Правовая система Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Великобритания - центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, входивших ранее в Британскую империю. Полное название, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Государство в Западной Европе на Британских островах. Территория - 244,1 тыс. кв.км., столица - г. Лондон, официальный язык – английский, валюта - фунт стерлингов, религия - протестанты - 90%. Кроме Великобритании членами Содружества являются 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие государства с населением 1 млрд. человек.

Содержание

Введение
1. Конституция Великобритании.
1.2 Конституционно-правовое положение личности в Великобритании
Система государственных органов Великобритании. Особенности принципа разделения властей.
2.1 Политические партии и партийная система Великобритании
2.2 Прецедентное право Англии
2.2 Структура, источники и основные группы английского общего права
2.3 Характерные черты английского общего права
3. Правовая система Северной Ирландии
4. Правовая система Шотландии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

правовая система великобритании.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

  В-четвертых, между судебным прецедентом и  сложившейся судебной практикой  нельзя ставить знак равенства. Прецедент в отличие от судебной практики, то есть суммарного результата рассмотрения конкретных дел, создается отдельно вынесенным судебным решением, которое вправе принимать лишь высшие судебные инстанции. Нормы, содержащиеся в прецедентах, могут выполнять двоякую роль: формулировать положения, которых нет в нормативных актах, толковать и разъяснять статьи действующего права. Толкуя нормы права, суд может их изменять.

  В-пятых, судебный прецедент – интересный феномен, обеспечивающий эффективность, предсказуемость и единообразие судебной практики. Эффективность выражается в быстроте вынесения решения на основе рассмотренных ранее аналогичных дел. Предсказуемость проявляется двояко: знание существующих прецедентов позволяет или сократить количество рассматриваемых дел в суде, или разработать в соответствии с предыдущими прецедентами правовой фундамент дела. Единообразие означает один и тот же подход к аналогичным делам на основе прецедента.

  В-шестых, законодательство как источник права  постепенно занимает более важное, чем ранее, место в правовой системе стран англо-американской правовой семьи общего права. Возрастает роль закона, заметное воздействие оказывает международное европейское право. Меняются правовые концепции и подходы английских юристов к правотворчеству и правоприменению. Несмотря на быстрое развитие законодательства, за последние полтора века сохраняется принцип, согласно которому норма закона приобретает реальный смысл после применения ее в суде. Поэтому прецедент продолжает играть в английском праве главенствующую роль.

  В-седьмых, современное правовое регулирование  процесса рассмотрения дел в судах, хотя и закреплено на уровне закона, разрабатывалось судьями. В Англии законы об отправлении правосудия разрабатываются  специально созданными для этого комитетами, в которые наряду с другими субъектами входят и судьи.

  В-восьмых, современное соотношение судебной практики и законодательства меняет и роль юридической науки. Научные  исследования строятся на подробном  анализе существующих прецедентов, что практически делает их комментариями к судебной практике, которыми руководствуются и судьи. Многие научные работы часто цитируются в судах, несмотря на давность писания. Большое количество книг пишется судьями.

  В-девятых, для стран правовой семьи общего права не характерна кодификация. Даже если и имеются кодексы, они носят иной характер, чем кодексы стран романо-германской правовой семьи. Во многих штатах США существует гражданские и гражданские процессуальные кодексы, но они представляют собой результат консолидации права, что и отличает их от европейских кодексов.

  В-девятых, для правовой семьи общего права  характерно наличие института суда присяжных. Хотя присяжные позже  были восприняты и романо-германским правом, данный институт оставил неизгладимый отпечаток на праве Англии и США.

  В-одиннадцатых, в Англии сохраняет значение и  старинный обычай, отличающийся многовековой стабильностью и всеобщим общественным признанием. Так, в отсутствие писаной  Конституции действуют как конституционные  обычаи атрибуты монархического государства, министры рассматриваются как слуги королевы (короля), пожалования, пенсии и тому подобное даются от имени королевы.

  Таким образом, в английском общем праве  много своеобразия, определяющего  его место на правовой карте современного мира.

  2.3 Прецедентное право Англии

  Прецедентное  право занимает центральное место  в правовой семье общего права. Прежде всего существует правило, согласно которому суд, рассматривая дело, выясняет, не было ли аналогичное дело предметом  рассмотрения раньше, и в случае положительного ответа руководствуется уже имеющимся решением. Однажды вынесенное решение является обязательной нормой для всех последующих аналогичных дел. Это общее правило нуждается в детализации, поскольку степень обязательности прецедентов зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом.

  Судебный  прецедент является основным источником английского права. В настоящее  время в Англии насчитывается  около 800 тыс. судебных прецедентов, и каждый год прибавляется примерно по 20 тыс. новых, что составляет 300 сборников по внутреннему и европейскому праву.

  Решения высшей инстанции – палаты лордов – обязательны для всех других судов.

  Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов.

  Высокий суд (все его отделения) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, его  решения обязательны для всех нижестоящих инстанций, а также, не будучи строго обязательны, влияют на рассмотрение дел в его отделениях.

  Окружные  и магистратские суды обязаны  следовать прецедентам всех вышестоящих  инстанций, а их собственные решения  прецедентов не создают. Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений.

  Правило прецедента традиционно рассматривалось  в Англии как жесткое. В отличие  от США судебная инстанция не могла  отказаться от ею же созданного ранее прецедента, который мог быть изменен только вышестоящей инстанцией или парламентским актом. Даже высшая судебная инстанция – палата лордов – до середины 60-х годов считалась связанной своими собственными прежними решениями, что в конечном итоге создавало тупиковую ситуацию. В 1966 году палата лордов отказалась от этого принципа.

  Представление о том, что правило прецедента, сковывает судью обманчиво. Поскольку  полное совпадение обстоятельств разных дел бывает не так уж часто, усмотрением  судьи решается, признать обстоятельств сходными или нет. От чего зависит и применение той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они не совпадают. Наконец. Он может вообще не найти никакого сходства обстоятельств. В этом случае, если вопрос не регламентирован нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, становится как бы законодателем.

  Этим  не исчерпываются возможности судебного  усмотрения в рамках прецедентного  права. Такому усмотрению способствует и традиционная структура судебного решения. Оно, как правило, развернуто и включает анализ доказательств, мнение судьи по поводу спорных фактов, мотивы, которыми руководствовался суд при вынесении решения, и, наконец, правовые выводы. Прецедентом является лишь та часть судебного решения, которая со времен Остина именуется «ratio decidendi» (буквально – основание решения) – правоположение, на котором основано решение. Лишь ratio decidendi носит обязательный характер; остальная часть судебного решения именуется «obiter dictum» (попутно сказанное) и не может рассматриваться как нечто обязательное. Однако вопрос о методах различия ratio decidendi и obiter dictum является дискуссионным, и решение его во многом зависит от усмотрения судьи.

  3. Правовая система Северной Ирландии

 

  В Северной Ирландии, которая была отторгнута от Ирландии в 1921 г. и с тех пор  остается административно-политической частью Соединенного Королевства, право  имеет лишь некоторые отличия  от собственно английского. В частности, суды Северной Ирландии в качестве источников права используют не только британское законодательство, но и акты ирландского парламента, принятые до 1921 г., а также акты парламента Северной Ирландии, учрежденного в 1920 г. и распущенного британскими властями в 1972 г. Круг судебных прецедентов, используемых ими в качестве источников права, также более широк, поскольку включает решения ирландских судов, принятые на территории всей Ирландии как до, так и после 1921 г. Что касается решений шотландских судов, то в Северной Ирландии они имеют силу лишь "убеждающего", а не "обязывающего" прецедента. В настоящее время британским Парламентом издаются для Северной Ирландии законы, как правило копирующие акты, принятые им для Англии и Уэльса.

  Исключение  составляют лишь акты чрезвычайного законодательства, вызванного к жизни попытками решить проблемы Северной Ирландии насильственными методами, в том числе и путем усиления уголовной репрессии. Некоторые из них действуют только на территории Северной Ирландии, другие - на всей территории Соединенного Королевства и, наконец, имеются такие, что действуют на остальной территории Соединенного Королевства, кроме Северной Ирландии. В чрезвычайных законах, в частности в Законе о предупреждении терроризма (временные положения) 1989 г. (прежде действовали под тем же названием законы 1974, 1976 и 1984 гг.) и в Законе о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1978 г., как и в издававшихся с 1973 г. других законах под тем же названием, многие вопросы уголовного права и процесса регулируются особым образом. В них содержится перечень организаций, деятельность которых запрещена в Северной Ирландии или на всей территории Соединенного Королевства. Членство в этих организациях, их финансовая и иная поддержка караются в качестве серьезных самостоятельных преступлений. В отношении лиц, подозреваемых в принадлежности к запрещенным организациям либо в террористической деятельности, допускается превентивный арест на срок до одного года и издание приказа о высылке либо запрете въезда на территорию Северной Ирландии (всего Соединенного Королевства) сроком на 3 года. В сфере уголовного процесса эти акты периодически расширяли полномочия полиции производить аресты и обыски, вводили внесудебные или упрощенные формы рассмотрения некоторых категорий уголовных дел, существенно ограничили право на защиту и компетенцию суда присяжных. В 1996 г. был издан новый Закон о предупреждении терроризма.

  Судебная  система Северной Ирландии во многом копирует английскую. Верховный суд  включает в себя Высокий суд (с  отделениями королевской скамьи, канцлерским и семейным), Апелляционный суд и Суд короны. Все они наделены функциями, аналогичными функциям соответствующих английских судебных инстанций. Гражданские дела, кроме наиболее важных, рассматривают суды графств, малозначительные уголовные дела и некоторые мелкие гражданские споры - магистратские суды. Организация деятельности и процедура разбирательства дел в судах графств и магистратских судах несколько отличаются от принятых в английских судах. 

 

   4. Правовая система Шотландии

  Шотландская правовая система, как и английская, складывалась в процессе длительной исторической эволюции. Однако различие исторических факторов, влиявших на государственное  формирование Шотландии и Англии, привело к тому, что их правовые системы отличаются друг от друга.

  Шотландия не могла не подвергаться английскому  влиянию. Шотландские короли довольно рано восприняли те институты, которые  способствовали централизации их власти. Так, в Шотландии появились аналогичные  английским разъездные суды (шерифы и юстициарии), институт присяжных, а затем единые центральные королевские суды.

  Французская правовая ориентация, начавшаяся после  «войн за независимость» с Англией, выразилась в том, что юристы Шотландии  обратились к романо-каноническому  праву.

  Из  римского права были заимствованы сертификаты, деликты, нормы о движимой собственности. Каноническое право, применяемое в канонических судах, регулировало брачно-семейные отношения, наследственные, договорные. Развитие шотландского права проходило не параллельно с английским общим правом, а постепенно расходясь с ним.

  До XV в. в Шотландии не было своих  университетов, поэтому будущие  юристы отправлялись в университеты Франции, Германии, Нидерландов, где  они изучали главным образом  римское право, которое в те времена играло роль общего права Шотландии. До настоящего времени сохранилось его влияние в отдельных институтах гражданского права, в юридической терминологии, в делении права на публичное и частное.

  В XIII – XIX вв. шотландские юристы продолжали заимствовать континентальный юридический опыт, прежде всего французский и голландский.

  Объединение с Англией в 1707 г. способствовало укреплению общего права. Нарастание воздействия  английского общего права наблюдалось  постепенно. Шотландские суды полностью  восприняли английскую прецедентную систему. Право Шотландии никогда не было кодифицировано, а складывалось с самого начала из судебных решений шерифов и юстициариев. Однако шотландский метод толкования норм права ближе к романо-германскому, чем к англосаксонскому.

  В Шотландии, как и в романо-германской правовой семье, конкретные правовые вопросы  выводятся из общего принципа, в  то время как в странах англосаксонской  правовой семьи, наоборот, судьи формируют  общий принцип исходя из конкретных случаев.

  При сравнении английского и шотландского права в их историческом развитии модно отметить три основных фактора:

  1. в отличие от Англии в Шотландии не было дуализма гражданского права в виде параллельной общему праву системы норм права справедливости;
  2. в Шотландии не получили развитие исковые приказы, как это было в Англии;
  3. идея публичного обвинения в Шотландии вылилась в конкретную форму четко организованной службы государственного уголовного преследования.

Информация о работе Правовая система Великобритании