Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 05:23, диссертация
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать исторический опыт борьбы с преступностью в СССР и социалистических странах Восточной Европы. Поставленная цель диссертационного исследования предопределяет следующие его задачи:
- исследовать взгляды на преступность как на социальное явление и научную проблему;
- изучить концептуальные основы борьбы с преступностью;
- осветить место и роль правоохранительных органов в механизме социалистического государства;
- проанализировать становление профессиональной подготовки сотрудников милиции (полиции) в социалистических странах и обмен положительным опытом в этой сфере;
- отразить координацию деятельности правоохранительных органов социалистических стран с общественными организациями в борьбе с преступностью;
- охарактеризовать правовые основы борьбы с преступностью в СССР и странах Восточной Европы;
- показать формы сотрудничества социалистических стран в борьбе с преступностью;
- выявить положительный и негативный опыт социалистических стран в сфере противодействия преступности для совершенствования правовой политики современного российского государства.
4. Как правило,
5. Правовой основой борьбы с преступностью в СССР и социалистических странах Восточной Европы являлась, прежде всего, Конституция, а затем и международно-правовые акты. На их основе принимались нормативно-правовые акты (Законы, положения и т.д.), которые устанавливали структуру, компетенцию и задачи правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью.
6. Сотрудничество
7. Правоохранительные органы социалистических стран взаимодействовали в области борьбы с преступностью не только между собой, но и с другими государствами на основе тех конвенций, которые они ратифицировали. Отдельные из них являлись членами Международной уголовной полиции (Интерпол), отдав предпочтение прагматичным, а не идеологическим соображениям.
Обоснованность, достоверность и практическая значимость диссертационного исследования определяется теоретической и практической значимостью диссертации. В ней нашел отражение исторический опыт борьбы с преступностью в СССР и странах Восточной Европы, который имеет как плюсы, так и минусы. Выводы, обоснования и заключения могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по проблемам совершенствования форм и методов борьбы с преступностью, организационных и правовых основ деятельности правоохранительных структур. Кроме того, они могут быть использованы в преподавании курсов теории и истории государства и права, криминологии, уголовного права, а также при подготовке учебных пособий, лекций, статей и иных учебно-методических материалов.
Есть надежда, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы и в процессе совершенствования ведомственного нормотворчества, а также в повышении эффективности деятельности правоохранительных органов как одной из составляющих механизма государства.
Практическая значимость настоящего диссертационного исследования далеко не исчерпывается только этими соображениями. Опыт СССР и других социалистических стран показывает, что правоохранительные органы могут противостоять преступности только тогда, когда в борьбу с ней включена вся система общественных и государственных институтов. Парадоксально, но сегодня правоохранительные органы функционируют практически в агрессивной социальной среде. Общество, прежде всего в лице средств массовой информации, отдельные представители органов законодательной, судебной и исполнительной власти переносят все изъяны и болезни государства и общества фактически только на полицию (милицию). Такая вопиющая несправедливость и предвзятость вызывает у сотрудников органов внутренних дел обоснованное непонимание и уж никак не добавляет оптимизма в работе.
В этом смысле опыт социалистических стран трудно переоценить. Бороться с преступностью нужно вместе, сообща. Этого очевидного факта мы до сих пор не можем осознать и принять. Нельзя не сказать и о другой стороне. Как правило, правоохранительные органы имеют дело с уже совершившимся социальным фактом, т.е. преступлением. Однако корни этого преступления лежат глубоко и кроются в самой системе социальных отношений. Надо работать в этом направлении, т.е. обеспечивать занятость населения, восстанавливать систему среднего профессионального образования, повышать культурный и образовательный уровень общества, ликвидировать детскую беспризорность и безнадзорность. Надо уделять пристальное внимание пропаганде правовых знаний, повышению общей и правовой культуры населения. Только тогда можно рассчитывать на позитивный результат.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала РПА Министерства юстиции РФ, кафедры государственно-правовых дисциплин Академии права и управления, получили отражение в девяти публикациях, включая две монографии. Автор принял участие в работе конференций, круглых столов: «Проблемы законодательства и вопросы правоприменения, связанные с распоряжением недвижимым имуществом, осуществляемым органами государственной власти и местного самоуправления, а также с градостроительной деятельностью в Тульской области» (16 ноября 2011 года); «Проблемы совершенствования исполнительной власти в России: федеральный и региональный аспекты» (Материалы межвузовской научно-практической конференции. Тула, 23 марта 2012 года). Кроме того, материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс и практическую деятельность органов законодательной власти, прокуратуры и органов внутренних дел.
Структура диссертации обусловлена целью исследования и вытекающими из нее задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы и ее новизна, степень научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, цели, задачи, методология, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации научных результатов.
В первой главе – «Эволюция теоретических взглядов на преступность и концептуальные основы борьбы с ней в СССР и странах Восточной Европы» – подробно совещаются вопросы: преступность как социальное явление и научная проблема; концептуальные основы борьбы с преступностью.
С научной точки зрения, да и просто с позиций здравого смысла рассматривать вопросы борьбы с преступностью в СССР и европейских социалистических странах невозможно без анализа взглядов на преступность как на сложное социальное явление, которые имели место в социалистической юридической науке. Не понимая сути социального явления, невозможно правильно определить формы и методы его изучения, а применительно к преступности, соответственно и способы борьбы с ней.
К отличительным особенностям социалистической юридической науки обычно относят ее идеологический характер, который очень сильно сказывался на обоснованности и истинности научных изысканий. По всей видимости, исключить идеологические доктрины из сферы общественных наук невозможно в принципе, поскольку «буржуазные» мыслители также выступают в идеологически окрашенных тонах.
Капитализм и социализм, как в социалистической, так и в буржуазной (западной) общественно-политической мысли рассматривались преимущественно как антагонистические явления. Эта позиция самым серьезным образом влияла на концептуальные подходы к проблемам преступности.
В социалистической юридической
науке утвердилось положение
о том, что преступность и преступление
как явления объективной
Представители западной уголовной социологии считали, что преступление и преступность вечны, как вечно само общество. Преступность, по их мнению, существовала уже на стадии первобытного общества и в известном смысле она даже полезна, поскольку способствует упрочению коллективных чувств членов общества1. Главная же мысль социалистической юридической науки состоит в том, что преступность – явление классовое, и возникает она тогда, когда формируется классовое общество и частная собственность. Иными словами, преступность возникает в рабовладельческом обществе, сохраняется в феодальном и получает сильнейший импульс развития при капитализме. Такая позиция базировалась на формуле Ф. Энгельса, согласно которой нищета предоставляет рабочему на выбор: медленно умирать с голоду, сразу покончить с собой либо брать то, что ему требуется, где только возможно, т.е., попросту говоря, красть2.
Гораздо сложнее обстояло дело, когда речь заходила о преступности в социалистических странах. Характеристика преступности в первые годы советской власти в СССР и на начальном этапе строительства социализма в европейских странах строилась на том, что она якобы представляла собой «пережитки» капитализма. Известный криминолог Н.Ф. Кузнецова констатирует, что преступность и юридическое понятие преступления при социализме не теряет своего классового характера. Однако необходимо иметь в виду, что классовое содержание преступного существенно изменилось сравнительно с одноименным понятием в эксплуататорских системах. Классовый характер преступлений различен на первом этапе развития социалистического общества в условиях перехода от капитализма к социализму и на втором этапе – при переходе от социализма к капитализму. При социализме классовый характер преступлений определяется по социальным корням, причинам, содержанию преступности и правовому понятию преступления, а также по социальному назначению норм о преступлениях. По своему происхождению преступления остались неизменно следствием разделения общества на антагонистические классы в далекую эпоху становления рабовладельческих государств. По социальным причинам преступление по-прежнему представляет собой порождение классово-антагонистических противоречий эксплуататорского общества. Сами принципы социализма не могут по своей сущности вызывать преступность3.
Преступление – категория
Попытки объяснения существования
преступности в социалистическом обществе
очень часто принимали
Вызывает интерес та дискуссия, которая имела место между юристами из ГДР и СФРЮ. По мнению ученых из ГДР, преступность в социалистическом обществе не имеет социальной основы, что она не детерминирована и доказуемые закономерные связи между преступлениями и их причинами отсутствуют. Криминогенные явления имеют место и в социалистическом обществе, но они не вырастают из его сути.
Югославские ученые полагали, что преступность при социализме на современной ступени общественного развития представляет собой неизбежное и закономерное явление. Она – следствие и побочный продукт объективной реальности и закономерности, действующей независимо от человеческой воли. Преступность, следовательно, не только пережиток в сознании людей, скорее, она возникает на нашей почве, в наших специфических производственных отношениях и базирующихся на них социальных отношениях и общественной надстройке6.
Из сопоставления мнений югославских и немецких (ГДР) ученых видно, что они занимали разные позиции. Естественно, что в советской науке точка зрения немецких криминологов была полностью принята, а югославских, естественно, подвергнута критике.
Обобщая взгляды ученых из социалистических стран можно констатировать, что: 1. Преступность в целом всегда более или менее массовое явление; 2. Преступность – исторически изменчивое явление; 3. Преступность – явление классового общества; 4. Преступность – социальное явление; 5. Преступность – уголовно-правовое явление; 6. Преступность – совокупность отдельных преступлений.
В общем и целом в социалистических странах преступность получила квалификацию «затухающей закономерности». Ее искоренение было признано как «нарастающая социальная закономерность»7.
Действительность, увы, оказалось совсем другой. Преступность в социалистических странах росла, приобретала угрожающие и организованные формы.
Иллюзорное восприятие преступности находилось во власти господствующей идеологии. Борьба с преступностью строилась порой не на объективных законах существования социума, а на идеологических доктринах, на основе которых и создавались законы. Было проигнорировано марксово положение о том, что «правовая природа вещей не может приспособляться к закону – закон, напротив, должен приспособляться к ней».
Европейская социалистическая система стала складываться после Второй мировой войны. По вполне понятным причинам строительство социализма в определенных странах возглавили коммунистические и рабочие партии, которые, как и КПСС являлись не просто политическими партиями, а государственно-образующими структурами. Их, казалось бы, внутренние документы – Уставы и Программы – тем не менее определяли смысл и содержание всего государственно-правового строительства. Они являлись идеологическим фундаментом для любых социально значимых мероприятий, в том числе организации и борьбы с преступностью. То, что нужно было создавать и против чего необходимо бороться – все это определялось идеолого-программными документами. Конечной целью деятельности коммунистических и рабочих партий являлось построение бесклассового коммунистического общества, в котором на смену преступности придут лишь отдельные социальные эксцессы.