Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа
В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Введение 3
1. Современное состояние экономики Китая 5
2. Инвестиционный климат в КНР 8
3. Прямые иностранные инвестиции в экономике КНР 22
3.1. Отраслевое размещение прямых иностранных инвестиций на территории
КНР 23
3.2. Факторы, стимулирующие приток ПИИ в Китай 30
3.3. Факторы, сдерживающие приток ПИИ в Китай 37
Заключение 40
Список используемой литературы
Кроме налога на прибыль, для иностранных инвесторов существует льгота по НДС. Этот налог не взимается при импорте производственного оборудования, ввозимого иностранным участником предприятия в счет своей доли, а также сырья, полуфабрикатов, деталей, запчастей и упаковочных материалов, которые будут задействованы в производстве продукции на экспорт.
Наиболее ощутимые для иностранного инвестора налоговые льготы предоставляет центральное правительство. Однако налоговые стимулы активно используют и местные органы власти:
1)
при строительстве
2) если у иностранного инвестора на балансе есть пожарная машина, автомобиль скорой помощи и т. п., то эти транспортные средства освобождаются от налога за пользование нерезидентами автотранспортными средствами и водными судами;
3) предприятия с иностранными инвестициями и зарубежные компании освобождаются от налога на пахотные земли;
4)
совместные предприятия, в
5) с согласия властей провинций предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрированные в этнических автономиях, освобождаются от местных надбавок к налогу на прибыль.
Льготное налогообложение в свободных экономических зонах (СЭЗ). Предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрированные в СЭЗ, могут воспользоваться следующими налоговыми льготами:
— ставка налога на прибыль 15% для предприятий — резидентов СЭЗ и технопарков;
— для предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных в прибрежных специальных зонах и расположенных в старых районах городов, используется ставка налога на прибыль 24%;
— для предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных в прибрежных специальных зонах и расположенных в старых районах городов, деятельность которых связана с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими проектами с участием иностранного капитала более 30 млн. долл., применяется ставка налога на прибыль 15%;
— для иностранных и совместных банков и других финансовых учреждений, зарегистрированных в СЭЗ на срок более 10 лет, с участием иностранного капитала на сумму более 10 млн. долл. используется ставка налога на прибыль 15%. Кроме того, эти налогоплательщики с разрешения местных органов власти освобождаются от налога на прибыль в первый год получения прибыли, а в последующие два года оплачивают лишь половину налога;
— для предприятий с иностранными инвестициями более 5 млн. долл., которые созданы при согласии местных властей на срок более 10 лет для работы в сфере услуг, применяется ставка налога на прибыль 15%.
Кластерная организация производства. Привлекательным фактором для открытия предприятия в Китае является кластерная организация производства. Получение налоговых льгот в свободных экономических зонах может быть сопоставимо с преимуществами кластеров. Кластер представляет собой объединение предприятий одного производственного цикла, располагающихся в тесной географической близости. Благодаря географической концентрации в Китае появились целые города, которые специализируются только на одной операции или одном промышленном производстве. Например, город Чэнду (провинция Сычуань) является мировым центром по производству модельной женской обуви, город Вэньчжоу (провинция Чжэцзян) — мировой столицей по производству кожаных ремней, а саму провинцию Чжэцзян называют “центром чулочной индустрии”, город Сицяо (провинция Гуандун) стал одним из крупнейших в мире центром текстильного производства и т. д. Провинция Гуандун известна также своими городами, где производятся только игрушки, бытовая техника, электроприборы.
Высококонкурентная среда в этих городах приводит к ценовым войнам в процессе агрессивной борьбы за клиентов. При кластерной организации производства элементы производственного процесса находятся в непосредственной близости от центрального сборочного цеха. Именно благодаря этому достигается значительная экономия на транспортных расходах, издержках обращения, а также ускоряется процесс передачи технического и управленческогоопыта. Кластерная организация производства влияет не только на низкие издержки, но и стимулирует высокий объем производства.
Фактически
Китай выступает уникальным примером
функционирования экономики масштаба.
3.3. Факторы, сдерживающие приток ПИИ в Китай.
Вместе с факторами, которые стимулируют приток прямых иностранных инвестиций в Китай, существуют и факторы, сдерживающие их. Иностранные инвесторы вынуждены взвешивать потенциальные выгоды с возможными потерями. Среди факторов, которые сдерживают прямые иностранные инвестиции в КНР, можно выделить следующие.
Промышленный шпионаж. На китайских предприятиях действует гибкая система маркетинга, исключительно оперативно реагирующая на изменения моды, потребительских предпочтений, поведение иностранных конкурентов.
Обычное явление — выпуск контрафактной продукции, которая пользуется высоким спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках с учетом ее ценового фактора и соответствия модным тенденциям.
О масштабах выпуска в Китае контрафактной продукции легкой промышленности говорит тот факт, что половина всех подделок в этой стране приходится на одежду, а 31% — на обувь, при этом около половины этих подделок экспортируется. Большая часть контрафактной одежды и обуви, произведенной в Китае, продается и экспортируется под названиями знаменитых фирм (Armani, Polo, Gucci, Ermenegildo Zenda и др.).
Чтобы избежать проблем с авторским правом, китайские фирмы меняют в названиях известных фирм одну букву и затем продают в Китае эти товары под собственной маркой. Понимая роль бренда в продвижении товаров на рынок в условиях отсутствия собственных брендов, отдельные китайские бизнесмены проводят политику тесной кооперации с известными иностранными фирмами с последующим завладением брендом и бизнесом этих компаний. Примерами этому могут служить покупка китайским бизнесменом Мишелем Янгом акций известной американской компании Esprit и перевод ее головного офиса в Гонконг, покупка китайским концерном CFS популярной канадской марки Ports и др.
В последнее время широкое распространение получил промышшленный шпионаж китайских киберпиратов. По заявлению итальянской службы контрразведки, организованные группы китайских хакеров взламывают компьютеры известных европейских компаний для того, чтобы получить разработки модельных домов и начать выпускать подделки еще до того, как оригинальные товары поступят в магазины.
Промышленный шпионаж приобретает в Китае легальные формы, когда обязательным условием для иностранного инвестора является создание совместных с китайской компанией предприятий с передачей всех технологий в течение определенного времени.
Политический риск. Иностранный инвестор, накопивший первоначальный капитал в условиях рыночной (западной) экономики, естественно, ассоциирует рынок с капитализмом и демократией.
Приходя в Китай, зарубежный инвестор, с одной стороны, работает в привычных условиях конкуренции, с другой — находится в новой для него социально-политической обстановке. Тревогу бизнесменов власти постепенно развеивают. К примеру, в 2001 г. Коммунистическая партия Китая объявила о доктрине “трех представителей”, согласно которой партия должна представлять интересы не только рабочих и крестьян, но и предпринимателей.
Банковская система. Банки Китая, особенно “большая четверка” банков, долгое время руководствовались в своей деятельности не рыночными, а административными методами. Ситуация, когда кредиты по указанию государственных властей получают убыточные государственные предприятия, сохранилась до сих пор.
Крупные банки напрямую подчиняются центральному правительству, а мелкие — местным властям. Руководителями банков назначаются государственные чиновники, а не банкиры-профессионалы. Эта политика привела к тому, что доля безнадежных кредитов в общей сумме выданных кредитов в 1999 г. в банках “большой четверки” составляла 39% (для сравнения: во время азиатского кризиса 1997—1998 гг. доля безнадежных кредитов в банках Таиланда была 35%). После проведенных финансовых реформ, в частности увеличения капитала каждого из банков “большой четверки” на 1,2 млрд. долл., доля безнадежных кредитов сократилась к 2006 г. до 7%.
В таких условиях китайский предприниматель имеет конкурентное преимущество перед иностранным инвестором, который становится беспомощным при получении финансирования внутри страны. Получение кредита становится административным барьером, который может преодолеть только преуспевающий предприниматель, знающий национальные особенности ведения бизнеса.
Таким
образом, китайские компании получают
безграничный доступ к кредитным
ресурсам, которые схожи с безвозмездной
финансовой помощью, что позволяет
субсидировать любое
Заключение
С января по ноябрь 2011 г. инвестиции в основные фонды Китайской Народной Республики достигли 26,945 трлн. юаней ($4,2 трлн.). Это на 24,5% больше, чем с января по ноябрь 2010 г. Темпы роста были на 0,4% ниже, чем с января по октябрь текущего года. Таковы данные Государственного статистического управления Китая.
В частности, в течение одиннадцати месяцев с начала 2011 г. капиталовложения в основные фонды сельского хозяйства КНР составили 625,6 млрд. юаней, увеличившись на 28,8% в годовом выражении. В промышленности этот показатель достиг 11,805 трлн. юаней, прибавив 27%, в сфере услуг — 14,514 трлн. юаней с приростом 22,4%.
В восточных регионах Поднебесной за отчетный период инвестиции в основные фонды увеличились на 21,7% в годовом выражении, в центральных районах — на 28,9%, в западных провинциях — на 29,2%.
Ранее сообщалось, что с января по октябрь 2011 г. инвестиции в основные фонды Китайской Народной Республики достигли 24,136 трлн. юаней ($3,8 трлн.). Это на 24,9% больше, чем с января по октябрь 2010 г. Капиталовложения в сельское хозяйство Поднебесной составили 565,6 млрд. юаней, увеличившись на 28,2% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Кроме того, за прошедшие десять месяцев текущего года инвестиции в промышленность и строительство достигли 10,56 трлн юаней, показав рост на 26,9% к уровню за тот же период 2010 г. В секторе услуг капиталовложения составили 13,1 трлн. юаней, увеличившись на 23,3%.
Несмотря на имеющиеся издержки инвестирования в Китай, преимуществ все же больше. Иностранный инвестор готов в течение 5—10 лет полностью передать свою технологию производства, но за этот период он должен заработать достаточно средств для разработки новых технологий и расширения своего бизнеса.
Что же первично в Китае - экономический рост или прямые иностранные инвестиции? Ответить на этот вопрос можно следующим образом: внутренние источники привели к всплеску экономического развития, который привлек в страну прямые иностранные инвестиции, и в настоящее время эти инвестиции поддерживают стабильный экономический рост. Другое дело, насколько иностранные инвестиции действительно являются иностранными.
Важной особенностью процесса привлечения иностранных инвестиций в КНР является то, что почти треть зарубежных инвесторов в Китае — этнические китайцы, проживающие в странах Запада и Юго-Восточной Азии. По официальным данным, главным инвестиционным донором Китая является Гонконг (административный регион КНР), затем идут оффшорные Виргинские острова, Япония и Южная Корея. В десятку иностранных инвесторов также входят Тайвань и Макао (административный регион КНР, ранее принадлежавший Португалии).
Другая треть зарубежных инвесторов — это китайские компании. Они создают за рубежом совместное производство и возвращаются в Китай с целью получения налоговых льгот, которые многими экспертами рассматриваются как долгосрочная налоговая амнистия по возвращению капиталов в страну. (Справочно: по оценке Financial Times, объем нелегально вывезенных капиталов в 1980-х и 1990-х гг. из КНР достиг 100 млрд. долл. США). Действовавшие в период с 1994 г. по декабрь 2007 г. льготные ставки по налогу на прибыль для иностранных инвесторов стимулировали приток как иностранных, так и китайских инвестиций. За годы функционирования льготной системы налогообложения прямые иностранные инвестиции выросли в 1,8 раза и составили в 2007 г. 67,3 млрд.долл. США, налоговые поступления в бюджет увеличились в 6 раз, профицит торгового баланса — в 15 раз, среднегодовой экономический рост составил 9,5%.