ПИИ в экономике КНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Содержание

Введение 3
1. Современное состояние экономики Китая 5
2. Инвестиционный климат в КНР 8
3. Прямые иностранные инвестиции в экономике КНР 22
3.1. Отраслевое размещение прямых иностранных инвестиций на территории
КНР 23
3.2. Факторы, стимулирующие приток ПИИ в Китай 30
3.3. Факторы, сдерживающие приток ПИИ в Китай 37
Заключение 40
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 79.45 Кб (Скачать)

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

     В ходе проведения реформ Китай достиг больших успехов в привлечении  зарубежного капитала в экономику  страны. Однако размещение прямых иностранных  инвестиций по регионам неравномерно. Среди трех больших экономических  регионов Китая (Восточный, Западный, Центральный), Восточный регион имеет абсолютное преимущество в использовании иностранных  инвестиций.

     Неравномерность размещения иностранных инвестиций по регионам Китая объективно вытекает из уровня их развития. Восточный регион, где сложились мощные отраслевые комплексы, развитая инфраструктура и  сформировалась адекватная конкурентная среда, характеризуется значительными  объемами прямых иностранных инвестиций. В Западном и Центральном регионах Китая:

     - доминируют предприятия с узкой отраслевой направленностью, с высокой долей государственного участия;

     - низкий уровень развития рыночных отношений сдерживает приток иностранного капитала.

     Отсталая  экономика Центрального и Западного  регионов (превалирование государственных  предприятий (80%), отсутствие надежного  рыночного механизма, гипертрофированное развитие тяжелой промышленности) не стимулирует иностранных инвесторов вкладывать средства в эти регионы.

     Выявлена  тенденция к расширению географии  зарубежных инвестиций: возрастает объем  вложений капитала за пределами специальных  экономических зон Китая.

     По  отраслевому размещению для инвесторов наибольший интерес представят обрабатывающая промышленность (где китайские преимущества в себестоимости и объеме внутреннего рынка будут сочетаться с зарубежными преимуществами в технологии и управлении) и сфера услуг (оптовая и розничная торговля, финансы).

     Таким образом можно сказать, что инвестиционная стратегия КНР включает в себя множество компонентов, с помощью  которых КНР стремится привлечь ПИИ в экономику страны. Для увеличения объемов поступлений прямых иностранных инвестиций в страну Китай проводит всестороннюю реформу законодательной базы в области инвестиционной деятельности, благодаря растущей экономике, деятельности по либерализации политики в отношении иностранных предприятий, улучшающемуся инвестиционному климату и политике открытия национальных отраслей для инвестиций, Китай остается привлекательным для иностранных инвесторов.  

3.2. Факторы, стимулирующие приток ПИИ в Китай.

  Низкие  издержки производства. Одним из главных  стимулов привлечения иностранных  инвесторов является экономия на трудовых издержках при производстве трудоемкой продукции. В КНР зафиксирована  одна из самых низких на мировом  рынке оплата труда (на предприятиях легкой промышленности — от 0,68 до 0,88 долл. США в час). Низкая заработная плата первоначально объяснялась низкой производительностью труда. Например, Всемирный банк посчитал, что средняя добавленная стоимость на одного американского рабочего в период с 1995 г. по 1999 г. была в 28 раз больше китайского уровня. Однако если бы дело было исключительно в низкой оплате труда из-за соответствующей производительности, то по пути Китая сейчас бы развивались страны с еще более низкой заработной платой, такие, как Бангладеш, Бирма, Никарагуа, Камбоджа. Но ни одна из этих стран не привлекает иностранных инвесторов и не обеспечивает столь низкие цены на относительно качественные товары в долгосрочном периоде, как Китай. Ситуация в Китае принципиально отличается тем, что производительность труда там постоянно растет.

  В период с 1995 г. по 2006 г. она увеличивалась  на 17% ежегодно, что было обусловлено  внедрением новых технологий и принципов  западного менеджмента.

  В большинстве случаев на предприятиях отмечаются ненормированный рабочий  день (до 12 часов) и ненормированная  рабочая неделя. Относительно небольшие  расходы на энергетику, а также  на охрану труда и мероприятия  по охране окружающей среды способствуют минимизации издержек производства.

  Низкие  издержки производства привлекают предприятия, производящие трудоемкую продукцию, открыть  филиалы в Китае. Минимизация  трудовых и иных издержек заставляет компании включить Китай в производственную цепь для поддержания конкурентоспособности  своих товаров на внешних рынках. В 2005 г. компания Dell приобрела в Китае  продукции на сумму 16 млрд. долл. США, General Electric инвестировала 5 млрд. долл., Philips — 10 млрд. долл.. Иностранные компании минимизируют в Китае не только производственные издержки, но и научно-исследовательские, пользуясь услугами китайских ученых. Компании Sony, IBM, Philips, Siemens, Microsoft открыли в Китае более 800 исследовательских центров.

  Главное, что обеспечивает низкие издержки производства для зарубежных инвесторов в Китае, — это желание китайских работников получить и сохранить работу на иностранных  предприятиях.

  Иностранные или совместные компании предоставляют  своим работникам возможности дополнительного  образования, карьерного роста, реализации своего творческого потенциала. Поэтому  стремление получить эту работу —  это стремление не только к более  высокой заработной плате относительно китайских компаний, но и вопрос престижа и социального статуса. Таким образом, постоянно растет производительность труда. В совместных китайских и зарубежных компаниях  производительность труда в 7 раз выше, чем в государственном секторе, и в 4 раза выше, чем на частных предприятиях без иностранного участия.

  Высокая емкость внутреннего рынка. Привлекательным  фактором открытия иностранного производства в Китае является большой объем  спроса внутри страны на производимую продукцию. В 2006 г. объем внутреннего  потребления составил 4084 млрд. долл. США, в том числе емкость рынка  розничных потребительских товаров  достигла уровня в 1018 млрд. долл. США. В 2007 г. объем розничных продаж потребительских  товаров в Китае составил 1200 млрд. долл. США. Спрос в Китае растет ежегодно как количественно, так  и качественно. Например, если в начале 1990-х гг. едва ли можно было найти  в Китае здание с кондиционером, то в 2005 г. только в стране было произведено 80 млн. кондиционеров. В том же2005 г. было произведено 300 млн. мобильных  телефонов, из них 100 млн. телефонов  было продано в самом Китае. С 2006 г. КНР — страна с самым большим в мире спросом на мобильные телефоны. В 2007 г. только компания Nokia продала в Китае 70,7 млн. мобильных телефонов.

  Компании, производящие персональные компьютеры (например, IBM, Dell), поначалу скептически оценивали китайский рынок в связи с относительно высокими ценами на свою продукцию и низкой заработной платой в стране. Однако потребление оказалось непредсказуемо высоким. Этому способствовала политика “одного ребенка”. Ограничения по деторождению превратили китайских детей в “маленьких императоров”. В результате каждого ребенка обеспечивают шестеро взрослых платежеспособных граждан (мама, папа, 2 дедушки и 2 бабушки), которые могут позволить своему ребенку самый лучший компьютер.

  Либерализация цен способствовала увеличению емкости  внутреннего рынка. В 1991 г. 70% цен  на розничные товары устанавливались  рынком, в то время как в 1987 г. этот показатель составлял 35%.

  Государственная поддержка экспортно-ориентированных  предприятий с иностранными инвестициями. Большинство иностранных инвесторов рассматривают Китай как “сборочный цех” для производства продукции  с целью ее дальнейшей реализации не только внутри страны, но и за рубежом.

  Более 60% экспортируемых из КНР товаров  производится на предприятиях с иностранными инвестициями.

  В целях налогового стимулирования экспорта для предприятий с иностранными инвестициями, у которых завершился период налоговых льгот, может быть установлена ставка налога на прибыль 15%, если по итогам отчетного года доля экспортируемой продукции в общем  объеме производства компании превысила 70%, а сальдо внешних платежей было сбалансировано или сведено с  профицитом. Если эти условия выполняют  предприятия, работающие в специальных  экономических зонах или технопарках, то применяемая для них ставка налога на прибыль 15% может быть снижена до 10%.

  Размещение  “сборочных цехов” иностранных предприятий  возможно только при организации  производства высококонкурентоспособной  продукции. Для этой цели низких трудовых издержек иностранным инвесторам недостаточно, требуется современное оборудование, которое необходимо в Китай завезти, поэтому приток иностранных инвестиций стимулируется внешнеторговой либерализацией.

  Внешнеторговая  политика Китая на современном этапе  строится и реализуется преимущественно  согласно принципам ВТО. Торговый протекционизм  не дал стране тех результатов, какие  принесла либерализация. Важно подчеркнуть, что импорт Китая состоит в  основном из капиталоемких товаров. Станки, высокотехнологическое оборудование, энергоресурсы необходимы иностранным  инвесторам для построения конкурентоспособного производства. Поэтому ограничение  импорта может привести к последующему снижению прямых иностранных инвестиций, а затем — и соответствующего экспорта. В 2005 г. высокотехнологический  экспорт Китая приблизился к 220 млрд. долл. США и составил почти  треть всего экспорта. Товары, которые  собираются из импортируемых деталей  и комплектующих, сейчас составляют примерно 55% всего объема китайского экспорта. В среднем при экспорте товара из Китая около двух третей его стоимости было создано в  зарубежных странах. При экспорте ноутбуков, дисплеев, мобильных телефонов, DVD и CD-проигрывателей почти вся стоимость  конечного продукта создается за пределами Китая. При малейшем увеличении импортных пошлин конкурентоспособность  продукции иностранных инвесторов начнет снижаться в соответствии с пошлинами на каждый комплектующий.

  Льготное  налогообложение иностранных инвесторов. Дополнительным стимулом привлечения  прямых иностранных инвестиций в  Китай были льготы по налогу на прибыль  юридических лиц. Например, с 1994 г. до 2008 г. ставка налога на прибыль для  национальных предприятий составляла 33%, в то время как для предприятий  иностранного капитала —24%, а в отдельных  случаях —15%. Предприятия с иностранными инвестициями в первые два года с  момента получения прибыли полностью  освобождались от налога на прибыль, а в следующие три года платили  половину налога. При реинвестировании прибыли предприятием, созданным  на срок свыше 5 лет, 40% уплаченного налога с реинвестированной прибыли  подлежит возврату. Если реинвестиции осуществлены в экспортно-ориентированные  или высокотехнологичные производства, налог на прибыль возмещается  в полном объеме. Если в течение трех лет производство не оказалось экспортно-ориентированным или высокотехнологичным, то 60% выплаченного возмещения возвращается в бюджет. Для предприятий с иностранными инвестициями предусмотрен ряд вычетов из налогооблагаемой прибыли:

  — проценты по кредиту (не выше рыночных ставок), который используется в  производственных целях;

    — заработная плата работников;

  — расходы на НИОКР.

  В случае если предприятие с иностранными инвестициями увеличило расходы  на НИОКР в текущем году не менее  чем на 10% по сравнению с предыдущим годом, то наряду с другими вычетами 50% фактических расходов на НИОКР  могут быть вычтены из налогооблагаемой прибыли в текущем году;

  — расходы на PR и рекламу по ведению  бизнеса, но не более 5% годовой выручки  от реализации

  продукции, составляющей менее 15 млн. юаней; не более 3% годовой выручки от реализации продукции, составляющей более 15 млн. юаней; не более 10% совокупного годового дохода, составляющего менее 5 млн. юаней; не более 5% совокупного годового дохода, составляющего более 5 млн.юаней;

  — курсовая разница;

  — дебиторская задолженность по лизинговым и кредитным платежам в размере  не более 3% годовой суммы баланса  внешних платежей и заимствований  на конец года;

  — расходы, связанные с благотворительной  деятельностью на общественные нужды, защиту окружающей среды, образование, медицину, ликвидацию последствий стихийных  бедствий;

  — расходы на восстановление ущерба недвижимости, основным средствам или оборотным  фондам,

  возникшего  в результате непредвиденных обстоятельств (стихийных бедствий и пр.);

  — платежи, перечисляемые представительствами  и филиалами иностранных компаний, находящихся на территории Китая,своим  центральным компаниям;

  — налог на прибыль, уплаченный за пределами  Китая (дивиденды, проценты, платежи  за аренду и другие расходы за границей);

  — износ основных активов и амортизация  нематериальных активов.

  Предприятия с иностранными инвестициями, деятельность которых связана с энергетикой, транспортом, строительством портов и доков, могут с согласия Главного государственного налогового управления пользоваться ставкой налога на прибыль 15%. Если данные предприятия создаются сроком свыше 15 лет, то они могут освобождаться от налога на прибыль в течение первых пяти лет с момента получения прибыли, а в последующие пять лет — платить половину от установленной ставки налога.

Информация о работе ПИИ в экономике КНР