ПИИ в экономике КНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Содержание

Введение 3
1. Современное состояние экономики Китая 5
2. Инвестиционный климат в КНР 8
3. Прямые иностранные инвестиции в экономике КНР 22
3.1. Отраслевое размещение прямых иностранных инвестиций на территории
КНР 23
3.2. Факторы, стимулирующие приток ПИИ в Китай 30
3.3. Факторы, сдерживающие приток ПИИ в Китай 37
Заключение 40
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 79.45 Кб (Скачать)

     - во-вторых, по данным китайских и западных специалистов, новое изменение промышленной структуры в мировом масштабе эффективно влияет на привлечение иностранных инвестиций в Китай. Стабильный рост экономики зависит в настоящее время не столько от научно-технического прогресса, сколько от снижения издержек и расширения рынка. Это вызвало изменения направленности инвестиций в глобальном масштабе. В развитых странах рынок относительно насыщен, и требуется выход на новые рынки. Все это предоставило Китаю хороший шанс привлечь иностранные инвестиции;

     - в-третьих, когда улучшалась ситуация инвестирования в мире, факторные преимущества привлечения инвестиций в Китае не вызывали притока зарубежного капитала, но когда ситуация инвестирования в мире ухудшалась, факторные преимущества привлечения инвестиций в Китай проявлялись весьма заметно;

     Политика  Китая на привлечение иностранных  инвестиций остается необратимой, страна продолжит расширять сферу открытости внешнему миру и совершенствовать инвестиционный климат в целях непрерывного расширения масштабов и повышения уровня использования зарубежных инвестиций, а также содействия быстрому и  здоровому развитию национальной экономики.

     Отсюда, однако, не следует, что в Китае  все проблемы, связанные с формированием  инвестиционного климата и привлечением иностранных инвестиций, решены.

     Инвесторы продолжают сталкиваться с отсутствием  прозрачности, непоследовательно насильственных законов и постановлений, слабая защита интеллектуальной собственности, коррупция политики защиты местных  фирм, а также ненадежности правовой системы неспособны гарантировать  неприкосновенность контрактов. В Китае  существует мощнейшая государственная  бюрократия, которая имеет огромную власть. Однако в Китае с ней  активно борются, причем достаточно жестко. Госаппарат Китая является проводником курса власти на развитие экономической мощи Китая, власть жестко спрашивает с чиновников.

     Противоречив  механизм урегулирования споров, ни один из которых не независим от правительства. Правительство часто вмешивается  в споры высокого профиля. Коррупция  может также повлиять на судебныхе решения, местные чиновники могут повлиять на решения национальных судов. Правовая система КНР редко обеспечивает выполнение решений иностранного суда. Иностранные адвокаты не могут выступать в качестве адвокатов в китайских судах, но могут наблюдать разбирательства. Местные органы власти также работают с большой автономией от центрального правительства. Китайские визы, юридические оформление проживания и разрешения на работу, строго регламентированы, и могут сдерживать инвесторов. Иностранные инвесторы, работающие через создание юридических фирм, как правило, в состоянии удовлетворить эти требования. Тем не менее, в марте 2007 года Всекитайское собрание народных представителей приняло новый закон о подоходном налоге, в котором устранены многие налоговые преимущества, которые имеют иностранные инвесторы.

     Широкая открытость внешнему миру влечет усиление зависимости национальной экономики  от мировой. Это становится особенно опасным в моменты резких колебаний  мировой конъюнктуры. Многие иностранцы, пострадавшие от кризиса, закрывают  свои предприятия.

     С самого начала политики реформ Пекин  делал ставку на использование своего основного сравнительного преимущества - гигантских ресурсов дешевой рабочей  силы для производства дешевых товаров  на экспорт. Такие товары поставляют прежде всего предприятия с иностранным  капиталом. Для его привлечения  Пекин многие годы создавал путем  предоставления различных льгот  и привилегий чрезвычайно благоприятный  инвестиционный климат, намного более  выгодный для иностранцев, чем для  отечественных предпринимателей. Статистика показывает, что на приток иностранных капиталовложений оказывают влияние не только дешевизна рабочей силы, но и масштаб местного рынка. Крупные страны имеют в этом смысле некоторое преимущество. Международные инвесторы признают высокую инвестиционную привлекательность Китая. КНР оценивается ведущим мировым производителем и наиболее быстро растущим рынком товаров народного потребления, опережает, к примеру, Индию по размерам рынка, инфраструктуре и макроэкономическому климату.

     Китай предлагает инвесторам комплексную  систему стимулов на национальном, региональном и местном уровнях. В особых экономических зонах (ОЭЗ) в Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай, Сямынь и Хайнань, 14 прибрежных городах, зонах развития для инвесторов сокращаются национальные и местные подоходные налоги, сборы землепользования и импортные, экспортные пошлины, а также в приоритетном порядке в получении базовых инфраструктурных услуг. Многие предлагают высокий уровень поддержки и услуг для предприятий. Китайские власти также создали целый ряд свободных портов. Наконец, Китай обладает многочисленными национальными парками науки. В наукопарках обеспечена инфраструктура, управление и финансирование поддержки для начинающих иностранных фирм.

     В декабре 2003 года Всемирный Банк (ВБ) опубликовал рапорт на тему «Улучшение инвестиционного климата и повышение  конкурентоспособности городов  Китая: рейтинг 23 китайских городов», который вызвал большой резонанс в Китае. Среди 23 городов в списке, к первой категории А+ были отнесены Ханчжоу, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь; во вторую категорию А попали Чунцин, Цзянмэнь, Чанчунь и Вэньчжоу; категорию  А– представили Тяньцзинь, Далянь, Пекин и Чжэнчжоу; Ухань, Наньчан, Сиань и Чанша были отнесены к  категории В+; Чэнду, Гуйян, Куньмин  и Наннин – к категории В, Харбин, Ланчжоу и Бэньси – к категории  В.

     Рейтинг 200 наиболее привлекательных для  инвестиции городов рассчитывался  согласно «жесткому» и «мягкому»  индексам. Вице-президент ВБ Кейт Серра  отметила, что «жесткие индексы» подразумевают  объекты инфраструктуры, предназначенные  для обеспечения электроэнергетики, коммуникаций, транспортной и экологической  сфер безопасными и постоянными  услугами. В этом отношении Китай  справляется «на отлично». «Мягкие  индексы» показывают инвестиционный климат, диверсификационную технологическую  характеристику, уровень инноваций  и научных исследований.

     В рапорте 2003 года Всемирный Банк выделил требования инвесторов к инвестиционному климату: стабильная макроэкономика и политическая обстановка, стабильная внешнеторговая инвестиционная политика, эффективная система государственного контроля и надзора, гибкость отношений между работодателями и рабочими, эффективность и прозрачность финансирования и системы налогообложения, а также эффективность исполнения соответствующих законов и нормативных актов в сферах экологии, безопасности, здравоохранения и других областях, количество и качество инфраструктуры в электроэнергетике, в сфере транспорта, коммуникаций и банковского обеспечения. Для оценки инвестиционного климата были использованы индексы развития инфраструктуры, ограничения возможности выезда за границу, уровень технической квалификации на рынке рабочей силы, степень интеграции в мировой рынок, доля частных инвестиций, налоговой нагрузке, правовой эффективности и финансировании. Позиции всех городов были определены с учетом вышеперечисленных факторов.

     Публикуемые Всемирном банком «Обзоры инвестиционного  климата» свидетельствует, что Китай  создал в основных промышленных центрах  такой инвестиционный климат, которому многие развивающиеся страны могут  лишь завидовать, и это относится  не только к уровню зарплат и ставкам  валютного курса. Как показывают названные исследования, в ведущих  индустриальных центрах издержки, вызванные  недостатком инфраструктуры, преступностью, взяточничеством, правовым регулированием и трудностями обеспечения исполнения контрактов, охватывают в среднем  менее 14%. Это намного меньше аналогичного показателя в таких странах, как  Бразилия и Пакистан. Китаю предстоит  пройти еще длинный путь, особенно в плане распространения аналогичных улучшений на остальные районы страны, однако в свете сказанного его успехи не вызывают сомнений.

     Государство поощряет иностранных инвесторов за участие в китайских приоритетных проектах и программах (электроника, вычислительные отрасли, энергосберегательные и экологические технологии, валютно-доходные отрасли, объекты с новыми технологиями и новым оборудованием последнего поколения и др.)

     В Китае отмечается резкое сокращение объемов прямых иностранных инвестиций, которые всегда были одним из важнейших  факторов быстрого экономического роста  страны. Впрочем, китайское правительство  настроено достаточно оптимистично и считает, что в долгосрочной перспективе приток инвестиций стабилизируется. Так или иначе, правительство  КНР уже продемонстрировало решимость  бороться с экономическими потрясениями, выделив на поддержку основных отраслей народного хозяйства 4 трлн. юаней. Этот стимуляционный антикризисный пакет мер рассчитан на ближайшие два года и может быть дополнен, «если в этом возникнет необходимость». В целом, власти сейчас рассчитывают крупными инвестициями поддержать экономический рост, направляя средства на «социально значимые проекты», а также стимулирование внутреннего спроса. Китайское правительство признается, что это будет непростая задача, однако для ее выполнения «есть все необходимые условия».

     Власти  Китая делают очень многое для  дальнейшего развития конкурентного  инвестиционного климата. Они создают  современную рыночную инфраструктуру, активно работают над строительством автодорог, железнодорожных путей, развитием энергетики. В стране идет настоящий строительный бум, бурно  развиваются города. Имеются серьезные  планы по развитию атомной энергетики. Китай уже давно используют привлечение  частных инвестиций для строительства  платных дорог и инфраструктуры. Имеются амбициозные планы по строительству аэропортов, регионального  развития. По общей протяженности  скоростных автострад Китай занимает 2 место в мире - 41 тыс.км. В 1999 году создана система кредитования частного жилищного строительства, призванная решить жилищную проблему путем использования  сбережений населения.

     Слишком высокие показатели производственных накоплений (инвестиций) могут повлечь  за собой недостаток потребительского спроса, затруднения в реализации продукции. Так, в КНР периодически (1986-1988, 1993-1995) возникали «перегревы» экономики, связанные с чрезмерным расширением фронта капитального строительства и кредита, вызывавшие инфляционные тенденции, перебои в работе транспорта и энергетики. В таких случаях экономику «охлаждают»: ограничивают кредит и повышают ставку ссудного процента, вводят административные ограничения на новое строительство и перепродажу жилья, замораживают цены и деловую активность в секторе недвижимости. Одним из индикаторов «перегрева» экономики служит слишком высокий рост цен на рынке недвижимости. В 2005 году он составил в КНР 6.6%. Однако без постоянного увеличения инвестиций экономический рост не бывает стабильным.

     В 2009 году главными задачами торгово-промышленных административных ведомств станут дальнейшее формирование благоприятных условий  для устойчивого развития предприятий  с участием зарубежных инвестиций, совершенствование механизма инноваций, усиление консультационно-управленческой работы, а также предоставление предприятиям всех необходимых условий для  их регистрации.

     С самого начала «политики внешней  открытости» установлен и по сей  день фактически сохраняется льготный инвестиционный режим для иностранных  вкладчиков капитала.

     Практика  широкого привлечения иностранных  инвестиций в экономику Китая  и, одновременно, государственная политика по формированию благоприятного и эффективного инвестиционного климата в стране явились прямым следствием и составной  частью единой долгосрочной государственной  стратегии социально-экономического развития Китая.

     Широкомасштабное (с 1978 года) привлечение ПИИ и эволюционное формирование инвестиционного климата осуществляются в Китае на базе долгосрочной инвестиционной стратегии, совершенствуются с ходом осуществляемых реформ и с долгосрочными целями развития экономики страны.

     К числу привлекательных, стимулирующих  факторов инвестиционного климата  для ПИИ в Китае следует  отнести: стратегические положение  Китая в АТР, прогрессирующее  расширение внутреннего рынка страны, наличие многих инвестиционных ресурсов (сырья, рабочий силы и др.), политическую стабильности, возможности реэкспорта, быстрое развитие инфраструктуры, низкую подоходную ставку, наличие крупных финансовых ресурсов в международном финансовом центре Сянган (Гонконг) и ряд других.

     Созданный в КНР благоприятный инвестиционный климат, способствует как, привлечению  ПИИ в экономику страны, так  и, что не менее важно, превращению  Китая в глобального игрока, без  которого невозможно представить эффективное  развитие международного экономического сотрудничества (особенно в зоне АТР).

     Улучшению инвестиционного климата в КНР  во многом способствует создание зон  совместного предпринимательства. Эти зоны характеризуются разнообразием форм, гибкой адаптацией к местным условиям, что позволяет добиваться увеличения темпов экономического роста в зонах эффективного освоения иностранных инвестиций с учетом приоритетных направлений развитии экономики КНР.

Информация о работе ПИИ в экономике КНР