Организационно-правовые основы сотрудничества СССР и стран Восточной Европы в борьбе с преступностью: 40-е – 80-е годы ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 05:23, диссертация

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать исторический опыт борьбы с преступностью в СССР и социалистических странах Восточной Европы. Поставленная цель диссертационного исследования предопределяет следующие его задачи:
- исследовать взгляды на преступность как на социальное явление и научную проблему;
- изучить концептуальные основы борьбы с преступностью;
- осветить место и роль правоохранительных органов в механизме социалистического государства;
- проанализировать становление профессиональной подготовки сотрудников милиции (полиции) в социалистических странах и обмен положительным опытом в этой сфере;
- отразить координацию деятельности правоохранительных органов социалистических стран с общественными организациями в борьбе с преступностью;
- охарактеризовать правовые основы борьбы с преступностью в СССР и странах Восточной Европы;
- показать формы сотрудничества социалистических стран в борьбе с преступностью;
- выявить положительный и негативный опыт социалистических стран в сфере противодействия преступности для совершенствования правовой политики современного российского государства.

Работа содержит 1 файл

Международно-правовые основы борьбы с преступностью.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Уставы коммунистических и рабочих партий европейских  социалистических стран предъявляли к своим членам очень высокие моральные, деловые и политические требования, не допускающие никаких форм отклоняющегося поведения. Они должны были воспитывать не только себя, но и окружающих, создавать обстановку нетерпимости к любым нарушениям норм общественной морали и законности. Все это приносило ощутимые результаты и являлось лучшей профилактикой преступности.

В контексте диссертационного исследования вызывают интерес материалы XXII съезда КПСС и принятая на нем Программа – Программа построения коммунизма – бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства, с полным социальным равенством всех членов общества. «Партия, – говорится в Программе, – ставит задачу обеспечить строгое соблюдение социалистической законности, искоренение всех нарушений правопорядка, ликвидацию преступности, устранения всех причин, ее порождающих»8. Ставилась амбициозная задача – добиться такого уровня жизни, которого нет ни в одной капиталистической стране.

Руководство партии отдавало себе отчет в том, что мерами уголовно-правового  воздействия мало чего можно добиться. Поэтому предполагалось выстроить целую систему социальных, правовых, экономических и не в последнюю очередь идеологических факторов, минимизирующих, а в перспективе и вовсе исключающих преступность. Причем, идеологическую работу должна была осуществлять вся система государственных и общественных организаций, которая также обязана была воспитывать трудящихся в духе добровольного, добросовестного исполнения своих обязанностей, вела бы к органичному соединению прав и обязанностей в единые нормы коммунистического воспитания. «Коммунистическая мораль, – отмечается в Программе, – включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками»9. На основе общечеловеческой морали был принят Моральный кодекс строителя коммунизма.

Время шло, и оно показало, что надежды искоренить преступность оказались утопией. XXVII съезд КПСС уже не ставил такой задачи и в принятой им Программе говорилось о необходимости «решительной борьбы с преступностью». Поменялось отношение к преступности и в других социалистических странах. Вместо искоренения преступности стали говорить о ее профилактике с использованием самых разнообразных форм и методов.

Во второй главе – «Организационные основы сотрудничества в борьбе с преступностью» – рассматриваются следующие вопросы: правоохранительные органы в механизме государства; подготовка кадров и обмен положительным опытом; участие общественности в борьбе с преступностью.

В отечественной литературе до сих пор нет единства мнений в части того, что следует понимать под аппаратом государства, а что под механизмом, так же как не наблюдается единства мнений на такую категорию как «правоохранительные органы». В научной литературе социалистического периода утверждалось, что с победой социалистической революции возникает более высокий исторический тип государства – социалистическое государство. Оно выступает как политическая организация трудящихся во главе с рабочим классом, как главное орудие строительства нового общества – социализма и коммунизма10. В.И. Ленин неоднократно подчеркивал, что главное в марксистском учении о государстве – идея слома старого государственного аппарата, который выражал собой эксплуататорскую сущность досоциалистического государства.

В ряде работ делался  акцент на то, что социалистическое государство не отождествляется  с аппаратом. Оно является политической организацией трудящихся во главе с  рабочим классом. Вместе с тем  нужно учитывать, что аппарату принадлежит  очень важная роль в осуществлении функций государства, его социального назначения11.

Аппарат социалистического  государства менялся в организационном  и функциональном плане в зависимости  от тех этапов, которые оно проходило.

В социалистических странах  существовали не органы исполнительной власти, а исполнительно-распорядительные органы, которые совершенно четко были ориентированы на выполнение решений представительных органов, формировавшиеся населением, и ни о какой их самостоятельности говорить не приходилось. Высшим исполнительно-распорядительным органом в системе органов государственного управления социалистических стран являлось правительство. В СССР, НРБ, СРР, ПНР, ГДР оно называлось Совет Министров, в ЧССР – Правительством, в СФРЮ – Исполнительным вече.

Механизм (аппарат) государства выступает главным средством реализации функций государства. Одной из основных функций социалистического государства, свойственной ему с момента возникновения, являлась функция охраны социалистической собственности, правопорядка и прав граждан. Органы внутренних дел социалистического государства несли основную нагрузку в борьбе с преступностью, находясь в так называемом «двойном» подчинении. Они подчинялись как соответствующим Советам народных депутатов и их исполнительным комитетам, так и вышестоящим органам внутренних дел. В своем основательном труде «Механизм советского государства» В.В. Копейчиков справедливо полагает, что органы общенародного представительства – Советы – одновременно являются и органами государственной власти, и органами народного самоуправления, и массовыми общественными организациями, органически соединяя в себе все эти начала. Как органы государственной власти Советы играют решающую роль в осуществлении функций государства, концентрируют и разрешают важнейшие общественные потребности в сфере государственного регулирования, опираются в своей деятельности на все средства государственного воздействия, в том числе и меры государственного принуждения12.

Органы правопорядка формировались вместе с социалистическим государством, хотя еще в период подготовки народно-демократических революций в странах Восточной Европы стали возникать вооруженные отряды пролетарской (рабочей) милиции. Лозунг-призыв «Революция ничего не стоит, если она не способна себя защищать» хорошо усвоили в социалистических странах, поэтому такое важное значение придавали формированию органов, отвечающих за внутреннюю и внешнюю безопасность.

Структурирование механизма социалистического государства преследовало цель четкого разделения управленческого труда. Управление в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью было поручено Министерству внутренних дел – высшему отраслевому органу государственного управления, наделенному исполнительно-распорядительными функциями в области охраны общественного порядка и безопасности.

Наряду с общими для Министерства внутренних дел задачами по: 1) охране общественного порядка и борьбе с его нарушениями; 2) производству в пределах своей компетенции предварительного расследования по фактам установленных нарушений уголовных законов; 3) осуществлению общего надзора за соблюдением паспортных правил, правил обращения с ядовитыми и взрывчатыми веществами, правил пожарной безопасности, правил движения транспорта и пешеходов и т.д. на Министерство внутренних дел ряда социалистических стран были возложены функции обеспечения государственной безопасности (НРБ, ВНР, СРР, СФРЮ, ЧССР), исправление и перевоспитание лиц, осужденных за совершение преступных действий (НРБ, СРР, ГДР) и другие функции, связанные с вопросами местного хозяйства, транспорта, государственных архивов (ГДР, ЧССР).

Компетенция Министерства внутренних дел в унитарных государствах распространялась на всю территорию, в федеративных социалистических государствах (ЧССР, СФРЮ) компетенция точно устанавливалась законодательством13.

Основными службами милиции (полиции), как правило, являлись: патрульно-постовая служба, служба участковых уполномоченных, служба обнаружения, расследования и предупреждения преступлений (службы уголовного розыска, следствия, профилактики); служба борьбы с хищениями социалистической собственности. В ряде стран были созданы штабные подразделения, которые выполняли организационные, контрольные и координационные функции.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции, народно-демократических революций в странах Восточной Европы со всей очевидностью встала кадровая проблема формирующегося государственного механизма. Основополагающим при комплектовании органов внутренних дел в СССР первоначально считался классовый принцип, который в странах Восточной Европы не являлся доминирующим.

Значительную роль в  формировании кадров советской милиции  сыграл декрет «О Советской Рабоче-крестьянской милиции» (1919 г.) и «Положение о рабоче-крестьянской милиции» (1920 г.). Эти нормативно-правовые акты заложили основы профессиональной правоохранительной структуры, организационные и правовые основы ее деятельности. Система профессиональной подготовки постоянно совершенствовалась.

Первоначально обучение сотрудников милиции осуществлялось на кратковременных курсах, затем стали формироваться средние и высшие специальные учебные заведения системы Министерства внутренних дел. Особенно эффективные усилия в этом направлении предпринимались в 50-е и 60-е годы. И тем не менее в 1966 году среди начальствующего состава милиции лишь 12,6% имели высшее образование, а юристов высшей квалификации было и того меньше – 9%. Среднюю юридическую подготовку получили только 18,5% начальствующего состава. Среди рядового состава милиции лишь 11,7% имели среднее образование14.

В этих условиях принимается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1968 года «О мерах по дальнейшему укреплению советской милиции». В Постановлении был определен ряд мер по улучшению обучения и подготовке специалистов для органов милиции. На улучшение кадровой ситуации в органах внутренних дел было ориентировано и Постановление ЦК КПСС от 2 августа 1979 года «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с преступностью». Усилия партии и правительства, всего общества дали положительные результаты. Система МВД СССР располагала к началу 80-х годов отлаженной системой профессиональной подготовки, включавшей десятки высших и средних специальных учебных заведений. Первого сентября 1974 года начала функционировать Академия МВД СССР, которая готовила управленческие кадры для системы Министерства внутренних дел. Практически все министры внутренних дел социалистических стран являлись ее выпускниками.

Формирование системы  профессионального образования  в социалистических странах имело примерно одну и ту же схему. В Венгрии, например, с первого дня создания Государственной полиции большое внимание уделялось подготовке кадров. В 1946 году существовало три учебных заведения, в 1947 году созданы еще 5, а в 1948 году была открыта Академия15.

В процессе подготовки профессиональных кадров правоохранительных органов имело место самое тесное сотрудничество. Достаточно сказать, что в середине 80-х годов в учебных заведениях МВД СССР обучалось примерно 1200-1300 сотрудников правоохранительных органов из социалистических стран. По понятным причинам осуществлялась подготовка прежде всего управленческих кадров.

Борьба с преступностью в социалистических странах осуществлялась не только государственными органами, но и общественными организациями, поскольку признавалось, что преступность – антиобщественное, антисоциалистическое явление, значит бороться с ней должны все институты общества и государства. Все общественные организации, включая добровольные общества обязаны были «воспитывать своих членов в духе коммунистической морали, непримиримости ко всякого рода антиобщественным явлениям». Программа Болгарской коммунистической партии содержала положение о том, что «наивысшая ценность коммунизма есть богатство человеческой природы». Наибольшую роль в деле борьбы с преступностью в социалистических странах играли коммунистические и рабочие партии, молодежные общественно-политические организации, профсоюзы, добровольные народные дружины. О том, какое место они занимали в механизме обеспечения общественного порядка, свидетельтствует Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 года, в котором говорится, что добровольные народные дружины, созданные по инициативе трудящихся, активно участвуют в работе по укреплению общественного порядка. Вместе с тем ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ предлагалось обеспечить более активное участие профсоюзных и комсомольских организаций в деятельности добровольных народных дружин, повысить их роль и ответственность в борьбе с правонарушениями16.

В социалистических странах Восточной Европы взаимоотношения милиции (полиции) с общественными организациями строились не только на принципах политической и идеологической целесообразности, но и на основе нормативно-правовых актов. В Болгарии это был Закон «О Народной милиции НРБ» от 29 октября 1976 г. В ЧССР Закон «О Корпусе национальной безопасности ЧССР» от 24 апреля 1974 г.

Общественные организации направляли своих лучших представителей на службу в органы внутренних дел социалистических стран. В том числе и за счет этого создавался относительно высокий кадровый потенциал правоохранительных органов.

Одним словом милиция (полиция) социалистических стран функционировала в принципиально другой общественной среде, тесно взаимодействуя в борьбе с правонарушениями. Ранее никому и в голову не могла прийти формула «Мы Вам платим налоги, а Вы нам обеспечьте безопасность». Понятно, что правоохранительные структуры без помощи институтов общества не в состоянии выстроить эффективную политику противодействия преступности. Отрадно сознавать, что сегодня это начинают понимать.

В третьей главе – «Правовые основы сотрудничества в борьбе с преступностью» – рассматриваются следующие вопросы: конституционно-правовые основы противодействия преступности; взаимодействие СССР и государств Восточной Европы в борьбе с преступностью; международно-правовые формы борьбы с преступностью.

Информация о работе Организационно-правовые основы сотрудничества СССР и стран Восточной Европы в борьбе с преступностью: 40-е – 80-е годы ХХ века