Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучение проблемы «утечки умов» из России и в мире.
Исходя из указанной темы курсового проекта, его основными задачами являются:
изучение сущности проблемы «утечки умов» и ее содержание;
описание основных причин миграции;
исследование состояния миграции квалифицированных специалистов из России;
мероприятия по сдерживанию «утечки умов».
Введение5
1. Основные особенности проблемы «утечки умов» в России и в мире6
1.1 Миграция населения 6
1.2 Проблема «утечки умов» из России 7
2. Характеристика процессов миграции квалифицированных специалистов и ученых из России10
2.1 Проблема интеллектуальной собственности 10
2.2 Проблема национальной безопасности……………………………..………………..13
2.3 Состояние миграции квалифицированных специалистов из России…………...….15
2.4 Особенности международной миграции……………………………………………..18
3. Мероприятия по сдерживанию «утечки умов»………………………………………….…21
3.1 Последствия "утечки умов": проблема оценки……………………………………....21
3.2 Экономические последствия "утечки умов" для России……………………………23
3.3 Программа регулирования «интеллектуальной миграции»………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………………….........29
Растущая безработица и другие негативные процессы толкают к эмиграции.
Процесс
эмиграции
Трудовой эмиграции (Преимущественно возвратной, с сохранением гражданства);
Этнической эмиграции (Как правило безвозвратной, с сохранением или не сохранением гражданства) [1, 240c.];
Россия сталкивается с рядом серьезных проблем в формировании и развитии рынка высококвалифицированных кадров. В данной связи целесообразно обратиться к опыту, накопленному странами Восточной Европы, которые разработали механизмы, смягчающие отрицательные последствия при переходе к рынку труда.
По имеющимся оценкам американцы экономят на привлечении ученых–эмигрантах около 1 млрд. долларов в год (доход). Понятно, что адекватный этому доходу ущерб несут страны–экспортеры [11, 160c.]
Внутренняя эмиграция, прежде всего в коммерческую деятельность, вызвана следующими причинами:
Значительной дифференциацией величины вознаграждения за труд;
Невозможностью в условиях кризиса реализовать свои творческие способности собственно в науке;
По отношению к внешней эмиграции действительны те же причины, но добавляются различия на рынках труда стран–экспортеров и стран–импортеров рабочей силы. Последние таковы, что в условиях резких структурных изменений в России создается определенный избыток кадров как раз на тех направлениях, которые связаны с большей склонностью к эмиграции и с большими шансами на получение за границей работы по специальности.
Вследствие «внутренней утечки умов» наибольшие потери несут:
— инженерно технические науки;
— экономика и управление;
— в меньшей мере право;
— медицина, физика, гуманитарные науки.
Эта
тенденция отражает резко возросшую
потребность активно
По иному складывается ситуация на рынке «внешней эмиграции». Наибольший отток (11-14%) — математика, информатика, медицина, химия, биология, физика. Характерно, что именно представители этих специальностей наиболее интенсивно мигрируют в рамках международного рынка.
Опыт
ряда государств, раньше, чем Россия
столкнувшихся с
Кардинальное решение экономики стояло бы в превращении процесса миграции ученых из одностороннего (Россия®Запад) в нормальный для всех развитых стран двусторонний процесс обмена научными кадрами. Оно, однако может быть обеспечено только созданием в России нормального функционирующего гражданского общества, предъявляющего высокий спрос на научные идеи и разработки, возрождением российской культуры, сближением жизненного уровня и условий труда отечественных ученых и специалистов с условием, достигнутым в развивающихся странах. Понятно, что на сегодня такое решение еще не реально.
В
России, к тому же, пока отсутствует
комплексная законодательно–
Отсутствие
адекватного регулирования
Исходя
из интересов российских граждан, и
отправляясь к конвенции «О трудящихся
мигрантах» Международной организации
труда следует использовать имеющиеся
возможности регулирования
«Когда число мигрантов, отправляющихся с территории одного государства на территорию другого достаточно велико, компетентные органы власти заинтересованных стран заключают, когда это необходимо, соглашение в целях регулирования вопросов, представляющих взаимный интерес». Кроме того, статья №3 требует от каждого участника конвенции принимать меры в пределах, разрешаемых законодательством страны против всякой вводящей пропаганды по вопросам эмиграции.
Это
указывает на острую необходимость
разработки государственной программы
регулирования «
Главными целями этой программы должны быть:
2.2
Проблема национальной
безопасности
Каким образом мы можем оценить феномен интеллектуальных миграций, каковы его последствия, какие угрозы он представляет национальной безопасности страны?
С точки зрения оценки социально-экономических последствий, интеллектуальную эмиграцию можно подразделить на временную и постоянную.
Можно
считать, что временный выезд
специалистов и ученых за рубеж на
срок от двух-трех месяцев до двух-трех
лет в современных условиях превратился
в важный фактор развития современной
науки как таковой и
Это – неотъемлемый компонент системы повышения их квалификации и обогащения опытом. Этот процесс, соответственно, приносит выгоду, как странам-импортерам, так и странам-экспортерам, способствует их интеграции в мировое научно-техническое сообщество. С помощью зарубежных командировок и стажировок ученых и специалистов страна-экспортер и ее научно-техническое сообщество не только через своих специалистов и ученых знакомит зарубежных ученых с результатами своих исследований и разработок, проведенных в стране, но и получает доступ к знаниям и технологиям других стран и научных коллективов, в которых испытывает потребность.
В
данной связи ясно, что для страны
полезны практически все виды
краткосрочных эффективных
В этом контексте иммиграционные волны возвращающихся с временной работы по контрактам специалистов играют очень позитивную роль. Но, как уже отмечалось выше, ни они, ни иммигрирующие в Россию из стран СНГ и Балтии квалифицированные научные кадры не могут существенно и кардинально повлиять на обстановку, заменив собой покидающих страну.
Иной подход необходим при оценке последствий эмиграции или выезда в страну-реципиент на достаточно длительный срок. Массовый выезд научных кадров (а в некоторых важных отраслях науки – даже нескольких крупных ученых) является очевидной потерей для страны-донора.
Можно выделить несколько блоков негативных последствий.
Во-первых, ослабляется научно-технический потенциал, что, помимо замедления научного и, как следствие, всего социально-экономического роста и сложностей с подготовкой молодых ученых и специалистов, создает дополнительные препятствия для интеграции в мировое научно-техническое сообщество.
Во-вторых, остаются невозмещенными затраты государства на воспитание, обучение и повышение квалификации эмигрантов.
В-третьих, весьма значительна упущенная выгода, равная ожидаемому вкладу эмигрантов в экономику, науку и социальное развитие страны при условии их отказа от отъезда за рубеж.
В-четвертых, страна-донор несет и существенные социально-демографические потери. И дело здесь не в том, что эмигрируют, как правило, лица в репродуктивном возрасте максимальной активности вступления в брак, но и в том, что таким образом нарушается режим социального воспроизводства собственно научных кадров и интеллигенции в целом, преемственность поколений [3, с.88]
Ориентировочные данные и оценки потерь от «утечки умов», приводимые в западной и отечественной литературе, сильно отличаются друг от друга, но все они сходятся в том, что эти потери весьма значительны.
По западным оценкам, сделанным, как правило, по методике ООН (вычет из совокупного общественного продукта страны прямых и косвенных расходов на подготовку выезжающих кадров и упущенной выгоды от деятельности эмигрантов в этой стране), потенциальный суммарный «чистый» ущерб от эмиграции высококвалифицированных кадров в трудоспособном возрасте из бывшего СССР оценивается в 60-75 млн. долл. ежегодно. На Россию при этом приходится не менее 80% всего ущерба.
По оценке Комиссии по образованию Совета Европы, ущерб России от выезда специалистов может составлять ежегодно сумму в размере 50 млрд. долл.
По
иностранным источникам, в России
около 8 тыс. ученых задействованы в
40 научных программах, осуществляемых
в интересах Пентагона и
По
расчетам специалистов, только в 1990
г. потери бывшего СССР из-за «утечки умов»
превысили 75 млрд. долл. и составили величину
гораздо большую, чем весь приток капитала
и экономической помощи из-за рубежа [5,
158c.]
2.3
Состояние миграции
квалифицированных
специалистов из России
В настоящее время миграция интеллектуального труда, а также миграция высококвалифицированных рабочих и технического персонала — характерная черта рынка труда. Для стран эмиграции «утечка умов» имеет крайне негативные последствия, истощая их научно-технический и интеллектуальный потенциал, сдерживая экономическое развитие. Развитые страны, наоборот, получают значительный положительный эффект за счет концентрации у себя интеллектуальной элиты.
Отток
высококвалифицированных
Информация о работе Основные особенности проблемы «утечки умов» в России и в мире