Особенности экономических реформ в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Экономическим достижением Китая способствует также умелая политика поддержки защиты отечественного производителя и использование внутреннего рынка для подъема промышленности и сельского хозяйства. 80-90% товаров в китайских магазинах - отечественного производства. Импортные товары и продукты стоят значительно дороже. Кроме того, с самого начала реформ Китай взял направление на развитие экспортных отраслей. Поэтому сегодня Китай завоевывает новые и новые рынки.

Содержание

Введение 3
Краткая история КНР 4
Экономика КНР 5
Внешняя торговля 8
Общая характеристика основных отраслей экономики страны после второй мировой войны 8
Проблемы и итоги «большого скачка» и «культурной революции» 13
Этапы экономических реформ Китая 17
Первый этап реформы (1978-1984 гг.) 17
Второй этап реформы (1984-1992 гг.) 17
Третий этап реформы (1992-1997 гг.). 18
Четвертый этап реформы (1998-2002 гг.). 19
Пятый этап реформы (с 2002 г.). 20
Новая стратегия Китая 21
Итоги 11-й пятилетки в КНР (2005-2010) и планы на будущее 26
Основные результаты китайской реформы 28
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая МЭО.docx

— 89.97 Кб (Скачать)

Средний рост экономики за период с 2006 по 2010 гг. составил 11% (а запланирован был на уровне 7.5%).

Доход на душу населения в 2010 г. составил:

а) в городе - 19 109 юаней (за пять лет этот показатель вырос на 82,1%);

б) на селе - 5 919 юаней (рост - 81,8%).

2) Занятость  и старение населения.

В настоящий  момент кол-во населения в КНР  составляет 1млрд.341млн. человек.

Кол-во работающих выросло с 758 млн. (в 2005) до 780 млн. (конец 2009).

На настоящий  момент КНР около 110 млн. человек  старше 65 лет. К 2050 году этот показатель будет на отметке 400 млн. Кол-во работающих будет уменьшается, а затраты  на соц. обеспечение и мед. помощь будут расти.

3) Реструктуризация  экономики и отрасль услуг.

Основные  усилия были сделаны на развитии сектора  услуг. Его доля в ВВП к концу 2010 г. должна была составить 43.4%. В реальности этот показатель достиг уровня в 43%. Отставание некоторые объясняют чрезмерно  быстрым ростом ВВП, а также несовершенством  статистического учета, рассматривающего некоторые предприятия отрасли  услуг как предприятия отраслей сельского хозяйства и сырьевой промышленности.

В проекте 12-й  пятилетки к 2015 г. долю услуг в  ВВП планируется довести до 48%. К этому времени число занятых  в сфере услуг должно достичь 41%. Несмотря на свой стремительный  рост развитие этой сферы все еще  отстает от общего экономического роста  и не соответствует тому уровню, который присутствует в развитых странах. К примеру, в США этот показатель составляет 75% от ВВП, а в  некоторых странах Европы - 60%.

Сфера услуг  в настоящее время стала одним  из основных источников зарубежных инвестиций в КНР, на него приходится до 46,8% от всех инвестиций в КНР из-за рубежа.

4) Программа  энергосбережения.

Энергопотребление на единицу ВВП снизилось до 19,06%, приблизившись к намеченной цели в 20%.

5) Нерешенные  проблемы: сильная зависимость от  иностранных инвестиций и экспорта, дисбаланс в развития городских  и сельских районов, увеличивающийся  разрыв в уровне доходов.

Основные  цели 12-ой пятилетки (2011 - 2015): увеличение внутреннего потребления и поиск  новой модели экономического роста.

Запланировано: ежегодный рост ВВП на уровне 7%, повышение  жизненного уровня населения, реструктуризация экономики, модернизация промышленности, сокращение выброса вредных веществ, энергосбережение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  результаты китайской  реформы

 

Каковы же основные достижения китайского реформирования? Мало сказать, что они грандиозны и впечатляющи. Китайцы опровергли ставшее практически аксиомой утверждение, что за реформы всегда приходится платить народу.

Задача первого  этапа реформы — «одеть и накормить» население страны — была решена в течение 10 лет.

Еще один очень  впечатляющий пример. В научной периодике  уже неоднократно приводились данные, что более 300 млн. китайцев (всего  в стране живут 1 млрд. 280 млн. человек) сегодня имеют ежегодный доход  на уровне среднестатистического европейца. А это больше, чем все население  бывшего Советского Союза.

Надо отметить, что примерно 300 млн. китайцев живут в бедности, а социальное расслоение (тоже результат реформ) — сегодня одна из главных проблем китайского общества и головная боль китайского руководства. Конечно, не все так безоблачно, как может показаться из первых абзацев статьи, и в других областях жизни Поднебесной. Известно, какие жесткие меры принимает руководство КНР к искоренению широко распространенной в стране коррупции, однако добиться существенного перелома в этой борьбе пока не удалось. Реформа государственных предприятий приводит к росту безработицы, существует серьезный дисбаланс в развитии восточных и западных провинций страны, много проблем в области экологии и т. д.

В западной печати особенно много говорится  о нарушении прав человека в континентальном  Китае. Однако подходить к этой проблеме надо с учетом китайских цивилизационных  особенностей. Становление политической демократии в Китае может быть основано лишь на идеях правового  государства, на всевластии закона, однако это в корне расходится с традиционным упованием политической философии  Китая на моральное воспитание достойных  чиновников и противостоит характерному для китайской ментальности культу верховного правителя. Поэтому процесс  этот нелегкий, и не вполне корректно  оценивать его с точки зрения европейских демократических ценностей.

Трагические события на площади Тяньаньмэнь  вызвали резкое осуждение Запада и привели к введению против КНР  санкций со стороны США и европейских  стран. Но вскоре Пекин умело воспользовался кризисом в Персидском заливе для  быстрой отмены этих санкций и  нормализации отношений с западными  странами и США. Отношения же Вашингтона, претендующего на роль главного борца  за демократию в мире, с Пекином  вообще весьма примечательны: основой  их является симбиоз взаимных опасений и взаимной выгоды. Постоянно углубляющиеся  экономические взаимозавязки Китая  и США устанавливают пределы  ухудшения американо-китайских отношений в моменты кризисов.

За годы реформы экономическая система  Китая претерпела глубокие изменения .

Образовалась  многоукладная экономика. Госпредприятия дают сегодня 48,3% промышленной продукции, коллективные - 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, - 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной - 27,9, частной - 30,8%. Многоукладность отвечает требованию развития производительных сил на начальном этапе социализма, однако мы считаем, что общественная собственность должна оставаться господствующей.

В городах  реформа госпредприятий пока не дала таких же положительных результатов, как в деревне, хотя определенные сдвиги имеются. Вводится система “современных предприятий”, требующая четкого  разграничения прав и ответственности  между предприятием и центральной  администрацией. Началось образование  групповых предприятий, ставших  основными участниками рынка. В  соответствии с принципом “Чжуа Да Фан Сяо” (“держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие”) многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.

В деревне  сформировалась двухслойная хозяйственная  система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда.

Более чем  за 10 лет интенсивного развития объем  производственных основных фондов коллективного  сектора на селе возрос с 94,9 млрд до 179,7 млрд юаней при среднегодовом приросте в 13%. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 - в ирригационных работах, 66,1 - в защите посевов от вредителей и болезней, 42 - в семенах, 48 - в химических удобрениях, 35% - в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует успешному развитию семейного подряда.

Кроме того, в коллективном секторе появилось  большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие  места для 120 млн крестьян.

Быстро развивается  и семейный подряд как база сельской экономики, который постепенно переходит  к масштабному хозяйствованию.

Глубокие  изменения произошли в системе  ценообразования. Цены на большинство  видов продукции стали свободными. Так, по потребительским товарам  доля рыночных цен достигла 90%, средствам  производства - 80, сельскохозяйственным продуктам - 85%.

Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы. Введены налоги на добавленную  стоимость, единый подоходный налог  для предприятий, система распределения  налогов между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая часть налоговых поступлений.

Создана двухступенчатая  банковская система через разделение функций центрального и низовых  государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь  экономическую политику центрального правительства. Остальные кредитно-финансовые институты переходят на коммерческую основу.

Отменены  официальные и рыночные курсы  иностранных валют и введены  единые плавающие курсы, регулируемые рынком.

Постепенно  создается система “ответственности за риск” на основе сочетания инвестиций юридических лиц и кредитов банков. Каналы капиталовложений должны определяться характером объектов, т.е. зависеть от того, относится ли объект к базовым  отраслям (добыча угля, нефти), отраслям, производящим продукцию конечного  потребления (консервы, одежда), или  имеющим общественное значение (транспорт, муниципальное строительство).

Формируется рыночный механизм, который играет все большую роль в экономической  жизни страны. Доля видов промышленной продукции, производство которых регулируется государственными директивными планами, снизилась с 95% в 1978 г. до 5% в настоящее время. Удельный вес товаров, ценами которых непосредственно управляет государство, в розничном товарообороте упал с 95 до 6%. Помимо рынка товаров начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов. Таким образом, рынок будет играть основную роль в распределении экономических ресурсов.

Получив возможность  использовать разнообразные рычаги для регулирования макроэкономики, государство сократило прямое регулирование  посредством административных директив, увеличив косвенное с использованием экономических инструментов (налоги, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса), а также законодательства.

Образуется  структура распределения, соединившая  принцип распределения по труду  с другими его видами. Началось создание системы социального обеспечения  населения.

Для оценки реформы необходимо определить основные критерии. По словам Ден Сяопина, преобразования можно считать удавшимися, если они  способствовали развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению  уровня жизни населения. Исходя из этих критериев китайскую реформу  можно оценить как успешную.

После начала преобразований темпы роста заметно  ускорились. В 1978-1995 гг. среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, при этом в 1991-1995 гг. - 11%. Эти показатели значительно опережают средний мировой уровень. Китай продолжает занимать 1-е место в мире по выпуску цемента, хлопчатобумажных тканей, угля. Страна вышла на 1-е место по производству зерна, хлопка, рапсовых семян, мяса, яиц, 2-е - химических удобрений, 3-е - сахара, 4-е - электроэнергии, 5-е - сырой нефти. По объему ВВП Китай находится на одном из первых мест в мире. На его долю приходится 3,2% мирового валового продукта.

Заключение

 

Успех китайских  экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики  — постепенным осуществлением реформ, асинхронностью экономических и  политических преобразований, умелым идеологическим их обеспечением. В  этом смысле позитивные наработки китайского опыта имеют универсальное значение. В то же время необходимо учитывать  качественные отличия китайской  экономики от экономик большинства  европейских постсоциалистических стран. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным в КНР формирование негосударственных укладов экономики  не на базе государственного сектора, а наряду с ним. Во многом за счет этого в КНР в последние  два десятилетия были достигнуты высокие темпы экономического роста. При очень высоких среднегодовых  показателях экономического роста  в КНР тем не менее он весьма неравномерен. Динамике роста свойственны  циклические тенденции, а именно — колебания между резкими  ускорениями роста и вспышками  инфляции, с одной стороны, и дефляционными  замедлениями экономического роста  — с другой. Причины такой цикличности  связаны с незавершенностью институциональных  преобразований в экономике, в частности, с сохранением среды «мягких  бюджетных ограничений» в государственном  секторе и связанных с ним  хозяйственных укладах.

 Характерной  чертой преобразований в Китае  является тесная взаимосвязь  внутренних экономических реформ  и мер по активизации внешнеэкономических  связей. Процесс либерализации внешнеторгового  и инвестиционного режимов носит  постепенный характер. Привлечение  иностранного капитала в китайскую  экономику многовариантно: используются  различные организационные формы  совместных предприятий, разнообразные  типы свободных экономических  зон, дифференцированные методы  налогового стимулирования инвестиций.

Информация о работе Особенности экономических реформ в Китае