Предпринимательство и предпринимательская деятельность в Республике Белорусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение предпринимательской деятельности в целом и обоснование ее роли в развитии экономики, а также рассмотрение развития предпринимательской деятельности в Беларуси.

Работа содержит 1 файл

Введени1.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

Отличия товарищества полного от коммандитного связаны  с участием в последнем вкладчиков, в качестве которых могут выступать граждане, коммерческие и некоммерческие организации.

        Хозяйственные общества – коммерческие организации, создаваемые двумя или более лицами путем объединения их имущества для ведения предпринимательской деятельности.

Участниками хозяйственного общества могут быть физические лица, коммерческие и некоммерческие организации. Действующее законодательство предусматривает возможное создания трех видов хозяйственных обществ: обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ.

Коммерческая  организация, уставный фонд которой  разделен на доли определенных учредительными документами размеров, учрежденная  двумя или более лицами, которые  не отвечают по ее обязательствам, называется обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО).

Коммерческая  организация, уставный фонд которой  разделен на доли определенных учредительными договорами размеров, учрежденная двумя  или более лицами, которые солидарно  несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в пределах, определяемых учредительными документами общества, называется обществом с дополнительной ответственностью (далее – ОДО).

Главное отличие  ОДО от ООО заключается в особом характере ответственности по его  долгам.

Коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на определенное число акций, учрежденная двумя или более лицами, которые отвечают по ее обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, называется акционерным обществом (далее – АО).

Отличительная особенность этого вида хозяйственных  обществ – формирование уставного  фонда за счет размещения ценных бумаг  – акций, удостоверяющих права участников по отношению к обществу. Выход  участника из АО возможен только отчуждением принадлежащих ему акций.

В зависимости  от условий и порядка размещения акций, а также прав акционеров по их отчуждению и преимущественному  приобретению АО подразделяются на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). [7,C.73-85]

 

2.2.2. Дочерние и зависимые  общества

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном фонде, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое хозяйственное общество обладает количеством голосов в высшем органе управления зависимого общества, достаточным в соответствии с уставом зависимого общества для отклонения нежелательного для него решения, за исключением решений, принимаемых единогласно.

Дочерние (зависимые) и основные общества присутствуют исключительно в рамках регулирования хозяйственных обществ и товариществ, но не представляют собой особой организационно-правовой формы юридического лица.

Законодательство  различных государств используют для  определения данного явления различные понятия: это и «холдинг», и «группа» («группа компаний», «группа обществ»), «система обществ», «связанные предприятия (родственные предприятия)», «конгломерат», «организация организаций», «общество обществ» («товарищество товариществ», товарищества второй группы»), «основное общество (товарищество)» и «дочернее общество (товарищество)», «корпорация» и «филиал», «доминирующий и зависимый субъект», «концерн».

Законодательство  и международные договоры Республики Беларусь в отношении рассматриваемого правового явления наряду с понятиями  Гражданского кодекса («основное общество (товарищество)» и «дочернее хозяйственное  общество», «зависимое хозяйственное общество») содержат и иные понятия:

  • «хозяйственная группа»;
  • «холдинг».

Взаимоучаствующие хозяйственные  общества возникают в случае приобретения (получения) одним обществом акций (долей участия) другого общества, при условии, что последнее приобретает акции (доли участия) первого, либо первое общество приобретает (получает) акции (доли участия) второго, второе общество приобретает (получает) акции (доли участия) третьего, а третье общество приобретает акции (доли участия) первого (и т.д. для любого количества обществ, исходя из указанного принципа).

В данном случае одно и то же общество одновременно выступает и в качестве зависимого, и в качестве основного. Каждое из них контролирует друг друга.

Под холдингом понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы, в состав имущества которого входят и (или) в управлении которого находятся доли (акции) в имуществе иных юридических лиц, обеспечивающие ему право принятия или отклонения решений, принимаемых их высшими органами управления.

Выделяют  три типа холдинга:

  • производственный — холдинг, менее 50 % имущества которого составляют доли (акции) в имуществе иных юридических лиц, и осуществляющий кроме функций держателя акций хозяйственную деятельность;
  • финансовый - холдинг, более 50 % имущества которого составляют доли в имуществе иных юридических лиц. Финансовый холдинг создается в форме открытого акционерного общества;
  • смешанный (производственно-финансовый) — холдинг, более 50 % имущества которого составляют доли (акции) в имуществе иных юридических лиц, и осуществляющий кроме функций держателя акций хозяйственную деятельность.

Финансово-промышленная группа - это объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность основе договора о создании финансово-промышленной группы. Понятия основного и дочернего (зависимого) обществ имеют сходство с понятием «аффилированные лица».

Аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. [3, C.78-80]

 

2.2.3. Производственные кооперативы

 

Производственный  кооператив – коммерческая организация, участники которой осуществляют предпринимательскую деятельность на началах объединения имущественных паевых взносов и личного трудового участия и несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе.

Участниками производственного  кооператива, учитывая требование о  личном трудовом участии, могут быть только физические лица, причем наличие  статуса индивидуального предпринимателя  не требуется. Число участников производственного кооператива не должно быть менее трех. В силу личного трудового участия в деятельности производственного кооператива, не связанного с имущественным участием, его участники именуются членами кооператива.

        Производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество, а в случае, когда в составе кооператива осталось менее двух членов, – в унитарное предприятие. Следует иметь в виду, что при преобразовании в хозяйственное товарищество члены кооператива должны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

 

2.2.4. Унитарные предприятия

 

Унитарное предприятие – коммерческая организация, учрежденная по решению собственника имущества (физического или юридического лица, уполномоченного государственного органа), которое принадлежит ей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Допускается возможность  создания, наряду с государственными, частных унитарных предприятий  Они представляют собой коммерческую организацию с одним участником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Оно находится в частной либо государственной собственности. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника имущества.

Местонахождением  частного унитарного предприятия может  являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица –  собственника имущества частного унитарного предприятия при условии, что данное помещение принадлежит ему на праве собственности, а также с согласия всех совершеннолетних членов семьи. При этом с собственника жилого помещения взимается плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения.

Учредительным документом унитарного предприятия  является устав, утверждаемый собственником  имущества либо уполномоченным им органом. Управление в унитарном предприятии  носит единоличный характер.

Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, составляет сумму, эквивалентную 800 евро.

Собственник имущества  предприятия, основанного на праве  хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия. Исключение составляют случаи субсидиарной ответственности по обязательствам экономически несостоятельного предприятия (банкрота), если экономическая несостоятельность (банкротство) вызвана действиями собственника имущества. [4, C.52-55]

 

2.2.5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

ГК Республики Беларусь относит ассоциации и союзы юридических лиц к категории некоммерческих организаций, несмотря на то, что они могут создаваться как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию коммерческих организаций возлагается ведение предпринимательской деятельности, то она должна преобразоваться в хозяйственное товарищество либо общество, либо может создать (или принять в нем участие) хозяйственное общество.

Ассоциации (союзы) являются собственниками переданного учредителями имущества, которое должны использовать только для достижения уставных целей. Остаток имущества после ликвидации не подлежит распределению между участниками и должен передаваться на предусмотренные учредительными документами цели, которые должны совпадать с целями деятельности ассоциации (союза).

Учредительных документов у ассоциации (союза) должно быть два: учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.

Члены ассоциации (союза) имеют право  свободного выхода, однако в отличие от хозяйственных обществ, например, такой выход возможен только по окончании финансового года. Допускается и исключение из ассоциации (союза) по решению остающихся участников. [3, C.88-89]

Принципы выбора организационно-правовой формы

Как правило, используются следующие принципы выбора организационно-правовой формы:

  • простота создания, деятельности, реорганизации и ликвидации;
  • обеспечение доступа к достаточному количеству ресурсов;
  • предпосылки эффективного использования ресурсов;
  • возможность планирования деятельности на достаточно продолжительный срок;
  • справедливое распределение доходов.

В качестве дополнительных критериев выбора организационно-правовой формы учитываются режим имущественной ответственности, возможности передачи прав на участие, требования по организации учета и отчетности, особенности налогообложения, возможности получения государственной поддержки и др. [6, C.68]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В Республике Беларусь действует система  поддержки развития малого предпринимательства; общие принципы ее организации сформулированы в двух базовых законодательных актах: это закон РБ "О государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь", действующий с 1996 г. , и указ Президента РБ "О государственной поддержке малого предпринимательства". На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств РБ (Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и др. )Целями государственной политики стимулирования развития малого предпринимательства являются повышение занят ости населения, вовлечение в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев населения (инвалидов, пенсионеров), развитие перспективных видов деятельности и новых видов производств, поддержка инновационной деятельности. Для оказания адресной поддержки соответствующие государственные органы формируют Перечень перспективных видов деятельности.

В результате реализации системы государственной поддержки в Беларуси создается  соответствующая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства— центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, научно-технологические парки и др.

Информация о работе Предпринимательство и предпринимательская деятельность в Республике Белорусь