Предпринимательство и предпринимательская деятельность в Республике Белорусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение предпринимательской деятельности в целом и обоснование ее роли в развитии экономики, а также рассмотрение развития предпринимательской деятельности в Беларуси.

Работа содержит 1 файл

Введени1.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

Для малых предприятий установлены автоматические и условные финансовые льготы:  
      · предусмотрен упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства с численностью занятых до 15 человек;  
      · предусмотрена компенсация из государственного бюджета средств, направляемых на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства, расходов МП по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционных проектов, и расходов по выплате лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга. Размер компенсации не превышает 1/2 ставки рефинансирования Национального Банка РБ;  
       · предусмотрена возможность предоставления субъектам малого предпринимательства, осуществляющим перспективные виды деятельности, льготных кредитов, бюджетных субсидий, снижения уровня налога на прибыль;  
       · предусмотрена возможность компенсации МП расходов, связанных с осуществлением ими экспортно-импортных операций, включая транспортные расходы, с пол учением информации о конъюнктуре зарубежных рынков, участи ем в международных выставках и ярмарках, а также расходы на подготовку и пере подготовку кадров за рубежом.  
Помимо финансовых льгот в Республике Беларусь для субъектов малого предпринимательства предусмотрен:  
          · облегченный доступ к научным, исследовательским, техническим ресурсам (реализуется технопарками, бизнес-инкубаторами);  
· создание информационной инфраструктуры для получения и обмена между субъекта ми малого предпринимательства, действующими в приоритетных областях, экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;  
         · поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию связей с зарубежными партнерами (реализуется Белорусской и региональными торгово-промышленными палатами);  
         · организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;  
· доступ субъектов малого предпринимательства к выполнению государственных заказов;  
         · передача на льготных условиях (в аренду либо в собственность) субъектам малого предпринимательства объектов не завершенного строительства, неэффективно используемых производственных зданий, сооружений, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности.  
Для реализации отдельных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура. [8, C.101-103]

 Для стимулирования развития предпринимательского сектора экономики в РБ правительством принят ряд нормативных правовых актов, предусматривающих создание благоприятного делового климата и значительную либерализацию условий ведения бизнеса. Так, были упрощены практически все процедуры, предшествующие созданию и началу официальной деятельности предпринимателей и организаций. Осуществлен переход на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования. Сегодня регистрация субъекта хозяйствования осуществляется в день подачи необходимых документов, а сроки постановки на соответствующие виды учета в налоговые органы при предоставлении минимального перечня документов сокращены до пяти рабочих дней.

Кроме того, реализованы меры по упрощению налогового администрирования. С 1января 2010 г. Введена в действие особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, что обеспечило снижение затрат рабочего времени специалистов организаций на уплату налогов и представление налоговой отчетности, уменьшило число налоговых обязательств. Значительно упрощены и расширены условия получения налоговых льгот для всех организаций и индивидуальных предпринимателей в сельской местности и малых городах. Упрощение налоговой системы ежегодно «стоит» белорусскому бюджету от одного до двух, трех триллионов рублей. Это весьма значительные косвенные вливания в развитие бизнеса. В ближайшее время в парламент страны будет внесен на рассмотрение бюджет 2011 г., работа над которым уже практически завершена.Следующий год будет также отмечен отменой ряда налоговых платежей, налоговая система по количеству и качеству взимания налогов приблизится к налоговым системам передовых европейских стран. Таким образом свои обязательства по отмене всех оборотных налогов и существенному упрощению налоговой системы Правительство страны выполнило в полном объеме. Расширяется сфера применения электронного декларирования в налоговых и таможенных органах Республики Беларусь. Работа по совершенствованию налогового законодательства и по упрощению налоговой системы продолжается.

На 36% сокращено количество административных и технических процедур. Упрощен  порядок совершения более 300 административных процедур. С учетом проводимой работы по сокращению административных процедур исключены из перечней продукции, подлежащей обязательной сертификации, более 120 ее наименований.

Сокращен перечень товаров, в отношении  которых осуществляется регулирования  ценообразования, отменена необходимость  регистрации цен на новые товары, работы и услуги.

Урегулированы вопросы арендных отношений в республике. Для стимулирования развития предпринимательства упрощена процедура перевода жилых помещений, находящихся на первых этажах многоквартирных жилых домов, принадлежащих на праве собственности гражданам, в нежилые.

В целях создания режима наибольшего благоприятствования для добросовестных субъектов предпринимательской деятельности урегулирована контрольная (надзорная) деятельность и кардинально сокращено количество проверок субъектов хозяйствования. Исключены дублирующие полномочия контролирующих органов, создается гибкая, прозрачная и необременительная для бизнеса система контроля.

С июля текущего года Беларусь вошла  в таможенный союз. При этом за основу Таможенного кодекса таможенного  союза был взят Таможенный кодекс Республики Беларусь, что свидетельствует о том, что наша страна наилучшим образом подготовилась к вхождению в таможенный союз.

В ближайшее время в Правительстве  планируют принять ряд нормативных  правовых актов, предусматривающих  упрощение порядка лицензирования отдельных видов деятельности.

Происходящие в экономике страны изменения заметны и международным  экспертам. Проводимая работа по улучшению инвестиционного и делового климата позволила Беларуси существенно продвинуться в ежегодно формируемым Всемирным банком общемировом рейтинге «Ведение бизнеса». Но это лишь часть пути. Беларусь ставит перед собой задачу уже в начале следующих пяти лет войти в число тридцати стран-лидеров в области ведения бизнеса. Для этого будут приняты такие меры, что бизнесу, который придет в нашу страну, равно как и отечественному, будут созданы самые комфортные условия для производственной и хозяйственной деятельности. В этих целях Главой государства поручено Правительству подготовить проект директивы о мерах по дальнейшей либерализации экономики, раскрепощению предпринимательской инициативы. В подготовке этого документа активное участие приняли общественные объединения предпринимателей. [9, C.3-4]

        С июня 2009 г. по май 2010 г. Правительства 117 стран провели 216 реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, облегчив создание и ведение бизнеса, усилив прозрачность, укрепив право собственности и повысив эффективность процедур урегулирования коммерческих споров и банкротства. Более половины этих изменений в сфере экономической политики были связаны с упрощением процедур создания предприятий, ведения торговли и уплаты налогов. Эксперты Всемирного банка и международной финансовой корпорации отмечают: в обстановке глобального финансово-экономического кризиса политические лидеры практически всех стран в прошлом году предпринимали шаги, направленные на улучшение условий для создания и деятельности местных компаний. [10, C.82]

В целом в мире проще всего  вести предпринимательскую деятельность в странах ОЭСР с высоким уровнем  дохода.

В этом году Сингапур сохранил за собой  первое место по степени благоприятности  условий ведения бизнеса, за ним  следуют САР Гонконг (Китай), Новая  Зеландия, Соединенное королевство, США, Дания, Канада, Норвегия, Ирландия и Австралия. (см. таблицу1). В группе стран с самыми высокими рейтингами продолжились изменения. Среди 25 стран,  занимающих верхние позиции рейтинга, 18 улучшили условия для ведения предпринимательской деятельности  в прошлом году. В группе стран, занимающих 25 верхних позиций, ведение бизнеса в наибольшей степени было упрощено в Швеции, которая поднялась в рейтинге с 18-го на 14-е место. Эта страна снизила минимальный размер капитала, требуемый для создания предприятия, упростила регистрацию собственности и укрепила механизмы защиты прав и интересов инвесторов с помощью повышения требований к раскрытию корпоративной информации и ведения норм, регулирующих утверждения сделок между заинтересованными лицами.

Наибольших успехов в создании благоприятных систем нормативно-правового  регулирования предпринимательской деятельности в долгосрочном периоде добились следующие 10 стран: Грузия, Руанда, Беларусь, Буркина-Фасо, Саудовская Аравия, Мали, Кыргызская Республика, Гана, Хорватия и Казахстан. Во всех названных странах за пять лет было проведено более дюжины реформ, учитываемых в исследовании «Ведение бизнеса». Некоторые из этих стран (Грузия, Руанда, Беларусь, , Буркина-Фасо, Кыргызская Республика, Хорватия и Казахстан) в предыдущие годы тоже были в числе ведущих 10 стран-реформаторов согласно данным исследования «Ведение бизнеса». [11, C.83-84]

Беларусь стала одним из лидеров  нового показателя «Оценка по изменению  условий ведения бизнеса» и заняла третье место среди стран, которые  добились крупнейших успехов в создании более благоприятной регулятивной среды для отечественных предпринимателей за последние пять лет.

По оценке специалистов ВБ, реализованные  в Беларуси реформы, а также дальнейшие планы властей по либерализации  условий для бизнеса являются достаточно последовательно воплощаемой  в жизнь программой, которая, безусловно, направлена на улучшение делового климата.

По названным девяти показателям  Беларусь заняла следующие позиции : «Создание компании» - 7-е место; «Получение разрешений на строительство» - 44-е место; «Регистрация собственности» - 6-е место; «Получение кредита» - 89-е место; «Защита прав и интересов инвесторов» - 109-е место; «Налогообложение» - 183-е место; «Международная торговля» - 128-е место; «Обеспечение исполнения контрактов» - 12-е место; «Ликвидация компании» - 93-е место.

Так, по данным рассматриваемого исследования ВБ и IFC, констатировано, что Беларусь провела реформы в четырех областях, охваченных исследованием. В частности, по позиции «Получение кредита» в Беларуси расширен доступ к кредитованию на основе упрощения использования залога в качестве кредитного обеспечения и предоставления возможности принимать меры по обеспечению исполнения обязательств по залогу во внесудебном порядке в случае их неисполнения. По позиции «Уплата налогов» в Беларуси реализованы меры по снижению налога с оборота, взносов на социальное страхование и налоговой базы по налогу на имущество вместе с дальнейшими мерами по поддержке системы подачи деклараций в электронном виде упростили и снизили стоимость уплаты налогов белорусскими предприятиями.

В налоговой составляющей экспертами ВБ зафиксированы и другие значительные реформы, проведенные в республике в текущем году в сфере налогообложения. Но в рейтинге эти шаги будут отражены только в следующем году. Данное обстоятельство связано с методологией исследования. Так, в показателе «Уплата налогов» учитываются изменения, произошедшие с 1 января 2009 г. По 1 января 2010 г., тогда как в остальных показателях учитываются данные с июня 2009 г. По июнь 2010 г.. Эта особенность методологии является основной причиной отсутствия улучшения позиций Беларуси по показателю «Уплата налогов» в отчете.

По позиции «Международная торговля»  в Беларуси сокращено время для  осуществления торговых операций с  помощью ведения электронного декларирования экспорта и импорта; по позиции «Ликвидация компании» в Беларуси изменены нормы, регулирующие деятельность антикризисных управляющих, и укреплена защита прав кредиторов при банкротстве компанию. 

Следует отметить, что позиция страны в рейтинге зависит не только от собственных усилий по реформированию бизнес-среды, но и от аналогичных действий других стран. Таким образом, динамика рейтинга всегда относительна. [12, C.15-16]

Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 г.

Задачи Государственной  программы на 2010 – 2012 годы:

  • создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий,
  • преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства,
  • внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства,
  • создание новых рабочих мест,
  • обеспечение импортозамещения,
  • адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства,
  • содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.

Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:

  • мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовую поддержку малого предпринимательства;
  • повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

Информация о работе Предпринимательство и предпринимательская деятельность в Республике Белорусь