Организационно-правовые основы сотрудничества СССР и стран Восточной Европы в борьбе с преступностью: 40-е – 80-е годы ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 05:23, диссертация

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать исторический опыт борьбы с преступностью в СССР и социалистических странах Восточной Европы. Поставленная цель диссертационного исследования предопределяет следующие его задачи:
- исследовать взгляды на преступность как на социальное явление и научную проблему;
- изучить концептуальные основы борьбы с преступностью;
- осветить место и роль правоохранительных органов в механизме социалистического государства;
- проанализировать становление профессиональной подготовки сотрудников милиции (полиции) в социалистических странах и обмен положительным опытом в этой сфере;
- отразить координацию деятельности правоохранительных органов социалистических стран с общественными организациями в борьбе с преступностью;
- охарактеризовать правовые основы борьбы с преступностью в СССР и странах Восточной Европы;
- показать формы сотрудничества социалистических стран в борьбе с преступностью;
- выявить положительный и негативный опыт социалистических стран в сфере противодействия преступности для совершенствования правовой политики современного российского государства.

Работа содержит 1 файл

Международно-правовые основы борьбы с преступностью.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Правовые основы борьбы с преступностью являются составной частью более сложного структурного образования, а именно – правовой основы государственной и общественной жизни, хотя это понятие не получило конституционного закрепления в европейских социалистических странах. Статья 4 Конституции (Основного закона) СССР устанавливало следующее положение: «Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан»17. Ключевыми элементами правовой основы государственной и общественной жизни, а следовательно, правовыми основами деятельности органов внутренних дел являются законодательство, законность, правопорядок. Конституции социалистических стран Восточной Европы возлагали обязанности по охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению прав и свобод граждан на органы исполнительной власти, или как ранее было принято говорить, на исполнительно-распорядительные органы. На основе норм Конституции в социалистических странах принимались соответствующие законы, например, в СССР «Закон о Совете Министров СССР», где в числе других союзно-республиканских министерств СССР называется Министерство внутренних дел.

На основе Конституций, законов о Совете Министров (Правительстве – в соц. странах исполнительно-распорядительные органы носили разное название) создавались нормативно-правовые акты, которые устанавливали компетенцию органов милиции (полиции) социалистических стран. Например, в СССР был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью», а в Социалистической Республике Румыния «Декрет об организации и деятельности Министерства внутренних дел» от 3 апреля 1978 года.

В ЧССР на основе Конституции, Закона «О компетенции федеральных министерств ЧССР» от 20 декабря 1970 года был принят «Статут Федерального министерства внутренних дел» от 1 марта 1973 года. Аналогичные нормативно-правовые акты были приняты и в других социалистических странах. Таким образом, на основе норм Конституции в социалистических странах принимались законы, декреты, положения, которые устанавливали правовой статус, структуру, компетенцию и задачи милиции (полиции) социалистических стран.

Сотрудничество социалистических стран было предопределено самой логикой глобальных политических процессов и строилось на следующих принципах: принципе единства и сплоченности социалистических стран; принципе братской взаимопомощи; принципе полного равноправия; принципе социалистического гуманизма. Эти принципы получили свое отражение в «Договорах об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам», которые заключил СССР с другими социалистическими государствами. Кроме того, подобные договоры заключались между социалистическими государствами. СССР заключил договоры с Чехословацкой Республикой (с 1960 года – Чехословацкая Социалистическая Республика) в 1957 году; с Германской Демократической Республикой в 1958 году; с Народной Республикой Болгарией в 1957 году; с Польской Народной Республикой в том же году; с Народной Республикой Албанией в 1958 году; с Венгерской Народной Республикой в том же году; с Федеративной Народной Республикой Югославией (с 1963 года – Социалистическая Федеративная Республика Югославия) в 1962 году. Как правило, эти договоры носили унифицированный характер. Структура этих договоров включала в себя: Общие положения, Особенную часть, Заключительные постановления.

Социалистические страны сотрудничали в области борьбы с преступностью в основном по следующим направлениям: оказание помощи в передаче преступников, находящихся на территории одного из государств; выдача вещей; выполнение определенных процессуальных действий; направление свидетелей и экспертов за границу для оказания помощи в расследовании преступлений или участия в уголовном процессе; взаимное признание документов; предоставление информации; совместное изучение и обсуждение проблем борьбы с преступностью. Тем не менее В.П. Зимин верно подметил, что «… многостороннее сотрудничество между странами, входящими в СЭВ, в борьбе с преступностью не так обширно и многообразно, как сотрудничество между капиталистическими странами»18.

В деле международного сотрудничества по борьбе с преступностью накоплен значительный опыт, который постоянно совершенствуется. Если во времена СССР и мирового социалистического лагеря эти страны не особенно включались в международно-правовые связи в области сотрудничества в правоохранительной сфере, то теперь положение дел существенно меняется. Особой радости это обстоятельство не приносит, поскольку возрастание объемов сотрудничества чаще всего лишь показатель роста преступности, не более того.

Ранее признавалось, что международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью включает в себя следующее: борьбу с общеуголовной преступностью; борьбу с преступлениями международного характера; борьбу с международными преступлениями.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, одобренной на XXV съезде Генеральной Ассамблеи ООН 24 октября 1970 года, были сформулированы семь принципов: Запрещение применения силы и угрозы силой; Мирного разрешения международных споров; Невмешательство во внутренние дела; Межгосударственное сотрудничество; Равноправие и самоопределение народов; Суверенное равенство государств; Добросовестное исполнение государственных обязательств.

Кроме того, международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью строилось на основе специальных принципов: принцип невыдачи политических эмигрантов; принцип неотвратимости наказания; принцип гуманизма.

Сотрудничество государств по борьбе с преступностью велось по следующим направлениям: признание опасности для сообщества государств определенных уголовных деяний и необходимости применения своевременных мер для их пресечения; оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей и передачи их заинтересованному государству; помощь в получении необходимых материалов по уголовному делу; изучение проблем преступности и борьбы с ней; оказание практической помощи отдельным государствам в решении проблем преступности; обмен информацией.

Международная борьба с  преступностью велась с использованием двух основных международно-правовых форм и механизмов. Во-первых, договорно-правовой или конвенциональный механизм. Это заключение международных соглашений, например, договоров об оказании правовой помощи. Во-вторых, это институциональный механизм, т.е. сотрудничество в рамках международных организаций и органов всеобщего и регионального характера. Что касается первой формы, то СССР и другие социалистические страны ратифицировали различные международные Конвенции о борьбе с наиболее опасными видами преступлений. Институциональный механизм позволял социалистическим странам взаимодействовать в борьбе с преступностью через ООН и его структуры, а также в рамках Международной, межведомственной организации уголовной полиции Интерпол. СССР, правда, не являлся членом этой организации, в отличие от некоторых стран Восточной Европы. К сожалению, социалистические страны не имели своей постоянно действующей межгосударственной организации по борьбе с преступностью.

В заключении диссертации сформулированы выводы, вытекающие из результатов исследования. Изначально преступность в социалистических странах воспринимали с классовых позиций, поэтому формы борьбы с ней строились скорее на идеологических, чем на научных и прагматических соображениях. Со временем положение дел существенно изменилось. Социалистические страны сформировали правовые основы борьбы с преступностью и адекватную запросам времени правоохранительную систему. С течением времени  наладились формы сотрудничества правоохранительных органов социалистических стран. Кроме того, интенсифицировалось международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, которое было прервано на какое-то время в связи с объективными историческими событиями.

Основные положения  диссертации опубликованы в 8 научных работах общим объемом более 26,3 п.л.

 

                                         Монографии:

 

1. Кочетова И.В., Черныш О.В. Экспертиза нормативно-правовых актов (проектов) в Российской Федерации: история, проблемы, направления развития. Тула: Тульский филиал РПА Министерства юстиции Российской Федерации, 2010. 12 п.л.

2. Черныш О.В. Организационно-правовые основы сотрудничества СССР и стран Восточной Европы в борьбе с преступностью. М.; Тула: Тульский филиал РПА Министерства юстиции Российской Федерации, 2012. 11,6 п.л.

 

Научные статьи, опубликованные в журналах,

рекомендованных перечнем ВАК:

 

1.Черныш О.В. Настоящее и прошлое института участия общественности в борьбе с преступностью // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Выпуск 2. Часть II. Тула: Издательство ТулГУ, 2011. 0,5 п.л.;

2. Черныш О.В. Проблемы преступности и формирование российского гражданского общества // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Выпуск 2. Часть II. Тула: Издательство ТулГУ, 2011. 0,5 п.л.;

3.Черныш О.В. К вопросу об идеологических основах понимания природы преступности учеными в СССР и странах Восточной Европы // Вестник Российской правовой академии. № 3. 2011. 0,6 п.л.

Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:

1. Черныш О.В.Взаимодействие прокуратуры Тульской области с органами исполнительной власти  // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Тула: Тульский филиал РПА Министерства юстиции Российской Федерации, 2012. 0,4 п.л.;

2.Черныш О.В. Работа прокуратуры Тульской области, направленная на пресечение нарушений земельного и градостроительного законодательства. Проблемы законодательства и вопросы правоприменения, связанные с распоряжением недвижимым имуществом, осуществляемым органами государственной власти и местного самоуправления, а также с градостроительной деятельностью в Тульской области // Материалы расширенного заседания президиума арбитражного суда Тульской области, 2011 год. 0,3 п.л.;

3.Черныш О.В.Участие общественности в борьбе с преступностью в социалистических странах // Правовед. № 12. Тула: Тульский филиал РПА Министерства юстиции Российской Федерации, 2011. 0,7 п.л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Conrad J. Crime and its correction. Berkley and Los Angelos. – M., 1965. PP. 301-302.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 348. 

3 Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. – М.: МГУ, 1969. С.26.

4 Энциклопедический юридический словарь. – М.: Юридическая литература, 1953. С. 509-510.

5 Ной И.С. Методологические проблемы советской криминологии. – Саратов, 1975. С. 135.

6 Бэвкон Л., Скаберне В., Подопивец К. Состояние преступности среди молодежи и формы борьбы с ней в СФРЮ. – Любляна, 1964. С. 16.

7 Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. – М.: МГУ, 1969. С. 178.

8 XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. – М., 1962. Т. 3. С. 307.

9 XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. – М., 1962. Т. 3. С. 317.

10 Социалистическое государство. Сущность, функции и формы. – М., 1976. С. 6.

11 Аппарат управления социалистического государства: В 2-х ч. – М., 1976. Ч. 1. С. 23.

12 Копейчиков В.В. Механизм советского государства. – М., 1968. С. 164.

13 Управление милициями (полициями) зарубежных социалистических стран. Сборник документов. – М.: Академия МВД СССР, 1981. С. 324.

14 Максименко Н.П. Возникновение органов милиции в социалистических государствах Европы. – М.: Академия МВД СССР, 1978. С. 56.

15 Максименко Н.П. Указ. соч. С. 56.

16 В.И. Ленин, КПСС о социалистической законности и правопорядке. – М., 1982. С. 499.

17 Конституция общенародного государства. – М., 1978. С. 113.

18 Зимин В.П. Международное сотрудничество правоохранительных органов. – М.: Академия МВД СССР, 1990. С. 7.




Информация о работе Организационно-правовые основы сотрудничества СССР и стран Восточной Европы в борьбе с преступностью: 40-е – 80-е годы ХХ века