Основные особенности проблемы «утечки умов» в России и в мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является изучение проблемы «утечки умов» из России и в мире.
Исходя из указанной темы курсового проекта, его основными задачами являются:
изучение сущности проблемы «утечки умов» и ее содержание;
описание основных причин миграции;
исследование состояния миграции квалифицированных специалистов из России;
мероприятия по сдерживанию «утечки умов».

Содержание

Введение5
1. Основные особенности проблемы «утечки умов» в России и в мире6
1.1 Миграция населения 6
1.2 Проблема «утечки умов» из России 7
2. Характеристика процессов миграции квалифицированных специалистов и ученых из России10
2.1 Проблема интеллектуальной собственности 10
2.2 Проблема национальной безопасности……………………………..………………..13
2.3 Состояние миграции квалифицированных специалистов из России…………...….15
2.4 Особенности международной миграции……………………………………………..18
3. Мероприятия по сдерживанию «утечки умов»………………………………………….…21
3.1 Последствия "утечки умов": проблема оценки……………………………………....21
3.2 Экономические последствия "утечки умов" для России……………………………23
3.3 Программа регулирования «интеллектуальной миграции»………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………………….........29

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 104.31 Кб (Скачать)

     Растущая  безработица и другие негативные процессы толкают к эмиграции.

     Процесс эмиграции высококвалифицированных  кадров из России идет одновременно как  бы в двух направлениях:

     Трудовой  эмиграции (Преимущественно возвратной, с сохранением гражданства);

     Этнической  эмиграции (Как правило безвозвратной, с сохранением или не сохранением гражданства) [1, 240c.];

     Россия  сталкивается с рядом серьезных  проблем в формировании и развитии рынка высококвалифицированных  кадров. В данной связи целесообразно  обратиться к опыту, накопленному странами Восточной Европы, которые разработали  механизмы, смягчающие отрицательные  последствия при переходе к рынку  труда.

     По  имеющимся оценкам американцы экономят на привлечении ученых–эмигрантах  около 1 млрд. долларов в год (доход). Понятно, что адекватный этому доходу ущерб несут страны–экспортеры [11, 160c.]

     Внутренняя  эмиграция, прежде всего в коммерческую деятельность, вызвана следующими причинами:

     Значительной  дифференциацией величины вознаграждения за труд;

     Невозможностью  в условиях кризиса реализовать  свои творческие способности собственно в науке;

     По  отношению к внешней эмиграции действительны те же причины, но добавляются различия на рынках труда стран–экспортеров и стран–импортеров рабочей силы. Последние таковы, что в условиях резких структурных изменений в России создается определенный избыток кадров как раз на тех направлениях, которые связаны с большей склонностью к эмиграции и с большими шансами на получение за границей работы по специальности.

     Вследствие  «внутренней утечки умов» наибольшие потери несут:

     — инженерно технические науки;

     — экономика и управление;

     — в меньшей мере право;

     — медицина, физика, гуманитарные науки.

     Эта тенденция отражает резко возросшую  потребность активно развивающихся  коммерческих структур в специалистах финансово–экономической деятельности и прикладным технологиям, что воплощает  общую специфику рынка труда  в трансформируемых экономиках.

     По  иному складывается ситуация на рынке  «внешней эмиграции». Наибольший отток (11-14%) — математика, информатика, медицина, химия, биология, физика. Характерно, что именно представители этих специальностей наиболее интенсивно мигрируют в рамках международного рынка.

     Опыт  ряда государств, раньше, чем Россия столкнувшихся с широкомасштабным оттоком интеллектуального потенциала и выработавших соответствующие  защитные механизмы, показывает, что  существует возможность в определенных пределах воздействовать на стихийный  процесс «утечки умов» и уменьшить  его отрицательные последствия  для экономики страны.

     Кардинальное  решение экономики стояло бы в  превращении процесса миграции ученых из одностороннего (Россия®Запад) в нормальный для всех развитых стран двусторонний процесс обмена научными кадрами. Оно, однако может быть обеспечено только созданием в России нормального функционирующего гражданского общества, предъявляющего высокий спрос на научные идеи и разработки, возрождением российской культуры, сближением жизненного уровня и условий труда отечественных ученых и специалистов с условием, достигнутым в развивающихся странах. Понятно, что на сегодня такое решение еще не реально.

     В России, к тому же, пока отсутствует  комплексная законодательно–нормативная база, которая бы регулировала весь спектр отношений, связанных с внешней  трудовой миграцией и прежде всего  с вербовкой российских граждан, изъявивших желание работать за границей, обеспечила бы социальную защиту трудящихся мигрантов и их реэмиграцию. Не сформирована система государственного регулирования  миграционных процессов. Отсутствует  орган, осуществляющий оперативные  функции по реализации политики внешней  трудовой миграции, и системы таких  органов на местах, нет четкой регламентации  деятельности посреднических фирм по трудоустройству российских граждан  за границей, не отработан порядок  взаимодействия таких фирм и государственных  служб по регулированию внешней  трудовой миграции.

     Отсутствие  адекватного регулирования рассматриваемого процесса может привести к ряду последствий [8, 386c.]:

  • Усилению несбалансированности профессионально–квалификационной структуры на национальном рынке труда, сопровождающемуся отъездом на работу за границу работников дефицитных профессий;
  • Росту масштабов нелегальных потоков внешней трудовой миграции;
  • Социальной беззащитности российских граждан, работающих за рубежом и потере валютных поступлений от них;
  • Недоиспользованию в стране приобретенных российскими гражданами во время работы и стажировки за границей профессиональных знаний.

     Исходя  из интересов российских граждан, и  отправляясь к конвенции «О трудящихся мигрантах» Международной организации  труда следует использовать имеющиеся  возможности регулирования процесса эмиграции из России высококвалифицированных  специалистов. Так в статье №10 упомянутой конвенции говорится:

     «Когда  число мигрантов, отправляющихся с  территории одного государства на территорию другого достаточно велико, компетентные органы власти заинтересованных стран  заключают, когда это необходимо, соглашение в целях регулирования  вопросов, представляющих взаимный интерес». Кроме того, статья №3 требует от каждого участника конвенции  принимать меры в пределах, разрешаемых  законодательством страны против всякой вводящей пропаганды по вопросам эмиграции.

     Это указывает на острую необходимость  разработки государственной программы  регулирования «интеллектуальной  миграции» для объединения усилий государственных органов и альтернативных структур, международных организаций  и фондов, научной общественности и средств массовой информации в  деле защиты отечественного интеллектуального  потенциала.

     Главными  целями этой программы должны быть:

  • Определение принципов и механизмов реализации долгосрочной политики России в области миграции ученых и специалистов;
  • Защита от гибели в результате неконтролируемой «утечки умов» жизненно важных сфер отечественной науки и ценных научных школ;
  • Сведение к минимуму ущерба народному хозяйству России от выбытия за рубеж научно–технической и творческой интеллигенции путем создания соответствующих организационно–правовых и социально–экономических условий труда и быта ученых и специалистов в России и их эффективного участия в международном разделении труда [7,166c.]
 

     2.2 Проблема национальной  безопасности 

     Каким образом мы можем оценить феномен  интеллектуальных миграций, каковы его  последствия, какие угрозы он представляет национальной безопасности страны?

     С точки зрения оценки социально-экономических  последствий, интеллектуальную эмиграцию  можно подразделить на временную и постоянную.

     Можно считать, что временный выезд  специалистов и ученых за рубеж на срок от двух-трех месяцев до двух-трех лет в современных условиях превратился  в важный фактор развития современной  науки как таковой и международного рынка научного труда в целом.

     Это – неотъемлемый компонент системы  повышения их квалификации и обогащения опытом. Этот процесс, соответственно, приносит выгоду, как странам-импортерам, так и странам-экспортерам, способствует их интеграции в мировое научно-техническое  сообщество. С помощью зарубежных командировок и стажировок ученых и  специалистов страна-экспортер и  ее научно-техническое сообщество не только через своих специалистов и ученых знакомит зарубежных ученых с результатами своих исследований и разработок, проведенных в стране, но и получает доступ к знаниям  и технологиям других стран и  научных коллективов, в которых  испытывает потребность.

     В данной связи ясно, что для страны полезны практически все виды краткосрочных эффективных контактов  ученых при выезде за рубеж (конференции, научные симпозиумы, коллоквиумы  и т.д.), а также осуществление  ими совместных исследований в научных  центрах и лабораториях других стран. Они позволяют ученым повысить свою квалификацию, сопоставить намерения  и методы проведения исследований, способствуют росту престижа национальных научных школ, верификации выбранных  направлений исследований, вхождению  в мировое научное сообщество.

     В этом контексте иммиграционные волны  возвращающихся с временной работы по контрактам специалистов играют очень  позитивную роль. Но, как уже отмечалось выше, ни они, ни иммигрирующие в  Россию из стран СНГ и Балтии квалифицированные  научные кадры не могут существенно  и кардинально повлиять на обстановку, заменив собой покидающих страну.

     Иной  подход необходим при оценке последствий  эмиграции или выезда в страну-реципиент  на достаточно длительный срок. Массовый выезд научных кадров (а в некоторых  важных отраслях науки – даже нескольких крупных ученых) является очевидной  потерей для страны-донора.

     Можно выделить несколько блоков негативных последствий.

     Во-первых, ослабляется научно-технический потенциал, что, помимо замедления научного и, как следствие, всего социально-экономического роста и сложностей с подготовкой молодых ученых и специалистов, создает дополнительные препятствия для интеграции в мировое научно-техническое сообщество.

     Во-вторых, остаются невозмещенными затраты государства на воспитание, обучение и повышение квалификации эмигрантов.

     В-третьих, весьма значительна упущенная выгода, равная ожидаемому вкладу эмигрантов в экономику, науку и социальное развитие страны при условии их отказа от отъезда за рубеж.

     В-четвертых, страна-донор несет и существенные социально-демографические потери. И дело здесь не в том, что эмигрируют, как правило, лица в репродуктивном возрасте максимальной активности вступления в брак, но и в том, что таким образом нарушается режим социального воспроизводства собственно научных кадров и интеллигенции в целом, преемственность поколений [3, с.88]

     Ориентировочные данные и оценки потерь от «утечки  умов», приводимые в западной и отечественной  литературе, сильно отличаются друг от друга, но все они сходятся в том, что эти потери весьма значительны.

     По  западным оценкам, сделанным, как правило, по методике ООН (вычет из совокупного общественного продукта страны прямых и косвенных расходов на подготовку выезжающих кадров и упущенной выгоды от деятельности эмигрантов в этой стране), потенциальный суммарный «чистый» ущерб от эмиграции высококвалифицированных кадров в трудоспособном возрасте из бывшего СССР оценивается в 60-75 млн. долл. ежегодно. На Россию при этом приходится не менее 80% всего ущерба.

     По  оценке Комиссии по образованию Совета Европы, ущерб России от выезда специалистов может составлять ежегодно сумму  в размере 50 млрд. долл.

     По  иностранным источникам, в России около 8 тыс. ученых задействованы в 40 научных программах, осуществляемых в интересах Пентагона и Министерства энергетики США – Россия теряет при этом порядка 600-700 млн. долл. ежегодно.

     По  расчетам специалистов, только в 1990 г. потери бывшего СССР из-за «утечки умов» превысили 75 млрд. долл. и составили величину гораздо большую, чем весь приток капитала и экономической помощи из-за рубежа [5, 158c.] 

     2.3 Состояние миграции квалифицированных специалистов из России 

     В настоящее время миграция интеллектуального труда, а также миграция высококвалифицированных рабочих и технического персонала — характерная черта рынка труда. Для стран эмиграции «утечка умов» имеет крайне негативные последствия, истощая их научно-технический и интеллектуальный потенциал, сдерживая экономическое развитие. Развитые страны, наоборот, получают значительный положительный эффект за счет концентрации у себя интеллектуальной элиты.

     Отток высококвалифицированных специалистов из научной сферы идет по двум направлениям [6, с.134]:

  • внешняя интеллектуальная миграция (эмиграция из страны, то есть внешняя утечка умов);
  • перемещение специалистов из сферы науки в иные сферы трудовой деятельности (перемещение внутри страны, внутренняя утечка умов).

Информация о работе Основные особенности проблемы «утечки умов» в России и в мире