Особенности международных стратегических альянсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей международных стратегических альянсов. Для этого необходимо определить:

предпосылки образования СА;
сущность, цели образования и виды СА;
влияние, на которые оказывают СА.

Содержание

Введение 4

1 Факторы, способствующие образованию СА 5

1.1 Теоретические предпосылки возникновения СА 7

2 Сущность СА 11

2.1 Факторы успешной деятельности СА 13

3 Цели и мотивы образования СА 18

4 Виды СА 20

5 Значение СА и практика государственного регулирования 28

6 Образование СА с российским участием 32

Заключение 38

Литература 39

Работа содержит 1 файл

Стратегические альянс.docx

— 81.96 Кб (Скачать)

       Важной  формой МСА в НГК России являются международные консорциумы по разработке и реализации проектов на основании соглашений о разделе продукции (СРП). При этом российские хозяйствующие субъекты участвуют не во всех СРП. Так, в консорциуме по СРП «Сахалин-2» представлены только три иностранных ТНК, имеющих следующие доли в его акционерном капитале: Royal Dutch/Shell - 55%, Mitsui - 25% и Mitsubishi - 20%.

       Металлургический  комплекс. В 2000—2002 гг. сформировался весьма солидный МСА по производству высококачественных труб большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов. Для решения этой задачи ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (25% плюс 1 акция), ОАО «Газпром» (19,9%), Швейцарская компания Duferco S.A. (30,1% минус 2 акции), Российский фонд федерального имущества (РФФИ) (25% плюс 1 акция) договорились о создании в Нижнем Тагиле ОАО «Завод труб большого диаметра» (ОАО ЗТБД) и совместном выделении на его строительство около 1 млрд долл. НТМК, обеспечивая ЗТБД непрерывнолитыми заготовками, развивает свои производственные мощности, что способствует снижению издержек на единицу продукции. Участие в МСА Газпрома и Duferco гарантирует стабильно высокий спрос на трубы и лист, изготавливаемые НТБД, а значит, и на продукцию НТМК. Участие в МСА РФФИ целесообразно для дальнейшего продвижения проекта в той мере, в какой это зависит от институтов государства (федеральных и региональных). Оно также полезно для упрочения связей с Газпромом, в котором государство владеет контрольным пакетом акций. Интересы РФФИ как представителя государства в этом МСА и в ЗТБД заключаются в возможности прямо влиять на бюджетную эффективность проекта.

       В конце 2002 г. объявлено о создании СА между Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК) и Новолипецким металлургическим комбината (НЛМК). На начальном этапе сотрудничества партнеры договорились о проведении единой сбытовой политики и решении совместными усилиями проблем в отношениях с естественными монополиями, которые оказывают существенное влияние на себестоимость и цены их продукции, а значит, и на ее конкурентоспособность на российском и мировом рынках.

       В начале осени 2003 г. сформировался МСА  с участием ЗАО «Объединенная металлургическая компания», японской ТНК Mitsui and Ко.Ltd. и АО «Северсталь» по изготовлению труб с защитным покрытием для реализации СРП «Сахалин-2». Конечный продукт должен изготавливаться на СП «Выксунский металлургический завод», принадлежащем первым двум стратегическим партнерам.

       Авиакосмическая промышленность. В конце 90-х гг. сформировался МСА с участием НПО «Энергомаш» (г. Химки, Московская обл.), британской ТНК «Пратт энд Уитни» и американской ТНК «Локхид Мартин». Российский участник с помощью британского партнера осуществил доработку своего ракетного двигателя РД-180 для последующего его использования на ракете «Atlas 2AR», производимой «Локхид Мартин».

       Автомобильная промышленность. К сожалению, в этой отрасли по ряду причин не состоялись крупные МСА с участием ведущих российских автопроизводителей, которые намечались в середине 90-х гг., до кризиса 1998 г. В положительном плане здесь можно упомянуть, пожалуй, только МСА с участием небольшой фирмы ЗАО «Инструм-Рэнд» (г. Павлов, Нижегородская обл.). ЗАО «Инструм-Рэнд» является СП, в акционерном капитале которой 60% принадлежат американской корпорации Ingersoll Rand, 25% — ОАО «Горьковский автомобильный завод» и 15% — павловскому ОАО «Мехинструмент». Более 80% изготавливаемых изделий (комплектующие для автомобилей) оно поставляет на внешние рынки под торговыми марками Ingersoll Rand, Select, IR, ARA, Central Pneumatic. Среди его клиентов — General Motors, Ford и «Формула-1».

       Телекоммуникации. MCA «ВымпелКом» и норвежской ТНК «Теленор» (Telenor) был учрежден в декабре 1998 г. «ВымпелКом» и Telenor будут обмениваться знаниями (ноу-хау) в области технологий и маркетинга в соответствии с соглашениями об оказании услуг. «ВымпелКом» собирается использовать опыт Telenor в развитии массового рынка услуг сотовой связи, a Telenor намерена воспользоваться обширными знаниями и опытом «Вымпел-Кома» в области техники и инжиниринга, а также закрепиться на перспективном телекоммуникационном рынке России. Стороны полагают, что объединение знаний и опыта в рамках такого альянса поможет «ВымпелКому» стать лидирующей телекоммуникационной компанией в России и СНГ.

       Международный стратегический альянс МТС с французской  ТНК Alcatel был образован осенью 2000 г., в результате чего последняя поставила  своей целью в короткие сроки  охватить до 10% российского рынка  продаж телефонов в формате GSM. В то же время МТС через МСА получила возможность на более благоприятных для нее условиях воспользоваться высококачественной продукцией, ноу-хау и сервисным потенциалом партнера для дальнейшей экспансии на российском рынке телекоммуникационных услуг.

       Круг  СА (МСА) с участием российских хозяйствующих  субъектов, безусловно, не ограничивается рассмотренными примерами. Здесь сделан акцент на тех альянсах, которые представляются наиболее значимыми и «прецедентными» в смысле перспектив дальнейшего развития этой формы организации экономических отношений и внешнеэкономической деятельности в нашей стране. Вместе с тем потенциал данной формы для ускорения прогресса российской экономики далеко не исчерпан, ее более активному использованию противодействуют многочисленные факторы.

       Среди противодействующих СА факторов первостепенную роль играет то обстоятельство, что в настоящее время подавляющее большинство российских фирм, даже сравнительно крупных по нашим меркам, по экономической мощи, своему производственно-технологическому, инновационному и финансовому потенциалу, организационной структуре, деловой репутации, стилю ведения хозяйства и ряду других критериев еще не «альянсоспособны».

       Прежде  всего это относится к образованию  МСА с солидными зарубежными ТНК, особенно к тем альянсам, которые разворачивают свои стратегические операции как в России, так и за рубежом или только за рубежом. Лишь 11 российских корпораций входят в число 500 крупнейших Европы (в мировом рейтинге-500, видимо, получили бы место в лучшем случае 4—5 из них). Крайне негативное влияние на деловую репутацию российских компаний оказывает их недостаточная прозрачность, которая среди прочих негативных последствий резко снижает их рыночную капитализацию. На «альянсоспособность» российских хозяйствующих субъектов существенное влияние оказывают также уровень их деловой культуры и качество менеджмента (в первую очередь в высшем управленческом звене). Сегодня противодействующий фактор в виде вялости общехозяйственной конъюнктуры, а тем более глубокого макроэкономического кризиса не является «злободневным». После 1999 г. макроэкономическая обстановка в РФ заметно стабилизировалась.

       Таким образом, для более активного и плодотворного участия российских хозяйствующих субъектов в СА (МСА) необходимо преодоление целого ряда препятствий на пути развития этой перспективной формы организации экономических отношений в условиях глобализации /4, с. 141-171/».

 

        Заключение

       Стратегический  альянс – это соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний. Альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом и основан на заключении средне- и долгосрочных соглашений. В него могут вступать не только поставщики и  клиенты, но и конкуренты. Данная форма кооперации особенно продуктивна для высокотехнологических отраслей, где требуются высокие долговременные капитальные вложения. Целью альянсов в глобальном масштабе является достижение с помощью партнерства некоторого стратегического преимущества, которого обеим сторонам сложно или невозможно достичь независимо друг от друга. Основные преимущества стратегических альянсов можно сформулировать следующим образом: дополнительный доход от уже имеющихся активов; возможность не делать капитальных вложений в расширение производства; возможность не привлекать дополнительный персонал; построение нового бизнеса с помощью ноу-хау партнера; получение эксклюзивного доступа к поставщикам; приобретение дополнительных талантов партнера; выгодное избавление от бесперспективного бизнеса; приобретение дополнительных технологий, ноу-хау, каналов сбыта и др.; решение патентных проблем; быстрый и эффективный выход на рынок. «Отмечая значимость стратегических альянсов в современной конкурентной борьбе, можно сказать следующее: «Принимая во внимание динамику мирового рынка и сложившуюся гиперконкуренцию, сложно найти разумный мотив в действиях некой корпорации, которая пытается противостоять этому процессу в одиночку. Напротив, большинство фирм обретают дополнительную силу в различных контактах с другими фирмами на различных уровнях и через различные границы- от внутрифирменных до внешних , междисциплинарных и межотраслевых. Именно стратегия эффективного партнерства корпораций обеспечивает максимизацию конкурентных преимуществ в мировом масштабе, поскольку темп технологических изменений и интенсивность рыночной динамики требуют новых подходов к управлению бизнесом» /3/».

       Литература 

       
  1. Бобина  М. Стратегические международные альянсы // Вопросы экономики. Ежемесячный журнал. № 4 (апрель), 2002 г.
  2. Гаррет Б. Стратегические альянсы: Пер. с фр. /Б. Гаррет, П. Дюссож.-М.:ИНФРА-М, 2002.-(Менеджмент для лидера).-XX, 331 с.:ил.
  3. Карпова Н. Н. Международные стратегические альянсы и интеллектуальная собственность // Внешнеэкономический бюллетень. Ежемесячный деловой журнал. № 6 (июнь), 2002 г.
  4. Карпухина Е.А. Международные стратегические альянсы. Опыт исследования. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 176 с.
  5. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого- социальный институт, 2001. – 480 с.
  6. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 656 с.: ил.

Информация о работе Особенности международных стратегических альянсов