Предпринимательство и предпринимательская деятельность в Республике Белорусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение предпринимательской деятельности в целом и обоснование ее роли в развитии экономики, а также рассмотрение развития предпринимательской деятельности в Беларуси.

Работа содержит 1 файл

Введени1.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

Программа разработана на три года, предусматривает новые виды государственной  финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками  за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.

На реализацию мероприятий Государственной  программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей.

  В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ ЕГО ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Государство уже давно пришло к  пониманию роли и значения предпринимательства для дальнейшего развития экономики. Частный бизнес стал играть заметную роль в социальной жизни общества, в формировании конкурентной среды, он способствует росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, придает всей экономике страны в целом стабильность и динамизм.

Особое значение государство придает  бизнесу в развитии регионов. Это не означает, что, сделав ставку на опыт и профессионализм предпринимателей, государство просто наблюдает: получится- не получится. Вовсе нет- в этой работе одна сторона не остается пассивной.

Сегодня требуется рывок вперед. Время неустойчивости и социальных потрясений осталось позади, а на смену политике стабилизации пришла политика устремленности в будущее. Реальную помощь в реализации этой политики может оказать взаимодействие между органами государственного управления и бизнесом. Мировой опыт свидетельствует: предпринимательство формируется и развивается при действенном участии государства, его регулировании и поддержке. Преимущества партнерства очевидны и взаимовыгодны: оно позволяет увязать в единое целое ресурсы и возможности государства и бизнеса, снизить риски участников проектов, распределить зоны ответственности и согласовывать интересы сторон. Возможности такого партнерства могут быть использованы в самых разных сферах, могут содействовать развитию транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, способствовать созданию высокотехнологичных производств и комплексному освоению территорий. Региональные проекты, направленные на развитие малого и среднего бизнеса, требуют для своей реализации привлечения сравнительно небольших ресурсов, но быстро окупаются и способны в короткие сроки улучшить социально-экономическую ситуацию, пополнить бюджет и создать дополнительные рабочие места.

Сегодня наблюдается переориентация частного бизнеса в промышленные и производственные секторы, что способствует насыщению отечественного рынка конкурентоспособной и импортозамещающей продукцией. В республике реализуется программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2010-2012 годы, которой предусмотрено выделение средств республиканского бюджета на оказание финансовой поддержки на конкурентной основе субъектам малого предпринимательства при реализации ими инвестиционных проектов по приоритетным направлениям в виде безвозмездных субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами либо субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей в части оплаты суммы вознаграждения лизингодателя. [14, C.4-5]

Отрасли малого предпринимательства:

1. Производство товаров народного  потребления;

2. Производство продукции легкой  промышленности;

3. Производство продукции промышленного  назначения;

4. Строительство, ремонт и реставрация;

5. Производство строительных материалов  и конструкций;

6. Архитектура и дизайн;

7. Ремесленничество и народные  промыслы;

8. Общественное питание;

9. Переработка сельскохозяйственной  продукции и производство продуктов  питания;

10. Торговля;

11. Бытовые услуги;

12. Городское хозяйство, жилищно-коммунальные  услуги и экология;

13. Производство лекарственных  препаратов, продукции и оборудования  медицинского назначения;

14. Медицинские услуги;

15. Услуги в сфере культуры, спорта  и туризма;

16. Услуги для бизнеса: обучение, маркетинг, аудит, консалтинг, бухгалтерский учет и правовое обеспечение;

17. Издательская деятельность, полиграфические  услуги и реклама;

18. Инновационная деятельность, в  т.ч. в сфере жилищно-коммунального  хозяйства;

19. Информационные технологии.

В структуре предприятий и организаций  малого бизнеса по результатам последних  лет наибольший удельный вес имеют  субъекты хозяйствования, занятые в  следующих отраслях экономики:

торговля и общественное питание  – 51,0%;

промышленность – 17,0%;

строительство – 11,4%;

транспорт – 3,9%;

непроизводственные виды бытового обслуживания населения – 0,8%.

Организации и предприятия малого предпринимательства негосударственной  формы собственности в преобладающем  большинстве представляют собой  субъектов с коллективной формой собственности (около 79), из них 76,6% составляют хозяйственные товарищества. Доля частных предприятий в общей структуре сравнительно невелика (20,4%), при этом в ней работает около 19% от общего числа занятых в малом предпринимательстве республики.

Уровень рентабельности в сфере  малого предпринимательства году составил 16,5%, в то время, как по народному  хозяйству  - 11%. Наиболее высок этот показатель для малых предприятий  и организаций, занятых в сфере  торговли и общественного питания (23,9%) и в сельском хозяйстве (21,9%). Уровень рентабельности предприятий и организаций малого предпринимательства частной формы собственности в году составил 20% (в 1997году – 14,7%, 1998году – 17,9%).

Общеизвестно, что стратегическое значение развития малого и среднего предпринимательства (МСП) обусловлено тем, что малые и средние предприятия:

в большей степени, чем крупные  предприятия, содействуют росту  занятости, и их доля в общем числе  рабочих мест может быть весьма значительной (в государствах ЕС малые и средние предприятия обеспечивают 55% рабочих мест в экономике);

могут помочь реорганизации крупных  государственных предприятий, позволяя поглотить и не задействовать  основные фонды, и излишнюю численность  работников;

дают экономике дополнительную гибкость в оказании услуг в производстве разнообразных потребительских товаров;

способствуют усилению конкуренции  на рынке и ограничению монополизма  крупных предприятий;

могут служить «Инкубатором» предпринимательских (рыночных навыков и инноваций). [16]

Принятые в течение последних лет меры в области имущественной поддержки, совершенствования арендных отношений, сокращения избыточного государственного регулирования хозяйственной деятельности, минимизации административных и иных ограничений привели к существенному росту сектора малого предпринимательства.

За 2009 г. Общее количество малых  предприятий выросло почти на 14 %, за последние же четыре года общее  число малых предприятий увеличилось  более чем в два раза (с 35 до 77 тыс.).

При этом в последнее время тэмпы роста  малого предпринимательства в регионах оказались выше тэмпов роста в г. Минске и в областных центрах, т. е. имеет место тенденция «регионализации» малого предпринимательства. Так, по итогам 2006 г. 67,8% малых предприятий работало в Минске и в областных центрах, а на регионы приходилось лишь 32,2%. По состоянию на начало 2009 г. Доля городских субъектов малого бизнеса сократилась до 61,5%, а региональных – увеличилась до 38,5%. На 1 января 2010 г. Эти цифры составили уже 60,4% и 39,6%.

Как видно из таблицы 2, эта тенденция характерна для всех областей страны, но наиболее активно процессы распространения малого предпринимательства в регионы наблюдается в Брестской, Гродненской и Могилевской областях.

Кроме того, вследствие реализации мер  по либерализации условий осуществления экономической деятельности наметилась тенденция улучшения не только территориальной, но и отраслевой структуры сектора малого предпринимательства, происходит оживление сектора малых предприятий на фоне замедления роста сектора индивидуального предпринимательства, связанного боле со сферой торговли, нежели с производственной деятельностью.

Данные опросов субъектов хозяйствования свидетельствуют о том, что  причинами  этого стало как общее улучшение  условий для предпринимательской деятельности (введение заявительного принципа регистрации, сокращение количества административных барьеров и процедур и др.), так и система мер поддержки и стимулирования малого бизнеса в сельской местности.

Позитивная динамика и структурные  изменения в секторе малого предпринимательства обусловили также повышение удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях страны за последние 3 года (см. таблицу 3): в валовом внутреннем продукте- на 3,1% (с 8,3% до 11,4%), в выпуске товаров и услуг- на 4,1% (с 7,9% до 12,0%), в общем объеме производства промышленной продукции (работ, услуг)- на 1,5% (с 7,6% до 9,1%), в общем объеме инвестиций в основной капитал- на 14 процентных пунктов (с 10,3% до 24,3%). [17, C.9-10]

 

Таблица 2 -Динамика роста количества малых предприятий в 2007-2009 гг.

 

Место регистрации малого

предприятия

Число малых предприятий  на конец года

   Тэмп роста: 

2007/2009 г, %

2007 г.

2008 г.

2009 г.

г.Минск

19 727

25 120

26 646

135,1

Минская область

5 364

8 944

10 235

190,8

Минская область (без учета  г. Жоди-

но)

5 130

8 550

9 803

191,1

Брестская область

3 392

6 582

7 267

214,2

г. Брест

1 602

2 895

3 084

192,5

Брестская область (без учета г.Бреста, г. Барановичи и г. Пинска)

1 166

2 290

2 615

224,3

Витебская область

3 390

5 752

6 328

186,7

г. Витебск

1 468

2 408

2 633

179,4

Витебская область (без учета г. Ви-

тебска, г. Орши, г. Новополоцка и 

г. Полоцка)

1 021

1 735

1 967

192,7

Гомельская область

3 622

5 604

6 393

176,5

г. Гомель

2 053

3 008

3 447

167,9

Гомельская область (без учета г. Го-

меля)

1 569

2 596

2 946

186,8

Гродненская область

3 017

5 325

5 943

197,0

г. Гродно

1 423

2 453

2 709

190,4

Гродненская область (без учета

 г. Гродно)

1 594

2 872

3 234

202,9

Могилевская область

3 197

5 348

5 929

185,5

г. Могилев

1 673

2 681

2 977

177,9

Могилевская область (без учета 

г. Могилева и г. Бобруйска)

1 524

2 667

2 952

193,7

Республика Беларусь

41 709

62 675

68 741

164,8


[17, C.9]

 

 

Таблица 3-Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях

(в процентах)

Наименование показателя

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Валовой внутренний продукт

8,1

8,8

8,3

9,3

11,4

Выпуск товаров (услуг)

7,6

8,1

7,9

9,1

12,0

Объем производства промышленной продукции (товаров, услуг)

7,0

7,3

7,6

8,2

9,1

Инвестиции в основной капитал

6,9

7,1

10,3

13,1

24,3

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

21,2

22,8

18,1

20,7

289

Розничный товарооборот (включая общественное питание)

10,1

10,2

11,2

19,9

29,5

Внешнеторговый оборот

21,3

23,9

15,2

16,7

30,5


[17, C.10]

 

Для того, чтобы предпринимательство  было по-настоящему эффективным, необходимо в полной мере задействовать все его формы. Новые формы предпринимательства сеголдня могут оказаться как никогда кстати. В условиях стабилизации мировых экономик после экономического кризиса, сопровождавшегося увеличением безработицы, а также с учетом таких демографических явлений, как возрастание доли населения пожилого возраста при одновременном сокращении экономически активной части населения приходится изыскивать возможности для расширения трудовых ресурсов при минимизации капиталовложений в создание новых рабочих мест. В этой связи и в Беларуси, и в других странах становится актуальной проблема вовлечения в экономический оборот прежде всего потенциальных резервов, которые не требуют больших инвестиций и обладают ускоренной капиталоотдачей. К ним относятся и такие сферы деятельности, как самозанятость и наемный труд, сельское и семейное предпринимательство. Именно эти виды деятельности позволяют эффективно использовать творческий, профессиональный и предпринимательский потенциал множества безработных, пенсионеров, и других социальных групп населения, заинтересованных в активной экономической деятельности, но не имеющих для этого достаточных возможностей. Кроме того, эффективная государственная поддержка этой категории граждан позволяет снизить социальную напряженность, возникающую при различного рода экономических трудностях, связанных со спадом деловой активности и ростом безработицы. Одновременно это способствует вовлечению новых людей в экономическую деятельность и активизации ранее скрытых и невостребованных ресурсов.

Информация о работе Предпринимательство и предпринимательская деятельность в Республике Белорусь