Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:58, курсовая работа
Итак, главной целью работы является изучение вопроса о субъектах международных отношений.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать понятие и обозначить основные тенденции развития современных международных отношений;
- выделить виды и признаки участников международных отношений;
- рассмотреть в качестве основных субъектов международных отношений государства и международные организации;
- изучить правовой статус наций, народов, государствоподобных образований и индивида в аспекте межгосударственных отношений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….5
Глава 1. Основные сведения о международных отношениях………………...8 1.1 Понятие и современные тенденции развития международных
Отношений………………………………………………………………………...8
1.2. Геополитика – основное направление мировой политики и международных отношений…………………………………………………….15 Глава 2. Общие положения об участниках международных отношений……19
2.1 Понятие, виды и признаки участников международных отношений....19
2.2 Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права………………………………………………..22
2.3 Международные организации как участник международных отношений………………………………………………………………………..25
2.4 Международная правосубъектность иных участников международных отношений………………………………………………………………………..35
2.5 Международно-правовое признание……………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы…………
Производные (вторичные) субъекты международных отношений — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношениях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться) одновременно с прекращением или изменением учредительного документа [9; 77].
Субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности). Международная правосубъектность включает в себя такие важные права, как:
В международном праве нет общепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются его субъектами. Приведем описываемые в научной литературе признаки, характеризующие понятие субъекта международного права [7; 41-42].
1) Субъект международного права - это носитель суверенных прав и обязанностей. Недостаточно признать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом. Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверенными, имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых, первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет. То, что некоторые права и обязанности установлены международным правом, - это всего лишь следствие деятельности субъектов международного права.
2) Одна из самых существенных особенностей субъектов международного права состоит в том, что они являются не только носителями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступают как единственные создатели норм международного права. В ходе правотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного волеизъявления сторон, ибо нет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего над государствами.
3) В международном праве нет не только законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат (аналогичный с государственным аппаратом), способный принуждать к соблюдению норм права. В силу этого, субъекты международного права обладают присущей им способностью к принятию мер по обеспечению права. Таким образом, субъекты международного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как сила, обеспечивающая соблюдение норм права.
4)
Понятие субъекта
5)
По общей теории права для
субъекта правоотношения
2.2
Особенности правового
положения государства
как субъекта международного
частного права
В
системе международных
Если государство выступает в них только в качестве одной стороны, то эти отношения регулируются нормами не международного права, а международного частного права. Государство может:
– предоставлять и получать кредит (Российская Федерация может заключать как заемщик кредитные соглашения с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Кредитные соглашения и договоры могут заключать и субъекты федерации);
– использовать форму займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг (от имени Российской Федерации);
– предоставлять гарантии по займам и кредитам (Россия может заключать договоры о предоставлении государственных гарантий в России. Решение о предоставлении государственных гарантий принимается правительством РФ в порядке, определяемом федеральным законом “о правительстве Российской Федерации” и указом президента РФ от 23 июля 1997 г. “о предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам”);
–
заключать концессионные
– заключать соглашения о разделе продукции, и прежде всего, соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь, в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность (в России регулируются законом о соглашениях о разделе продукции 1995 г. С последующими изменениями и дополнениями);
– приобретать и арендовать за границей земельные участки;
– продавать и сдавать в аренду принадлежащие ему за границей земельные участки, здания и сооружения;
–
заключать контракты на выполнение
подрядных работ для
– заключать соглашения о покупке и продаже товаров, предоставлении услуг и т.д.;
– от своего имени гарантировать исполнение контрактов любого
Рода, заключенных юридическими лицами;
– выступать за границей в качестве наследника выморочного имущества, оставшегося после смерти российских граждан, или в качестве наследника по завещанию.
В
области имущественных
Современная концепция участия государства в гражданско-правовых отношениях, которая стала складываться в 90-е гг. В СССР, а затем в России, получила отражение в основах гражданского законодательства 1991 г. И ГК РФ. Согласно ст. 124 ГК, государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений. По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает принадлежащим ему на праве собственности имуществом, не закрепленным за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
2.3
Международные организации
как участник международных
отношений.
В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международные организации (International organizations) – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств – членов. [12; 4]
Общепризнанной является классификация международных организаций по следующим основаниям: круг участников, порядок вступления, характер членства, компетенция и полномочия.
По кругу участников международные организации делят на мировые, или универсальные (Организация Объединенных Наций, Всемирный почтовый союз), и региональные (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Центрально-Европейская инициатива).
По порядку вступления международные организации могут быть открытыми и закрытыми. Открытость подразумевает возможность вступления в организацию любого государства без особых ограничений на основании признания ее основополагающего или учредительного акта (устава, конвенции). Закрытые организации предполагают наличие определенных критериев и согласие государств-участников (НАТО).
По характеру членства международные организации подразделяются на межправительственные (межгосударственные) и неправительственные.
Межправительственная (межгосударственная) организация – это объединение государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета (СНГ, ООН, НАТО, ОБСЕ). [24; 21].
Международные
неправительственные
По характеру компетенции выделяют международные организации общей и специальной компетенции.
Деятельность
организаций общей компетенции
охватывает все сферы сотрудничества
(ООН, СНГ). Международные организации
специальной компетенции
По характеру полномочий международные организации делятся на межгосударственные и наднациональные.
Межгосударственные создают определенные рамки сотрудничества. Их решения обычно не имеют обязательного характера (Совет Европы, ОБСЕ).
Задача
наднациональных организаций
Иногда выделяют политические, гуманитарные, спортивные и многие другие международные организации. Особое место отводят организациям экономического характера. Область их деятельности может охватывать международную коммерцию, международное финансовое сотрудничество, вопросы свободы предпринимательства, торговли. К ним относятся международные институты развития, организации технической и экономической помощи.
Например,
СНГ - это региональная, межгосударственная,
международная организация
К числу основных международных экономических организаций следует отнести те структуры, которые оказывают существенное влияние на «правила игры» в мировой экономике.
Всемирная торговая организация (ВТО)
Возникновение ГАТТ связано с попытками создать Международную торговую организацию (МТО). Это было связано со стремлением многих стран после второй мировой войны искоренить протекционизм во внешней торговле. Новый внешнеторговый режим должен был основываться на либерализации и сотрудничестве между странами.
1947г.,
в Женеве 23 страны подписали
Информация о работе Общие положения об участниках международных отношений