Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:05, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа отношений между США и КНР и их эволюции в начале XXI в. установить основные области сотрудничества и выявить узлы противоречий в двусторонних отношениях, попытаться определить перспективы их развития.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Трансформация системы международных отношений и позиции США и КНР .....................................................................................................................10
1.2 Вызовы международной безопасности и политика Китая и Соединенных Штатов ..........................................................................................18
РАЗДЕЛ 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ......................................................................................................24
2.1 Торгово-экономические отношения между КНР и США ................25
2.2 Финансовый фактор в двусторонних отношениях и инвестиционная политика ................................................................................................................30
РАЗДЕЛ 3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ КНР И США
3.1 Ключевые проблемы политической составляющей китайско-американских отношений ....................................................................................36
3.2 Военная составляющая отношений Китая и Соединенных Штатов Америки .................................................................................................................47
3.3 Перспективы развития двусторонних отношений в XXI веке .........57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................70
Кожихов А. отмечает, что, начиная со второй половины XX века, одним из основных проблемных направлений американской внешней политики являлся Китай. «США, при всем их желании, не могут игнорировать «китайский фактор» в глобальной политике. Несмотря на официальную риторику Пекина (не претендовать на гегемонию, «выступать против политики силы», «не вмешиваться во внутренние дела других стран»), Китай вовлечен в глобальную геополитическую игру, охватывающую большую часть евразийского материка. Следовательно, китайская внешнеполитическая направленность затрагивает интересы США, что делает весьма вероятным столкновение интересов двух держав» [9, С. 18].
Источниковая база исследования. При исследовании данной проблематики были изучены источники, представляющие необходимую основу для изучения состояния китайско-американских отношений.
Первую
группу источников составляют законодательные
акты и другие документы национального
уровня двух стран, влияющие на двусторонние
отношения. Такие документы касаются
как непосредственно китайско-
Вторая группа источников включает в себя основные дипломатические документы, касающиеся двусторонних отношений. В работе проанализированы китайско-американские договоры, регулирующие отношения между странами. Особое внимание уделяется торгово-экономическим соглашениям и различным документам, касающихся Тайваня.
В третью группу источников входят труды, выступления и интервью глав государств, официальных лиц, ведущих государственных деятелей. Эта группа источников позволяет выявить основные проблемы и приоритетные области двусторонних отношений. К этой группе источников относятся: интервью Ответы представителя МИД Китая Чжан Циюе на вопросы корреспондентов на пресс-конференции 8 июля 2004 года, ответы официального представителя МИД КНР Цинь Гана на вопросы корреспондентов на пресс-конференции 21 марта 2006 года, ответы представителя МИД КНР Чжан Циюэ на вопросы корреспондентов на пресс-конференции 24 июня 2004 года, речь Ху Цзиньтао на тему «Всестороннее продвижение китайско-американских отношений конструктивного сотрудничества», речь К. Райс 18 января 2005 г., речь Дж. Буша на тему «Китай не должен бояться свободы» и другие.
Четвертая группа источников представлена статистическими материалами, которые позволяют провести сравнительный анализ различных данных об экономическом росте, о приоритетных сферах торговли, о динамике взаимоотношений в экономической сфере и т.д. К этой группе относятся: статистика китайско-американской торговли, Белая книга о торговом балансе, статистика об экономике Китая, статистические данные о военно-промышленном комплексе Китая и другие.
Пятую группу источников составляют материалы периодической печати и сообщения информационных агентств. Данная группа содержит большой фактологический материал, позволяющий проследить развитие двусторонних отношений. Это материалы Международного радио Китая, Китайского информационного интернет-центра, агентства Синьхуа, The Financial Times, Коммерсантъ, Ведомости, Daily Telegraph, Эксперт Казахстан, Associated Press и другие.
Использованные источники дают возможность подойти к проблематике более объективно и предоставляют возможность раскрыть тему и достичь цели работы.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов и заключения, а также списка использованной литературы. Структура работы отражает цель и задачи проводимого исследования.
Во введении раскрывается актуальность данной темы, степень ее изученности, методологическую и источниковую базу. Эта часть работы знакомит со структурой работы, с ее целью, задачами.
Раздел 1 посвящен международному контексту китайско-американских отношений, состоит из трех подразделов. Первый подраздел раскрывает позиции стран в условиях новой системы международных отношений. Второй подраздел посвящен проблемам безопасности и политике двух держав, касающейся их.
Раздел 2 посвящен исследованию экономических аспектов китайско-американских отношений. Он состоит из двух подразделов, в первом из которых изучаются торгово-экономические отношения Китая и Соединенных Штатов. Во втором подразделе рассматривается влияние финансового фактора на взаимоотношения КНР и США.
Раздел 3 посвящен политическому аспекту двусторонних отношений, имеет два подраздела. Первый подраздел посвящен изучению проблем соперничества в различных сферах, а второй – военной составляющей китайско-американских отношений. В третьем подразделе рассматриваются возможные сценарии развития двусторонних отношений, и их вероятное влияние на международные отношения.
В
заключении подводятся итоги исследования,
излагаются основные выводы.
РАЗДЕЛ
1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ
КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
1.1 Трансформация системы международных отношений
и
позиции США и
КНР
После распада биполярной системы возникает новая парадигма международного сотрудничества, которая приходит на смену Ялтинско-Потсдамскому порядку. Радикальные перемены, имевшие место в течение 1990-х гг. (прекращение конфронтации между Востоком и Западом, распад социалистического лагеря, дезинтеграция СССР, появление на Евразийском материке десятков новых независимых государств, обострение глобальных проблем), изменили характер международных отношений, качество и количество акторов, модели их взаимодействия и правила поведения.
Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового порядка в конце XX - начале XXI вв. является глобализация. Сущность этого процесса состоит в резком усилении взаимосвязи и взаимозависимости государств и народов. Феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни [10].
Подобные
изменения системы
Изменение
миропорядка рассматривается
Китай выступает за многополярный мир, в котором несколько стран, включая Китай, являлись бы противовесом американскому влиянию в мире. Пекин пришел к заключению, что, учитывая уровень доминирования США, достичь этой многополярности в ближайшем будущем не удастся. Несмотря на это китайские стратеги открыто стремятся со временем добиться данной цели, поэтому действия Китая на мировой арене можно рассматривать в этом контексте. Пекин предпринял особые усилия по разрешению споров и развитию отношений с историческими соперниками, такими, как Индия, Россия, которые разделяют призыв Китая к многополярному миру.
Принятие
американского лидерства
Признание
американского лидерства
Американское лидерство, проецируемое на сферу мировой экономики, финансов, мировой торговли, не менее негативно сказалось бы на китайских интересах. В этом случае Китай на ближайшую перспективу стал бы ещё менее маневроспособен в своих правах в ВТО; мировые рынки, в том числе и в первую очередь ― американский, становились бы всё более закрытыми, жёсткими и требовательными для китайских товаров; за счёт жёсткой тарифной политики постепенно нивелировалось бы преимущество, связанное с обширным рынком дешёвого труда в КНР; Китай утрачивал бы преимущества и самостоятельность в валютном регулировании, формировании курса национальной валюты, теряя при этом важные элементы своего экспортного напора. Всё это вело бы к трудностям и, в итоге, к замедлению китайского экономического чуда.
США
и КНР по-разному видят
Китай проводит кампанию по поводу своего мирного развития. Ему необходимо убедить всех, что он не пойдет по пути развития Германии и Японии в конце XIX–начале XX веков, что его путь не будет основан на агрессивном изменении международного миропорядка, что он будет руководствоваться принципами доброжелательности и взаимной выгоды. Китайские лидеры прямо заявляют о том, что Китай не заинтересован в региональной гегемонии или в мировом лидерстве [12]. Китайские политики будут разделять эту точку зрения до того момента, когда модернизация Китая будет завершена и КНР войдет в число самых развитых стран мира.
Несмотря на это, в своих заявлениях и политике Китай часто выражает неудовольствие доминирующим положением США на мировой арене. Пекин постоянно провозглашает, что он выступает против гегемонизма и силовой политики. Гегемонизм и силовая политика – это условные формулировки, под которыми Пекином подразумевается американская внешняя политика [3, С. 172].
Самое главное, что беспокоит Пекин, – это общие намерения США относительно Китая и американская внешняя политика в прилегающих к Китаю районах. Основная часть населения Китая убеждена в том, что США постараются замедлить или блокировать становление Китая в качестве великой державы (либо путем окончательного отделения Тайваня от континентального Китая де-факто или даже де-юре, либо лишив Китай поставок энергии в количествах, необходимых для его развития, либо способствуя смене политического строя в Китае) [13]. Именно сквозь призму подобного восприятия Китай рассматривает такие американские цели и концепции, как гуманитарная интервенция, нанесение упреждающих ударов, создание союзов и даже противоракетная оборона. Каждая из этих проблем связывается, например, с потенциальной американской защитой Тайваня в случае вооруженного конфликта, что приведет к разделению. А когда США говорят о распространении по всему миру общечеловеческих ценностей демократии и прав человека, Пекин видит в этом вестернизацию или намерение США переделать Китай в соответствии с собственными представлениями, вызвать падение КПК и получить еще большую власть и контроль над делами Китая.
Обеспокоенность Пекина вызывает также влияние США на страны, находящиеся в непосредственной близости от Китая, в частности потенциальная возможность создания антикитайских блоков во главе с Соединенными Штатами (или еще с кем-то), которые будут стремиться к сдерживанию китайской мощи или проникновению в районы проживания национальных меньшинств Китая с целью их дестабилизации. Пекин даже проявил определенное беспокойство по поводу влияния американских НПО в бывших советских республиках, где народные цветные революции в последние несколько лет привели к свержению автократических режимов, причем в ряде случаев это произошло в странах, граничащих с Китаем. Китайские лидеры по-прежнему опасаются, что волна этих революций дойдет и до неспокойных районов Китая или что Китай по каким-то другим причинам станет жертвой таких движений, особенно в то время, когда в стране усилятся волнения и будет набирать обороты процесс внутренней трансформации.