Общие положения об участниках международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Итак, главной целью работы является изучение вопроса о субъектах международных отношений.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать понятие и обозначить основные тенденции развития современных международных отношений;
- выделить виды и признаки участников международных отношений;
- рассмотреть в качестве основных субъектов международных отношений государства и международные организации;
- изучить правовой статус наций, народов, государствоподобных образований и индивида в аспекте межгосударственных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….5
Глава 1. Основные сведения о международных отношениях………………...8 1.1 Понятие и современные тенденции развития международных
Отношений………………………………………………………………………...8
1.2. Геополитика – основное направление мировой политики и международных отношений…………………………………………………….15 Глава 2. Общие положения об участниках международных отношений……19
2.1 Понятие, виды и признаки участников международных отношений....19
2.2 Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права………………………………………………..22
2.3 Международные организации как участник международных отношений………………………………………………………………………..25
2.4 Международная правосубъектность иных участников международных отношений………………………………………………………………………..35
2.5 Международно-правовое признание……………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

   Кроме того, принцип равноправия и самоопределения  народов не должен использоваться в  ущерб территориальной целостности и политического единства государств, которые его соблюдают и обеспечивают представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации [1; 52]. В международных отношениях могут участвовать особые политико-территориальные образования (иногда их называют государство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью.

    Чаще  всего такие образования носят  временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу.

    Общим для политико-территориальных образований  такого рода является то, что практически  во всех случаях они создавались  на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституционное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы [12; 56].

    Ö Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг).

    Ö Особый статус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.).

    Ö К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан. Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан имеет дипломатические отношения со многими государствами в различных частях мира (в том числе с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых других международных организациях, принимает участие в международных конференциях государств. Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

    В области международной правосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них - появление в международном праве человека (индивида) как субъекта права, хотя и с весьма ограниченной правосубъектностью.

    Основные  права и свободы человека все  больше определяются международным правом, несмотря на то, что они реализуются в основном через внутригосударственное право.

    Так, международные отношения первой половины XX века выдвинули вопрос об охране человеческой личности, о защите прав и основных свобод человека международно-правовыми средствами. Важнейшими из этих международных юридических актов являются:

  • Женевская конвенция об улучшении участи раненых н больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;
  • Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;
  • Женевская конвенция о защите мирного населения во время войны от 12 августа 1949 г.;
  • Устав Международного Военного Трибунала от 8 августа 1945 г.;
  • Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.;
  • Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, от 7 сентября 1956 г.;
  • Декларация ООН о ликвидации всех видов расовой дискриминации от 20 ноября 1963 г. и многие другие документы.

    В настоящее время человек имеет  некоторые юридические возможности  выступать на международной арене  в защиту своих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом  рассмотрения в международных организациях, прежде всего в ООН. В некоторых региональных организациях, например в Европейском Сообществе (теперь Европейский союз), физические, а также юридические лица вправе обращаться для защиты своих прав в международные региональные суды. Индивиды являются субъектами международной уголовной ответственности за международные преступления [2; 62].

   Тем не менее, признание индивидов участниками  международно-правовых отношений не означает приравнивание их к основным субъектам международного права. Индивиды не обладают такими элементами международной правосубъектности, как право быть участниками международных договоров, членами международных межправительственных организаций, тем более, создавать нормы международного права, как это могут делать его основные субъекты [7; 40].

2.5 Международно-правовое признание

 

    Международно-правовое признание - это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной могут быть: вновь возникшее государство, новое правительство, борющиеся за независимость нация или национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона, международная организация [1; 63].

    Признание является важным внешнеполитическим актом, поскольку оно выражает желание признающего государства установить нормальные, стабильные отношения с признаваемой стороной. В то же время признание имеет большое международно-правовое значение, определяемое теми юридическими последствиями, которые оно влечет за собой.

    В теории международного права существуют две теории о значении международно-правового признания: декларативная и конститутивная.

    Согласно  декларативной теории, признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права, в частности нового государства, и большого юридического значения для него не имеет, поскольку существование государств как субъектов международного права не зависит от их признания.

    В отличие от декларативной, конститутивная теория считает, что государство как субъект международного права возникает только после его признания другими государствами, а до признания новое государство юридически как бы не существует [7; 49].

    Как считают Калалкарян Н.А. Мигачев  Ю.И.  конститутивная теория расходится с жизнью. Кроме того, она принижает значение государственного суверенитета, как неотъемлемого свойства государства - субъекта международного права, ставит его возникновение в зависимость от желания, воли, а то и произвола других государств.

    Как говорилось выше, государство становится субъектом международного права в силу факта своего появления в качестве суверенного государства. Но вместе с тем было бы неверным отрицать важные международно-правовые последствия, которые влечет за собой акт признания.

    Не  конституируя нового государства, признание  имеет большое как политическое, так и юридическое значение. Признание облегчает существование нового государства, ведет к нормализации политических и экономических отношений с другими государствами, выводит это новое государство из международной изоляции. Признанному государству легче в полной мере реализовать свою международную правосубъектность как следствие обретения им суверенитета.

    Новое государство имеет право на международное  признание. Это вытекает из Устава ООН, его принципов как основных принципов современного международного права, согласно которым все государства обязаны развивать дружественные отношения между собой, уважать принципы суверенного равенства и самоопределения народов.

    Признание нового государства осуществляется в форме письменного послания от признающего государства, передаваемого дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашения независимости.

    Решения о признании могут оформляться  постановлениями высших органов государства, например в России указами Президента.

    В настоящее время актуальной проблемой  является международно- правовое признание  Косово, Абхазии, Южной Осетии.

    Непризнанность  государства международным сообществом  негативным образом сказывается  на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Таким образом, от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие.

    Наибольшие перспективы в плане возможных трансформаций существующего статуса имеет частично признанное государство Косово. Речь идет о получении независимости в той или иной форме, поскольку в этом заинтересованы США и Европейской Союз. По всей видимости, Сербия сможет лишь отсрочить подобное решение или выторговать для себя некоторые политические и экономические уступки (интеграцию Сербии в ЕС или раздел территории Косова). С другой стороны, если признание Косова будет квалифицировано как unique case (уникальный случай), это может спровоцировать серьезный прецедент в странах, где есть проблемы этнического сепаратизма.

    Абхазия, Приднестровье и Южная Осетия могут рассчитывать на частичное, признание  России но их дальнейшие перспективы далеко не очевидны. Подобная "полунезависимость" не будет признана Соединенными Штатами, Европейским Союзом, Индией, Китаем и многими другими государствами. Наименьшие шансы на изменение статуса имеет Нагорный Карабах. Подобное положение в основном определяется позицией США, стран ЕС, России, Ирана и Турции.

    Для эффективного решения проблемы непризнанных государств, вероятнее всего, следует  разработать четкие международно-правовые критерии, при соблюдении которых  по истечении определенного срока  непризнанное государственное образование может рассчитывать на международное признание.

    При всех оговорках можно констатировать, что непризнанные государства выступают  самостоятельными игроками региональной и международной политики. Их влияние  на политические процессы довольно заметно. Глобализация создала дополнительные возможности для длительного существования непризнанных государств, без их формального признания другими странами. Это постепенно становится нормой.

    Признание правительства. В тех случаях, когда нового государства не возникает, а остается существовать прежнее, может встать вопрос о признании его нового правительства. Чаще всего это происходит тогда, когда правительство приходит к власти неконституционным путем или когда меняется форма правления, например вместо монархического устанавливается республиканское правление. Однако и в таких случаях, как показывает практика, признание необязательно; бывает достаточно продолжать с новым правительством нормальные дипломатические отношения. Тем более, не нуждается в признании новое правительство, пришедшее к власти обычным конституционным путем, при смене правительственного кабинета после прошедших выборов в парламент, отставки и т. п.

    Вопрос  о признании нового правительства  резко обостряется, если оно создается в результате социальной революции или национально-освободительной войны. В этом случае признание нового правительства, по существу, означает и признание нового государства как субъекта международного права.

    К признанию новых правительств примыкает  признание органов национального освобождения. Как говорилось выше, нация в ходе борьбы за свою государственную независимость создает свои органы национального сопротивления, и они могут признаваться в качестве таковых другими государствами. Подобное признание применялось еще во время Второй мировой войны (например, признание Польского комитета национального освобождения. Антифашистского веча Югославии, «Сражающейся Франции»). Но особенно широкое распространение этот вид признания получил после войны в процессе национально-освободительной борьбы колониальных народов за свою независимость. Этим признанием пользовались Народное движение за освобождение Анголы, Африканская партия независимости Гвинеи и Островов Зеленого Мыса, Народная организация Юго-Западной Африки со стороны многих государств, а также ООН и Организация африканского единства (ОАЕ) как единственные представители народов названных стран. В настоящее время им пользуется Организация освобождения Палестины (ООП).

Информация о работе Общие положения об участниках международных отношений