Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы провести исследование и анализ операций по платежно-расчетным отношениям во внешнеэкономической деятельности, их особенности, порядок осуществления, их преимущества и недостатки с точки зрения экспортеров и импортеров.
Объектом курсовой работы являются международные отношения, возникающие при экспорте и импорте товаров.
К предмету данной работы относятся формы международных расчетов, применяемых при экспорте и импорте товаров.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Понятие платежно-расчетных отношения во внешнеэкономической деятельности, их особенности и основные принципы 5
2 Анализ применения и эффективности форм платежно-расчетных отношений, используемых в РБ 13
3 Порядок применение международных расчетов и их недостатки 23
3.1 Проблемы и перспективы развития международных расчетов при экспорте и импорте товаров…………………………………………………….23
3.2 Финансовая глобализация и риски при международных расчетах…….28
3.3 Банковские инновации в рамках платежно-расчетных отношений……30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Порядок осуществления расчетов в форме инкассо……35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Порядок осуществления аккредитивной операции...……36
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Банковский перевод. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Внешнеторговые риски…………..………………………..38
При международных расчетах используют два основных способа платежа - наличные платежи и расчеты в кредит. Понятие наличного платежа в международной торговле не совпадает с понятием наличного платежа во внутреннем обороте страны.
Наличные платежи - это расчеты в наличной или безналичной форме, когда товары оплачиваются в полной сумме либо при получении их покупателем, либо при получении покупателем документов, подтверждающих отгрузку товаров в соответствии с условиями контракта. Другими словами, при наличных платежах оплата происходит против товаров или отгрузочных документов.
Расчеты в кредит - это платежи, при которых участник внешнеторгового контракта предоставляет кредит своему контрагенту. Кредит может предоставляться в форме авансовых платежей (покупательских авансов) и в форме рассрочки платежа (коммерческого кредита). Следует отметить, что оплата покупателем товаров за счет кредитов банка рассматривается как наличный платеж.
Авансовые платежи представляют собой полную или частичную оплату экспортируемых товаров до их отгрузки импортеру. Они применяются для снижения рисков экспортеров - при невыполнении импортером условий контракта экспортер может возместить свои убытки из суммы аванса.
Коммерческий кредит предоставляется экспортером покупателю в виде рассрочки платежа за поставленные товары. Срок кредитования может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. На длительные сроки (до 10 лет) отсрочка предоставляется, как правило, при поставках сложного и дорогостоящего оборудования (суда, авиатехника и т.д.).
К принципам организации международных расчетов относятся следующие:
- правовая регламентация порядка проведения безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия. Необходимость законодательного регулирования банковских расчетных операций обусловлена возрастающими масштабами и сложностью расчетных отношений, а также огромной важностью их эффективного функционирования для экономики государства;
- осуществление платежей, как правило, после отгрузки товаров, оказания услуг, выполнения работ, наступления сроков погашения финансовых, кредитных и других денежных обязательств. При этом в случаях, определенных законодательством, возможно применение авансовых платежей и предварительной оплаты, если это предусмотрено в договоре между участниками расчетов. Необходимость максимального приближения платежа ко времени выполнения обязательств по договору получателем средств обусловлена тем, что движение средств при расчетах должно отражать реальный хозяйственный оборот;
- совершение платежей с согласия плательщика или по его поручению. Согласие плательщика на списание средств с его счета дается путем акцепта документов, выписанных получателем средств, если последний выполнил условия договора, на основании которого производится платеж. В случае, когда условия договора нарушены, плательщик вправе отказаться от акцепта расчетных документов полностью или частично. Порядок и сроки оформления отказа от акцепта предусматриваются в договоре между плательщиком и получателем средств. Расчетные документы могут оплачиваться банком и без согласия плательщика, но только в случаях, когда безакцептный порядок списания средств предусмотрен законодательством или на основании исполнительных документов, выданных судами;
- проведение расчетов в пределах собственных средств плательщика и полученных им кредитов. Получив согласие или поручение плательщика на оплату расчетных документов, банк при наличии достаточных средств списывает требуемую сумму со счета. При недостатке средств на счете оплата акцептованных расчетных документов осуществляется в очередности, устанавливаемой законодательно;
- зачисление средств на счет получателя средств после их списания со счета плательщика. Исключение составляют случаи, предусмотренные действующим Положением о безналичных расчетах и другими нормативными актами Республики Беларусь;
- проведение расчетов в пределах установленных сроков. Осуществляя расчетные операции, участники расчетов должны соблюдать сроки их проведения, определенные законодательством и договорами. [8, 132]
Для экспортера кредитование связано с длительной иммобилизацией средств из его хозяйственного оборота, а также с риском неплатежа (или возникновения просроченной задолженности), риском изменения цены товара (он может упустить выгоду из-за возрастания цен на эти товары на рынке за период рассрочки) и повышенным валютным риском из-за удлинения срока расчета. В то же время, предоставляя коммерческий кредит, экспортер усиливает свою конкурентоспособность на внешнем рынке, расширяет сбыт своих товаров. Кроме того, он может потребовать у импортера уступок по другим условиям контракта (установление более высокой цены, чем при наличном платеже и т.п.).
Помимо наличных платежей и расчетов в кредит международные расчеты могут осуществляться также на смешанных условиях и на условиях кредита с опционом наличного платежа. Смешанные условия расчетов дают возможность импортеру часть стоимости контракта оплатить в порядке наличного платежа, а на оставшуюся часть получить отсрочку платежа. Кредит с опционом наличного платежа предусматривает для импортера право выбора – оплатить поставку сразу или воспользоваться правом отсрочки. В последнем случае импортер лишается скидки, предоставляемой при наличном платеже.
Подавляющая часть международных расчетов по коммерческим операциям осуществляется безналичным путем - посредством бухгалтерских записей по счетам. Расчеты производятся, как правило, через банки, установившие друг с другом корреспондентские отношения, т.е. имеющие договоренность о порядке и условиях проведения банковских операций.
Для эффективного проведения банками международных расчетов большое значение имеет используемая система передачи сообщений (платежных инструкций) между банками-корреспондентами. В современных условиях вместо традиционных средств межбанковских коммуникаций, таких как почта, телеграф, телекс, все чаще применяют международные банковские системы электронного перевода средств.
Корреспондентские отношения - традиционная форма банковских связей при обслуживании ВЭД клиентов банка. Заключение корреспондентского соглашения (в виде двустороннего договора или обмена письмами) означает, что коммерческие банки, обменявшись контрольными документами (альбомами образцов подписей лиц, уполномоченных подписывать банковскую документацию, и ключом для идентификации телеграфной переписки), выполняют различные операции по поручению друг друга в пределах оговоренных ими лимитов. В рамках корреспондентского соглашения производятся аккредитованные операции, инкассирование документов, выплата переводов, выдача гарантий, авалирование и акцепт тратт и др. Для удобства расчетов банки-корреспонденты открывают друг другу счета в различных валютах.
Наиболее крупные банки для эффективного проведения международных операций открывают отделения и/или дочерние банки за границей, что позволяет предлагать своим клиентам более широкий и менее дорогой спектр услуг.
Большим преимуществом отделений и дочерних банков является возможность привлекать на свои счета вклады в иностранной валюте от местных фирм и частных лиц, равно как и от отделений отечественных компаний за рубежом.
Однако использование собственной филиальной сети за границей не может, как правило, обслужить все потребности банка, или же проведение тех или иных операций через нее является по каким-то причинам нецелесообразным. Кроме того, банк просто может не иметь такой филиальной сети, размеры которой удовлетворяли бы его интересам. Поэтому наряду с собственными учреждениями за границей все коммерческие банки, осуществляющие внешнеэкономические операции, уделяют большое внимание развитию корреспондентских отношений.
Используя достижения научно-технического прогресса, крупнейшие банки стали создавать различные автоматизированные системы для получения оперативной информации об операциях по счетам и управлению средствами на них в рамках корреспондентских связей. В 1977 г. начала функционировать система СВИФТ (SWIFT), созданная 239 банками для обмена финансовой информацией. В банковских кругах система СВИФТ получила широкое признание, в настоящее время ее членами являются свыше 3 тыс. банков более чем из 80 стран.
Примерно 300 типов разного рода информации и сообщений могут быть переданы по каналам международной сети, в том числе аккредитивы, инкассовые поручения, различные текстовые сообщения. Клиенты белорусских коммерческих банков, имеющие валютные счета, сообщают банку о своем желании стать пользователями системы СВИФТ, после чего по их поручению банк передает информацию по каналу связи.
Система СВИФТ позволяет банкам в процессе проведения международных расчетов быстро обмениваться информацией, ускоряя тем самым платежи при одновременной экономии затрат на проведение этих операций и высокой безопасности расчетов.
Система СВИФТ позволяет банкам в процессе проведения международных расчетов быстро обмениваться информацией, ускоряя тем самым платежи при одновременной экономии затрат на проведение этих операций и высокой безопасности расчетов.
Для проведения расчетов банки-корреспонденты открывают друг у друга счета. Счета, открываемые данным банком в иностранном банке, называются счетами "Ностро": "наши" деньги в банке-корреспонденте. Счета, открываемые иностранным банком в данном банке, называются счетами "Лоро"; "их" деньги в нашем банке. Счет может открываться только в одном из банков, установивших корреспондентские отношения. Это в современных условиях в полной мере относится к практике корреспондентских отношений белорусских банков, открывающих главным образом счета Ностро в иностранных банках и в очень редких случаях счета Лоро зарубежных банков у себя. Межбанковское соглашение может вообще, не предусматривать открытие счета, в этом случае расчетные операции проводятся и отражаются на счетах, которые ведутся в третьих банках. В Беларуси "третьими банками" выступают банки с генеральной лицензией. [12, с. 49-50]
Существует три вида лицензий на ведение валютных операций:
внутренняя;
расширенная;
генеральная.
Внутренняя лицензия предусматривает ограниченный набор операций:
• открытие и ведение валютных счетов резидентов и нерезидентов, ведение рублевых счетов нерезидентов;
• проведение расчетов, связанных с экспортными и импортными операциями клиентов банка в иностранных валютах в форме документарного аккредитива, инкассо, банковского перевода, а также в других формах, применяемых в международной банковской практике;
• валютное обслуживание физических и юридических лиц, включая куплю-продажу иностранных валют;
• привлечение и размещение средств в инвалюте юридических лиц;
• выдача гарантий по обязательствам в иностранной валюте. Внутренняя лицензия не позволяет устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками. Банки с внутренней лицензией осуществляют свои операции, как правило, через банки, обладающие генеральной лицензией.
Расширенная лицензия (внутренняя с правом установления корреспондентских отношений с зарубежными банками, включая банки СНГ) предусматривает право банка совершать все те же операции, что и внутренняя, и, кроме того, устанавливать корреспондентские отношения с шестью иностранными банками с открытием счетов Ностро и Лоро.
Генеральная лицензия предусматривает наиболее широкий набор операций, как в рублях, так и в иностранной валюте. Фактически это все банковские операции, разрешенные текущим законодательством:
• привлечение и размещение денежных средств на текущие счета и в форме срочных вкладов, предоставление кредитов в иностранной валюте по соглашению с заемщиком;
• осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;
• открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных, открытие и ведение счетов Ностро в банках-корреспондентах, в том числе иностранных;
• финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;
• выпуск, купля-продажа платежных документов и ценных бумаг в иностранной валюте;
• выдача за третьих лиц поручений, гарантий, иных обязательств, предусматривающих исполнение в денежной форме;
• форфейтинговые и факторинговые операции;
• купля-продажа наличной и безналичной валюты;
• доверительные (трастовые) операции;
• оказание брокерских и консультационных услуг;
• осуществление лизинговых операций. [11, с.201-202]
Для осуществления международных расчетов банк открывает клиентам текущие (расчетные) счета в иностранной валюте. Порядок открытия, функционирования и закрытия текущих (расчетных) счетов регламентируется законодательством и нормативными актами Национального банка Республики Беларусь. Банк не имеет права отказать в открытии текущего счета и расчетном обслуживании, если данный вид деятельности предусмотрен уставом банка. Разрешение на открытие текущего счета дает руководитель банка или уполномоченное им лицо.
Наиболее сложными и требующими высокой квалификации банковских работников являются расчеты по контрактам в сфере международной торговли и строительно-монтажных работ. От выбора форм и условий расчетов зависят скорость и гарантия поручения платежа, сумма расходов, связанных с проведением операций через банки. Поэтому внешнеторговые партнеры в процессе переговоров согласовывают условия платежа и затем закрепляют их в контракте. Межправительственные соглашения устанавливают общие принципы расчетов, а во внешнеторговых контрактах четко формулируются подробные условия. Эти условия включают следующие основные элементы:
Валюта цены и валюта платежа. От выбора валюты цены и валюты платежа зависит в определенной степени валютная эффективность сделки. Можно выделить следующие основные способы определения цен товаров: