Общие положения об участниках международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Итак, главной целью работы является изучение вопроса о субъектах международных отношений.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать понятие и обозначить основные тенденции развития современных международных отношений;
- выделить виды и признаки участников международных отношений;
- рассмотреть в качестве основных субъектов международных отношений государства и международные организации;
- изучить правовой статус наций, народов, государствоподобных образований и индивида в аспекте межгосударственных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….5
Глава 1. Основные сведения о международных отношениях………………...8 1.1 Понятие и современные тенденции развития международных
Отношений………………………………………………………………………...8
1.2. Геополитика – основное направление мировой политики и международных отношений…………………………………………………….15 Глава 2. Общие положения об участниках международных отношений……19
2.1 Понятие, виды и признаки участников международных отношений....19
2.2 Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права………………………………………………..22
2.3 Международные организации как участник международных отношений………………………………………………………………………..25
2.4 Международная правосубъектность иных участников международных отношений………………………………………………………………………..35
2.5 Международно-правовое признание……………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

   Производные (вторичные) субъекты международных отношений — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношениях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться) одновременно с прекращением или изменением учредительного документа [9; 77].

   Субъекты  обладают всеми элементами международной  правосубъектности (право- и дееспособности). Международная правосубъектность включает в себя такие важные права, как:

    • право заключать международные договоры,
    • быть членами международных организаций,
    • иметь свои официальные представительства (дипломатические, консульские и др.),
    • участвовать в работе международных конференций и т. д.

    В международном праве нет общепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются его субъектами. Приведем описываемые в научной литературе признаки, характеризующие понятие субъекта международного права [7; 41-42].

    1) Субъект международного права  - это носитель суверенных прав и обязанностей. Недостаточно признать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом. Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверенными, имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых, первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет. То, что некоторые права и обязанности установлены международным правом, - это всего лишь следствие деятельности субъектов международного права.

    2) Одна из самых существенных  особенностей субъектов международного права состоит в том, что они являются не только носителями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступают как единственные создатели норм международного права. В ходе правотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного волеизъявления сторон, ибо нет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего над государствами.

    3) В международном праве нет  не только законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат (аналогичный с государственным аппаратом), способный принуждать к соблюдению норм права. В силу этого, субъекты международного права обладают присущей им способностью к принятию мер по обеспечению права. Таким образом, субъекты международного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как сила, обеспечивающая соблюдение норм права.

    4) Понятие субъекта международного права неразрывно связано с народом и территорией. С одной стороны, субъект международного права представляет какой-то народ - правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают от народа. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки, поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определенной территории.

    5) По общей теории права для  субъекта правоотношения характерна не только правоспособность, но и деликтоспособность, то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения, так как без должной ответственности немыслим устойчивый международный правопорядок и стабильные международные правоотношения. 

     2.2 Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права 

     В системе международных отношений  центральное место занимает государство. Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто  становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, т.е. Осложненных иностранным элементом. Например, государство арендует или покупает в иностранном государстве участок земли для дипломатической миссии или для иных нужд; арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства; фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов; заключает договор подряда с иностранной фирмой для строительства или реконструкции своих зданий. Государство выступает в качестве наследника, выпускает облигации на территории иностранного государства, хранит деньги в иностранных банках и т.д.

     Если  государство выступает в них  только в качестве одной стороны, то эти отношения регулируются нормами  не международного права, а международного частного права. Государство может:

     – предоставлять и получать кредит (Российская Федерация может заключать как заемщик кредитные соглашения с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Кредитные соглашения и договоры могут заключать и субъекты федерации);

     – использовать форму займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг (от имени Российской Федерации);

     – предоставлять гарантии по займам и  кредитам (Россия может заключать договоры о предоставлении государственных гарантий в России. Решение о предоставлении государственных гарантий принимается правительством РФ в порядке, определяемом федеральным законом “о правительстве Российской Федерации” и указом президента РФ от 23 июля 1997 г. “о предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам”);

     – заключать концессионные соглашения с иностранным инвестором (пока, в отличие от ряда государств СНГ, в России этот вопрос не урегулирован, хотя и был подготовлен проект закона о концессиях;

     – заключать соглашения о разделе  продукции, и прежде всего, соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь, в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность (в России регулируются законом о соглашениях о разделе продукции 1995 г. С последующими изменениями и дополнениями);

     – приобретать и арендовать за границей земельные участки;

     – продавать и сдавать в аренду принадлежащие ему за границей земельные  участки, здания и сооружения;

     – заключать контракты на выполнение подрядных работ для государственных  нужд;

     – заключать соглашения о покупке  и продаже товаров, предоставлении услуг и т.д.;

     – от своего имени гарантировать исполнение контрактов любого

     Рода, заключенных юридическими лицами;

     – выступать за границей в качестве наследника выморочного имущества, оставшегося после смерти российских граждан, или в качестве наследника по завещанию.

     В области имущественных отношений  государство выступает как особый субъект права, поскольку оно  не является юридическим лицом.

     Современная концепция участия государства  в гражданско-правовых отношениях, которая стала складываться в 90-е  гг. В СССР, а затем в России, получила отражение в основах гражданского законодательства 1991 г. И ГК РФ. Согласно ст. 124 ГК, государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений. По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает принадлежащим ему на праве собственности имуществом, не закрепленным за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Международные организации как участник международных отношений. 

     В современном мире международные  организации являются основным организатором  общения государств. Международные организации (International organizations) – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств – членов. [12; 4]

     Общепризнанной  является классификация международных  организаций по следующим основаниям: круг участников, порядок вступления, характер членства, компетенция и полномочия.

     По  кругу участников международные организации делят на мировые, или универсальные (Организация Объединенных Наций, Всемирный почтовый союз), и региональные (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Центрально-Европейская инициатива).

     По  порядку вступления международные организации могут быть открытыми и закрытыми. Открытость подразумевает возможность вступления в организацию любого государства без особых ограничений на основании признания ее основополагающего или учредительного акта (устава, конвенции). Закрытые организации предполагают наличие определенных критериев и согласие государств-участников (НАТО).

     По  характеру членства международные организации подразделяются на межправительственные (межгосударственные) и неправительственные.

     Межправительственная (межгосударственная) организация –  это объединение государств, учрежденное  на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих  интересах государств-членов при  уважении их суверенитета (СНГ, ООН, НАТО, ОБСЕ). [24; 21].

     Международные неправительственные организации  создаются не на основе межгосударственного  договора и объединяют физических или  юридических лиц (Красный Крест).

     По  характеру компетенции выделяют международные организации общей и специальной компетенции.

     Деятельность  организаций общей компетенции  охватывает все сферы сотрудничества (ООН, СНГ). Международные организации  специальной компетенции сотрудничают в конкретных областях (Всемирный  почтовый союз, Всемирная организация здравоохранения).

     По  характеру полномочий международные организации делятся на межгосударственные и наднациональные.

     Межгосударственные  создают определенные рамки сотрудничества. Их решения обычно не имеют обязательного  характера (Совет Европы, ОБСЕ).

     Задача  наднациональных организаций состоит  в углублении интеграции. Их развитие идет по пути делегирования части  суверенитета и управленческих полномочий национальных государств наднациональным  структурам. Органы таких организаций  уже несут в себе зачатки своеобразных наднациональных правительств, а обязательность их решений, достигнутых в рамках установленных правил процедуры, довольно часто носит жесткий характер. Наиболее яркий пример такой организации - Европейский Союз.

     Иногда  выделяют политические, гуманитарные, спортивные и многие другие международные организации. Особое место отводят организациям экономического характера. Область их деятельности может охватывать международную коммерцию, международное финансовое сотрудничество, вопросы свободы предпринимательства, торговли. К ним относятся международные институты развития, организации технической и экономической помощи.

     Например, СНГ - это региональная, межгосударственная, международная организация общей  компетенции.

     К числу основных международных экономических  организаций следует отнести  те структуры, которые оказывают  существенное влияние на «правила игры» в мировой экономике.

     Всемирная торговая организация (ВТО)

     Возникновение ГАТТ связано с попытками создать  Международную торговую организацию (МТО). Это было связано со стремлением  многих стран после второй мировой  войны искоренить протекционизм  во внешней торговле. Новый внешнеторговый режим должен был основываться на либерализации и сотрудничестве между странами.

     1947г., в Женеве 23 страны подписали предварительное  соглашение под названием General Agreement on Tariffs and Trade, GATT (ГАТТ). В нем были определены принципы действия этой международной торговой организации. 24 марта 1948г. был подписан заключительный акт – Гаванский устав Международной торговой организации. Этот документ должен был вступить в силу через 2 месяца после ратификации большинством (более половины) стран, подписавших заключительный акт. Но этот устав в силу не вступил. Большинство стран, подписавших Гаванский устав, выжидали, какую позицию займут США. В США взяли верх сторонники протекционизма и устав МТО так и не был ими ратифицирован. Так как МТО не появилась на свет, страны, подписавшие ГАТТ, решили применять его принципы.

Информация о работе Общие положения об участниках международных отношений