ПИИ в экономике КНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Содержание

Введение 3
1. Современное состояние экономики Китая 5
2. Инвестиционный климат в КНР 8
3. Прямые иностранные инвестиции в экономике КНР 22
3.1. Отраслевое размещение прямых иностранных инвестиций на территории
КНР 23
3.2. Факторы, стимулирующие приток ПИИ в Китай 30
3.3. Факторы, сдерживающие приток ПИИ в Китай 37
Заключение 40
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 79.45 Кб (Скачать)

     Таким образом, привлекательность КНР как реципиента иностранного капитала определяется поддержанием высокого уровня социально-экономической и политической стабильности, наличием емкого внутреннего рынка и дешевой рабочей силы, а так же активной национальной инвестиционной политикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ПИИ в экономике  КНР.

  Китай – одна из стран мира, которые  привлекают большое количество зарубежных инвестиций. Эти успехи были достигнуты, благодаря проведению в жизнь льготной политики, поощряющей инвестиции в Китае.

  Начиная с 80-х годов прошлого века в  Китае сосредоточил свои  людские, материальные и финансовые ресурсы для создания благоприятных условий для зарубежных инвестиций. Одновременно с этим, в Китае последовательно были приняты свыше 500 экономических законоположений, что дает юридическую гарантию зарубежным инвесторам. В конце 1997 года в Китае был опубликован «Перечень инвестиционных отраслей для зарубежных предпринимателей» с целью поощрения и привлечения иностранных инвесторов в Китай. В «Перечне» приведены следующие экономические отрасли: комплексное освоение сельского хозяйства, развитие энергоносителей и сырьевая добыча, развитие инфраструктуры,  комплексное использование ресурсов, охрана окружающей среды, освоение новых высоких технологий. Согласно правилам ВТО и гарантиям Китая для внешнего мира было пересмотрено более 2300 документов, в результате чего было упразднено 830 документов, вынесены поправки 325 документов. На сегодняшний день уже в основном завершилась работа по упорядочению и вынесению поправок в экономические законопроекты, связанные с зарубежными инвестициями и внешней торговлей.    

  Юридическая база в основном сформирована для осуществления зарубежных инвестиций в Китае. В нее входят Закон о совместных предприятиях, основанных на китайском и иностранном капитале, Закон о предприятиях, основанных  на кооперативных началах с иностранными инвесторами и Закон о предприятиях, основанных на иностранном капитале, а также соответствующие инструкции о проведении в жизнь  вышеназванных законов. В конце 2003 года число стран и районов, откуда приехали в Китай иностранные инвесторы, достигло 170, а число предприятий, основанных на иностранном капитале, насчитывало более 40 тыс. Международные концерны и транснациональные компании с оптимизмом оценивают китайский рынок. Почти все транснациональные корпорации  и компании, вошедшие в список первых 500 крупных и престижных фирм в мире и компаний, сделали инвестиции в китайскую экономику. Зарубежные инвесторы и представители мировых финансовых кругов оценивают Китай как страну с хорошими инвестиционными условиями.

     3.1. Отраслевое размещение прямых иностранных инвестиций на территории КНР.

     Отраслевая  структура иностранных инвестиций в КНР характеризуется опережающим  ростом вложений в обрабатывающую промышленность, где особенно велика доля живого труда  в стоимости конечной продукции. Если в 1997 году сюда поступило 62,1% прямых иностранных инвестиций, то в 2005 году - 70%. При этом положительным сдвигом  в отраслевом срезе иностранных  инвестиций в последние годы является возрастание доли техноемких производств, включая предприятия по глубокой переработке сырья, а также наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

     За  последние годы произошла трансформация  ПИИ транснациональных компаний в Китай. Это проявляется в  увеличении доли новейших технологий, передаваемых ТНК предприятиям с  участием иностранного капитала, расширении сети научно-исследовательских центров, создаваемых крупнейшими ТНК  на территории Китая, активном участии  ТНК в переподготовке национальных кадров КНР, росте капиталовложений ТНК в высокотехнологичные, а  не трудоемкие отрасли в Китае.

     Раньше  технологии, используемые в Китае  международными корпорациями, считались  передовыми по сравнению с технологиями, применяемыми на китайских национальных предприятиях. Но, как правило, они  отставали от уровня передовых технологий «материнской» компании обычно на 10-15 лет. В 2001году ситуация изменилась, и  число предприятий, использовавших самые передовые технологии «материнской»  компании составило 40%.

     В 1997 году при производстве автомобилей, выпускаемых предприятиями с  участием иностранного капитала, вообще не использовались новые технологии, а в 2001 году почти 70% продукции совместных автомобильных предприятий производилось  по самой передовой технологии. В 2002 году 10 из 13 последних моделей  автомобилей, произведенных совместными  предприятиями, соответствовали мировому уровню. Увеличилось количество научно-исследовательских центров. Если в 1997 году ТНК было создано 24 научно-исследовательских экономических центра, то в 2001 году число таких научно-исследовательских центров достигло 124, не менее 16 из них являются научными базами мирового уровня. Инвесторы наращивают объемы вкладов капитала в наукоемкие отрасли: на долю электроники и телекоммуникаций приходилось 6,1% в 1997 году и 15,1% в 2001 году от общего объема ПИИ.

     Предприятия с участием иностранного капитала являются важным каналом поступления в  КНР современной техники и  технологии. Они обеспечивают более 60% общего числа контрактов в сфере технологического трансферта и свыше половины их общей стоимости. При этом в начале XXI в. в связи с повышением внимания китайских властей к качеству экономического роста происходит последовательное стимулирование транснациональных корпораций к переносу в КНР всех стадий производственного цикла, включая его наиболее технологически емкую часть - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Этому способствует и быстрое развитие соответствующих секторов внутреннего рынка КНР. По состоянию на конец 2005 года крупнейшие транснациональные корпорации («Майкрософт», «Интел», «Дженерал моторз», «Хонда», «Сименс», «Нортел», «Фольксваген» и др.) открыли в Китае 750 центров по освоению и развитию современных технологий.

     Инвестиции  ТНК сосредоточены, главным образом, в капиталоемких и наукоемких отраслях - микроэлектроника, автомобилестроение, телекоммуникации, приборостроение, фармацевтика, химическая промышленность. Инвестиции пятисот крупнейших ТНК в такие  отрасли, как электроника, телекоммуникация, транспорт и связь, химические материалы  и продукты составляют 55% от общей  суммы инвестиций в Китае. Крупные  международные компании не склонны  вкладывать средства в производство тканей, одежды и в другие отрасли, требующие использования большего количества рабочей силы. Инвестиции ТНК в подобные отрасли составляют только 2% от общих вложений в Китай.

     Определенное  внимание зарубежные вкладчики капитала уделяют и таким областям экономической  деятельности, как офисное и жилищное строительство, а также сфера услуг, в которые стабильно поступает 9-11 и 6-7% инвестиций соответственно. Объем ПИИ в отрасли услуг значительно возрос после вступления Китая в ВТО. Так, в первую половину 2002 года приток ПИИ в такие сферы как страхование, здравоохранение, юриспруденция, туризм, оптовая и розничная торговля составил 5,93 млрд. долл. и увеличился на 76,5% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года.

     В последние годы отмечается снижение интереса иностранных инвесторов к  электроэнергетике. В 2005 году она привлекла  лишь немногим более 2,3% притока прямых зарубежных инвестиций против примерно 5% в конце 1990-х годов. Это связано  с неоправдавшимися ожиданиями иностранных  предпринимателей в отношении реформы  китайской электроэнергетики. Отсутствие реальных сдвигов в либерализации  тарифообразования на фоне более  чем двукратного роста рыночных цен на уголь в 2003-2004 годах обусловило резкое снижение рентабельности в электроэнергетике  КНР. Ситуация осложняется исключительной ориентацией электроэнергетики  на внутренний рынок и ее жесткой  зависимостью от внутреннего платежеспособного  спроса.

     Однако  наметившееся снижение инвестиций в  отрасли с большим энергопотреблением не приведет к серьезным последствиям для столичной экономики, заявили  в Городском статистическом управлении Пекина в апреле 2008 года. В январе - марте 2008 года в Пекине объемы инвестиций в химическую промышленность, производство цемента и черную металлургию  снизились по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года соответственно на 45,9, 53,3 и 76,9 процента. В течение 7 лет  Пекин готовился к Олимпийским  играм 2008 года, направляя главные усилия на улучшение состояния окружающей среды и транспорта, отметила официальный представитель Горстата Юй Сюцинь. По ее словам, «скрепя сердце, городские власти приняли немало серьезных решений о перестройке некоторых отраслей - серьезно загрязняющих среду, потребляющих большое количество энергии или работающих в сфере сырьевых ресурсов». В качестве примера она привела металлургическую корпорацию «Шоуду». Вопрос о выводе ее производства за пределы столицы был поднят еще более 10 лет назад, однако пойти на данный шаг пекинское правительство решилось только сейчас. В настоящее время основные производственные мощности комбината уже переведены в провинцию Хэбэй. Отметив, что все эти факторы были учтены при разработке плана социально-экономического развития Пекина, Юй Сюцинь выразила уверенность, что влияние их на столичную экономику будет весьма ограниченным.

     Региональное  размещение иностранных инвестиций характеризуется преимущественной ориентацией зарубежных инвесторов на восточные районы страны как наиболее экономически развитые и способные  в связи с этим предоставить наиболее комфортные условия инвестирования и дальнейшей деловой активности. В 2006 году по результатам проведенного Государственным статистическим управлением  КНР рейтинга «Ста городов с лучшим инвестиционным климатом» 71% составляют города восточных регионов Китая, 16% - города центральных, 13% - города западных регионов. Налицо, таким образом, очевидное  преимущество Восточного Китая в  плане обеспечения так называемой мягкой инвестиционной среды. Не случайно, по состоянию на конец 2005 года, сюда поступило более 80% иностранных инвестиций, при этом особенно выделяются провинции  Гуандун (2004-2005 гг. - 21,7% годового притока  иностранных инвестиций), Цзянсу (17,0%), Шаньдун (5,3%) и город Шанхай (13,2%). Одновременно 7,6% иностранных инвестиций поступило в провинции Центрального Китая, 6,7% - в провинции Северо-Востока. Что касается отдаленных и экономически отсталых районов Западного Китая, занимающих 2/3 территории страны, то, несмотря на наличие здесь богатых запасов  сырья, они хронически выпадают из поля зрения иностранных инвесторов.

     Не  привела к заметному улучшению  ситуации и принятая в 2000 году очередная  государственная программа освоения западных районов КНР, предусматривающая, среди прочего, существенные региональные льготы и преференции для иностранных  вкладчиков капитала. Результаты предпринимаемых  усилий вызывают пока, главным образом, разочарование. В последние годы средние темпы прироста используемых иностранных инвестиций в провинциях и автономных районах Западного  Китая составили лишь 0,3% в год  против 4,5% в Центральном и 7,9% в  Восточном Китае. В результате, если к концу 2000 года районы Западного Китая привлекли в общей сложности около 6% прямых иностранных инвестиций, то к концу 2005 году этот показатель сократился до 4,5%.

     В последние годы вырос интерес  к Центральному Китаю, экономически менее развитому: сюда начали перемещать производственные мощности из развитых стран и регионов мира, из приморских и восточных районов Китая. Эту  тенденцию специалисты связывают  прежде всего с подорожанием в  последнее время рабочей силы и с ресурсным фактором. В Ухани, например, в течение трех лет рост притока инвестиций составляет не менее  чем 30 процентов, в городе открыли  бизнес свыше 70 корпораций из числа  мировых 500. Третья инвестиционно-торговая ярмарка Центрального Китая в  г. Ухань - административном центре провинции  Хубэй, проходившая в апреле 2008 года стала «рекордсменом» по масштабам: в ее работе приняли участие около 60 тыс. предпринимателей и официальных  представителей из 113 стран и регионов мира, а также из других районов  Китая. Были заключены инвестиционные договора на общую сумму свыше 300 млрд. юаней (около 43 млрд. долл. США). На ярмарке были заключены 673 договора о привлечении прямых иностранных  инвестиций на общую сумму в 16,2 млрд. долл., по инвестициям из других районов  Китая заключены 766 договоров в  размере 245 млрд. долл. США, которые касаются почти всех приоритетных в Центральном  Китае отраслей, например, высокотехнологичная  отрасль, охрана окружающей среды, финансово-банковский сектор, автомобилестроение.

     В этих условиях решение застарелой проблемы неравномерности развития различных  районов страны требует концентрации максимально возможных экономических  ресурсов в течение длительного  времени. В частности, беспрецедентный  по своим масштабам проект «поворота  рек» с переброской стока вод  р. Янцзы (9,5 млрд. куб. м в год) на расстояние в 3000 км на север и объединением бассейнов  четырех главных рек Китая (Янцзы, Хуанхэ, Хуайхэ, Хайхэ) в целях оптимизации  водоснабжения в общегосударственном  масштабе потребует инвестиций в 500 млрд. ю. Около 1,2 трлн. ю. необходимо для  реализации национальной программы  строительства 12 новых шоссейных  дорог протяженностью 35 тыс. км, призванных связать в единое целое транспортные системы севера и юга страны. Примерно 117 млрд. ю. намечено инвестировать в  строительство современной скоростной железнодорожной магистрали Ухань-Гуанчжоу (протяженность - около 1000 км), что позволит существенно нарастить грузо- и пассажиропотоки в стране. Проект «энергетического моста» с крупномасштабной переброской электроэнергии из энергоизбыточного Западного Китая в энергодефицитные восточные провинции оценивается в 116 млрд. ю. Для сооружения пересекающего всю страну с запада на восток стратегического газопровода длиною в 4200 км потребуется в общей сложности 300 млрд. ю. Далеко идущие планы руководства КНР по оптимизации распределения национальных экономических ресурсов и созданию необходимых условий для всестороннего развития внутреннего рынка страны имеют долгосрочный характер и отнюдь не исчерпываются перечисленными инвестиционными проектами и программами.

     Инвестиции  из развитых стран в целом все  в большей мере ориентируются  на сферу услуг. В то же время КНР  остается приверженной привлечению  ПИИ в обрабатывающую промышленность и строительство (свыше 80% вложений в 2005 году). Такое разделение труда  еще более укрепляет индустриальный статус Китая.

     Китай предоставляет преференции для  инвестиций в секторах, стремится  к развитию, в том числе транспорт, связь, энергетика, металлургия, строительные материалы, машиностроение, химическая промышленность, фармацевтика, медицинское  оборудование, защита окружающей среды, энергосбережения, а также электроники.

     В целом, на общенациональном уровне отраслевая и региональная структура инвестиций выглядит более сбалансировано, нежели в секторе иностранного предпринимательства, что является результатом активной и достаточно продуманной инвестиционной стратегии государства. В интересах  поддержания устойчивых темпов и  высокого качества экономического роста, а также для достижения более  сбалансированного развития страны и сохранения единого национального  экономического (а в конечном итоге - и политического) пространства в  обозримой перспективе Китаю  придется поддерживать достаточно высокий  уровень государственного участия  в стимулировании инвестиционного  процесса. Первостепенное значение сохранят внутренние источники формирования инвестиций. При этом предполагается безусловное последовательное расширение сферы действия рыночных механизмов в китайской экономике, равно как и использование дополнительных стимулирующих импульсов иностранного предпринимательства.

Информация о работе ПИИ в экономике КНР