Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 01:15, курсовая работа
Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение предпринимательской деятельности в целом и обоснование ее роли в развитии экономики, а также рассмотрение развития предпринимательской деятельности в Беларуси.
Это подтверждается и опытом развитых стран, где начиная с 70-х годов прошлого века проходили процессы реструктуризации промышленности, сопровождающиеся временным ростом безработицы и обострением социальной напряженности. В этой связи многими странами были предприняты различные меры как на государственном, так и на местном уровнях. Программы мотивирования населения, включая безработных, к развитию самозанятости, применяемые в разных странах, отличаются по своей структуре и используемым механизмам. Однако в них есть и общие черты, заключающиеся в ориентации на определенные целевые группы, в применении комплексных мер финансовой поддержки, а также помощи в получении квалификации и обретении трудовых навыков, востребованных на рынке труда.
В Республике Беларусь имеются похожие программы, однако их размах и результативность не столь существенные, как в других странах.
Учитывая интерес государства к развитию экономики в регионах, одним из резервов экономического роста могут стать семейные предприятия, которые займут невостребованные средним и крупным бизнесом экономические ниши. Это мелкооптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание (химчистки, прачечные, ателье, парикмахерские, мелкий пошив и ремонт бытовой техники, одежды и обуви и др.), мелкий ресторанный бизнес, транспортное обслуживание населения (транспортировка мебели, строительных материалов, доставка на дом и в фирмы готовых обедов и продуктов питания и т. п.), прокат культурно-бытового и хозяйственного инвентаря, мелкие ремонт и строительство (жилья, дач, гаражей, озяйственных и культурно-бытовых построек), бухгалтерские работы и аудит, народные промыслы, фермерство и др. Семейное предпринимательство может с успехом развиваться в сферах обслуживания жилищного фонда (особенно в связи с реформой ЖКХ и развитием товариществ собственников жилья), рекреационно-туристского бизнеса, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. [18, C.10-12]
Государство действительно предприняло решительные шаги в сторону стимулирования и поощрения развития частной инициативы, создания условий для внедрения новых производственных и управленческих технологий, но… органы госуправления по-прежнему зачастую не могут обеспечить равенство всех форм собственности, допускают случаи необоснованного вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования, устанавливают им не предусмотренные законодательством задания.
Затруднен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к материально-техническим ресурсам, неиспользуемым государственными предприятиями, зданиями и сооружениями, земельные участки практически не предоставляются в собственность юридических лиц.
Не получили необходимого развития такие институты, как фонды финансовой поддержки бизнеса, гарантийные фонды, небанковские кредитно-финансовые организации, в том числе объединений предпринимателей как институтов, призванных придать ускорение и целенаправленность развитию предпринимательства.
Несмотря на совершенствование законодательства о контрольной деятельности, еще не изжита практика необоснованных проверок бизнеса, в результате чего существенно увеличиваются его издержки и снижается эффективность.
Необходимо обратить внимание на развитие конкуренции во всех сферах экономической деятельности, на необходимость дальнейшего упрощения налоговой системы и снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, развития договорных отношений и передаче отдельных вопросов, в том числе регулирования ценообразования и социально-трудовых отношений, саморегулирующим организациям. Правительству предлагается рассмотреть в качестве важнейшей задачи для органов государственного управления необходимость выработки и осуществления мер структурной перестройки экономики на основе развития субконтрактации, франчайзинга, малого и среднего предпринимательства, сознания на основе государственно-частного партнерства инновационных предприятий, инжиниринговых центров и других организаций по оказанию деловых и других услуг промышленного характера. [19, C.13]
Одним из главных препятствий на пути развития предпринимательской инициативы является излишнее вмешательство государства в управление предпринимательской деятельностью и, наоборот, затягивание решения отдельных проблем. Роль государства должна заключаться не в том, чтобы вмешиваться в работу предпринимателей, а создавать для них прозрачные правила игры и, безусловно, контролировать соблюдение таких, общеустановленных, правил. Когда это произойдет, работать предприниматели смогут спокойнее и продуктивнее. Любой субъект хозяйствования в принятии решений относительно собственного развития должен обладать полной самостоятельностью.
Предпринимательскую активность существенно снижают и многочисленные штрафные санкции, размеры и порядок применения которых не всегда соответствуют степени вины предпринимателя. Государство пошло навстречу предпринимателю, у предпринимателей появилось право в случае незначительных нарушений, например, налогового законодательства, исправить ошибки без применения к ним штрафных санкций. Но работу в этом направлении необходимо продолжать. Вполне оправданно поднимается и вопрос о снижении размеров штрафных санкций. В стране по-прежнему остается деление на «своих» и «чужих», а именно на государственные предприятия и предприятия частной формы собственности. Проявлений у этого феномена немало, и касаются они доступа к сырьевым ресурсам, эффективности решения самых разнообразных вопросов.
К примеру, в США насчитывается 47 тыс. малых предприятий на 1 млн. жителей. В Японии этот показатель еще выше – 80 тыс. малых предприятий на 1 млн. жителей. В Европе количество малых предприятий колеблется от одной страны к другой, но в среднем на 1 млн. европейцев приходится 35 тыс. малых предприятий. Любопытное совпадение: и в Беларуси малых предприятий тоже 35 тыс., но на всю страну, на 10 млн. белорусов. Если создать условия для предпринимательской деятельности, и количество предприятий вырастет, отпадет необходимость в том, чтобы «кормить народ», сократится количество чиновников, исчезнет бюрократизм, не нужен будет строгий и тотальный контроль.
Стоимость энергоносителей и
Сегодня банки, подобно коммерческим организациям, зарабатывают деньги для себя и своих работников. Но ведь так было не всегда: банки всегда, по сути, предоставляли средства, чтобы предприниматели могли эффективно заниматься своим делом, а государство получало выгоду от предпринимательской деятельности. Если банк хочет заработать больше, пусть он совместно с предпринимателем рассматривает бизнес план и на равных принимает участие в прибыли и рисках. [20, C.4-9]
Для развития малого бизнеса в Республике Беларусь должна быть создана единая система, включающая признание важной роли малого бизнеса со стороны общества, внимание со стороны власти и проведение постоянного диалога с представителями малого бизнеса, комплексная и эффективно действующая система поддержки малого бизнеса.
Актуальной остается проблема лицензирования деятельности предприятий. По сей день нет исчерпывающего списка видов деятельности, подлежащих лицензированию, что затрудняет процесс принятия предпринимателями решения об открытии нового бизнеса, сдерживает предпринимательскую инициативу.. Более того, само количество лицензируемых видов деятельности следует сократить. При этом следует не объединять позиции, как это зачастую практикуется, а провести фактическое сокращение их количества. Лицензироваться должны только те виды деятельности, которые действительно требуют особого внимания с точки зрения безопасности для общества (например, здравоохранение, общественное питание).
В настоящее время необходимо совершенствовать
применяемую упрощенную систему
налогообложения субъектов
Необходимо расширить круг субъектов малого предпринимательства, пользующегося льготным налогообложением. Данная мера будет способствовать повышению налоговой и инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства.
К тому же, должны прорабатываться вопросы по активизации процедур приватизации, особенно в отношении неэффективно используемых площадей, акционирования госпредприятий. Огромные неиспользованные мощности убыточных предприятий могли бы быть использованы не только на создание инкубаторов малого предпринимательства, но и по льготным арендным ставкам предоставляться уже существующим малым предприятиям. Список подобных объектов по Республике уже ведется, требуется уделить подобной мере больше внимания.
Более того, актуальной и очень серьезной для малого бизнеса на сегодняшний день остается и проблема высоких ставок арендной платы. Необходимо установить базовую ставку арендной платы, а для более объективного установления ее рыночной цены применять систему поправочных коэффициентов. Не должно происходить спонтанных и резких изменений арендной платы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время предпринимательство становится одним из основных способов получения дохода. Прежде всего благодаря тому, что получение доходов более всего зависит от инициативы, творческой и деловой активности, талантов и способностей тех людей, которые идут на риск, решая заняться предпринимательской деятельностью, или, иначе говоря, «своим делом».
Предпринять – значит начать делать что-нибудь, приступить к чему-либо, осуществить, совершить. Другими словами, предпринимать что-либо – значит проявлять инициативу и самостоятельность, добиваться поставленной цели, осуществлять задуманное. Человек, склонный к предпринимательству, обязательно должен обладать бойцовскими качествами, а также интуицией и даром предвидения.
Стержнем экономики любой страны с рыночной структурой, так или иначе, является предпринимательская деятельность. Она является важнейшим ресурсом устойчивого роста экономики. В условиях переходной экономики предпринимательство характеризуется рядом специфических особенностей и не в полной мере вписывается в рамки классических экономических теорий. В общественном сознании укоренились ошибочные стереотипы, что мешает успешному развитию предпринимательства в нашей стране.
В определенной мере такое положение объясняется тем, что на протяжении длительного периода предпринимательство как форма общественных отношений не существовало в нашей стране.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что одним из основных приоритетов экономической политики государства в стало развитие малого бизнеса. Динамичное развитие предпринимательства призвано способствовать насыщению внутреннего рынка качественными товарами и услугами, способствовать усилению конкуренции, созданию новых рынков, обеспечению занятости, сокращению расходов на социальную защиту и обучение. В целях создания благоприятных условий экономического роста малый бизнес должен стабилизировать потребительский рынок, развивать инновационный потенциал экономики. Внедрять новые формы деятельности производства, сбыта и финансирования, вовлекать в оборот местные ресурсы, содействовать развитию городов и поселков.
Активизация
политики, направленной на развитие
малого предпринимательства,
Концепция государственной политики в отношении бизнеса должна претерпевать корректировку. Введение упрощенной системы налогообложения является серьезным реальным шагом государства по развитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и сельских населенных пунктов.
Главной целью финансовой политики
государства в отношении
В настоящее время малые предприя
Информация о работе Предпринимательство и предпринимательская деятельность в Республике Белорусь