Особенности международных стратегических альянсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей международных стратегических альянсов. Для этого необходимо определить:

предпосылки образования СА;
сущность, цели образования и виды СА;
влияние, на которые оказывают СА.

Содержание

Введение 4

1 Факторы, способствующие образованию СА 5

1.1 Теоретические предпосылки возникновения СА 7

2 Сущность СА 11

2.1 Факторы успешной деятельности СА 13

3 Цели и мотивы образования СА 18

4 Виды СА 20

5 Значение СА и практика государственного регулирования 28

6 Образование СА с российским участием 32

Заключение 38

Литература 39

Работа содержит 1 файл

Стратегические альянс.docx

— 81.96 Кб (Скачать)

       Содержание 

         Введение 4

       1   Факторы, способствующие образованию  СА 5

       1.1 Теоретические предпосылки возникновения СА 7

       2   Сущность СА 11

       2.1 Факторы успешной деятельности  СА 13

       3   Цели и мотивы образования  СА 18

       4   Виды СА 20

       5   Значение СА и практика государственного  регулирования 28

       6   Образование СА с российским  участием 32

         Заключение 38

         Литература 39

 

        Введение 

       «Глобализация экономики предполагает активное взаимодействие компаний разных стран. Кооперация в осуществлении исследовательских проектов или маркетинговых программ, создание совместных предприятий повышают конкурентоспособность фирм, позволяют им осваивать новые технологии, выходить на зарубежные рынки сбыта, разделять риски и адаптироваться к требованиям антимонопольного законодательства к требованиям антимонопольного законодательства. Межфирменные партнерства в мировой экономике известны давно. Но только в 1990-х – начале 2000-х годов специфические формы партнерств, которые отвечают стратегическим интересам их участников, оказались в центре внимания руководителей международного бизнеса. Большинство из них, как показывают опросы, видят в альянсах «важнейший инструмент глобального корпоративного роста». Эти тенденции подтолкнули экономистов многих стран к новым эмпирическим исследованиям и теоретическому анализу проблем межфирменного сотрудничества.

       Анализ  феномена стратегических альянсов в  современной экономике - задача комплексная, требующая коллективных усилий экономистов и практиков. Ее решение позволит отечественным предпринимателям использовать научно обоснованные рекомендации  и принимать стратегические решения о развитии межфирменных связей и отношений, успешно осуществляя  инновационные прорывы и проводя экспансию на международных рынках.

       Целью данной работы является рассмотрение особенностей международных стратегических альянсов. Для этого необходимо определить:

  • предпосылки образования СА;
  • сущность, цели образования и виды СА;
  • влияние, на которые оказывают СА.

        Также рассматриваются особенности стратегических альянсов с участием российских компаний. 

 

        1 Факторы, способствующие образованию  СА 

       «Относительно новым явлением в деятельности ТНК  в 80-90-х гг. становятся так называемые стратегические соглашения или альянсы. Как форма международных связей между различными компаниями они существовали и до этого, но лишь в последнее десятилетие получили широкое распространение. Два основных фактора повлияли на быстрое и широкое распространение стратегических альянсов.

       Первый  – это обострение конкурентной борьбы на мировых рынках. Причем не только между компаниями наиболее развитых стран. Очень «опасными» и динамично развивающимися конкурентами стали выступать фирмы из НИС, которые постепенно завоевывают все больше конкурентных «ниш» на мировых рынках. Второй фактор – это то, что технология становится в современных условиях решающим условием конкурентоспособности фирмы. Именно поэтому стратегические альянсы создаются, как правило, в высокотехнологичных отраслях, таких, как аэрокосмическая промышленность, авиационная, электроника, телекоммуникации, информационные технологии, биотехнологии, автомобильная и химическая промышленность /5, .90/.

       «Процессы глобализации формируют новую конфигурацию связей между государствами и  организациями, превращающих мировую  экономику в целостную систему. Выравнивание потребностей обусловлено  воздействием средств массовой информации, международным маркетингом продукции, снижением торговых барьеров, возросшей мобильностью людей в мире. С развитием коммуникаций, транспорта и связи компании более успешно обслуживают рынки разных стран путем поставок однородной или схожей продукции. Опираясь на национальные конкурентные преимущества, они ведут борьбу как за потребителей, так и за более дешевые ресурсы и эффективные сферы производства в мировых масштабах. На этом фоне складывается понимание того, что «международные компании, стремящиеся быть глобально конкурентоспособными, должны быть одновременно глобально кооперирующимися».

       К. Омаэ показывает, что традиционные границы между странами под воздействием глобализации «размываются» и происходит интенсивное перемещение людей, идей, технологий и капиталов по всему миру. Возросшие потоки информации дают возможность бизнесу находить новые сферы эффективного вовлечения и использования ресурсов. В результате, по мнению К. Омаэ, складывается «глобальная логика стратегических альянсов…, когда разные процессы, объединенные общим названием «глобализация», делают альянсы необходимыми для экономики». Схожую точку  зрения высказывает и Б. Гомеш-Кассерес: «Глобализация обеспечивает мощные стимулы для создания альянсов. Транснациональные сети компаний, пересекая государственные границы, переносят издержки на большие объемы выпускаемой продукции, создают каналы доступа к знаниям и ресурсам в разных странах. Более того, из-за существующих национальных законодательных ограничений формирование сетей часто оказывается более предпочтительным при пересечении границ по сравнению с созданием зарубежных филиалов».

       Динамика  альянсов существенно зависит от состояния мировой экономики. При ухудшении экономической ситуации не только снижаются объемы инвестиций в экономику, но и усиливается неопределенность, повышаются риски. В таких условиях число слияний и поглощений будет сокращаться,  а стратегических альянсов – расти. Ведь посредством создания альянсов партнеры с меньшим числом рисков и быстрее получают доступ к ресурсам, минимизируют издержки, объединяют усилия по защите своих рыночных позиций.

       Технологический прогресс также выступает ключевым фактором интенсивного развития альянсов. Высокие темпы роста наукоемких отраслей, радикальные перемены в энергопотреблении, миниатюризация механических систем и падение стоимости многих видов  сырья существенно влияют на бизнес и стимулируют межфирменные взаимодействия. Особое значение имеет компьютеризация, телекоммуникации и электронная коммерция, которые открывают новые возможности координации исследований, производства и маркетинга в глобальных масштабах.

       Усложнение  и взаимопереплетение технологий по-новому ставят перед фирмами вопросы  о том, какие компоненты они должны производить сами, какие – закупать на рынке, а какие – создавать на основе долговременного сотрудничества. Альянсы обеспечивают дополнительные преимущества гибкого подхода к использованию ресурсов без потери участниками собственной специализации и независимости. В отраслях, в которых быстро меняются потребности, продукты и рынки, и высока степень неопределенности, отдельные контракты могут оказываться неэффективными,  а полная интеграция через слияния и поглощения вовлекает в оборот все ресурсы, включая ненужные либо убыточные . Особенно действенны стратегические альянсы в тех случаях, когда новые технологии предопределяют связи между отраслями, ранее активно не взаимодействовавшими. Межфирменные альянсы позволяют получить доступ к ресурсам и знаниям гораздо быстрее, чем при вхождении в новые отрасли самостоятельно. В быстрорастущих отраслях соединений усилий фирм облегчает достижение успеха в борьбе аз лидерство в области стандартов /1/». 

       1.1 Теоретические предпосылки возникновения СА

       Теоретические предпосылки возникновения стратегических альянсов можно выявить, комплексно применяя неоклассическую теорию, институциональный анализ, производственно-отраслевой подход, теорию международного производства, реляционную теорию, теорию динамических сравнительных преимуществ, а также ряда других теорий.

       Неоклассическая теория связывает возникновение  стратегических альянсов, с одной стороны, с возможностями повышения аллокативной эффективности, с другой стороны, – создания барьеров входа на пути потенциального конкурента. Реляционная теория, наоборот, исходит из предположения, что формирование стратегических альянсов является способом избежать конкуренции.

       Институциональный анализ рассматривает стратегический альянс в контексте минимизации трансакционных издержек, то есть с позиции обоснования таких ситуаций, когда сотрудничество является выгоднее, чем слияния и поглощения, с одной стороны, и прямые сделки, с другой стороны.

       Теория  международного производства расширяет  теорию трансакционных издержек и утверждает, что фирма может расширять свои операции до международного уровня, только если она аккумулирует три типа преимуществ: преимущество владения особыми активами, преимущество внутреннего развития и преимущество локализации.

       Производственно-отраслевой подход анализирует возникновение  стратегических альянсов (в первую очередь основанных на модели сотрудничества по цепи поставок) как способ организации прибыльного бизнеса, то есть в тех случаях, когда экономия от ведения общего контроля и координации деятельности, а также экономия от масштаба при передаче продукта по смежным производственным стадиям, благодаря технологическим межорганизационным взаимодействиям, является достаточно значительной.

       Теория  динамических сравнительных преимуществ  рассматривает возникновение стратегических альянсов в связи с адаптацией к постоянно сокращающимся жизненным циклам продуктов и технологий.

       «В последнее время особую популярность получила теория «знаний», в рамках которой последние предстают как наиболее важный ресурс и основной источник конкурентного преимущества. Согласно данной теории альянсы —это способ максимизации ценности путем расширения и углубления знаний посредством межорганизационного обучения.

       Альянсы лучше всего подходят для объединения  «раздробленных», «распыленных» знаний в условиях постоянно меняющейся внешней среды. При высокой нестабильности внешней среды альянсы особенно хороши для ускорения организационного обучения и уменьшения стратегической неопределенности.

       Дефицит достоверных знаний о перспективах экономического развития, о возможных  катастрофах в среде обитания сегодня очевиден. Вот почему структура в условиях стратегической неопределенности должна обладать организационной гибкостью. Ее в известной мере как раз и обеспечивают альянсы, которые в силу своей обратимости и минимальной потребности в инвестициях максимально эффективны. Это подтверждает все растущее число альянсов, заключаемых в отраслях с обширными потенциальными возможностями, но трудно оцениваемым развитием.

       Таким образом, теоретических предпосылок  несколько, что объясняет растущее число стратегических альянсов, которые все более заменяют более традиционные формы межфирменного взаимодействия.

       В целом СА наиболее продуктивны:

       ♦ в условиях высокой неопределенности внешней среды и раздробленности знаний, обеспечивая альянсы достаточно гибкими средствами к их быстрому накоплению (приобретению). Поглощения, напротив, больше подходят для компаний, стремящихся максимизировать эффект экономии от масштаба;

       ♦ при высокой степени способности компании защитить свои источники конкурентного преимущества (ключевые ресурсы и новейшая технология). Это во многом зависит от характера конкретной сделки: типа совместно используемых и передаваемых ресурсов, надежности их защиты с помощью таких механизмов, как патенты, авторские права и т. д. Соответственно, чем легче уберечься от «посягательств» партнеров, тем меньше риск совместной работы в альянсе;

       ♦ при недолгосрочности ожидаемого синергетического эффекта. Чем продолжительнее ожидаемая отдача, тем перспективнее «поглощение» и, наоборот, чем краткосрочнее получаемые в результате сотрудничества дополнительные выгоды, тем эффективнее использование альянсов;

       ♦ при подготовке к поглощению. СА часто становятся первым шагом на пути к поглощению, поскольку предоставляют потенциальному покупателю и продавцу дополнительную информацию о возможной сделке. Примерно 75% всех альянсов заканчиваются приобретением одной из сторон «рабочего подразделения» альянса;

       ♦ при недостаточности финансовых ресурсов для проведения поглощения, национальных регулирующих ограничениях, политическом и экономическом национализме с его предпочтением отечественным компаниям.

       Исходя  из этого, альянсы более распространены в молодых, динамичных и высокотехнологичных сферах: биотехнология, мультимедиа, телекоммуникации, компьютеры. По сравнению с США в Европе и Азии стратегические альянсы шире распространены в таких «традиционных» отраслях, как услуги, транспорт, логистика /4, с. 51-54/».

       В целом практика межфирменных взаимодействий в мировой экономике последних 10-15 лет характеризовалась явным  ростом количества долговременных стратегических союзов между компаниями разных отраслей и стран. «Так, в период с 1991 по 1999 годы количество стратегических альянсов на мировом рынке выросло на 40%. Число соглашений между компаниями разных стран о кооперировании в производстве в 1989-1999 годах возросло в 7 раз – с 1 тыс. до 7 тыс. Количество договоров о сотрудничестве в области информатики и телекоммуникациях увеличилось в 3 раза. В 1998 году, благодаря наличию стратегических альянсов, 1000 ведущих компаний США получили 25% всей прибыли /3/».  «Число  соглашений, связанных с НИОКР и передачей технологий, возрастало большими темпами и уже в начале 90-х годов достигло более половины всех соглашений, в то время как 10 лет назад оно составляло менее 30%. Это  в полнее естественно в эпоху, когда инновации стали основным конкурентным преимуществом фирм /6, с. 132/».

Информация о работе Особенности международных стратегических альянсов