Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:14, курсовая работа
Проблема этнического сепаратизма представляет собой серьезную угрозу стабильности политической и экономической составляющих функционирования современных государств. Для Китайской народной республики такая проблема актуальна в центрально-азиатском регионе, на территории которой, в особенности в Синьцзян-Уйгурском автономном образовании, сильны сепаратистские настроения.
Введение 3 – 5
Глава 1. Внешнеэкономическая политика как составная часть
политики государства на примере Китая 6 - 11
1.1. Внешнеэкономическая политика в системе
современного государства 6 –8
1.2. Особенности внешнеэкономической политики Китая 8 - 11
Глава 2. Проблема «уйгурского сепаратизма» и ее роль
во внешней политике Китая 12 – 19
2.1. Сущность проблемы «уйгурского сепаратизма» 12 – 16
2.2. Исторические аспекты зарождения проблемы 16 – 18
2.3. Развитие ситуации в Центральной Азии и активизация
«уйгурского сепаратизма» 18 - 19
Глава 3. Меры китайского руководства по предотвращению
проблемы «уйгурского сепаратизма» 20 – 27
3.1. Внешняя политика Китая на центрально-азиатском
направлении по нейтрализации проблемы 20 - 22
3.2. Решение «уйгурского вопроса» в рамках Шанхайской
организации сотрудничества 22 – 27
Заключение 28 – 31
Список источников и литературы 32 - 34
Примером этому является деятельность организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», которая в различных городах СУАР стала вести пропагандистскую работу с призывами установления в Синьцзяне «халифата» еще в 90-х годах. Это совпадало с задачами и целями наиболее радикальных уйгурских группировок.
На сегодняшний день деятельность сторонников «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» в Синьцзяне заметно расширилась.
Стоит отметить, что летом 2008 года беспорядков и актов насилия против представителей властей, правоохранительными органами наряду с членами ряда уйгурских группировок задержаны и активисты «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», шесть из которых впоследствии, по сообщению информационного агентства «Синьхуа», были приговорены к пожизненному заключению и смертной казни.
Данные о том, что в 2008 году только в Синьцзяне было арестовано свыше 1300 «сепаратистов и религиозных экстремистов», ликвидировано более 40 их тренировочных лагерей, подтверждают тенденцию роста скоординированности в действиях радикальных группировок в СУАР.
Глава 3. Меры китайского руководства по предотвращению
проблемы «уйгурского сепаратизма»
Для Китая внешняя политика была и остается в подчиненном положении по отношению к внутриполитическим целям и задачам, которые последовательно реализуются и конкретизируются поколениями руководителей КНР.
Для обеспечения своего модернизационного переустройства в течение будущих лет Китай планирует:
завершить процесс мирного объединения Родины с помощью долговременного диалога и продолжительных усилий;
обеспечивать суверенную и территориальную целость КНР;
содействовать миру, развитию и сотрудничеству во всем мире;
последовательно работать над созданием «гармоничной» Азии и «гармоничного» мира.
«Теория гармоничного мира» представляется в китайской идеологии как одно из выдающихся теоретических достижений нынешнего поколения руководителей КНР.
С момента образования в Центральной Азии независимых государств в Пекине наблюдалась ситуация, при которой развитие постсоветского пространства сопровождалось процессами, определяющими развитие разного рода группировок.
После распада СССР китайские власти вынуждены были пойти на принятие ряда превентивных мер для пресечения возможной поддержки уйгурских сепаратистских группировок в СУАР извне.
С этой целью в начале 90-х годов был усилен режим охраны границы с центральноазиатскими государствами и ужесточен въезд на свою территорию.
Более того, было увеличено количество пограничных нарядов и постов, спецслужбы КНР установили жесткий контроль.
Параллельно с началом развития межгосударственных связей с государствами ЦА, вопросы о запрещении деятельности уйгурских сепаратистских организаций на территории центрально-азиатских республик постоянно озвучивались официальными лицами КНР в ходе переговоров на самых различных уровнях.
В итоге, Пекину удалось заручиться официальной поддержкой стран Центральной Азии в необходимости борьбы с «уйгурским сепаратизмом». Китайская сторона получила заверения в том, что «они выступают против всякого рода национального сепаратизма, не допускают на своей территории направленную против КНР сепаратистскую деятельность любых организаций и сил»[25].
Тесно в этом вопросе Китай сотрудничал с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, на территории которых проживают значительные уйгурские диаспоры.
Чтобы описать цели и интересы КНР в Центральной Азии и ожидания от сотрудничества по линии ШОС надо отчетливо понимать, что Китай будет проводить ту внешнюю политику, которая будет максимально содействовать социально-экономическому развитию страны[26]. Это притом, что среди соседей Китая имеются государства с разными условиями социально-экономического развития и разными политическими режимами. Некоторые китайские ученые даже утверждают, что «почти на каждом направлении континентальной и морской границы КНР существуют либо сильная страна, либо нестабильная страна, либо потенциально недружественная Китаю страна»[27].
По мнению многих китайских экспертов, с основанием Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), китайский Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), являющийся связующим мостом между КНР и центрально-азиатскими республиками, в настоящее время стал испытывать меньше иностранного влияния, давления со стороны зарубежных НПО, экстремистских организаций.
Первым документом, касающимся «уйгурской вопроса», стала «Совместная декларация Республики Казахстан и Китайской Народной Республики о дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимоотношений» (сентябрь 1995г.).[28] Стороны договорились противодействовать всякого рода национальному сепаратизму, не допуская на своей территории направленную против другой стороны сепаратистскую деятельность любых организаций и сил; проводить ознакомление друг друга с политикой и практикой осуществляемых реформ. В «Совместной декларации Республики Казахстан и Китайской Народной Республики» (май 1996 г.) вновь была затронута данная проблематика: стороны, подтверждая свое выступление против национального сепаратизма в какой бы то ни было форме, декларировали намерение не допустить ведения на своей территории какими-либо организациями и силами сепаратистской деятельности, направленной против другой стороны. По мнению экспертов, тогда же было оговорено включение в документы закрытых статей, в которых Казахстан обязался пресекать на своей территории деятельность «уйгурских сепаратистов». Покушение на одного из видных деятелей уйгурского народа Апшра Вахиди в январе 1996 г. его сторонники охарактеризовали как результат деятельности китайских спецслужб и один из практических результатов секретных казахско-китайских договоренностей. Помимо политических соглашений Китай осуществляет поддержку существующих режимов в центрально-азиатских республиках на двустороннем уровне, включающую контроль на границе, военную помощь и проведение совместных разведывательных операций.
Что касается сотрудничества Китая на многосторонней основе, то, безусловно, Шанхайская организация сотрудничества является той платформой, на основе которой ведется борьба против «трех зол».
В 1996 г. по инициативе Китая и c согласия России, было подписано соглашение в рамках Шанхайской пятерки, в котором открыто ставился на обсуждение «уйгурский вопрос» и была выработана общая позиция участников по этому вопросу. Китайские спецслужбы с этого периода заметно активизировали борьбу c уйгурскими политическими организациями и их лидерами. Кроме лозунга «борьбы с преступностью», применяемого на всей территории Китая, в отношении уйгурских нелегальных организаций употребляют понятие «борьба c национальным сепаратизмом», а также «борьба с исламским фундаментализмом».
15 июня 2001 г. в Шанхае было официально провозглашено создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) вместо действовавшей c 1996 г. Шанхайской пятерки[29]. Главами государств-членов Организации (Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана) была подписана «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». 7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге главы государств-членов ШОС одобрили Хартию ШОС и Соглашение o Региональной антитеррористической структуре (РАТС ШОС). В ходе саммита в Ташкенте в июне 2004 г. было принято «Соглашение между государствами-членами ШОС o сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ», а также состоялась церемония открытия исполкома Региональной антитеррористической структуры, которая базируется в Ташкенте (исполком начал функционировать в январе 2004 г.)[30].
Хартия ШОС определяет основные цели и задачи Организации, которые, помимо прочего, включают «развитие многопрофильного сотрудничества государств-членов в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка»; совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех его проявлениях, борьбу c незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией.
Центральным документом в деле борьбы против «трех зол» является «Шанхайская конвенция o борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Так, центральные компетентные органы государств-участников ШОС осуществляют:
обмен информацией о готовящихся или совершенных актах терроризма, организациях, группах и лицах, имеющих к ним отношение; незаконном изготовлении, приобретении, хранении, передаче, перемещении, сбыте и использовании ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов ОМУ и его компонентов; а также об источниках финансирования;
обмен информацией о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
согласование мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических актов; против финансирования, поставок вооружения и оказания иного содействия террористическим организациям и лицам, имеющим к ним отношение; деятельности по подготовке лиц к совершению указанных деяний;
обмен нормативными правовыми актами и материалами o практике их применения; обмен опытом работы; подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих специалистов в различных формах.
Практические действия включают проведение совместных антитеррористических учений, сбор и анализ данных o «трех силах зла» и их организациях, а также подготовку специалистов и других кадров по антитеррористической работе.
Координация деятельности по совместному противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, борьбе c незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также незаконной миграцией «ведется через механизм встреч секретарей Советов безопасности и Региональной антитеррористической структуры (РАТС)». В его задачи «входят разработка предложений o развитии сотрудничества на этом направлении для соответствующих структур стран ШОС; формирование банка данных РАТС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах». В рамках ШОС в последние годы проведено несколько совместных антитеррористических военных учений.
Новым этапом в работе Организации стала встреча глав государств -членов ШОС 15 июня 2006 г. в Шанхае по случаю пятилетия создания Шанхайской группы. В ходе саммита было подписано 9 документов, охватывающих сферы информационной безопасности, борьбы с терроризмом, образования, а также торгово-экономического и финансового сотрудничества. Так, были приняты: «Декларация пятилетия ШОС c содержательной антитеррористической частью», «Соглашение o порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов ШОС», «Соглашение o сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности», «Соглашение о технической защите информации в Региональной антитеррористической структуре ШОС», а также «Программа сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007- 2009 гг.»
Если говорить об оценках работы Организации, то существуют диаметрально противоположные точки зрения. Так, российские исследователи, например, профессор МГИМО С. Лузянин, считает, что «ШОС приобрела мощный политический потенциал сдерживания, направленный как против «трех зол», так и против гегемонизма во всех его проявлениях». Американский специалист по Синьцзяну и ЦА Дрю Гладни считает, что c момента образования ШОС «несмотря на большие фанфары, ШОС очень мало сделала для создания полностью отработанного механизма организации региональной кооперации».
Работа, которая проводится ШОС в настоящее время, имеет своей целью решение проблем в долгосрочной перспективе, а не только в ближайшее время. Создание общего механизма решения различных задач, прежде всего на основе взаимопонимания и партнерских отношений - процесс длительный, который зависит от различных обстоятельств. О позитивной работе ШОС свидетельствуют конкретные результаты работы, которая ведется компетентными органами центрально-азиатских республик по борьбе против «трех зол», в том числе и в рамках ШОС. Так, в начале мая 2007 г. агентством «Интерфакс» было распространено заявление Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана o снижении активности религиозно-экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир". В пресс-релизе КНБ сообщалось, что в результате "комплекса согласованных в рамках международного сотрудничества мер» активность "Хизб ут-Тахрир" в ряде стран СНГ снизилась.
Таким образом, антитеррористическое сотрудничество в рамках ШОС сдерживает крайние проявления религиозного экстремизма и национального сепаратизма в СУАР в последние годы.
В завершении отметим, что с целью ведения борьбы с «уйгурским сепаратизмом» Китай предпринимал усилия как в формате двусторонних отношений, так и на многосторонней основе. В 1996 году, по инициативе Китая в рамках «Шанхайской пятерки» на обсуждение был поставлен «уйгурский вопрос», по которому была выработана и документально закреплена общая позиция. Уже в рамках сформированной в 2001 году Китаем, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном Шанхайской организации сотрудничества, была подписана совместная Конвенция «О борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом», которая предусматривала еще более тесное взаимодействие между государствами Центральной Азии, Китаем и Россией в данном направлении. В последующем страны-члены ШОС неоднократно подтверждали неприятие любых проявлений национального сепаратизма и согласованность подходов в противодействии сепаратистской деятельности на своих территориях.
Правда, в августе 2008 года на очередном саммите ШОС в г.Душанбе государствам-членам Организации пришлось решать непростую для себя задачу – выработать общую позицию по событиям в Южной Осетии и Абхазии, в которых непосредственное участие принимала Россия. Сдержанность в официальных оценках со стороны государств ЦА и особая позиция делегации КНР по данному вопросу является прямым следствие того, насколько болезненной является для Китая «проблема национального сепаратизма», в первую очередь уйгурского.
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования был изучен широкий круг источников и литературы, что позволило сформулировать следующие основные выводы:
Информация о работе Проблема "уйгурского сепаратизма" во внешней политике Китая