Политический аспект отношений КНР и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе анализа отношений между США и КНР и их эволюции в начале XXI в. установить основные области сотрудничества и выявить узлы противоречий в двусторонних отношениях, попытаться определить перспективы их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Трансформация системы международных отношений и позиции США и КНР .....................................................................................................................10
1.2 Вызовы международной безопасности и политика Китая и Соединенных Штатов ..........................................................................................18
РАЗДЕЛ 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ......................................................................................................24
2.1 Торгово-экономические отношения между КНР и США ................25
2.2 Финансовый фактор в двусторонних отношениях и инвестиционная политика ................................................................................................................30
РАЗДЕЛ 3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ КНР И США
3.1 Ключевые проблемы политической составляющей китайско-американских отношений ....................................................................................36
3.2 Военная составляющая отношений Китая и Соединенных Штатов Америки .................................................................................................................47
3.3 Перспективы развития двусторонних отношений в XXI веке .........57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................70

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Кожихов А. отмечает, что, начиная со второй половины XX века, одним из основных проблемных направлений американской внешней политики являлся Китай. «США, при всем их желании, не могут игнорировать «китайский фактор» в глобальной политике. Несмотря на официальную риторику Пекина (не претендовать на гегемонию, «выступать против политики силы», «не вмешиваться во  внутренние дела других стран»), Китай вовлечен в глобальную геополитическую игру, охватывающую большую часть евразийского материка. Следовательно, китайская внешнеполитическая направленность затрагивает интересы США, что делает весьма вероятным столкновение интересов двух держав» [9, С. 18].

     Источниковая  база исследования. При исследовании данной проблематики были изучены источники, представляющие необходимую основу для изучения состояния китайско-американских отношений.

     Первую  группу источников составляют законодательные  акты и другие документы национального  уровня двух стран, влияющие на двусторонние отношения. Такие документы касаются как непосредственно китайско-американских отношений, так и других проблемных вопросов международных отношений. Это вопрос Тайваня, вопрос о поставках вооружений, проблемы в торгово-экономической сфере, вопросы безопасности и другие. К этой группе относятся: Закон о предотвращении раскола страны, Белая Книга Китая, Report to Congress of the US-China Economic and Security Review, Annual Report to Congress on the Military Power of the PRC и другие.

     Вторая  группа источников включает в себя основные дипломатические документы, касающиеся двусторонних отношений. В работе проанализированы китайско-американские договоры, регулирующие отношения между странами. Особое внимание уделяется торгово-экономическим соглашениям и различным документам, касающихся Тайваня.

     В работе использованы документы, как  двустороннего, так и многостороннего характера. Материалы различных форумов международных организаций и конференций, принятые в итоге документы позволяют более тщательно проанализировать китайско-американские отношения в различных сферах. К данной группе относятся: Agreement between the Department of Defense of the USA and the Ministry of National Defense of the PRC on establishing a consultation mechanism to strengthen military maritime safety, China-US agreement on Сhina’s WTO accession и другие.

     В третью группу источников входят труды, выступления и интервью глав государств, официальных лиц, ведущих государственных деятелей. Эта группа источников позволяет выявить основные проблемы и приоритетные области двусторонних отношений. К этой группе источников относятся: интервью Ответы представителя МИД Китая Чжан Циюе на вопросы корреспондентов на пресс-конференции 8 июля 2004 года, ответы официального представителя МИД КНР Цинь Гана на вопросы корреспондентов на пресс-конференции 21 марта 2006 года, ответы представителя МИД КНР Чжан Циюэ на вопросы корреспондентов на пресс-конференции 24 июня 2004 года, речь Ху Цзиньтао на тему «Всестороннее продвижение китайско-американских отношений конструктивного сотрудничества», речь К. Райс 18 января 2005 г., речь Дж. Буша на тему «Китай не должен бояться свободы» и другие.

     Четвертая группа источников представлена статистическими  материалами, которые позволяют  провести сравнительный анализ различных  данных об экономическом росте, о  приоритетных сферах торговли, о динамике взаимоотношений в экономической сфере и т.д. К этой группе относятся: статистика китайско-американской торговли, Белая книга о торговом балансе, статистика об экономике Китая, статистические данные о военно-промышленном комплексе Китая и другие.

     Пятую группу источников составляют материалы периодической печати и сообщения информационных агентств. Данная группа содержит большой фактологический материал, позволяющий проследить развитие двусторонних отношений. Это материалы Международного радио Китая, Китайского информационного интернет-центра, агентства Синьхуа, The Financial Times, Коммерсантъ, Ведомости, Daily Telegraph, Эксперт Казахстан, Associated Press и другие.

     Использованные  источники дают возможность подойти  к проблематике более объективно и предоставляют возможность раскрыть тему и достичь цели работы.

     Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов и заключения, а также списка использованной литературы. Структура работы отражает цель и задачи проводимого исследования.

     Во  введении раскрывается актуальность данной темы, степень ее изученности, методологическую и источниковую базу. Эта часть  работы знакомит со структурой работы, с ее целью, задачами.

     Раздел 1 посвящен международному контексту китайско-американских отношений, состоит из трех подразделов. Первый подраздел раскрывает позиции стран в условиях новой системы международных отношений. Второй подраздел посвящен проблемам безопасности и политике двух держав, касающейся их.

     Раздел 2 посвящен исследованию экономических аспектов китайско-американских отношений. Он состоит из двух подразделов, в первом из которых изучаются торгово-экономические отношения Китая и Соединенных Штатов. Во втором подразделе рассматривается влияние финансового фактора на взаимоотношения КНР и США.

     Раздел 3 посвящен политическому аспекту  двусторонних отношений, имеет два  подраздела. Первый подраздел посвящен изучению проблем соперничества  в различных сферах, а второй –  военной составляющей китайско-американских отношений. В третьем подразделе рассматриваются возможные сценарии развития двусторонних отношений, и их вероятное влияние на  международные отношения.

     В заключении подводятся итоги исследования, излагаются основные выводы. 
 
 
 
 
 
 
 

    РАЗДЕЛ 1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ 

    1.1 Трансформация системы  международных отношений 

    и позиции США и  КНР  

    После распада биполярной системы  возникает  новая парадигма международного сотрудничества, которая приходит на смену Ялтинско-Потсдамскому порядку. Радикальные перемены, имевшие место в течение 1990-х гг. (прекращение конфронтации между Востоком и Западом, распад социалистического лагеря, дезинтеграция СССР, появление на Евразийском материке десятков новых независимых государств, обострение глобальных проблем), изменили характер международных отношений, качество и количество  акторов, модели их взаимодействия и правила поведения.

     Ключевым  понятием, характеризующим процессы мирового порядка в конце XX - начале XXI вв. является глобализация. Сущность этого процесса состоит в резком усилении взаимосвязи и взаимозависимости государств и народов. Феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни [10].

     Подобные  изменения системы международных  отношений привели к началу процесса становления нового мирового порядка, где США стали единственным полюсом. Но многие страны пытаются изменить эту  ситуацию по тем или иным причинам. И одной из таких стран является Китай.

     Изменение миропорядка рассматривается как  процесс, параллельный модернизации и  возвышению Китая. Китай оказывает  мощную поддержку процессу становления  многополярности в мире. С китайской  точки зрения мир переживает переходный этап, на котором одна сверхдержава сосуществует с рядом сильных держав. Становление многополярности предполагает, что дистанция между ними будет сокращаться, а число сильных держав возрастет [11, С. 47].

     Китай выступает за многополярный мир, в котором несколько стран, включая Китай, являлись бы противовесом американскому влиянию в мире. Пекин пришел к заключению, что, учитывая уровень доминирования США, достичь этой многополярности в ближайшем будущем не удастся. Несмотря на это китайские стратеги открыто стремятся со временем добиться данной цели, поэтому действия Китая на мировой арене можно рассматривать в этом контексте. Пекин предпринял особые усилия по разрешению споров и развитию отношений с историческими соперниками, такими, как Индия, Россия, которые разделяют призыв Китая к многополярному миру.

     Принятие  американского лидерства означало бы главенствующую роль Соединённых Штатов в реформировании ООН, в перестройке её Совета Безопасности, с включением в него регионального соперника КНР ― Японии в качестве постоянного члена, что активно лоббируется Вашингтоном. Такой поворот событий не только сильно девальвировал бы рейтинг КНР как пока единственного постоянного члена СБ из числа азиатских стран, но и сильно осложнил бы продвижение нужных Китаю глобальных решений в структуре ООН. Это особенно значимо для него с учётом весьма вероятной вовлечённости Японии в потенциальные конфликты в Восточной Азии (Тайвань, Южная Корея), где Китай и Япония пока стоят по разную сторону баррикад. Индия как азиатский кандидат в СБ, несомненно, более приемлемый вариант для него (при всём том, что Китай в настоящий момент против любого расширения СБ).

     Признание американского лидерства фактически означало бы для Пекина отказ от воссоединения Тайваня с континентальным Китаем или, как максимум возможного, перенос его в неопределённое будущее. США не заинтересованы ни в остром военном конфликте вокруг объединения, ни в самом этом объединении. Усиление Китая динамикой экономического развития и финансовыми ресурсами Тайваня, его экономико-технологическим потенциалом и мировой товаропроводящей сетью, не сулит ничего хорошего соперникам «Большого Китая» в глобальной конкуренции. С другой стороны, без контроля над Тайванем, КНР не только не сможет считать себя полноценной «сверхдержавой», но геостратегически, военно-стратегически и политико-психологически всегда будет уязвимой для американского шантажа. И в США, и в Китае это отчётливо понимают.

     Американское  лидерство, проецируемое на сферу мировой экономики, финансов, мировой торговли, не менее негативно сказалось бы на китайских интересах. В этом случае Китай на ближайшую перспективу стал бы ещё менее маневроспособен в своих правах в ВТО; мировые рынки, в том числе и в первую очередь ― американский, становились бы всё более закрытыми, жёсткими и требовательными для китайских товаров; за счёт жёсткой тарифной политики постепенно нивелировалось бы преимущество, связанное с обширным рынком дешёвого труда в КНР; Китай утрачивал бы преимущества и самостоятельность в валютном регулировании, формировании курса национальной    валюты, теряя при этом важные элементы своего экспортного напора. Всё это вело бы к трудностям и, в итоге, к замедлению китайского экономического чуда.

     США и КНР по-разному видят устройство мира. Китай не может смириться  с лидирующей позицией Соединенных Штатов, что обусловлено рядом обстоятельств.

     Китай проводит кампанию по поводу своего мирного  развития. Ему необходимо убедить всех, что он не пойдет по пути развития Германии и Японии в конце XIX–начале XX веков, что его путь не будет основан на агрессивном изменении международного миропорядка, что он будет руководствоваться принципами доброжелательности и взаимной выгоды. Китайские лидеры прямо заявляют о том, что Китай не заинтересован в региональной гегемонии или в мировом лидерстве [12]. Китайские политики будут разделять эту точку зрения до того момента, когда модернизация Китая будет завершена и КНР войдет в число самых развитых стран мира.

     Несмотря  на это, в своих заявлениях и политике Китай часто выражает неудовольствие доминирующим положением США на мировой арене. Пекин постоянно провозглашает, что он выступает против гегемонизма и силовой политики. Гегемонизм и силовая политика – это условные формулировки, под которыми Пекином подразумевается американская внешняя политика [3, С. 172].

     Самое главное, что беспокоит Пекин, – это общие намерения США относительно Китая и американская внешняя политика в прилегающих к Китаю районах. Основная часть населения Китая убеждена в том, что США постараются замедлить или блокировать становление Китая в качестве великой державы (либо путем окончательного отделения Тайваня от континентального Китая де-факто или даже де-юре, либо лишив Китай поставок энергии в количествах, необходимых для его развития, либо способствуя смене политического строя в Китае) [13]. Именно сквозь призму подобного восприятия Китай рассматривает такие американские цели и концепции, как гуманитарная интервенция, нанесение упреждающих ударов, создание союзов и даже противоракетная оборона. Каждая из этих проблем связывается, например, с потенциальной американской защитой Тайваня в случае вооруженного конфликта, что приведет к разделению. А когда США говорят о распространении по всему миру общечеловеческих ценностей демократии и прав человека, Пекин видит в этом вестернизацию или намерение США переделать Китай в соответствии с собственными представлениями, вызвать падение КПК и получить еще большую власть и контроль над делами Китая.

     Обеспокоенность Пекина вызывает также влияние США  на страны, находящиеся в непосредственной близости от Китая, в частности потенциальная возможность создания антикитайских блоков во главе с Соединенными Штатами (или еще с кем-то), которые будут стремиться к сдерживанию китайской мощи или проникновению в районы проживания национальных меньшинств Китая с целью их дестабилизации. Пекин даже проявил определенное беспокойство по поводу влияния американских НПО в бывших советских республиках, где народные цветные революции в последние несколько лет привели к свержению автократических режимов, причем в ряде случаев это произошло в странах, граничащих с Китаем. Китайские лидеры по-прежнему опасаются, что волна этих революций дойдет и до неспокойных районов Китая или что Китай по каким-то другим причинам станет жертвой таких движений, особенно в то время, когда в стране усилятся волнения и будет набирать обороты процесс внутренней трансформации.

Информация о работе Политический аспект отношений КНР и США