Общие положения об участниках международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Итак, главной целью работы является изучение вопроса о субъектах международных отношений.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать понятие и обозначить основные тенденции развития современных международных отношений;
- выделить виды и признаки участников международных отношений;
- рассмотреть в качестве основных субъектов международных отношений государства и международные организации;
- изучить правовой статус наций, народов, государствоподобных образований и индивида в аспекте межгосударственных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….5
Глава 1. Основные сведения о международных отношениях………………...8 1.1 Понятие и современные тенденции развития международных
Отношений………………………………………………………………………...8
1.2. Геополитика – основное направление мировой политики и международных отношений…………………………………………………….15 Глава 2. Общие положения об участниках международных отношений……19
2.1 Понятие, виды и признаки участников международных отношений....19
2.2 Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права………………………………………………..22
2.3 Международные организации как участник международных отношений………………………………………………………………………..25
2.4 Международная правосубъектность иных участников международных отношений………………………………………………………………………..35
2.5 Международно-правовое признание……………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

    Признание восставшей и воюющей стороны. Оно  относится к признанию повстанцев на различных ступенях гражданской и национально-освободительной войны. Главным юридическим последствием такого признания является распространение на восставших и воюющих законов и обычаев войны, в частности, Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.

    Международно-правовое признание не должно использоваться в качестве орудия давления и вмешательства  во внутренние дела в отношении тех, кому оно предназначено. Каждое новое  государство имеет право на признание. Однако, если новое государство возникло в результате территориальных изменений (отделения от другого государства, разделения на два или несколько государств и т. д.), то необходимой предпосылкой признания является урегулирование новым государством вопросов правопреемства. Что касается нового правительства, то оно имеет право на признание, если осуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией. Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марионеточное правительство), не должно признаваться [17; 203].

    Признание де-юре (de jure) и де-факто (de facto). В зависимости от объема юридических последствий, которое влечет за собой международно-правовое признание, различается признание де-юре и де-факто.

    Обе формы признания являются юридическими, поскольку влекут за собой определенные правовые последствия для признаваемой стороны, хотя и в разном объеме.

    Признание де-юре - это признание в полном объеме. Оно окончательно и не может быть взято назад. При нем с признаваемыми государством или правительством в полном объеме устанавливаются дипломатические, консульские и другие официальные отношения; признаются их права распоряжаться своими имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, в иностранных банках и т. д., иммунитет от юрисдикции иностранных судов. В случае признания де-факто устанавливаются только консульские или торгово-экономические отношения с признаваемой стороной. Оно носит временный и переходный к признанию де-юре характер, но может быть взято и обратно. Чаще всего такое признание применяется к новому правительству, а не к новому государству, да и то сравнительно редко. Обычной формой признания является, таким образом, признание де-юре.

    От  этих двух форм признания следует  отличать «разовые контакты» с непризнанным государством, правительством и т. д. Иногда их называют фактическим признанием (не путать с признанием де-факто, которое, как и де-юре, является юридическим признанием), но это не вполне точно. Скорее, в таких случаях нужно говорить о фактическом непризнании: подобные контакты нередко сопровождаются заявлением, что они не должны рассматриваться как признание нового государства или правительства со стороны государства, которое вступает в такие контакты.

    Участие государств в международных организациях и их признание. Уставы международных  организаций, в том числе Устав  ООН, не обусловливают принятие в них новых государств признанием. Не нуждается в признании новое правительство, учреждающее свое представительство при международной организации.

    С другой стороны, принятие нового государства  в международную организацию не означает его признания всеми государствами-членами. Признание и членство в международных организациях - самостоятельные институты международного права [21; 90].

Заключение

 

    Итак, в рамках данной работы автор постарался раскрыть вопрос о субъектах современного международного права.

    В заключении отметим, что современное  международное право охватывает сферой своего действия все государства; оно стало в этом плане, несомненно, универсальным. Старое классическое международное право содержало нормы, которые устанавливали различную степень зависимости одних государств от других (колонии, протектораты и т. п.). Современное международное право провозглашает принцип суверенного равенства.

    Современная международная обстановка характеризуется  сложностью и противоречивостью. На мировой арене сталкиваются интересы множества субъектов политической деятельности.

    Различия отмечаются и по субъектам. В старом классическом международном праве единственным субъектом были государства. В современном международном праве государства остаются основным субъектом, но вместе с ними в современном международном праве действуют и новые субъекты - международные организации.

    Правосубъектность международных организаций во многом отлична от правосубъектности государств, но данное обстоятельство не является основанием для отказа международным  организациям быть субъектами международного права. Значительную поддержку в  отстаивании своей точки зрения сторонникам правосубъектности международных организаций оказало Консультативное заключение Международного суда ООН от 11 апреля 1949 г. по вопросу возмещения ущерба, понесенного на службе ООН. В нем Организация Объединенных Наций была признана субъектом международного права. В заключении Суда подчеркивалось также то, что правосубъектность ООН неравнозначна правосубъектности государства.

    Изменилось  и отношение международного права  к индивиду. Современное международное  право уделяет значительно больше внимания индивиду, и в частности правам человека. В современном международном праве сложилась отрасль, нормы которой регулируют сотрудничество государств в области прав человека. Ничего этого не было в старом международном праве. Претерпел изменения и институт ответственности. Ответственность за совершение международных преступлений в современном международном праве наряду с государствами несет и индивид. Примером тому служат деятельность и решения Нюрнбергского и Токийского международных военных процессов подтвердивших международную ответственность государств и уголовную ответственность индивидов за совершение преступлений против мира и человечества.

Список литературы

 

   

  1. Баймуратов М.А. Международное право. – Х: "Одиссей", 2007 – 736 с.
  2. Бобин М.В. Межгосударственные финансово-экономические организации Европы: Правовые аспекты учреждения и деятельности. - М., 2007. - 176с.
  3. Бородулина Л.П. Международные экономические организации: учеб. пособие / Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. - М.: Экономистъ, 2005. - 298с.
  4. Гайдуков Л. Ф. Международные отношения и внешняя политика 1980 – 2000. – К: Лебедь, 2008. – 621 с.
  5. Зуева К. СБСЕ / ОБСЕ: вчера, сегодня, завтра // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - N4. - С.39-46.
  6. Иванов И.С. Верховенство права в международных отношениях //Международная жизнь, №12, 2000.
  7. Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И.  Международное право. — М.: «Юрлитинформ», 2002.
  8. Международные организации: Учебное пособие / Под ред. О. С. Кучика – М 58 К: Знания, 2005 – 497 с;
  9. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2008. - 416 с.
  10. Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М., 2007.
  11. Международное право в документах. – М., 1998
  12. Международное право: Учебник. Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И.Курдюков. — М.: Статут, 2010 – 624с.
  13. Международное право: Учебно-метод. компл. Чепурнова Н.М. ЕАОИ; 2008, 295с.
  14. Международное право: основные отрасли: Учебник / М 58 под ред. В. Г. Буткевича – К: Либідь, 2008 – 816 с;
  15. Международные экономические отношения: Учебник. Для студентов по спец. "мировая экономика"; "Бухгалтерский учет и аудит"; "Финансы и кредит"; "Налоги и налогообложение" / Б. М. Смитиенко, Л. И. Комисарова, М. Б. Медведева и др.; Под ред. Б. М. Смитиенко – М: Инфа - М, 2005 – 510с.
  16. Мельвиль А.Ю. и др. Политология. Учебник. – М.: МГИМО(У) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.
  17. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 359с.
  18. Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М., 2007.
  19. Современные международные отношения. – М:., 2009. – 257 с.
  20. Тодоров И. Я., Субботин В. Н., Филонов А. В. Международное публичное право: Учебное пособие. – К.: Знания, 2007 – 411 с;
  21. Черкес М. Ю. Международное право: Учебник. – К: "Знания", КОО, 2007 – 284 с;
  22. Шестаков Л.Н. Понятие международного права //Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1997, N 6
  23. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В.Торкунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999 — 584с;

24. Статья: Полномочия Совета Безопасности ООН и действия региональных организаций по поддержанию мира (Сорокина О.Ю.)/("Международное публичное и частное право", 2008, N 2).

25. Статья: К вопросу о юридической природе международных финансовых организаций (Купреев С.С.)/("Международное публичное и частное право", 2008, N 1).

    Интернет-ресурсы:

  1. http://5ka.com.ua/53/index.html - международные отношения;
  2. http://www.europa.eu.int - официальный сайт ЕС;
  3. http://www.geopolitics.ru/common/organisations.htm - международные организации;
  4. http://www.guam.org.ua/cooperatiin.phtml - официальный сайт ГУААМ;
  5. http://www.osce.org Официальный сайт ОБСЕ;
  6. http://www.nato.int - официальный сайт НАТО;
  7. http://www.nns.ru - Национальная электронная библиотека;
  8. http://www.un.org - официальный сайт ООН;

Информация о работе Общие положения об участниках международных отношений