Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 09:24, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей международных стратегических альянсов. Для этого необходимо определить:
предпосылки образования СА;
сущность, цели образования и виды СА;
влияние, на которые оказывают СА.
Введение 4
1 Факторы, способствующие образованию СА 5
1.1 Теоретические предпосылки возникновения СА 7
2 Сущность СА 11
2.1 Факторы успешной деятельности СА 13
3 Цели и мотивы образования СА 18
4 Виды СА 20
5 Значение СА и практика государственного регулирования 28
6 Образование СА с российским участием 32
Заключение 38
Литература 39
Важной формой МСА в НГК России являются международные консорциумы по разработке и реализации проектов на основании соглашений о разделе продукции (СРП). При этом российские хозяйствующие субъекты участвуют не во всех СРП. Так, в консорциуме по СРП «Сахалин-2» представлены только три иностранных ТНК, имеющих следующие доли в его акционерном капитале: Royal Dutch/Shell - 55%, Mitsui - 25% и Mitsubishi - 20%.
Металлургический комплекс. В 2000—2002 гг. сформировался весьма солидный МСА по производству высококачественных труб большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов. Для решения этой задачи ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» (25% плюс 1 акция), ОАО «Газпром» (19,9%), Швейцарская компания Duferco S.A. (30,1% минус 2 акции), Российский фонд федерального имущества (РФФИ) (25% плюс 1 акция) договорились о создании в Нижнем Тагиле ОАО «Завод труб большого диаметра» (ОАО ЗТБД) и совместном выделении на его строительство около 1 млрд долл. НТМК, обеспечивая ЗТБД непрерывнолитыми заготовками, развивает свои производственные мощности, что способствует снижению издержек на единицу продукции. Участие в МСА Газпрома и Duferco гарантирует стабильно высокий спрос на трубы и лист, изготавливаемые НТБД, а значит, и на продукцию НТМК. Участие в МСА РФФИ целесообразно для дальнейшего продвижения проекта в той мере, в какой это зависит от институтов государства (федеральных и региональных). Оно также полезно для упрочения связей с Газпромом, в котором государство владеет контрольным пакетом акций. Интересы РФФИ как представителя государства в этом МСА и в ЗТБД заключаются в возможности прямо влиять на бюджетную эффективность проекта.
В конце 2002 г. объявлено о создании СА между Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК) и Новолипецким металлургическим комбината (НЛМК). На начальном этапе сотрудничества партнеры договорились о проведении единой сбытовой политики и решении совместными усилиями проблем в отношениях с естественными монополиями, которые оказывают существенное влияние на себестоимость и цены их продукции, а значит, и на ее конкурентоспособность на российском и мировом рынках.
В начале осени 2003 г. сформировался МСА с участием ЗАО «Объединенная металлургическая компания», японской ТНК Mitsui and Ко.Ltd. и АО «Северсталь» по изготовлению труб с защитным покрытием для реализации СРП «Сахалин-2». Конечный продукт должен изготавливаться на СП «Выксунский металлургический завод», принадлежащем первым двум стратегическим партнерам.
Авиакосмическая промышленность. В конце 90-х гг. сформировался МСА с участием НПО «Энергомаш» (г. Химки, Московская обл.), британской ТНК «Пратт энд Уитни» и американской ТНК «Локхид Мартин». Российский участник с помощью британского партнера осуществил доработку своего ракетного двигателя РД-180 для последующего его использования на ракете «Atlas 2AR», производимой «Локхид Мартин».
Автомобильная промышленность. К сожалению, в этой отрасли по ряду причин не состоялись крупные МСА с участием ведущих российских автопроизводителей, которые намечались в середине 90-х гг., до кризиса 1998 г. В положительном плане здесь можно упомянуть, пожалуй, только МСА с участием небольшой фирмы ЗАО «Инструм-Рэнд» (г. Павлов, Нижегородская обл.). ЗАО «Инструм-Рэнд» является СП, в акционерном капитале которой 60% принадлежат американской корпорации Ingersoll Rand, 25% — ОАО «Горьковский автомобильный завод» и 15% — павловскому ОАО «Мехинструмент». Более 80% изготавливаемых изделий (комплектующие для автомобилей) оно поставляет на внешние рынки под торговыми марками Ingersoll Rand, Select, IR, ARA, Central Pneumatic. Среди его клиентов — General Motors, Ford и «Формула-1».
Телекоммуникации. MCA «ВымпелКом» и норвежской ТНК «Теленор» (Telenor) был учрежден в декабре 1998 г. «ВымпелКом» и Telenor будут обмениваться знаниями (ноу-хау) в области технологий и маркетинга в соответствии с соглашениями об оказании услуг. «ВымпелКом» собирается использовать опыт Telenor в развитии массового рынка услуг сотовой связи, a Telenor намерена воспользоваться обширными знаниями и опытом «Вымпел-Кома» в области техники и инжиниринга, а также закрепиться на перспективном телекоммуникационном рынке России. Стороны полагают, что объединение знаний и опыта в рамках такого альянса поможет «ВымпелКому» стать лидирующей телекоммуникационной компанией в России и СНГ.
Международный стратегический альянс МТС с французской ТНК Alcatel был образован осенью 2000 г., в результате чего последняя поставила своей целью в короткие сроки охватить до 10% российского рынка продаж телефонов в формате GSM. В то же время МТС через МСА получила возможность на более благоприятных для нее условиях воспользоваться высококачественной продукцией, ноу-хау и сервисным потенциалом партнера для дальнейшей экспансии на российском рынке телекоммуникационных услуг.
Круг СА (МСА) с участием российских хозяйствующих субъектов, безусловно, не ограничивается рассмотренными примерами. Здесь сделан акцент на тех альянсах, которые представляются наиболее значимыми и «прецедентными» в смысле перспектив дальнейшего развития этой формы организации экономических отношений и внешнеэкономической деятельности в нашей стране. Вместе с тем потенциал данной формы для ускорения прогресса российской экономики далеко не исчерпан, ее более активному использованию противодействуют многочисленные факторы.
Среди
противодействующих СА факторов первостепенную
роль играет то обстоятельство, что в настоящее
время подавляющее большинство российских
фирм, даже сравнительно крупных по нашим
меркам, по экономической мощи, своему
производственно-
Прежде
всего это относится к
Таким образом, для более активного и плодотворного участия российских хозяйствующих субъектов в СА (МСА) необходимо преодоление целого ряда препятствий на пути развития этой перспективной формы организации экономических отношений в условиях глобализации /4, с. 141-171/».
Заключение
Стратегический альянс – это соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний. Альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом и основан на заключении средне- и долгосрочных соглашений. В него могут вступать не только поставщики и клиенты, но и конкуренты. Данная форма кооперации особенно продуктивна для высокотехнологических отраслей, где требуются высокие долговременные капитальные вложения. Целью альянсов в глобальном масштабе является достижение с помощью партнерства некоторого стратегического преимущества, которого обеим сторонам сложно или невозможно достичь независимо друг от друга. Основные преимущества стратегических альянсов можно сформулировать следующим образом: дополнительный доход от уже имеющихся активов; возможность не делать капитальных вложений в расширение производства; возможность не привлекать дополнительный персонал; построение нового бизнеса с помощью ноу-хау партнера; получение эксклюзивного доступа к поставщикам; приобретение дополнительных талантов партнера; выгодное избавление от бесперспективного бизнеса; приобретение дополнительных технологий, ноу-хау, каналов сбыта и др.; решение патентных проблем; быстрый и эффективный выход на рынок. «Отмечая значимость стратегических альянсов в современной конкурентной борьбе, можно сказать следующее: «Принимая во внимание динамику мирового рынка и сложившуюся гиперконкуренцию, сложно найти разумный мотив в действиях некой корпорации, которая пытается противостоять этому процессу в одиночку. Напротив, большинство фирм обретают дополнительную силу в различных контактах с другими фирмами на различных уровнях и через различные границы- от внутрифирменных до внешних , междисциплинарных и межотраслевых. Именно стратегия эффективного партнерства корпораций обеспечивает максимизацию конкурентных преимуществ в мировом масштабе, поскольку темп технологических изменений и интенсивность рыночной динамики требуют новых подходов к управлению бизнесом» /3/».
Литература
Информация о работе Особенности международных стратегических альянсов