Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:59, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – проследить путь становления квебекского общества со времен британского господства 1760 года до современного времени, проанализировать и выявить причины возникновения сепаратистских настроений в провинции для того, чтобы ответить на главные актуальные на сегодняшний день вопросы: «Чего на самом деле хочет Квебек?», «Что есть национализм для франкоканадцев?», и «Какие существуют перспективы развития событий по вопросу независимости?».
Введение…………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Британское господство (1763—1867)…………………………………….8
Нижняя Канада после Конституционного акта 1791………………8
Флаг Восстания Патриотов Нижней Канады…...……………..……..9
Луи-Жозеф Папино около 1852 года………………………………...10
Глава 2. Канадская конфедерация (1867)……………………………………...… 12
2.1. От Шово до Дюплесси……………………………………..…14
2.2. Период реформ. Тихая революция………………………………...….17
2.3. Референдумы о независимости. Движение за независимость Квебека………………………………………………………………………..…….18
Глава 3. Чего хочет Квебек?.....................................................................................20
Глава 4. Квебекское общество: национализм или патриотизм?.......................... 27
Заключение……………………………………………………………………….…32
Оглавление………………………………………………………………………….36
Во-вторых, в эпоху глобализации лозунг "права наций на самоопределение" лишь на первый взгляд кажется чем-то отжившим и устаревшим. Пример Канады показывает, что успешное встраивание страны в глобальную экономическую систему отнюдь не гарантирует сглаживания межнациональных противоречий. Более того, глобализация и национализм идут рука об руку: по мере того, как мир становится все более унифицированным, этнические меньшинства ощущают нарастающее беспокойство. Иначе говоря, можно предположить наличие прямой взаимосвязи между приобщением страны к новому, глобальному миропорядку и подъемом националистических и сепаратистских движений. Поскольку современная Россия все еще остается "полузакрытым" (или, если угодно, "полуоткрытым") обществом, мы пока не ощутили всей тяжести этих проблем.
В-третьих, отсутствие у канадской правящей элиты радикальных рецептов выхода из тупика означает, что страну ждут тяжелые испытания, и вопрос лишь в сроках. По всей видимости, в ближайшие десятилетия мы станем свидетелями распада Канады как единого государства, причем политическое будущее новообразований, которые могут появиться на ее месте, крайне неопределенно. Особенности политической культуры, преобладающей в стране, а также соседство с США, крайне заинтересованными в поддержании стабильности у себя "дома", позволяют надеяться на цивилизованное прощание с Квебеком, хотя подобный сценарий едва ли можно считать абсолютно предрешенным. У России же есть все основания пристальнее всмотреться в канадское зеркало: по крайней мере, в федеративном строительстве мы довольно долго шли сходными путями и вместе обнаруживали изъяны "асимметричного" федерализма с национальным подтекстом.
Наконец,
в-четвертых, канадцы проявляют завидную
мудрость, готовясь к прощанию с Квебеком
загодя. Несмотря на кажущуюся неактуальность
подобных сюжетов в современном российском
контексте, капитальные исследования
типа "Россия без Татарстана" или
"Россия без Северного Кавказа" нам
тоже не помешали бы. Прочность консолидации,
которую Путин обеспечил в первые годы
своего президентства, не должна вводить
в заблуждение; фундаментальные проблемы
страны, в том числе и в сфере федеративных
отношений, решаются крайне медленно,
и обозримом будущем никаких серьезных
сдвигов здесь не произойдет. Благодаря
канадскому опыту у нас появилась уникальная
возможность исторического предвидения,
и было бы опрометчиво ее не использовать.
Глава
4. Квебекское общество:
национализм или патриотизм?
При рассмотрении проблем Квебека и в "английской" Канаде и за рубежом стало уже общим местом говорить о квебекском сепаратизме, во всяком случае, с него начинать. Полагаю, что здесь есть терминологическая неточность. Возможно, в Квебеке имеются и сепаратисты, но в том, что касается программы правящей в провинции и пользующейся поддержкой большинства ее населения Квебекской партии, то в ней идет речь о суверенитете. Сторонники этой программы называют себя не "сепаратистами" и даже не "индепендентистами", а "суверенистами". Политический суверенитет — первая часть формулы "суверенитет—ассоциация". И это не то же самое, что отделение от Канады, и здесь необходимо соблюдать терминологическую ясность. Напомним, что Российская Федерация провозгласила свой суверенитет 12 июня 1990 г., и при этом совсем не подразумевалось ее отделение от конфедерации, именуемой СССР, и вообще распад последнего. Распад произошел более чем через год после череды бурных событий (знаменитый путч ГКЧП). И ни российские "суверенисты", ни декларация о государственном суверенитете России в этом путче (и последующем развале Союза) повинны не были. Как мы видим на этом примере, "суверенизм" не есть сепаратизм.
Другой пугающий и столь же неточный термин — это "квебекский национализм". Причем слово "национализм" по отношению к Квебеку употребляется обычно в самом негативном смысле, совсем не в том "ласковом", в каком употребляли этот термин в 1970-е гг. по отношению к канадским ("общеканадским") националистам типа Уолтера Гордона, да и к большинству либеральных деятелей эпохи Трюдо, которые "боролись против экономического и культурного засилья американцев в Канаде". Фактически этот термин употреблялся как стыдливая замена слишком высокопарному (для культуры англосаксонских стран, с их традиционной сдержанностью) слову "патриотизм". Те, кто помог разбогатевшей наконец до американского уровня Канаде освободиться от излишней экономической зависимости от южного соседа, стимулировал развитие национального канадского капитала и поощрял развитие национальной канадской культуры, сдерживая экспансию "массовой культуры" из США, были никакие не националисты (в негативном звучании этого слова), а самые настоящие патриоты.
Не то же ли самое, что 20 лет назад в Онтарио, происходит сейчас в Квебеке, который наконец освободился от своей "традиционной" экономической отсталости и связанного с ней "комплекса неполноценности". Новое поколение квебекцев, возникшее в результате "тихой революции" 60-х гг. (которая началась с реформы народного образования), успешно занимается бизнесом, наукой и все в большей степени техникой на родном, французском, языке (по переписи 1996 г., родном для 81,5% жителей провинции, языке домашнего общения, для 82,8%, языке, которым свободно владеют 93,4% жителей, тогда как английским — только 40,9%). Представляется в высшей степени нормальным явлением (а никаким не "проявлением национализма") то, что французский язык провозглашен единственным официальным языком провинции. Кстати, это было сделано не "националистической" Квебекской партией, а федералистской Либеральной партией Квебека, ибо Хартия французского языка — Закон №101, принятый Национальной Ассамблеей Квебека в 1977 г., лишь торжественно закрепил, кое в чем даже смягчив, основные положения провинциального Закона №22, проведенного либералами в 1974 г. Не следует забывать и то, что единственным официальным языком соседней провинции Онтарио (с более чем полумиллионным франкоязычным населением) является английский.
Английский же является единственным официальным языком и всех других провинций и территорий Канады, за исключением двуязычного Нью-Брансуика и многоязычных (с 1990 г. 8 официальных языков!) Северо-Западных территорий. Да, федеральные службы на территории всех этих провинций двуязычны, так они двуязычны и в Квебеке, согласно федеральным законам. Так что считать французское одноязычие провинциальных служб Квебека дискриминацией меньшинств и проявлением национализма, а аналогичное, но английское одноязычие провинциальных служб Онтарио так не оценивать — типичное проявление двойного стандарта. Патриот, борющийся за сохранение и развитие языка и культуры родной земли, он и в Квебеке патриот.
К
тому же следует подчеркнуть, что
пресловутый квебекский "национализм"
в настоящее время носит
"По-квебекски"
не значит "по-антиканадски": ведь
следует учитывать, что в
В
ходе общеканадской переписи населения
1996 г. в текст опросника относительно
этнического происхождения
Далее шли Нью-Брансуик (23,9%) и Ньюфаундленд (21%), тогда как в "сверхфедералистском" Онтарио канадцами считают себя лишь 12,1% жителей. Свое "чистое" или "смешанное", но именно "канадское" происхождение указали 3323 тыс. квебекцев (в т. ч. "чистое" — 2656), тогда как французское — 2870 тыс. (из них "чисто французское" — 2056 тыс.), ирландское — 314 тыс. (60 тыс.), английское — 288 тыс. (75 тыс.), итальянское — 245 тыс. (166 тыс.), шотландское — 188 тыс. (31 тыс.), и т. д. Интересно, что свое происхождение как "квебекское" указали только 78 тыс. квебекцев (в т. ч. "чисто квебекское" — 55 тыс.). Учитывая, что в Квебеке проживает 5,75 млн. человек, для которых родной язык — французский, это означает, что значительно более половины франкофонов Квебека считают себя, в первую очередь, канадцами. И очевидно, что в их число попадают и многие из тех 49,4% жителей провинции, которые на референдуме 1995 г. голосовали за суверенитет Квебека (напомним: суверенитет при сохранении экономического союза с остальной Канадой, т. е. фактически в рамках Канадской конфедерации).
Представляется,
что при всей расплывчатости терминов
"суверенитет", "конфедерация"
(заметим, что национальный праздник
1 июля в Канаде более столетия носил
название Confederation Day) или "асимметричная
федерация" — это совсем не синонимы
"сепаратизма", "распада" или
"развала" страны, и что специфический
канадский патриотизм, "переведенный"
с английского на французский язык, не
обязательно превращается в реакционный
"национализм". Как показал печальный
опыт СССР, злоупотребление подобными
ярлыками и жупелами может лишь привести
ко взаимному ожесточению и материализации
поначалу только мерещащихся призраков.
У Канады есть все основания гордиться
своей "особой" провинцией — Квебеком.
А у Квебека — Канадой.
Заключение
При рассмотрении проблем Квебека и в "Английской" Канаде и за рубежом принято говорить о квебекском "сепаратизме". Однако в программе правящей в провинции Квебекской партии (Parti Québécois), пользующейся поддержкой большинства ее населения, речь идет лишь о "суверенитете".
Сторонники партии "Parti Québécois" называют себя не "сепаратистами", а "суверенистами". Политический суверенитет — часть формулы "суверенитет-ассоциация" — которую взяли на вооружение квебекские лидеры.
Не успели еще ведущие западные державы признать де-юре совершенный в 1999 г. де-факто разбой Запада в отношении Югославии, как Квебекская Националистическая партия, выступающая за отделение франкоговорящей части Канады, заявила о возможности распространения косовской практики и на эту страну. В прошлом уже случались прецеденты, что до отделения Квебека не хватало самой малости, и это обстоятельство вселяет в сепаратистов оптимизм.
Правда отмечу в последнее
время их влияние упало. Так,
на последних выборах в
Между тем, лидер квебекских националистов Андре Буаклер не считает провалом такой результат и заявляет, что за ним по-прежнему идут миллионы франкоговорящих канадцев. И в зависимости от ситуации настроение населения Квебека меняется. Так, на последнем плебисците 1995 года сторонники сохранения канадского единства вырвали победу буквально "из зубов" националистов, победив их с перевесом всего в 0,6% голосов. В любом случае в этой провинции всегда были сильны сепаратистские настроения.
В чём же причина недовольства
квебекцев? По мнению самих
канадцев – в разнице
Но справедливо ли это
Информация о работе Проблема квебекского сепаратизма со времен британского господства до наших дней