта, а также некоторых  других отраслей ниже среднего уровня. Однако, по мнению специалистов, в данной подгруппе имеются свои «технологические» лидеры (переработка нефтепродуктов и ядерного топлива) и аутсайдеры.

Поскольку производство продуктов  питания, напитков, текстильных и  других изделий пищевой и легкой промышленности относится к низкотехнологичным, направление в них прямых иностранных инвестиций уже не является достаточным фактором для мощного инновационного развития всей экономики. Экономическая стратегия государства, основанная на притоке капиталов указанной группы производителей, а тем более на поощрении такого рода инвестиции, может быть признана устаревшей, не способствующей росту национальной конкурентоспособности.

Таким образом, в последние  годы резко усилилась межстрановая конкурентная борьба за высокие технологии. Активизировалась работа по созданию благоприятной инвестиционной и технологической среды для крупных стратегических инвесторов и их продуктивной деятельности. Политика большинства государств в области передачи технологий изменилась. На смену прямому контролю и различным ограничениям в данной сфере пришли методы, ориентированные на рыночные механизмы, т.е. на улучшение условий для ведения бизнеса и привлечения прямых иностранных инвестиций, усиление юридических и других институтов, повышение квалификации работников и расширение возможностей местных предприятий [14, с. 38].

Все сказанное выше заставляет всерьез задуматься над проблемой  технологического развития отечественной экономики и ее субъектов хозяйствования. Распределение мест на мировом рынке технологий и конкурентная борьба на нем, безусловно, не являются реалиями только сегодняшнего дня. Указанные составляющие складывались продолжительное время, и определенные технологические ниши на рынке уже давно заняты. Однако новый виток в развитии информационных и коммуникационных технологий, а также перестройка международных экономических отношений в целом позволяют говорить о возможности поиска и нахождения собственных конкурентных преимуществ в данной сфере. Достижения ряда государств, таких как КНР, Сингапур, Республика Корея, Малайзия, в области высоких технологий и внешней торговли  -  яркий пример тому.

Инновационный потенциал  страны делает ее привлекательной для  проведения научно-технических разработок ТНК, а также способной получать отдачу от таких НИОКР. Качество научно-технических разработок, выполняемых за рубежом, зависит от потенциала принимающей страны, т.е. от способности местных фирм и организаций учиться на лучших примерах.

Вместе с тем для  обеспечения устойчивости экономического развития недостаточно просто «открыть двери» и ждать, что польются новые  технологии. Требуются постоянные усилия со стороны отечественных предприятии, дополняемые стимулирующей государственной политикой [14, с. 41-42].

С помощью политики регулирования  и стимулирования передачи технологий посредством прямых иностранных инвестиций можно добиться значительных результатов в области модернизации национальной промышленности и технического перевооружения отечественных предприятий. Однако это возможно только при решении комплекса вопросов [19, с. 37]. А именно:

  1. создание соответствующей инфраструктуры, режима защиты прав интеллектуальной собственности, системы стандартов качества;
  2. содействие развитию конкуренции, системы подготовки кадров и поддержанием высокого профессионального уровня рабочей силы;
  3. обеспечение доступа к мировым информационным ресурсам;
  4. формированием адресных стимулов и системы поощрения определенных видов деятельности и компаний;
  5. образование специализированных информационных бирж и др.

Как показывает мировой опыт последних десятилетий, движение именно в этом направлении позволяет  рассчитывать на дальнейшее развитие отечественной экономики, способной  успешно конкурировать как на  национальном, так и мировом рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы сотрудничества  Республики Беларусь и ТНК

 

3.1.Проблемы и  возможности развития отечественных  ТНК в Республике    Беларусь

Глобализация мировой  экономики вызывает необходимость  организованно-управленческой и технологической  модернизации промышленности с целью  создания комплекса транснациональных  корпораций с Беларусью в качестве страны базирования.

Белорусские предприятия  должны стать более международными по характеру своей деятельности: они должны владеть или контролировать производство продукции в разных странах мира, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с глобальной стратегией белорусской  материнской компании.

Необходима переориентация международной деятельности предприятий  от экспорта товаров из Беларуси к  осуществлению производственной деятельности на подконтрольных заграничных производственных предприятиях с последующей реализацией  продукции на зарубежных рынках [7, c. 3].   

Важность появления белорусских  ТНК можно объяснить стремлением  крупных отечественных предприятий  выстоять в конкурентной борьбе в  международном масштабе. Важным стимулом к расширению их заграничной производственной деятельности является также рост объективной  потребности огромного по масштабам  производства в крупных рынках сбыта. Такая потребность усиливает  их стремление к внешнеэкономической  экспансии, желание расширить свои позиции на рынках других стран путем  приближения к непосредственному  потребителю с целью более  полного учета его требований и спроса. Возникновение и развитие соответствующих форм международной  деятельности белорусских предприятий  способно дать большие преимущества в сфере международной торговли. Формирование отечественных ТНК  позволит более успешно преодолевать многочисленные торговые и политические барьеры. Взамен традиционного экспорта, который наталкивается на многочисленные таможенно-тарифные препятствия, белорусские  предприятия смогут использовать дочерние зарубежные компании в качестве своего внешнего плацдарма внутри таможенной территории других стран, с которого они могут беспрепятственно проникать  на их внутренние рынки.

Кроме того, в ходе развития отечественных ТНК должны возникнуть принципиально новые преимущества, вытекающие из различий экономических  условий Беларуси и стран, где  будут расположены их дочерние предприятия. Дополнительная прибыль белорусскими компаниями, в этом случае, может  быть получена за счет различий [8, c. 54]:

  • в обеспеченности и стоимости природных ресурсов;
  • в квалификации рабочей силы и в уровне заработной оплаты;
  • в проводимой амортизационной политике и, в частности, в нормах амортизационных отчислений;
  • в уровне налогообложения;
  • стабильности валют и т.д.

Причем необходимо учитывать  различия в экономической ситуации отдельных стран, которые дадут  возможность белорусским предприятиям маневрировать загрузкой производственных мощностей и приспосабливать  свои производственные программы к  меняющимся условиям текущей конъюнктуры, к спросу на тот или иной товар  на каждом конкретном рынке.

Лидером среди предприятий  Беларуси, по формированию транснациональной  хозяйственной структуры является Минский тракторный завод (МТЗ). На предприятии  планируется организовать заводы по сборке тракторов в европейской  части России, где наиболее развито  земледелие. Цель создания сборочного производства в России - интеграция в финансовую, экономическую систему, в рынок материально-технических и энергетических ресурсов. Сегодня МТЗ проводит достаточно целенаправленную политику  создания сборочных заводов за рубежом, что влечет за собой уменьшение  пошлин и прочих издержек, преодоление таможенных барьеров, которые  устанавливают различные государства. За трактор в собранном виде на  границе с Польшей надо заплатить 37%, а за ту же модель, но  разобранную - 7%. Это является весомым аргументом в пользу создания в  Польше сборочных производств [8, c. 55].

Также следует учитывать, что продвижение белорусской продукции на мировые рынки происходит в жесткой конкурентной борьбе с фирмами США, Японии, Западной Европы, главное преимущество которых - разветвленная сеть торговых представительств и сервисных центров. Так, например, доля представителей глобальных компаний на автомобильном рынке в странах Южной Америке составляет 98%, в США и Канаде - 95%, Японии - 87%, в странах Западной Европы - 84%, Восточной Европы - 75%, Азии - 59%. В этой связи, безусловно, основным рынком в ближайшее время для белорусских автомобилестроительных предприятий останется рынок России и СНГ. Несмотря на то, что этот рынок останется в ближайшее время достаточно стабильным, существуют определенные трудности с удержанием экспортных позиций белорусскими предприятиями, что чревато потерей самого важного рынка. В этой связи первоочередной задачей развития является не только сохранение существующих позиций на этом рынке, но и их расширение [3, c.44].

Что же касается интернационализации  деятельности других предприятий Республики Беларусь, то для них пока наиболее характерно развертывание лишь экспортной деятельности. Однако существуют и  положительные примеры, подтверждающие возможность постепенного завоевания западного рынка через различные  формы организации экспорта. Так, Белорусский металлургический завод (БМЗ) через процесс инноваций, выпуск высокотехнологичной металлопродукции завоевал монопольное положение  на внутреннем рынке и рынке России. Этому способствует грамотно выстроенная  экспортная политика [9, c. 107].

Капиталовложения за рубежом  являются на сегодняшний день наиболее выгодным средством международной  экспансии. Прямые иностранные инвестиции в создание собственной заграничной  сети должны стать главной формой интернационализации деловой активности предприятий Беларуси. Производственные заграничные филиалы и дочерние компании белорусских предприятий  должны создаваться либо в виде сборочных  предприятий, либо предприятий с  полным производственным циклом.

Поэтому для белорусских фирм предпочтительной является организация именно сборочных предприятий, осуществляющих сборку машин и оборудования из поставляемых частей, узлов и деталей с предприятий основной компании и продажу их иностранным покупателям через местных посредников. Сборочные предприятия должны создаваться в основном в отраслях, выпускающих продукцию массового производства, главным образом в автомобильной промышленности, производстве тракторов, велосипедов, электробытовых приборов, радиоаппаратуры, сельскохозяйственного оборудования. Заграничные сборочные предприятия  будут удобным средством для организации сбытовой сети и технического  обслуживания машин и оборудования в странах-импортерах. Используя их  как базу, белорусские ТНК получают возможность не только продавать в  данной стране собираемые машины и оборудование, налаживать техническое  обслуживание, но и изучать особенности и потребности местных рынков в  других видах машиностроительной продукции, устанавливать более тесные  контакты с местными правительственными чиновниками,  фирмами-импортерами и т.д [7, c.3].

Таким образом, все больше белорусских предприятий, особенно в технически передовых отраслях, должны ориентироваться на деятельность в масштабах не отдельных стран, а крупных регионов и мира в  целом. Становление и развитие отечественных  транснациональных корпораций позволит конкурентоспособным и перспективным  в своем развитии предприятиям, направлять усилия на постоянное и неуклонное расширение экспорта продукции. А присутствие  международных корпораций даст возможность  как расширения  экспортного рынка, так восстановления  отечественной  экономики. В этом - экономическая основа устойчивого функционирования белорусских предприятий и экономики в целом.

 

3.2. Перспективы сотрудничества  транснациональных корпораций с белорусскими предприятиями

 

В мире происходят различные  глобальные процессы. Можно сказать, что с одной стороны, приватизация и либерализация открыли новые  ниши, которыми могут пользоваться малые и средние предприятия  различных стран, в том числе  и развивающихся. Но с другой стороны, глобализация и интеграция экономики  породили новую конкурентную среду, в результате чего от фирм требуется  новая стратегия для поддержания  своей конкурентоспособности. В  данном случае малые и средние  предприятия должны иметь доступ к ключевым ресурсам: финансовым средствам, технологиям и управленческим навыкам. Именно транснациональные корпорации являются важным каналом получения  этих ресурсов. За счет этих корпораций происходит привлечение прямых иностранных  инвестиций. В свою очередь за счет последних можно открыть путь к более быстрому созданию конкурентоспособных  производств, что и является главным  условием к дальнейшей интеграции национальной экономики (привлечение инвестиций, соответствующий рост экспорта и  т.д.).

Информация о работе Развитие научно-технического и производственного сотрудничества между белорусскими предприятиями и транснациональными корпорациями