Особенности экономических реформ в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Экономическим достижением Китая способствует также умелая политика поддержки защиты отечественного производителя и использование внутреннего рынка для подъема промышленности и сельского хозяйства. 80-90% товаров в китайских магазинах - отечественного производства. Импортные товары и продукты стоят значительно дороже. Кроме того, с самого начала реформ Китай взял направление на развитие экспортных отраслей. Поэтому сегодня Китай завоевывает новые и новые рынки.

Содержание

Введение 3
Краткая история КНР 4
Экономика КНР 5
Внешняя торговля 8
Общая характеристика основных отраслей экономики страны после второй мировой войны 8
Проблемы и итоги «большого скачка» и «культурной революции» 13
Этапы экономических реформ Китая 17
Первый этап реформы (1978-1984 гг.) 17
Второй этап реформы (1984-1992 гг.) 17
Третий этап реформы (1992-1997 гг.). 18
Четвертый этап реформы (1998-2002 гг.). 19
Пятый этап реформы (с 2002 г.). 20
Новая стратегия Китая 21
Итоги 11-й пятилетки в КНР (2005-2010) и планы на будущее 26
Основные результаты китайской реформы 28
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая МЭО.docx

— 89.97 Кб (Скачать)

     За  эти годы в Китай поступили 600 млрд. долл. прямых  зарубежных инвестиций!  

     В то же время Китай вложил 700 млрд. долл. в американские ценные бумаги (в других сообщениях называются иные суммы). Прямые зарубежные инвестиции только китайских предприятий (без  учёта финансовых организаций) за 20 лет составили 37 млрд. долл., в том  числе в 2002-2005 гг. 17,9 млрд. долл. В  эти годы они прирастали в среднем  на 36% в год. За пределами страны создано  более 10 тыс. различных предприятий.  

     «Транснациональное  хозяйствование», решая одни проблемы, создавало новые, не менее сложные. Государство, обеспечивая форсированное  наращивание промышленного потенциала, способствовало, с одной стороны, формированию демонстрационного эффекта процветающего урбанизированного общества, а с другой, − сохранению и в некоторых отношениях даже углублению региональной экономической и социальной дифференциации.   

     3. Для реализации стратегии «Идти  вовне» использовалась специфическая  экономическая модель роста, основанная  на максимально возможных инвестициях  в основной капитал, форсированном  расширении экспортного производства, изъятии средств из сельского  хозяйства, использовании  низкой  стоимости рабочей силы, на предельном  ограничении социальных расходов  на образование, здравоохранение,  социальное страхование и социальное  обеспечение.  

     4. Стратегия, ориентированная на  решение четкой задачи: в кратчайшие  сроки догнать и перегнать  США по абсолютным размерам  ВВП реализовывалась в условиях  игнорирования насущных внутренних  проблем, связанных с экономией  ресурсов, охраной окружающей среды,  сбалансированным пространственным  социально-экономическим развитием.  На долю Китая пришлось в  2004 г. 4% мирового ВВП. При этом  страна потребила, по подсчётам  специалистов, примерно 12% первичных  энергоресурсов мира, 15% пресной  воды, 25% алюминия, 28% стали, 50% цемента  и т.д. Тем самым Китай прямо  или косвенно способствовал усложнению  многих ресурсных, а вместе  с ними, экологических и экономических  проблем мира.  

     В стране существует недостаток железной руды, марганца, меди, нефти, других полезных ископаемых, потребности в которых  удовлетворяются в большой мере за счёт импорта. При этом  комплексное  использование полезных ископаемых не достигает 20%, а вторичное их использование  составляет всего 30%. Потребление ресурсов в 2 с лишним раза опережает темпы  экономического роста, а удельные их расходы – в 2-4 раза выше, чем за рубежом.  

     5. Осуществление стратегии «Идти  вовне» позволило КНР существенно  увеличить экономический потенциал.  Страна вошла в число 10 наиболее  экономически мощных государств  мира. Китай стал важным участником  всемирных экономических связей.  

     Мощный  рывок на мировом рынке на протяжении почти десяти лет проходил в условиях практической стагнации внутреннего  рынка. Сложилась парадоксальная ситуация: внутренний рынок, определяемый запросами  пятой части населения земного  шара, не создавал серьёзного стимула  для ускорения роста национальной экономики, сравнимого со спросом вне  страны.  

     6. Смена руководства страны сопровождалась  более трезвым анализом реальных  достижений и тех проблем, с  которыми она столкнулась. Хэ  Чуаньци, возглавивший коллектив  авторов, опубликовал итоги проделанной  ими работы. В докладе отмечается, что страна в целом ряде  сфер добилась впечатляющих результатов.  Тем не менее, между Китаем  и развитыми странами сохраняется  экономическая пропасть, особенно  в области экономической эффективности  и экономической структуры. В  области экономической эффективности  в 2001 г. наблюдалась значительная  разница в среднедушевом уровне  ВВП между Китаем и передовыми  странами. Китай отстал от США  и Великобритании на 100 лет и  даже больше, от Германии и  Франции − на более чем 70 лет, от Италии и Японии −  на 40 лет и больше, от Бразилии  и Мексики − на 20 лет. 

     По  уровню модернизации экономики в 2001 г. Китай достиг 16-22% уровня развитых стран. В общем плане Китай  отстает от США и Великобритании на сто лет, от Германии и Франции  − на 80 с лишним лет, от Италии и  Японии − на более чем 40 лет, от Бразилии и Мексики − на 30 с лишним лет. 

     По  показателям экономической динамики Китай перегнал США, однако, по абсолютным размерам годового роста уступает США. В 2000 г. среднедушевой прирост ВВП  в Китае составил 58 долл., в США  − 851 долл. Экономический отрыв Китая  от развитых стран увеличивается. В 2000 г. отставание Китая от США в  размерах среднедушевого ВВП возросло на 793 долл., от Японии − на 914 долл., от Великобритании − на 772 долл. 

     Итоговые  выводы: китайская экономика заметно  влияет на мировую, но отличается низкой конкурентоспособностью. По показателям  качества экономики, экономического уровня, эффективности и структуры Китай  значительно отстает от развитых стран мира.

     7. По сути дела, провозглашение  политики, рассчитанной на формирование  в КНР ориентированной на экспорт  экономики, а затем – стратегии  глобального внешнеэкономического  наступления, отражала интересы  приморских, наиболее экономически  развитых регионов страны. Развитие  внутренних районов и внутреннего  рынка оказалось для них малопривлекательным  делом, требующим гигантских капиталовложений  с длительными сроками окупаемости.  

     В результате в стране произошло обострение социальных противоречий. Развитие промышленности, рост и благоустройство городов  сопровождались ухудшением положения  в сельском хозяйстве, усложнением  социально-экономической ситуации в деревнях, увеличением разрыва  в уровне жизни горожан и крестьян, ростом имущественной дифференциации населения в городе и деревне.  

     Различия  в уровне и динамике реального  потребления городского и сельского  населения, будучи очень важными  свидетельствами уровня жизни, отражают только одну сторону условий их жизни.  

     9. XVI съезд КПК (ноябрь 2002),  3 пленум  ЦК КПК XVI созыва и 2 сессия  Всекитайского собрания народных  представителей Х созыва (март 2004), а затем 4 и 5 пленумы ЦК КПК  внесли в стратегию развития  Китая существенные изменения.  

     Генеральный курс под девизами «Идти вовне», «Приглашаем приходить» остался  неизменным. В его реализацию вложено  много сил и средств. Благодаря  нему произошли крупные международные  и внутренние перемены. Поэтому отказаться от стратегии внешнеэкономического наступления оказалось практически  невозможным.  

     После 5 пленума ЦК КПК XVI созыва в стране развернулась подготовка 11 пятилетнего  плана. Пленум сформулировал важнейшие  направления целенаправленных усилий общества и государства. Их принципиальное отличие от всех предшествующих пятилетних планов заключается в несравненно  большем внимании к социально-экономическим  проблемам страны. 

     В ходе разработки практических мер, в  КНР развернулся  поиск решения  комплекса реальных противоречий, сложившихся  в результате осуществления стратегии  «Идти вовне». В первую очередь  следует назвать несколько наиболее сложных, требующих комплексного подхода  и поиска адекватных методов. 

     Прежде  всего, анализ убеждает в ошибочности  обоснований стратегии «Идти  вовне». Цель: форсированное увеличение ВВП оказалась ложной. Количественное наращивание производства ориентировало  страну на однобокий её рост, предавая забвению реальный смысл социально-экономического развития. КНР оказалась в чрезмерной зависимости от конъюнктуры, складывающейся на мировом рынке. 

     Далее, в стране за истекшее десятилетие  сформировался крупный комплекс экспортного производства, состоящий  из нескольких самостоятельных производственно-хозяйственных  центров, возникли собственные транснациональные  компании, сложился механизм и структуры  взаимодействия с мировым рынком. Однако значительную долю экспорта образуют обычные товары и продукция, произведенные  по заказам на переработку сырья, материалов, сборку изделий на базе импортных комплектующих и т.п. Доля высокотехнологичных и новых  видов продукции, по официальной  статистике, за 2000-2005 гг. в значительной мере благодаря предприятиям с иностранным  капиталом в экспорте, возросла с 25% до 43%, в импорте достигла почти 41%. Способность создания собственных видов высокой и новейшей техники и технологии остаются весьма ограниченными. В 2005 г. доля инвестиций в основной капитал составила 49% пересмотренного ВВП! При этом инвестиции государства в образование едва превысили 2,3%. Только 5% населения получило высшее образование и соответственно за счет научно-технических достижений создается только 1,35% валового внутреннего продукта. 

     В Китае продолжается формирование корпоративного государства, основанного на слиянии, взаимопроникновении, взаимодействии властных и предпринимательских  структур, институционально закрепляющих многоуровневую систему различных  форм собственности и усиливающих  взаимодействие нормативных и различных  теневых экономических образований. В результате возникли немалые сложности  в обеспечении сбалансированности и согласованности функционирования территориально-производственных комплексов, прежде  всего сельского хозяйства, деревни, крестьянства.   

     Принципиально важно, что в Китае происходит интенсивная трансформация созданного государством сословного общества в  регламентированную им социально-экономическую  структуру, для которой характерно существенное углубление социально-экономической  дифференциации регионов страны и резкая имущественная дифференциация городского и сельского населения. Несправедливое распределение национального богатства, созданного благодаря экономическому росту, сопровождается увеличением  и ужесточением социальных конфликтов. Все более интенсивными становятся конфликты вокруг аграрных проблем, по поводу компенсаций за принудительное переселение и отчуждение пахотных земель, безработицы, общественной безопасности, защиты гражданских прав. 

     После многолетнего перерыва в КНР осознана необходимость полного пересмотра модели экономического роста, применения комплексных мер по развитию аграрной сферы. Стало ясно, что многие проблемы деревни, где проживает абсолютное большинство населения, собственными силами крестьянство решить не в состоянии. В Китае признано, что наступил период, когда город и промышленность должны помочь подъёму сельского  хозяйства, деревне, крестьянству. Признано, что период, когда индустриализация и строительство городов велись за счёт деревни, закончился. Примечательно, что в китайском политическом лексиконе появились новые понятия: «научной стратегии развития», «гармоничного  общества» и другие. 

     Для решения сложившихся в стране противоречий намечено, прежде всего, изменить приоритеты экономического роста. С этой целью предполагается сконцентрировать внимание на развитии ресурсосберегающих, экологичных производств, на форсированном  расширении внутреннего рынка, увеличении доходов сельского населения и улучшении условий существования крестьян и горожан. Намечено модернизировать всю систему здравоохранения, образования, социального страхования и социального обеспечения. Многие принципиальные общегосударственные и ведомственные решения в этих областях приняты в 2005 г. Это обстоятельство должно во многом предопределить содержание 11 пятилетки и жизнедеятельность общества и государства в ближайшие десятилетия.  

     Иными словами, последние политические решения  свидетельствуют о переходе Китая  к новой стратегии, основанной на сочетании внешнеэкономической  экспансии с социально-экономическим  развитием страны. Решение двуединой  задачи, предусматривающей овладение  новыми позициями на мировом рынке  и одновременно максимальное расширение внутреннего рынка, модернизацию социальных основ общества, потребует гигантских капиталовложений и непреклонной политической воли. Найдя в себе силы совершить  стратегический поворот, властной вертикали  Китая предстоит теперь найти  в себе и в обществе силы и средства, способные осуществить его на практике.

     Итоги 11-й  пятилетки в КНР (2005-2010) и планы на будущее

В этом году стартует 12-ая пятилетка в КНР (2011 - 2015).

Итоги прошедших  пяти лет:

1) Стремительный  экономический рост.

В 2010 г. Китай  перегнал Японию по показателю ВВП (6.1 трлн. долл. США, рост с 2005 г. - 69.9% (с учетом инфляции).

Информация о работе Особенности экономических реформ в Китае