Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:13, курсовая работа
Экономическим достижением Китая способствует также умелая политика поддержки защиты отечественного производителя и использование внутреннего рынка для подъема промышленности и сельского хозяйства. 80-90% товаров в китайских магазинах - отечественного производства. Импортные товары и продукты стоят значительно дороже. Кроме того, с самого начала реформ Китай взял направление на развитие экспортных отраслей. Поэтому сегодня Китай завоевывает новые и новые рынки.
Введение 3
Краткая история КНР 4
Экономика КНР 5
Внешняя торговля 8
Общая характеристика основных отраслей экономики страны после второй мировой войны 8
Проблемы и итоги «большого скачка» и «культурной революции» 13
Этапы экономических реформ Китая 17
Первый этап реформы (1978-1984 гг.) 17
Второй этап реформы (1984-1992 гг.) 17
Третий этап реформы (1992-1997 гг.). 18
Четвертый этап реформы (1998-2002 гг.). 19
Пятый этап реформы (с 2002 г.). 20
Новая стратегия Китая 21
Итоги 11-й пятилетки в КНР (2005-2010) и планы на будущее 26
Основные результаты китайской реформы 28
Заключение 31
Список используемой литературы 32
Китайская экономика отличалась крайне низкой производительностью труда.
Региональное развитие страны характеризовалось ярко выраженной неравномерностью.
Сравнительно
низким уровнем характеризовалось
развитие науки, образования, культуры.
В этих важнейших областях Китай
отставал от мирового передового уровня
самое скромное на 30 лет.
Первый этап реформы (1978-1984 гг.) обычно называют этапом реформирования аграрной экономики. С одной стороны, успехи были несомненными и впечатляющими: так, производство зерна увеличилось с 304,77 млн. т в 1978 г. до 407,31 млн. т в 1984 г.
Главной особенностью начала реформ можно назвать осторожность, постепенность и настойчивость.
Лозунгом 1980 г. было объявлено сочетание плана и рынка. В 1981 г. выдвинут новый лозунг: «Плановая экономика — главное, а рыночная — второстепенное».
В 1983 г. экономика условно была разделена на 4 сферы. В первую область директивного, прямого регулирования входили крупные промышленные предприятия и оборонная промышленность (примерно 30% валового промышленного производства). Вторая область (частичного директивного планирования) охватывала примерно 10% промышленного производства. Третья область (30%) (охватывающая средние и частично мелкие предприятия) подлежала так называемому направляющему планированию. Наконец, остальные 20% экономики регулировались исключительно рынком.
За первый период реформы объем ВВП вырос с 320,19 млрд. юаней (1977 г.) до 717,10 млрд. (1984 г.), а ВВП на душу населения с 339 до 692 юаней.
В
октябре 1984 г. 3-й пленум ЦК КПК 12-го созыва
принял постановление о реформе
экономической системы в
Второй этап реформы (1984-1992 гг.) можно назвать ускорением демонтажа плановой системы советского образца и постепенным переходом к рыночной экономике.
1985 и 1986 гг. были объявлены «периодом урегулирования» диспропорций.
XIII
съезд КПК (октябрь—ноябрь 1987 г.)
объявил о курсе: «Построение
социализма с китайской
К
концу второго этапа
Период
1984-1988 гг. отмечен первым официальным
закреплением в документах КПК (в
постановлении ЦК КПК о реформе
хозяйственной системы, октябрь 1984
г.) курса на «развитие многообразных
форм экономики и способов хозяйствования»
при главенстве общественной собственности
на средства производства. На селе наблюдается
бурное развитие волостных и поселковых
предприятий, индивидуального уклада,
в аграрном секторе появляются «новые
хозяйственные объединения». Государственная
промышленность и строительство
абсорбируют различные формы
установления подрядных отношений
предприятий с государством. Активно
внедряется аренда государственных
и коллективных предприятий. С 1987 г.
политически разрешено
С
началом реформы
Однако
кроме неоклассической
Третий этап реформы (1992-1997 гг.). В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК, который отметил глобальные сдвиги на международной арене: крах международного коммунистического движения и распад СССР. Китайское руководство выразило решимость отвергнуть «теорию домино», принять вызов, было решено форсировать темпы роста ВВП с 6% в год до 8-9%. Лозунг: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие», выдвинутый в 1987 г. на XIII съезде КПК, был преобразован курс на создание рыночной экономики.
Основными задачами экономической стратегии были объявлены: а) оптимизация управления предприятиями; б) ускорение прогресса рыночных отношений; в) всестороннее углубление реформы; г) ускорение темпов экономического роста.
Начиная с 1992 г. взрывной эффект был достигнут в деле привлечения иностранных инвестиций. На новый уровень вышли акционирование и развитие на этой основе рынка акций в Китае. Массовый характер приобрели преобразование мелких государственных и коллективных предприятий в частные и отказ псевдоколлективных хозяйств от «красных шапок», т. е. от формально коллективного статуса.
Свершившимся
фактом стало формирование в Китае
многоукладной экономики, связанное
с постепенным, но в целом весьма
существенным ослаблением прежнего
доминирующего положения в
Важно
отметить отсутствие резких скачков
в «деэтатизации» (разгосударствлении)
ведущего сектора экономики страны
— промышленности. Сдвиг в пользу
негосударственных укладов
За
данный период ВВП вырос с 2161,78 млрд.
юаней (1991 г.) до 7446,26 млрд. (1997 г.), а ВВП
надушу населения — с 1879 до 6053 юаней.
Четвертый этап реформы (1998-2002 гг.). На XV съезде КПК (сентябрь 1997 г.) были подведены итоги формирования «строительства социализма с китайской спецификой». Манифестом, провозгласившим открытие нового пути и создание новой теории строительства социализма с китайской спецификой, XV съезд КПК, оглядывая путь, пройденный за 20 лет реформы, называет выступление Дэн Сяопина 1978 г.: «Раскрепощать сознание, придерживаться реалистического подхода к делу, сплачиваться и смотреть вперед».
Стержнем экономической политики Китая с 1998 г. стало стимулирование общественного спроса «по всем азимутам», т. е. потребительскому, инвестиционному и экспортному.
Заметно мягче становится кредитно-денежная политика.
В расширении потребительского спроса акцент делается на дальнейшем развитии пищевой промышленности, телекоммуникаций, информационной техники и технологии, диверсификации потребления в деревне. Еще одним приоритетом потребительского спроса в ближайшие годы в Китае рассчитывают сделать жилье.
На XV съезде КПК в 1997 г. было принято решение по реформированию государственных предприятий.
«Правила изменения хозяйствования промышленных предприятий общественной собственности» (1992 г.), а затем решение о создании «системы совместных предприятий» были призваны стимулировать вхождение предприятий государственного сектора в рыночную экономику.
В 1994 г. начали осуществляться программы реформирования финансово-налоговой, банковско-финансовой, валютной, ценовой систем и создание «системы современных предприятий».
Основным
курсом реформирования государственной
промышленности стала «система современных
предприятий», в которой главное
внимание уделено крупным заводам
и фабрикам, поставляющим основную
массу продукции. Для них разрабатываются
меры по ликвидации долгов, увеличению
инвестирования, улучшению системы
руководства и управления. Создание
«системы современных предприятий»
предусматривает
Углубление
реформы потребовало
Итак,
в Китае предстоит наиболее трудная
часть реформы — перевод
В
социальной сфере в 1990-е гг. стали
давать о себе знать проблемы имущественного
и социального расслоения бедности
и богатства, низких доходов, занятости,
безработицы и нарастающие
Курс
на повышение эффективности
Нынешняя
ситуация в экономике Китая дает
простор для самых разных интерпретаций,
прогнозов и оценок. Однако вполне
определенно можно утверждать, что
продвижение Китая по пути рыночных
преобразований остается сложным и
противоречивым процессом.
Пятый этап реформы (с 2002 г.). В ноябре 2002 г. в Пекине состоялся XVI съезд КПК, который по сути явился началом нового этапа развития китайской реформы.
Цзян
Цзэминь выдвинул следующие темы
для обсуждения: дальнейшее следование
идеям тов. Дэн Сяопина; формирование
среднезажиточного общества в Китае;
проведение модернизации социалистического
строительства ускоренными
1.
Цзян Цзэминь был инициатором
подготовки и принятия
В
основу стратегии положены, в частности,
расчеты китайских
2.
Реализация стратегии
Информация о работе Особенности экономических реформ в Китае