Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 09:24, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей международных стратегических альянсов. Для этого необходимо определить:
предпосылки образования СА;
сущность, цели образования и виды СА;
влияние, на которые оказывают СА.
Введение 4
1 Факторы, способствующие образованию СА 5
1.1 Теоретические предпосылки возникновения СА 7
2 Сущность СА 11
2.1 Факторы успешной деятельности СА 13
3 Цели и мотивы образования СА 18
4 Виды СА 20
5 Значение СА и практика государственного регулирования 28
6 Образование СА с российским участием 32
Заключение 38
Литература 39
Министерство внешней торговли и промышленности Японии, министерство обороны США и ведомства ЕС поддерживают организацию и финансирование многочисленных альянсов между предприятиями. Новая политика помощи корпоративным инновациям частично противостоит, а частично заменяет политику субвенций «национальным чемпионам», предоставления налоговых льгот или преференциальных государственных закупок.
Международные альянсы особенно важны на этапе разработки инноваций. Инновации в технологическом процессе связаны с оборудованием, методами и системами производства. Масштабы и сроки этих инноваций варьируются не только в зависимости от отрасли промышленности, но и от жизненного цикла продукта. В центре внимания такого альянса должно находиться взаимодействие между участниками в сети: фирмами, использующими процесс, производителями оборудования для фирмы, независимыми научно-исследовательскими организациями соответствующего профиля. Технологическое нововведение поэтому рассматривается не как продукт деятельности отдельного участка, а как общий результат.
Обычно
фирмы участвуют сразу в
Эти соглашения «отличаются от традиционных договоров об обмене технологиями, совместных предприятий и других видов межфирменного сотрудничества тем, что являются долговременными соглашениями и образуются для создания принципиально новой технологии, товара или решения ключевых для компаний – участниц проблем. Стратегический характер этих альянсов проявляется в том, что они нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ для участников альянса в рамках глобальной стратегии их деятельности /5, с. 91/».
5 Значение СА и практика
Стратегические
альянсы формируют новую
Чтобы оценить плодотворность создания альянсов, можно сравнить их с другими способами укрепления позиции фирмы, как работу внутри фирмы, приобретение другой фирмы, разовые сделки с другими фирмами.
«Своеобразие феномена стратегических альянсов состоит, в частности, в том, что чаще всего участниками того или иного альянса являются компании-конкуренты. Означает ли это, что на смену острейшей конкуренции приходит «экономическая идиллия»? Как влияет создание стратегических альянсов на конкурентную среду? Специальное исследование ОЭСР по этому вопросу выявило двойной эффект такого влияния.
С
одной стороны, очевидно ослабление
конкуренции между
С другой стороны, надо учитывать ряд других факторов:
во-первых, стратегические альянсы касаются отдельных сфер производства или направлений деятельности фирм, поэтому в других областях те же самые компании могут продолжать конкурировать между собой;
во-вторых, стратегические альянсы могут в любой момент распасться;
в-третьих, в результате альянсов, безусловно усиливается конкуренция против третьих фирм, не входящих в состав их участников, так как на рынке появляется некий новый конкурент.
Таким образом, можно говорить и об антиконкурентном, и о проконкурентном воздействии стратегических альянсов. Некоторые исследователи считают образование стратегических альянсов своеобразной формой конкуренции в современных условиях /5, с. 91/».
«Стратегические
альянсы укрепляют
Расширение практики образования стратегических альянсов существенно влияет на соотношение сил в конкретной отрасли. Традиционно в промышленно развитых странах регулирование отраслевой конкуренции на основе антимонопольного законодательства было прерогативой государственных органов. Но в законодательстве большинства стран нет специальных законов, регламентирующих эту деятельность.
На национальном уровне трудности государственного регулирования альянсов связаны с их многообразием. Часто рассматриваются лишь отдельные формы альянсов. При оценке ситуации с международными альянсами нередко сложно определить, законодательством какой страны следует руководствоваться. Существуют противоречия между национальным законодательством и регулированием межфирменных соглашений в рамках экономических союзов.
Государственные агентства по антимонопольному регулированию принимают меры по повышению качества прогнозов, выявлению рынков, где обостряется конкуренция, определяются новые методы ведения компаниями конкурентной борьбы, оцениваются перспективы соперничества в специфических областях деятельности, пересматриваются специфические стандарты.
В
США антимонопольная практика достаточно
развита и подкреплена
Другой характерной чертой американской практики регулирования альянсов является приоритетный подход к отдельным отраслям. Например, в сфере авиационных перевозок, несмотря на дерегулирование этой отрасли, в руках государства (Министерство транспорта, Государственный департамент) остаются важные рычаги контроля за созданием международных партнерств авиакомпаний.
В отличие от США в странах Европейского союза деятельность стратегических альянсов трактуется достаточно жестко, при этом не создается "серой зоны" и они относятся либо к консолидации, либо к сотрудничеству. Однако и здесь есть различия в зависимости от того, все ли участники партнерства принадлежат к странам-членам Европейского союза пли нет. В первом случае все партнеры подпадают под действие статен 85 и 86 Договора о Европейском союзе, запрещающих определенные виды ограничительной торговой практики, которые затрагивают торговые отношения между странами-участницами и ограничивают конкуренцию. Однако, когда альянсы способствуют повышению эффективности производства и не ущемляют интересы потребителей, соответствующие статьи могут не применяться. Под действие статей не подпадают конгломераты, включающие отраслевых "лидеров", а также практика приобретения компаниями акций друг друга. Во втором случае - при создании альянсов европейских компаний с компаниями других стран, положения Договора не применяются.
Представляет интерес практика регулирования стратегических альянсов в Канаде. В соответствии с Актом о конкуренции государство уделяет внимание прежде всего эффектам от создания и деятельности альянсов, а не их конкретным формам. Бюро но конкуренции отслеживает попытки создания партнерств в обход законодательных требований, когда возникает угроза свободной конкуренции. В документах Бюро отмечается повышение роли альянсов, особенно вертикальных, в экономике и приводятся подробные типовые примеры, когда в отношении них применяются законодательные меры.
Крупные отечественные компании, например, в автомобилестроении (КамАЗ) пли авиаперевозках ("Аэрофлот"), осваивают эффективные формы стратегического взаимодействия и успешно интегрируются в мировое хозяйство. Однако особенности переходной экономики и специфика российской деловой культуры в целом пока не отвечают важнейшим требованиям стратегических альянсов, создаваемых с учетом долгосрочной перспективы и исходя из стабильности внешних условии для бизнеса. В результате российские производители утрачивают возможности для укрепления межфирменных связей и развития международного сотрудничества в глобальной экономике /1/».
6 Образование СА с российским
участием
«Участие российских компаний в СА началось в условиях переходной структуры экономики, когда основы рыночного взаимодействия были созданы, хотя и не приобрели еще зрелых форм. Национальный капитал не получил еще широких возможностей для использования транснациональных форм. В истории формирования и развития СА в новой России со всей определенностью прослеживаются два этапа. На первом этапе (1992—1996) СА появляются в разрозненных формах. Второй этап, начавшийся после финансового кризиса 1998 г. и продолжающийся в настоящее время, характеризуется заметным увеличением числа СА (МСА) в различных секторах российской экономики, увеличением их масштабов и народнохозяйственного значения (при этом особенно «урожайным» на новые альянсы до сих пор был 2002 г.).
Для иностранных ТНК приоритетный интерес в качестве сферы создания МСА с российскими хозяйствующими субъектами представляют главным образом две группы отраслей:
♦ отрасли, в которых Россия занимает прочные позиции среди лидеров мирового хозяйства благодаря своим богатейшим природным ресурсам (нефтегазовый комплекс, лесная и целый ряд других отраслей добывающей промышленности);
♦ отрасли, в которых РФ благодаря своему огромному интеллектуальному потенциалу имеет большие перспективы роста (информационные технологии, телекоммуникации и другие отрасли «новой экономики»).
Стратегические альянсы с участием российских партнеров возникали прежде всего в отраслях, причислявшихся ранее к так называемому первому подразделению — добывающей, металлургической, частично машиностроительной промышленности.
Нефтегазовый комплекс (НГК). Первый МСА между партнерами мирохозяйственного формата в НГК был образован еще до кризиса 1998 г., в ноябре 1997 г. Его участниками стали две ТНК мирового класса — РАО «Газпром» и «Royal Dutch/Shell». Для «Газпрома» данный МСА — средство более глубокого проникновения в нефтяной бизнес, а для Shell — средство освоения газового рынка. Цели партнеров сходятся в области реализации эффективных газоэнергетических проектов на российском и международном рынках.
В июле 2003 г. «Газпром» и «Wintershall» в развитие своего альянса объявили об инвестировании 700 млн долл. в их новое СП «Ачимгаз» по развитию труднодоступного ачимовского участка Уренгойского газонефтеконденсант-ного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе.
МСА, учрежденный РАО «Газпром» и НАК «Нефте-газ Украины» по соглашению от 10 декабря 2002 г., делает «Газпром» с 2003 г. оператором по транзиту туркменского газа на Украину, получая за свои услуги 38% от всей' суммы контракта украинцев с туркменами.
МСА,
учрежденный в октябре 1999 г. «Сибнефтью»
и международной сервисной
МСА ЛУКОЙЛа и литовской компании «Мажейкю Нафта», анонсированный в сентябре 2000 г., нацелен на совместную организацию сбыта нефти и нефтепродуктов в странах Балтии, Польше и некоторых государствах СНГ посредством создания СП.
Информация о работе Особенности международных стратегических альянсов