Особенности экономических реформ в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Экономическим достижением Китая способствует также умелая политика поддержки защиты отечественного производителя и использование внутреннего рынка для подъема промышленности и сельского хозяйства. 80-90% товаров в китайских магазинах - отечественного производства. Импортные товары и продукты стоят значительно дороже. Кроме того, с самого начала реформ Китай взял направление на развитие экспортных отраслей. Поэтому сегодня Китай завоевывает новые и новые рынки.

Содержание

Введение 3
Краткая история КНР 4
Экономика КНР 5
Внешняя торговля 8
Общая характеристика основных отраслей экономики страны после второй мировой войны 8
Проблемы и итоги «большого скачка» и «культурной революции» 13
Этапы экономических реформ Китая 17
Первый этап реформы (1978-1984 гг.) 17
Второй этап реформы (1984-1992 гг.) 17
Третий этап реформы (1992-1997 гг.). 18
Четвертый этап реформы (1998-2002 гг.). 19
Пятый этап реформы (с 2002 г.). 20
Новая стратегия Китая 21
Итоги 11-й пятилетки в КНР (2005-2010) и планы на будущее 26
Основные результаты китайской реформы 28
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая МЭО.docx

— 89.97 Кб (Скачать)

     Китайская экономика отличалась крайне низкой производительностью труда.

     Региональное  развитие страны характеризовалось  ярко выраженной неравномерностью.

     Сравнительно  низким уровнем характеризовалось  развитие науки, образования, культуры. В этих важнейших областях Китай  отставал от мирового передового уровня самое скромное на 30 лет. 

     Первый этап реформы (1978-1984 гг.) обычно называют этапом реформирования аграрной экономики. С одной стороны, успехи были несомненными и впечатляющими: так, производство зерна увеличилось с 304,77 млн. т в 1978 г. до 407,31 млн. т в 1984 г.

     Главной особенностью начала реформ можно назвать  осторожность, постепенность и настойчивость.

     Лозунгом 1980 г. было объявлено сочетание плана и рынка. В 1981 г. выдвинут новый лозунг: «Плановая экономика — главное, а рыночная второстепенное».

     В 1983 г. экономика условно была разделена  на 4 сферы. В первую область директивного, прямого регулирования входили  крупные промышленные предприятия  и оборонная промышленность (примерно 30% валового промышленного производства). Вторая область (частичного директивного планирования) охватывала примерно 10% промышленного производства. Третья область (30%) (охватывающая средние и  частично мелкие предприятия) подлежала  так называемому направляющему  планированию. Наконец, остальные 20% экономики  регулировались исключительно рынком.

     За  первый период реформы объем ВВП  вырос с 320,19 млрд. юаней (1977 г.) до 717,10 млрд. (1984 г.), а ВВП на душу населения  с 339 до 692 юаней.

     В октябре 1984 г. 3-й пленум ЦК КПК 12-го созыва принял постановление о реформе  экономической системы в городах, чем объявлялся ее второй этап. 

     Второй этап реформы (1984-1992 гг.) можно назвать ускорением демонтажа плановой системы советского образца и постепенным переходом к рыночной экономике.

     1985 и 1986 гг. были объявлены «периодом  урегулирования» диспропорций.

     XIII съезд КПК (октябрь—ноябрь 1987 г.) объявил о курсе: «Построение  социализма с китайской спецификой».  На нем была провозглашена  задача доведения к 2050 г. среднедушевого  ВВП на душу населения до  уровня среднеразвитых стран  мира. Лозунг 1981 г. («Плановая экономика  — главное, а рыночная —  второстепенное») был заменен  в 1987 г. на новый: «Государство  регулирует рынок, а рынок ориентирует  предприятие».

     К концу второго этапа экономической  реформы экономическая структура  страны продолжала оставаться весьма отсталой.

     Период 1984-1988 гг. отмечен первым официальным  закреплением в документах КПК (в  постановлении ЦК КПК о реформе  хозяйственной системы, октябрь 1984 г.) курса на «развитие многообразных  форм экономики и способов хозяйствования»  при главенстве общественной собственности  на средства производства. На селе наблюдается  бурное развитие волостных и поселковых предприятий, индивидуального уклада, в аграрном секторе появляются «новые хозяйственные объединения». Государственная  промышленность и строительство  абсорбируют различные формы  установления подрядных отношений  предприятий с государством. Активно  внедряется аренда государственных  и коллективных предприятий. С 1987 г. политически разрешено функционирование частных предприятий с 8 наемными работниками и более.

     С началом реформы государственный  бюджет страны стал перманентно дефицитным. С точки зрения правоверной Неоклассической школы - это полная катастрофа.

     Однако  кроме неоклассической экономической  школы есть еще и кейнсианская, которая специально занимается проблемами вывода развивающихся стран из стагнации  к стабильному росту. Так вот  эта школа рекомендует развивающимся  странам для ускорения экономического роста опираться на помощь государственного бюджета. А после того, как этот рост будет достигнут и бизнес начнет процветать — вот только тогда и нужно начинать беспокоиться о сбалансированности государственного бюджета. Именно по этому пути прошли все развитые страны Запада, Япония и Южная Корея. И Китай —  не исключение. 

     Третий этап реформы (1992-1997 гг.). В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК, который отметил глобальные сдвиги на международной арене: крах международного коммунистического движения и распад СССР. Китайское руководство выразило решимость отвергнуть «теорию домино», принять вызов, было решено форсировать темпы роста ВВП с 6% в год до 8-9%. Лозунг: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие», выдвинутый в 1987 г. на XIII съезде КПК, был преобразован курс на создание рыночной экономики.

     Основными задачами экономической стратегии  были объявлены: а) оптимизация управления предприятиями; б) ускорение прогресса  рыночных отношений; в) всестороннее углубление реформы; г) ускорение темпов экономического роста.

     Начиная с 1992 г. взрывной эффект был достигнут  в деле привлечения иностранных  инвестиций. На новый уровень вышли  акционирование и развитие на этой основе рынка акций в Китае. Массовый характер приобрели преобразование мелких государственных и коллективных предприятий в частные и отказ  псевдоколлективных хозяйств от «красных шапок», т. е. от формально коллективного  статуса.

     Свершившимся  фактом стало формирование в Китае  многоукладной экономики, связанное  с постепенным, но в целом весьма существенным ослаблением прежнего доминирующего положения в городской  промышленности и коллективного  сектора в сельском хозяйстве, с  развитием, как в городе, так и  в деревне внушительной многоукладной  индивидуальной и частной экономики, с появлением 300 тыс. предприятий  с участием иностранных инвестиций, с акционированием некоторой  части самих государственных  и коллективных предприятий.

     Важно отметить отсутствие резких скачков  в «деэтатизации» (разгосударствлении) ведущего сектора экономики страны — промышленности. Сдвиг в пользу негосударственных укладов достигнут  относительно постепенно, за счет их более  быстрого развития.

     За  данный период ВВП вырос с 2161,78 млрд. юаней (1991 г.) до 7446,26 млрд. (1997 г.), а ВВП  надушу населения — с 1879 до 6053 юаней. 

     Четвертый этап реформы (1998-2002 гг.). На XV съезде КПК (сентябрь 1997 г.) были подведены итоги формирования «строительства социализма с китайской спецификой». Манифестом, провозгласившим открытие нового пути и создание новой теории строительства социализма с китайской спецификой, XV съезд КПК, оглядывая путь, пройденный за 20 лет реформы, называет выступление Дэн Сяопина 1978 г.: «Раскрепощать сознание, придерживаться реалистического подхода к делу, сплачиваться и смотреть вперед».

     Стержнем  экономической политики Китая с 1998 г. стало стимулирование общественного  спроса «по всем азимутам», т. е. потребительскому, инвестиционному и экспортному.

     Заметно мягче становится кредитно-денежная политика.

     В расширении потребительского спроса акцент делается на дальнейшем развитии пищевой  промышленности, телекоммуникаций, информационной техники и технологии, диверсификации потребления в деревне. Еще одним  приоритетом потребительского спроса в ближайшие годы в Китае рассчитывают сделать жилье.

     На XV съезде КПК в 1997 г. было принято  решение по реформированию государственных  предприятий.

     «Правила  изменения хозяйствования промышленных предприятий общественной собственности» (1992 г.), а затем решение о создании «системы совместных предприятий» были призваны стимулировать вхождение  предприятий государственного сектора  в рыночную экономику.

     В 1994 г. начали осуществляться программы  реформирования финансово-налоговой, банковско-финансовой, валютной, ценовой  систем и создание «системы современных  предприятий».

     Основным  курсом реформирования государственной  промышленности стала «система современных  предприятий», в которой главное  внимание уделено крупным заводам  и фабрикам, поставляющим основную массу продукции. Для них разрабатываются  меры по ликвидации долгов, увеличению инвестирования, улучшению системы  руководства и управления. Создание «системы современных предприятий» предусматривает персонифицированную  имущественную ответственность, обладателями которой, видимо, станут акционеры, выступающие  в роли инвесторов.

     Углубление  реформы потребовало необходимого разграничения имущественных прав между собственниками, инвесторами  и хозяйствующими субъектами.

     Итак, в Китае предстоит наиболее трудная  часть реформы — перевод государственного сектора промышленности на рельсы рыночной экономики. В государственном секторе  на промышленных предприятиях заняты около трети рабочих и служащих, каждый шестой — скрытый безработный. Попытки закрытия нерентабельных предприятий  очень болезненны, поскольку в  старых промышленных районах и некоторых  городах почти 80% населения занято на государственных предприятиях.

     В социальной сфере в 1990-е гг. стали  давать о себе знать проблемы имущественного и социального расслоения бедности и богатства, низких доходов, занятости, безработицы и нарастающие трудности  физического выживания десятков миллионов людей. Названные проблемы стали обостряться в связи  с ускорением проведения нового цикла  реформ, начатых в 1993-1994 гг.

     Курс  на повышение эффективности производства сопровождается освобождением от избыточного  персонала предприятий, составляющих 25-33% всех работающих. Правительство  было вынуждено принимать меры по установлению минимума заработной платы.

     Нынешняя  ситуация в экономике Китая дает простор для самых разных интерпретаций, прогнозов и оценок. Однако вполне определенно можно утверждать, что  продвижение Китая по пути рыночных преобразований остается сложным и  противоречивым процессом. 

     Пятый этап реформы (с 2002 г.). В ноябре 2002 г. в Пекине состоялся XVI съезд КПК, который по сути явился началом нового этапа развития китайской реформы.

     Цзян  Цзэминь выдвинул следующие темы для обсуждения: дальнейшее следование идеям тов. Дэн Сяопина; формирование среднезажиточного общества в Китае; проведение модернизации социалистического  строительства ускоренными темпами; приложение максимальных усилий для  создания в Китае нового типа социализма, социализма с китайской спецификой. В настоящее время происходит формирование многополюсного мира, все  более быстрыми темпами протекает процесс экономической глобализации, в эпоху быстрого научно-технического прогресса конкуренция между странами мира становится все более напряженной.

Новая стратегия Китая

 

     1. Цзян Цзэминь был инициатором  подготовки и принятия стратегии  глобального внешнеэкономического  наступления Китая. Она получила  известность под девизами «Идти  вовне» и «Приглашаем приходить». Он назвал её осуществление  "главным полем битвы". Цель  стратегии − в кратчайшие сроки  догнать и перегнать США по  размерам ВВП. Как писал   Хэ Чуаньци, директор Центра  исследований проблем модернизации  Академии наук Китая: «Модернизация  экономики − это, по сути  дела, «мирная мировая война», победитель  в которой станет хозяином  мирового рынка, контролирующим  доступ к мировым ресурсам  и устанавливающим правила игры».  Аналогичным образом понимали  стратегию «Идти вовне» как  «главное поле битвы», и некоторые  другие китайские авторы.   

     В основу стратегии положены, в частности, расчеты китайских специалистов, согласно которым за 1979-1997 гг. увеличение экспорта позволило обеспечить не менее 21% прироста ВВП. В эти годы среднегодовые  темпы прироста ВВП составили 9,8%, из них 2,06%, по их оценке, были созданы  благодаря наращиванию экспорта. В условиях дефляции, определявшей внутреннюю экономическую ситуацию в стране в 1997-2004 гг., экспортная ориентация экономики КНР приобрела особенно большое значение. Экономика страны стала всё острее испытывать недостаток сырьевых ресурсов, усиливаемый дефицитом  пахотных площадей, пресной воды, целого ряда других природных ресурсов.  

     2. Реализация стратегии развернулась  с 1997 г. Только за 2001-2005 гг. внешнеторговый  оборот Китая вырос  в 3 раза. Никогда за всю историю Китая  внешняя торговля страны не  росла столь стремительно.  

Информация о работе Особенности экономических реформ в Китае