Общие положения об участниках международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Итак, главной целью работы является изучение вопроса о субъектах международных отношений.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать понятие и обозначить основные тенденции развития современных международных отношений;
- выделить виды и признаки участников международных отношений;
- рассмотреть в качестве основных субъектов международных отношений государства и международные организации;
- изучить правовой статус наций, народов, государствоподобных образований и индивида в аспекте межгосударственных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….5
Глава 1. Основные сведения о международных отношениях………………...8 1.1 Понятие и современные тенденции развития международных
Отношений………………………………………………………………………...8
1.2. Геополитика – основное направление мировой политики и международных отношений…………………………………………………….15 Глава 2. Общие положения об участниках международных отношений……19
2.1 Понятие, виды и признаки участников международных отношений....19
2.2 Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права………………………………………………..22
2.3 Международные организации как участник международных отношений………………………………………………………………………..25
2.4 Международная правосубъектность иных участников международных отношений………………………………………………………………………..35
2.5 Международно-правовое признание……………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

    Все глобальные проблемы, стоящие перед  человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

    Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире.

    Важной  проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.

    К другой, не менее важной, но гораздо  более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды. Опасность нарушения экологического равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы исподволь, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.

    Проблема  сохранения окружающей среды органически  связана с резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными тенденциями общественного развития: увеличением численности населения, его стремлением к прогрессу, улучшению материального благополучия и т. д. .

    Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком  природы привела к массовой вырубке  леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового эффекта». Ярким показателем загрязнения окружающей среды стала Чернобыльская катастрофа.

    Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с  экономическими — с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию, Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населения от промышленно развитых стран. Другая трудность вызвана технологическим несовершенством производства многих государств, в том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на выпуск единицы продукции.

    Разнообразны  и социальные проблемы. Последние  десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем.

    Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

    Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

    Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на национальном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют планетарного объединения интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов.

    Четвертой тенденцией современных международных  отношений является усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания [19; 106].

    Пятой тенденцией стало то, что в целом  как во внутренней, так и в международной  жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

    Шестой  тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  Геополитика – основное направление мировой  политики и международных отношений 

    При изучении мировой политики и международных  отношений в рамках политической науки особо важное значение имеет такое ее направление как геополитика. Геополитика имеет предметом своего исследования глобальные и национальные интересы, приоритеты и методы внешней политики государств как субъектов международных отношений и мировой политики, опираясь на территориальные и демографические императивы,  также силовые потенциалы различных стран.

    Современная геополитика представляет собой  науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее факторов [17; 10]. Основным объектом геополитических исследований является географическая среда страны, которая характеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве; типом и формой государственных границ; состоянием окружающей среды; наличием природных ресурсов. Географическая среда рассматривается в тесной взаимосвязи с такими важнейшими факторами внешней политики, как политическая система, социально-демографическая структура общества, экономика, военная мощь.

    При изучении географической среды в  рассматриваемой науке делается акцент прежде всего на исследовании фундаментальных качеств пространства. В данной связи важное значение имеет  такое понятие, как территориальность. Территориальность – совокупность процессов и разного рода механизмов, посредством которых живые существа провозглашают, демаркируют и защищают район своего обитания, чтобы не допустить в него посторонних. Каждая страна имеет свою собственную территорию с четко обозначенными границами и пограничной службой, охраняющей эту территорию.

    Величина  территории, которую занимает то или  иное государство на планете, является одним из важнейших показателей, во многом определяющим место страны в иерархии международных отношений, ее политику на мировой арене и национальные геополитические интересы. Размер сухопутной территории государства в геополитике всегда сопряжен с численность населения страны. Это сопряжение фиксируется еще одним важным геополитическим показателем – плотность населения, то есть числом жителей на 1 км2. В современном мире есть государства-гиганты в территориальном плане, имеющие высокую или относительно высокую плотность населения. Как правило, такие страны имеют значительный вес в мировой политике и глобальном развитии.

    Существуют государства с достаточной большой территорией и весьма малой плотностью населения, что в определенной степени ограничивает их возможности претендовать на роль мировых лидеров. К таким странам можно отнести Канаду и Австралию.

    Важным  элементом государственной территории являются воды, которые делятся на внутренние (водные пути, моря, морские порта, рейды, бухты и т.п., расположенные в пределах государственных границ) и территориальные.

    Воды, входящие в состав государственной  территории, имеют большое геополитическое значение:

  1. Внутренние водные пути (реки, каналы и т.п.) во многих случаях выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним проходят важные транспортные коммуникации; вдоль этих водных путей располагаются города, в том числе и крупные, формируются экономические районы, проживает значительная часть населения страны; внутренние воды играют роль естественных преград при обороне государства;
  2. Территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и мировой системе морских коммуникаций.

    Воздушное пространство имеет важное значение в аспекте транспортных коммуникаций и обороны страны. Геополитическое  пространство подразделяется на геостратегические  регионы. Геостратегический регион – образуется вокруг государства  или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике и представляет собой большое пространство, в которое, помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния. Геостратегические регионы состоят из геополитических регионов. Геополитический регион – это часть геостратегического региона, отличающаяся более тесными и устойчивыми политическими, экономическими, культурными связями. Геополитический регион более органичен и компактен, чем геостратегический.

          Существенную роль в геополитических исследованиях играет категория «граница».

    В политическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет [12; 341]. Граница - это не просто линия, механически обозначающая размеживание государственных территорий. Граница является одним из важнейших факторов, обеспечивающих жизнеспособность и безопасность государства. Она определяет ареал формирования национального самосознания и национальной идентичности. Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитете в международном сообществе. Границы подразделяются на естественные и искусственные. Под естественными границами (моря и океаны, реки и горные цепи) понимают созданные природой рубежи и преграды, которые используются для отделения территории одного государства от другого или от открытого моря. Искусственные границы обустраиваются людьми с помощью специальных инженерных сооружений. В геополитике отдается предпочтение естественным границам над искусственными. Границы выполняют важные геополитические функции. Они разделяют зоны действия национальных суверенитетов, служат рубежами передовой обороны государств, выступают в качестве пунктов контроля за миграцией людей и т.д.

          Важным элементом  геополитического анализа является сила (или мощь) государства. Категория  сила отражает чрезвычайно сложное  и многофакторное геополитическое  явление. С одной стороны, сила государства  – это способность одной державы  достигать своих целей во внешней политике путем оказания существенного или определяющего воздействия на политику других стран. С другой стороны, сила связана с возможностями государства отстаивать свои интересы, самостоятельно решать жизненно важные задачи своего политического и экономического развития.

 

    

          Глава 2. Общие положения об участниках международных отношений

    2.1 Понятие, виды и признаки участников международных отношений

    Субъекты  международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность [9; 50].

      В зависимости от своей правовой природы и происхождения субъекты международных отношений подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверенными и несуверенными.

      Первичные субъекты международных отношений — это государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюционируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.

   Первичные субъекты — это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsb facto), становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возможным создание международного правопорядка и существование самого международного права.

   К категории производных (вторичных) субъектов международных отношений относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности первичных субъектов, прежде всего государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами.

Информация о работе Общие положения об участниках международных отношений