Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:41, контрольная работа
Великобритания - центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, входивших ранее в Британскую империю. Полное название, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Государство в Западной Европе на Британских островах. Территория - 244,1 тыс. кв.км., столица - г. Лондон, официальный язык – английский, валюта - фунт стерлингов, религия - протестанты - 90%. Кроме Великобритании членами Содружества являются 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие государства с населением 1 млрд. человек.
Введение
1. Конституция Великобритании.
1.2 Конституционно-правовое положение личности в Великобритании
Система государственных органов Великобритании. Особенности принципа разделения властей.
2.1 Политические партии и партийная система Великобритании
2.2 Прецедентное право Англии
2.2 Структура, источники и основные группы английского общего права
2.3 Характерные черты английского общего права
3. Правовая система Северной Ирландии
4. Правовая система Шотландии
Заключение
Список использованной литературы
Британский парламент состоит из двух палат: Палаты Лордов и Палаты Общин. Палата общин избирается на пять лет путём всеобщих равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства.
Порядок формирования и состав. Выборы в палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории и могут быть промежуточными, т. е. проводимыми в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.Избирательная компания начинается с приказа о выборах. Приказа вручается лордом-канцлером и содержит распоряжения о времени проведения выборов. И мэры городов издают соответствующие уведомления.
Пассивным избирательным правом обладают граждане, достигшие 21 года и
обладающие правом голоса. Исключение составляют лица, находящиеся на государственной службе, и банкроты. Ограничение лиц, посвящённых в духовный сан было отменено в 2001году. Однако для высших духовных санов такое ограничение продолжает действовать.
Лицо, желающее баллотироваться на выборах в палату общин, должно представить чиновнику по выборам (мэрам городов) заявление и внести избирательных залог. Если депутат набирает менее 5% от числа избирателей — залог не возвращается.
Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов.
3.1 Политические партии и партийная система Великобритании
Политические партии в Великобритании представляют собой общественные
объединения граждан, создаваемые для выражения их политических интересов.
Важнейшим назначением политических партий является участие в выборах. В Великобритании действует двухпартийная система, т. е. основную борьбу за
представительство в Парламенте и в местных органах власти ведут две основные политические партии. Сегодня это Консервативная партия и Лейбористская партия. Именно эти политические партии попеременно чередуются у власти в течение многих десятилетий. Правовую основу деятельности политических партий составляет конституция (в части политических прав граждан) и текущее законодательство, регулирующее отдельные аспекты их деятельности, преимущественно финансовые. В Великобритании, как и в других европейских странах (ФРГ, Австрии, Швеции, Португалии, Франции, Италии), в 2002 г. принят отдельный закон, регулирующий деятельность политических партий («О политических партиях, выборах и референдумах»).
В соответствии с ним финансовую основу деятельности политических партий составляют пожертвования юридических и физических лиц. При этом Закон устанавливает реестр пожертвований, подробно регулирует вопросы контроля за пожертвованиями; финансовую отчетность политических партий и лиц, осуществляющих пожертвования; ответственность за уклонение от ограничений, установленных в отношении пожертвований; обжалование действий государственных органов по признанию пожертвований незаконными; контроль за расходами на предвыборную кампанию, а также особые положения по финансированию деятельности политических партий в Северной Ирландии.
Консервативная партии является одной из наиболее крупных и старых политических партий Великобритании, насчитывающей около 2 млн постоянных сторонников. Официально членство в ней не оформляется, членские билеты не выписываются и партийные взносы не уплачиваются. Консервативная партия не имеет постоянной программы и устава.
Функцию партийной программы выполняют предвыборные манифесты, содержащие программные положения консерваторов на предстоящих выборах. Структурно Консервативная партия состоит из центральных и местных организаций.
Кредо Консервативной партии можно определить лозунгом: «Разумный прогресс с сохранением традиций», а ее платформу поддерживают представители самых разных социальных групп населения. Традиционно позиции партии сильны в сельской местности, а не в крупных городах.
Лейбористская партия представляет собой политическую организацию социал - демократического характера, играющую наряду с Консервативной партией главную роль в системе Великобритании.
В Лейбористской партии существует индивидуальное и коллективное членство. Наиболее крупные коллективные члены - профессиональные союзы. Партия имеет Устав.
Постоянной программы нет.
Программное положение формулируются в ходе предвыборных кампаний исходя из программной цели - справедливого демократического общества с динамичной экономикой.
Социальную основу партии составляют работающие в промышленности и других секторах экономики наёмные работники.
Важную роль в деятельности Лейбористской партии играют профсоюзы.
2.1 Структура, источники и основные группы английского общего права
В отличие от стран романо-германской правовой семьи, где основным источником права является введенный в действие закон, в странах англосаксонской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах.
Правовая семья общего права, как и римское право, развивалось по принципу «ibi jus ibi remedium» (право там, где есть защита), несмотря на все попытки кодификации, английское общее право, дополненное и усовершенствованное положениями «права справедливости», в основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастание роли статутного (законодательного) права.
Английское право обрело как бы тройную структуру: общее право – основной источник, право справедливости, дополняющее и корректирующие этот основной источник, и статутное право – писаное право парламентского происхождения.
Английское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных случаев. Судья в отличие от законодателя не создает решений общего характера в предвидении серии случаев, которые могут произойти в будущем. Он занимается тем, что требует правосудия именно в данный момент: его дело – разрешить судебный спор. С учетом правила прецедента такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но и одновременно более казуистическими и менее определенными. В Англии благодаря общему праву и правилу прецедента различение права и закона носит несколько иной и одновременно более ярко выраженный характер, чем различение права и закона на континенте.
Структура
права в англосаксонской
Отрасли английского права выражены не столь четко, как в Романо-германских правовых системах, и проблемы их классификации уделялось гораздо меньше внимания. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, то есть могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные. Разделенная юрисдикция ведет к разграничению отраслей права. А унифицированная юрисдикция действует, очевидно, в обратном направлении. Во-вторых, поскольку в Англии нет отраслевых кодексов европейского типа, английскому юристу право представляется однородным. Английская доктрина не знает дискуссии о структурных делениях права.
За многовековую деятельность законодательного органа – парламента – общее число принятых им актов занимает около 50 увесистых томов (более 3 тыс. актов). Закон формировался под воздействием требований судебной практики, которая диктовала определенную структуру, характер изложения норм. Отсюда казуистический стиль законодательной техники. Рост числа законов обострил проблему систематизации. Она решается путем консолидации – соединения законодательных положений по одному вопросу в единый акт.
В Великобритании в отличие от романо-германских правовых систем исполнительные органы были изначально лишены полномочий принимать акты «во исполнение закона». Для того чтобы издать подобный акт, исполнительный орган должен был быть наделен соответствующими полномочиями statutory powers, которое делегирует ему парламент. Поэтому нормотворчество исполнительных органов именуется делегированным.
Действуют правила, согласно которым закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается первому. Однако действительно намного сложнее, ибо велика роль судебного толкования закона, правила, согласно которому правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем его толкованием, которое дано ему в предшествующих судебных решениях, именуемых прецедентами толкования.
Законодательство как источник права находится в менее выгодном положении в том смысле, что акт парламента требует судейских толкований, которые сами становятся судебными прецедентами. Поэтому было бы упрощением относиться к парламентскому законодательству как к источнику права, стоящему выше прецедента.
Таким образом, английский суд наделен широкими возможностями усмотрения в отношении статутного права. Эти возможности еще более возрастают, если от законодательной части статутного права обратиться к его подзаконной части. Что касается делегированного законодательства, то суд официально имеет право отмены акта, признав его ultra vires. В отношении остальных исполнительных актов суд может отменять их и не обращаясь к доктрине ultra vires по самым разным основаниям.
В англо-американской правовой семье следует различать две группы: английского права и связанного с ним по своему происхождению права США.
В группу английского права входят наряду с Англией Северная Ирландия, Канада (кроме Квебека), Австралия, Новая Зеландия, а также право бывших колоний Британской империи (в настоящее время 36 государств являются членами Содружества). Англия была крупнейшей колониальной державой и английское общее право получило распространение во многих странах мира. В результате сегодня почти треть населения мира живет в значительной мере по нормам английского права.
Вторую группу образует право США, которое, имея своим источником английское общее право, в настоящее время является вполне самостоятельным.
2.2 Характерные черты английского общего права
Наиболее характерные черты правовой семьи общего права заключаются в следующем.
Во-первых, английское общее право в отличие от романо-германского права развивалось не в университетах, не учеными-юристами, не доктринально, а юристами-практиками. Отсюда некоторая стихийность и необозримость правового массива, отсутствие рациональных начал и строгой логики в его построении. Страны семьи общего права не восприняли римское право, в котором главенствующие положение отведено праву гражданскому. Следовательно, в этих странах нет деления права на публичное и частное. Но существуют исторически сложившиеся общее право и право справедливости, что отражается на системе рассмотрения дел в судах.
Английскому праву не свойственна строгая отраслевая классификация, хотя базовые отрасли получили устойчивое развитие. Более весомы правовые институты. Наоборот, для англо-американского общего права характерна развитость юридического процесса, на основе которого и развиваются материальные отрасли права. Это одно из кардинальных отличий правовой семьи общего права от романо-германского права. Процедура рассмотрения споров имеет для судей наиважнейшее значение.
Существование суда присяжных в этих странах тоже способствовал стремительному развитию процессуального права, так как судья решал вопросы права, а вопросы факта разрешались присяжными.
Во-вторых, нормы общего права рождались при рассмотрении королевскими судами конкретных дел, поэтому они менее абстрактными и рассчитаны на разрешение конкретных споров, а не на установление общих правил поведения на будущее. Таким образом, для правовой семьи общего права не характерна кодификация. Даже если в отдельных странах данной семье имеются кодексы, они существенно отличаются от кодексов стран романо-германского права.
В-третьих, в странах англо-американской правовой семьи процветает судебный прецедент. Нормы права создаются судьями при вынесении решений по конкретным делам. В отличие от судей стран романо-германской правовой семьи судья страны общего права «примеряет» конкретное дело не к правилам действующей нормы права, а к существующим сходным судебным прецедентам.