Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 01:15, курсовая работа
Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение предпринимательской деятельности в целом и обоснование ее роли в развитии экономики, а также рассмотрение развития предпринимательской деятельности в Беларуси.
Для малых предприятий установлены
автоматические и условные финансовые
льготы:
· предусмотрен упрощенный
порядок налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства
с численностью занятых до 15 человек;
· предусмотрена компенсация
из государственного бюджета средств,
направляемых на финансирование программ
государственной поддержки малого предпринимательства,
расходов МП по выплате процентов за пользование
банковскими кредитами, направленными
на финансирование инвестиционных проектов,
и расходов по выплате лизинговых платежей
по договорам лизинга в части оплаты банковских
процентов за пользование лизингодателем
заемными средствами на приобретение
объекта лизинга. Размер компенсации не
превышает 1/2 ставки рефинансирования
Национального Банка РБ;
· предусмотрена возможность
предоставления субъектам малого предпринимательства,
осуществляющим перспективные виды деятельности,
льготных кредитов, бюджетных субсидий,
снижения уровня налога на прибыль;
· предусмотрена возможность
компенсации МП расходов, связанных с
осуществлением ими экспортно-импортных
операций, включая транспортные расходы,
с пол учением информации о конъюнктуре
зарубежных рынков, участи ем в международных
выставках и ярмарках, а также расходы
на подготовку и пере подготовку кадров
за рубежом.
Помимо финансовых льгот в Республике
Беларусь для субъектов малого предпринимательства
предусмотрен:
· облегченный
доступ к научным, исследовательским,
техническим ресурсам (реализуется технопарками,
бизнес-инкубаторами);
· создание информационной инфраструктуры
для получения и обмена между субъекта
ми малого предпринимательства, действующими
в приоритетных областях, экономической,
правовой, производственно-
· поддержка
внешнеэкономической деятельности субъектов
малого предпринимательства, включая
содействие развитию связей с зарубежными
партнерами (реализуется Белорусской
и региональными торгово-промышленными
палатами);
· организация
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации руководителей, специалистов
и персонала для малого предпринимательства;
· доступ субъектов малого предпринимательства
к выполнению государственных заказов;
· передача
на льготных условиях (в аренду либо в
собственность) субъектам малого предпринимательства
объектов не завершенного строительства,
неэффективно используемых производственных
зданий, сооружений, а также нерентабельных
и убыточных предприятий, находящихся
в государственной собственности.
Для реализации отдельных направлений
государственной поддержки развития малого
предпринимательства в Республике Беларусь
создается специальная инфраструктура.
[8, C.101-103]
Для стимулирования развития предпринимательского сектора экономики в РБ правительством принят ряд нормативных правовых актов, предусматривающих создание благоприятного делового климата и значительную либерализацию условий ведения бизнеса. Так, были упрощены практически все процедуры, предшествующие созданию и началу официальной деятельности предпринимателей и организаций. Осуществлен переход на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования. Сегодня регистрация субъекта хозяйствования осуществляется в день подачи необходимых документов, а сроки постановки на соответствующие виды учета в налоговые органы при предоставлении минимального перечня документов сокращены до пяти рабочих дней.
Кроме того, реализованы меры по упрощению налогового администрирования. С 1января 2010 г. Введена в действие особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, что обеспечило снижение затрат рабочего времени специалистов организаций на уплату налогов и представление налоговой отчетности, уменьшило число налоговых обязательств. Значительно упрощены и расширены условия получения налоговых льгот для всех организаций и индивидуальных предпринимателей в сельской местности и малых городах. Упрощение налоговой системы ежегодно «стоит» белорусскому бюджету от одного до двух, трех триллионов рублей. Это весьма значительные косвенные вливания в развитие бизнеса. В ближайшее время в парламент страны будет внесен на рассмотрение бюджет 2011 г., работа над которым уже практически завершена.Следующий год будет также отмечен отменой ряда налоговых платежей, налоговая система по количеству и качеству взимания налогов приблизится к налоговым системам передовых европейских стран. Таким образом свои обязательства по отмене всех оборотных налогов и существенному упрощению налоговой системы Правительство страны выполнило в полном объеме. Расширяется сфера применения электронного декларирования в налоговых и таможенных органах Республики Беларусь. Работа по совершенствованию налогового законодательства и по упрощению налоговой системы продолжается.
На 36% сокращено количество административных и технических процедур. Упрощен порядок совершения более 300 административных процедур. С учетом проводимой работы по сокращению административных процедур исключены из перечней продукции, подлежащей обязательной сертификации, более 120 ее наименований.
Сокращен перечень товаров, в отношении которых осуществляется регулирования ценообразования, отменена необходимость регистрации цен на новые товары, работы и услуги.
Урегулированы вопросы арендных отношений в республике. Для стимулирования развития предпринимательства упрощена процедура перевода жилых помещений, находящихся на первых этажах многоквартирных жилых домов, принадлежащих на праве собственности гражданам, в нежилые.
В целях создания режима наибольшего благоприятствования для добросовестных субъектов предпринимательской деятельности урегулирована контрольная (надзорная) деятельность и кардинально сокращено количество проверок субъектов хозяйствования. Исключены дублирующие полномочия контролирующих органов, создается гибкая, прозрачная и необременительная для бизнеса система контроля.
С июля текущего года Беларусь вошла
в таможенный союз. При этом за основу
Таможенного кодекса
В ближайшее время в
Происходящие в экономике
С июня 2009 г. по май 2010 г. Правительства 117 стран провели 216 реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, облегчив создание и ведение бизнеса, усилив прозрачность, укрепив право собственности и повысив эффективность процедур урегулирования коммерческих споров и банкротства. Более половины этих изменений в сфере экономической политики были связаны с упрощением процедур создания предприятий, ведения торговли и уплаты налогов. Эксперты Всемирного банка и международной финансовой корпорации отмечают: в обстановке глобального финансово-экономического кризиса политические лидеры практически всех стран в прошлом году предпринимали шаги, направленные на улучшение условий для создания и деятельности местных компаний. [10, C.82]
В целом в мире проще всего
вести предпринимательскую
В этом году Сингапур сохранил за собой первое место по степени благоприятности условий ведения бизнеса, за ним следуют САР Гонконг (Китай), Новая Зеландия, Соединенное королевство, США, Дания, Канада, Норвегия, Ирландия и Австралия. (см. таблицу1). В группе стран с самыми высокими рейтингами продолжились изменения. Среди 25 стран, занимающих верхние позиции рейтинга, 18 улучшили условия для ведения предпринимательской деятельности в прошлом году. В группе стран, занимающих 25 верхних позиций, ведение бизнеса в наибольшей степени было упрощено в Швеции, которая поднялась в рейтинге с 18-го на 14-е место. Эта страна снизила минимальный размер капитала, требуемый для создания предприятия, упростила регистрацию собственности и укрепила механизмы защиты прав и интересов инвесторов с помощью повышения требований к раскрытию корпоративной информации и ведения норм, регулирующих утверждения сделок между заинтересованными лицами.
Наибольших успехов в создании благоприятных систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в долгосрочном периоде добились следующие 10 стран: Грузия, Руанда, Беларусь, Буркина-Фасо, Саудовская Аравия, Мали, Кыргызская Республика, Гана, Хорватия и Казахстан. Во всех названных странах за пять лет было проведено более дюжины реформ, учитываемых в исследовании «Ведение бизнеса». Некоторые из этих стран (Грузия, Руанда, Беларусь, , Буркина-Фасо, Кыргызская Республика, Хорватия и Казахстан) в предыдущие годы тоже были в числе ведущих 10 стран-реформаторов согласно данным исследования «Ведение бизнеса». [11, C.83-84]
Беларусь стала одним из лидеров
нового показателя «Оценка по изменению
условий ведения бизнеса» и заняла
третье место среди стран, которые
добились крупнейших успехов в создании
более благоприятной регулятивн
По оценке специалистов ВБ, реализованные в Беларуси реформы, а также дальнейшие планы властей по либерализации условий для бизнеса являются достаточно последовательно воплощаемой в жизнь программой, которая, безусловно, направлена на улучшение делового климата.
По названным девяти показателям Беларусь заняла следующие позиции : «Создание компании» - 7-е место; «Получение разрешений на строительство» - 44-е место; «Регистрация собственности» - 6-е место; «Получение кредита» - 89-е место; «Защита прав и интересов инвесторов» - 109-е место; «Налогообложение» - 183-е место; «Международная торговля» - 128-е место; «Обеспечение исполнения контрактов» - 12-е место; «Ликвидация компании» - 93-е место.
Так, по данным рассматриваемого исследования ВБ и IFC, констатировано, что Беларусь провела реформы в четырех областях, охваченных исследованием. В частности, по позиции «Получение кредита» в Беларуси расширен доступ к кредитованию на основе упрощения использования залога в качестве кредитного обеспечения и предоставления возможности принимать меры по обеспечению исполнения обязательств по залогу во внесудебном порядке в случае их неисполнения. По позиции «Уплата налогов» в Беларуси реализованы меры по снижению налога с оборота, взносов на социальное страхование и налоговой базы по налогу на имущество вместе с дальнейшими мерами по поддержке системы подачи деклараций в электронном виде упростили и снизили стоимость уплаты налогов белорусскими предприятиями.
В налоговой составляющей экспертами ВБ зафиксированы и другие значительные реформы, проведенные в республике в текущем году в сфере налогообложения. Но в рейтинге эти шаги будут отражены только в следующем году. Данное обстоятельство связано с методологией исследования. Так, в показателе «Уплата налогов» учитываются изменения, произошедшие с 1 января 2009 г. По 1 января 2010 г., тогда как в остальных показателях учитываются данные с июня 2009 г. По июнь 2010 г.. Эта особенность методологии является основной причиной отсутствия улучшения позиций Беларуси по показателю «Уплата налогов» в отчете.
По позиции «Международная торговля» в Беларуси сокращено время для осуществления торговых операций с помощью ведения электронного декларирования экспорта и импорта; по позиции «Ликвидация компании» в Беларуси изменены нормы, регулирующие деятельность антикризисных управляющих, и укреплена защита прав кредиторов при банкротстве компанию.
Следует отметить, что позиция страны в рейтинге зависит не только от собственных усилий по реформированию бизнес-среды, но и от аналогичных действий других стран. Таким образом, динамика рейтинга всегда относительна. [12, C.15-16]
Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 – 2012 г.
Задачи Государственной программы на 2010 – 2012 годы:
Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:
Информация о работе Предпринимательство и предпринимательская деятельность в Республике Белорусь