Особенности международных стратегических альянсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей международных стратегических альянсов. Для этого необходимо определить:

предпосылки образования СА;
сущность, цели образования и виды СА;
влияние, на которые оказывают СА.

Содержание

Введение 4

1 Факторы, способствующие образованию СА 5

1.1 Теоретические предпосылки возникновения СА 7

2 Сущность СА 11

2.1 Факторы успешной деятельности СА 13

3 Цели и мотивы образования СА 18

4 Виды СА 20

5 Значение СА и практика государственного регулирования 28

6 Образование СА с российским участием 32

Заключение 38

Литература 39

Работа содержит 1 файл

Стратегические альянс.docx

— 81.96 Кб (Скачать)

       Министерство  внешней торговли и промышленности Японии, министерство обороны США и ведомства ЕС поддерживают организацию и финансирование многочисленных альянсов между предприятиями. Новая политика помощи корпоративным инновациям частично противостоит, а частично заменяет политику субвенций «национальным чемпионам», предоставления налоговых льгот или преференциальных государственных закупок.

  • Альянсы по разработке инноваций;

       Международные альянсы особенно важны на этапе  разработки инноваций. Инновации в технологическом процессе связаны с оборудованием, методами и системами производства. Масштабы и сроки этих инноваций варьируются не только в зависимости от отрасли промышленности, но и от жизненного цикла продукта. В центре внимания такого альянса должно находиться  взаимодействие между участниками в сети: фирмами, использующими процесс, производителями оборудования для фирмы, независимыми научно-исследовательскими  организациями соответствующего профиля. Технологическое нововведение поэтому рассматривается не как продукт деятельности отдельного участка, а как общий результат.

       Обычно  фирмы участвуют сразу в нескольких соглашениях о сотрудничестве. Например, 61% фирм, участвовавших в разработке новых товаров, имели более чем одно соглашение о сотрудничестве. В Испании доля таких соглашений составляет 83%, в Дании – 97%. Таким образом, компании стремятся все шире привлекать интеллектуальный капитал других фирм в своих целях.

  • Альянсы по совместному продвижению товара;
  • Стратегические альянсы лицензиатов и лицензиаров;
  • Альянсы международных информационных компаний и объединений;
  • Альянсы по борьбе с пиратством, недобросовестной конкуренцией и защите прав владельцев интеллектуальной собственности /3/».

       Эти соглашения «отличаются от традиционных договоров об обмене технологиями, совместных предприятий и других видов межфирменного сотрудничества тем, что являются долговременными соглашениями и образуются для создания принципиально новой технологии, товара или решения ключевых для компаний – участниц проблем. Стратегический характер этих альянсов проявляется в том, что они нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ для участников альянса в рамках глобальной стратегии их деятельности /5, с. 91/».

 

        5 Значение СА и практика государственного  регулирования 

       Стратегические  альянсы формируют новую деловую  стратегию, так как объединение  ресурсов с целью удержать и расширить  позиции на определенных рынках охватывает группу фирм, действующих совместно. Для руководства фирм, входящих в альянс, открываются новые пути выхода за пределы обычных интересов и возможностей.

       Чтобы оценить плодотворность создания альянсов, можно сравнить их с другими способами  укрепления позиции фирмы, как работу внутри фирмы, приобретение другой фирмы, разовые сделки с другими фирмами.

       «Своеобразие  феномена стратегических альянсов состоит, в частности, в том, что чаще всего  участниками того или иного альянса  являются компании-конкуренты. Означает ли это, что на смену острейшей  конкуренции приходит «экономическая идиллия»? Как влияет создание стратегических  альянсов на конкурентную среду? Специальное исследование ОЭСР по этому вопросу выявило двойной эффект такого влияния.

       С одной стороны, очевидно ослабление конкуренции между конкурирующими компаниями, вступившими в альянс. Кроме того, часто в результате стратегических договоров фирмы-участницы начинают совместно контролировать большую, чем раньше долю рынка, тем самым ограничивая конкуренцию.

       С другой стороны, надо учитывать ряд  других факторов:

       во-первых, стратегические альянсы касаются отдельных  сфер производства или направлений деятельности фирм, поэтому в других областях те же самые компании могут продолжать конкурировать между собой;

       во-вторых, стратегические альянсы могут в  любой момент распасться;

       в-третьих, в результате альянсов, безусловно усиливается конкуренция против третьих фирм, не входящих в состав их участников, так как на рынке  появляется некий новый конкурент.

       Таким образом, можно говорить и об антиконкурентном, и о проконкурентном воздействии стратегических альянсов. Некоторые исследователи считают образование стратегических альянсов своеобразной формой конкуренции в современных условиях /5, с. 91/».

       «Стратегические альянсы укрепляют сотрудничество индивидуальных фирм и выводят конкуренцию  на новый уровень – между группами фирм с разными интересами. В результате роста их числа меняются правила отраслевого соперничества в пользу «коллективной конкуренции». Эта тенденция позволяет ведущим экономистам говорить о «революции альянсов» в современной глобальной экономике.

       Расширение  практики образования стратегических альянсов существенно влияет на соотношение  сил в конкретной отрасли. Традиционно  в промышленно развитых странах регулирование отраслевой конкуренции на основе антимонопольного законодательства было прерогативой государственных органов. Но  в законодательстве большинства стран нет специальных законов, регламентирующих эту деятельность.

       На  национальном уровне трудности государственного регулирования альянсов связаны  с их многообразием. Часто рассматриваются  лишь отдельные формы альянсов. При оценке ситуации с международными альянсами нередко сложно определить, законодательством какой страны следует руководствоваться. Существуют противоречия между национальным законодательством и регулированием межфирменных соглашений в рамках экономических союзов.

       Государственные агентства по антимонопольному регулированию  принимают меры по повышению качества прогнозов, выявлению рынков, где обостряется конкуренция, определяются новые методы ведения компаниями конкурентной борьбы, оцениваются перспективы соперничества в специфических областях деятельности, пересматриваются специфические стандарты.

       В США антимонопольная практика достаточно развита и подкреплена законодательно (акты Шермана, Клейтона, Селлера-Кофовера, Правила слияний 1982 г.). Министерство юстиции США определяет уровень монополизации отрасли (индекс Герфиндаля) при оценке легитимности слияний и поглощений. Антимонопольное законодательство США относит стратегические альянсы и совместные предприятия к "серой зоне" между консолидацией через слияния и поглощения, с одной стороны, и долгосрочными соглашениями - с другой. Тем самым у бизнеса есть возможность лавировать между законами и пытаться их обойти. Если же будет доказано, что участники вступили в сговор для изменения условий конкуренции и степень монополизации отрасли возросла, их ждет суровое наказание. Правда, следует отметить, что альянсы часто способствуют повышению эффективности производства, и государство вмешивается в процесс их создания в критических случаях.

       Другой  характерной чертой американской практики регулирования альянсов является приоритетный подход к отдельным отраслям. Например, в сфере авиационных перевозок, несмотря на дерегулирование этой отрасли, в руках государства (Министерство транспорта, Государственный департамент) остаются важные рычаги контроля за созданием международных партнерств авиакомпаний.

       В отличие от США в странах Европейского союза деятельность стратегических альянсов трактуется достаточно жестко, при этом не создается "серой зоны" и они относятся либо к консолидации, либо к сотрудничеству. Однако и здесь есть различия в зависимости от того, все ли участники партнерства принадлежат к странам-членам Европейского союза пли нет. В первом случае все партнеры подпадают под действие статен 85 и 86 Договора о Европейском союзе, запрещающих определенные виды ограничительной торговой практики, которые затрагивают торговые отношения между странами-участницами и ограничивают конкуренцию. Однако, когда альянсы способствуют повышению эффективности производства и не ущемляют интересы потребителей, соответствующие статьи могут не применяться. Под действие статей не подпадают конгломераты, включающие отраслевых "лидеров", а также практика приобретения компаниями акций друг друга. Во втором случае - при создании альянсов европейских компаний с компаниями других стран, положения Договора не применяются.

       Представляет  интерес практика регулирования  стратегических альянсов в Канаде. В соответствии с Актом о конкуренции  государство уделяет внимание прежде всего эффектам от создания и деятельности альянсов, а не их конкретным формам. Бюро но конкуренции отслеживает попытки создания партнерств в обход законодательных требований, когда возникает угроза свободной конкуренции. В документах Бюро отмечается повышение роли альянсов, особенно вертикальных, в экономике и приводятся подробные типовые примеры, когда в отношении них применяются законодательные меры.

       Крупные отечественные компании, например, в автомобилестроении (КамАЗ) пли авиаперевозках ("Аэрофлот"), осваивают эффективные формы стратегического взаимодействия и успешно интегрируются в мировое хозяйство. Однако особенности переходной экономики и специфика российской деловой культуры в целом пока не отвечают важнейшим требованиям стратегических альянсов, создаваемых с учетом долгосрочной перспективы и исходя из стабильности внешних условии для бизнеса. В результате российские производители утрачивают возможности для укрепления межфирменных связей и развития международного сотрудничества в глобальной экономике /1/».

 

        6 Образование СА с российским  участием 

       «Участие российских компаний в СА началось в условиях переходной структуры экономики, когда основы рыночного взаимодействия были созданы, хотя и не приобрели еще зрелых форм. Национальный капитал не получил еще широких возможностей для использования транснациональных форм. В истории формирования и развития СА в новой России со всей определенностью прослеживаются два этапа. На первом этапе (1992—1996) СА появляются в разрозненных формах. Второй этап, начавшийся после финансового кризиса 1998 г. и продолжающийся в настоящее время, характеризуется заметным увеличением числа СА (МСА) в различных секторах российской экономики, увеличением их масштабов и народнохозяйственного значения (при этом особенно «урожайным» на новые альянсы до сих пор был 2002 г.).

       Для иностранных ТНК приоритетный интерес  в качестве сферы создания МСА  с российскими хозяйствующими субъектами представляют главным образом две группы отраслей:

       ♦ отрасли, в которых Россия занимает прочные позиции среди лидеров мирового хозяйства благодаря своим богатейшим природным ресурсам (нефтегазовый комплекс, лесная и целый ряд других отраслей добывающей промышленности);

       ♦ отрасли, в которых РФ благодаря своему огромному интеллектуальному потенциалу имеет большие перспективы роста (информационные технологии, телекоммуникации и другие отрасли «новой экономики»).

       Стратегические  альянсы с участием российских партнеров  возникали прежде всего в отраслях, причислявшихся ранее к так называемому  первому подразделению — добывающей, металлургической, частично машиностроительной промышленности.

       Нефтегазовый  комплекс (НГК). Первый МСА между партнерами мирохозяйственного формата в НГК был образован еще до кризиса 1998 г., в ноябре 1997 г. Его участниками стали две ТНК мирового класса — РАО «Газпром» и «Royal Dutch/Shell». Для «Газпрома» данный МСА — средство более глубокого проникновения в нефтяной бизнес, а для Shell — средство освоения газового рынка. Цели партнеров сходятся в области реализации эффективных газоэнергетических проектов на российском и международном рынках.

       В июле 2003 г. «Газпром» и «Wintershall»  в развитие своего альянса объявили об инвестировании 700 млн долл. в их новое СП «Ачимгаз» по развитию труднодоступного ачимовского участка Уренгойского газонефтеконденсант-ного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе.

       МСА, учрежденный РАО «Газпром» и  НАК «Нефте-газ Украины» по соглашению от 10 декабря 2002 г., делает «Газпром» с 2003 г. оператором по транзиту туркменского газа на Украину, получая за свои услуги 38% от всей' суммы контракта украинцев с туркменами.

       МСА, учрежденный в октябре 1999 г. «Сибнефтью»  и международной сервисной компанией  «Шлюмберже» (Schlumberger), нацелен на совместную более эффективную и полную разработку основного нефтяного месторождения «Сибнефти» в Ноябрьске (Ямало-Ненецкий автономный округ). В рамках данного альянса интегрируются ресурсная база «Сибнефти» и сервис в нефтегазовой сфере зарубежного партнера.

       МСА ЛУКОЙЛа и литовской компании «Мажейкю Нафта», анонсированный в сентябре 2000 г., нацелен на совместную организацию сбыта нефти и нефтепродуктов в странах Балтии, Польше и некоторых государствах СНГ посредством создания СП.

Информация о работе Особенности международных стратегических альянсов