МВФ и регулирование международных валютных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние МВФ на финансовую ситуацию в мире, рассмотреть способы регулирования и поддержания международных финансовых отношений.

Содержание

Введение 3
1. МВФ: основные характеристики и влияние на развитие международных валютных отношений 4
.1. Статус, структура органов управления и роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений 4
1.2. Капитал и заемные ресурсы МВФ 9
1.3. Кредитные механизмы, используемые МВФ 11
2. Непосредственное регулирование международных финансовых отношений МВФ 19
2.1. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений 19
2.2. Значение помощи МВФ в условиях современного мирового финансового кризиса 24
2.3. Взаимоотношения МВФ и Российской Федерации 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 42

Работа содержит 1 файл

Сопсно курсовик (8 семестр).docx

— 117.15 Кб (Скачать)

     3. Использование  бюджетных источников для стимулирования  внутреннего спроса в 2009 и 2010 гг.

     4. Значительное  увеличение международного финансирования  по линии МВФ за счёт увеличения  кредитного потенциала Фонда  до 750 млрд долл. США на основе  соглашения со странами Группы 20.

     Посткризисное  развитие мировой экономики связано,  прежде всего, с упреждением  новых кризисов и преодолением  негативных последствий кризиса  2008 г. При этом роль МВФ как  главного института мировой валютной  системы сложно переоценить. При  подведении уроков кризиса Фондом  были определены четыре кардинальных  сферы деятельности для предупреждения  кризисов в будущем43:

     1. Совершенствование  финансового регулирования и  надзора. МВФ не играет ведущей  роли в данной области, но  проблемы, вызванные деятельностью  агентств кредитных рейтингов,  негативно отразились на международных  финансовых рынках. В связи с  этим МВФ рекомендует укреплять  инфраструктуру основных финансовых  рынков.

     2. Адаптация  механизмов финансирования к  потребностям стран-членов.

     3. Усовершенствование  надзора со стороны МВФ на  двусторонней основе в целях  повышения интеграции в области  макроэкономики и финансового  сектора.

     4. Укрепление  международного сотрудничества  и международного надзора на  многосторонней основе, что предполагает  более широкое вовлечение стран с формирующимися рынками и стран с низкими доходами в работу организации.

     Таким образом,  функции МВФ в современной  валютной системе не ограничиваются  предоставлением ресурсов для  уравновешивания платёжных балансов  стран-членов. Собственно, сама концепция  равновесия платёжного баланса  не рассматривается как ключевая  цель межгосударственного валютного  регулирования. Гораздо важнее  создать благоприятные макроэкономические  условия для стран-членов МВФ  через различные формы поддержки  их экономик.

Об эффективности работы МВФ во время кризиса можно  судить исходя из бюджетного показателя по странам (см. Приложение 1).

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что во многих странах с развитой экономикой дефициты бюджета значительно снизились  в 2011 году.

В странах с развитой экономикой дефициты бюджета снизились в 2011 году в целом примерно на 1 процент  ВВП, и лишь в незначительно меньшей  степени, если учесть уменьшение разрыва  между фактически и потенциальным  объемами производства. Общий дефицит  снизился на 2 процента ВВП в зоне евро, и также весьма значительно (на 1¼ процента ВВП) с учетом циклических  колебаний. При этом улучшение в  значительной степени приходится на Германию, в которой скорректированный  с учетом циклических колебаний  дефицит сократился на 2¼ процента ВВП, отражая необычно сильную реакцию  доходов и занятости на объем  производства. Скорректированное на циклические колебания сальдо также  значительно окрепло в Испании, тогда как положение во Франции  и Италии улучшилось в меньшей  степени, поскольку меры, объявленные  или утвержденные в этих странах, начнут действовать в полном объеме в будущем году (см. ниже). Скорректированные  с учетом циклических колебаний  дефициты также значительно снизились  в Соединенном Королевстве и  США, но несколько возросли в Японии из-за расходов на реконструкцию, связанных со стихийным бедствием44.

Среди европейских стран, участвующих в программах, общий  дефицит оказался больше, чем ожидалось  в Греции, отчасти в результате более низких экономических показателей. Сбои в реализации мер в области  доходов и расходов и снижение уровня соблюдения налогового законодательства указывают на то, что и скорректированный  с учетом циклических колебаний  дефицит превысил ожидавшийся, несмотря на улучшение этого показателя на 3 процентных пункта ВВП по отношению  к 2010 году. В Португалии целевой показатель бюджета был выполнен при помощи разового частичного перевода активов  пенсионного фонда банков, в том  смысле, что базовая корректировка  в 2011 году была менее значительной, чем ожидалось, хотя все же еще  весьма ощутимой (4 процентных пункта ВВП  с учетом циклических колебаний). В Ирландии общее сальдо бюджета  соответствовало намеченному, а  скорректированное на циклические  колебания сальдо улучшилось на 2 процента ВВП45.

В дальнейшем подготавливается значительная консолидация.

В США прогнозируется резкое снижение скорректированного на циклические  колебания дефицита в этом году, примерно на 1½ процента ВВП. Эти  прогнозы исходят из предположения  о продлении Конгрессом льгот  по налогу с фонда оплаты труда  и выплаты пособий по безработице  безработным, давно потерявшим работу, по истечении их срока в конце  февраля. Без этого продления  снижение скорректированного на циклические  колебания дефицита превысило бы 2 процентных пункта ВВП, что стало  бы самым значительным снижением  за последние, по крайней мере, четыре десятилетия, и повлекло за собой  отрицательные последствия для  все еще неустойчивых перспектив развития экономики. Риск чрезмерно  поспешной краткосрочной консолидации резко контрастирует с отсутствием  прогресса в прояснении стратегии среднесрочной консолидации, в том числе неспособностью Совместного специального комитета по сокращению дефицита достичь соглашения по среднесрочной программе укрепления государственных финансов46

Согласно прогнозам, Япония будет единственной ведущей страной  с развитой экономикой,  проводящей бюджетную экспансию в 2012 году, что  отразит отчасти расходы на реконструкцию, связанные со стихийным бедствием. Совокупные расходы на реконструкцию  в настоящее время прогнозируются на уровне примерно 4 процентов ВВП  в 2011–2013 годы, с финансированием  вначале при помощи продажи облигаций. Погашение этих облигаций со временем предусматривается посредством  продажи принадлежащих государству  акций и временного повышения  ставки налога на корпорации на 3 года и ставок личного подоходного  налога, которое разнесено на 25 лет  для минимизации последствий. В  рамках своей среднесрочной налогово-бюджетной  стратегии правительство представит законопроект о налоговой реформе, включающий предложение о повышении  в два раза ставки налога на потребление  до 10 процентов к 2015 году, но этого  не будет достаточно для того, чтобы  отношение долга к ВВП начало снижаться47

В Соединенном Королевстве  оценки фактического и потенциального роста ВВП пересмотрены на понижение, ухудшив прогнозируемое общее и  учитывающее циклические колебания  сальдо. Для предотвращения дальнейшего  замедления экономического роста правительство  заявило, что будет учитывать  ухудшение сальдо с учетом циклических  колебаний и предоставит возможность  автоматическим стабилизаторам беспрепятственно работать в ближайшие три года, наряду с перестройкой структуры  корректировки, с тем, чтобы сделать ее более благоприятствующей росту. При этом все же ожидается значительное снижение дефицита с учетом циклических колебаний. В целях выполнения обязательства правительства сбалансировать текущий бюджет с учетом циклических колебаний в пятилетний срок объявлено дальнейшее сокращение расходов в 2015–2017 годы48.

В Германии ожидаются несколько  более высокие бюджетные целевые  показатели на 2012 год, чем предусматривалось  ранее, закрепляющие превышение показателей  предыдущего года49

Многие страны с развитой экономикой приняли новые меры для  поддержки достижения своих целевых  показателей дефицита. Новое правительство  в Испании объявило первый пакет  мер в размере 1,1 процента ВВП, включая  сокращение расходов и временное  повышение налогов на доходы, капитал  и дорогие дома. В пакет также  входит ограниченное повышение расходов на социальные нужды и налоговых  расходов (вычет процентов по ипотечным  кредитам). Проект бюджета на 2012 год  будет представлен в парламент  к концу марта. В Италии пакет  мер по корректировке, утвержденный в декабре, расширит на 1¼ процента ВВП бюджетную консолидацию, предусмотренную  на 2012-2014 годы, после июльского и  сентябрьского пакетов (приведших  к бюджетным мерам порядка 3¼  процента и 1¼ процента ВВП в текущем  и будущем году, соответственно), в достаточной степени для  того, чтобы сбалансировать бюджет с учетом циклических колебаний  на будущий год. Основные элементы пакета включают введение вновь налогов  на недвижимое имущество в случае основного места проживания и  пенсионные реформы (ужесточение критериев  досрочного выхода на пенсию, снижение индексации пенсий и ускорение темпов повышения пенсионного возраста). Благодаря этим и предыдущим реформам, годовые расходы на пенсии, по прогнозам, снизятся в ближайшие двадцать лет  на 1¾ процентного пункта ВВП. Это  самый высокий показатель среди  стран с развитой экономикой (в  которых прогнозируется рост расходов в среднем на 1¼ процентного пункта ВВП), несмотря на то, что исходный уровень пенсионных расходов в Италии относится к самым высоким50. После первого набора мер, принятых в сентябре, правительство Франции объявило о дополнительном бюджетном пакете на 2012–2016 годы, составляющем 1 процент ВВП, в том числе мер, составляющих 0,3 процента ВВП и принимаемых в этом году. Меры в области доходов, в том числе прекращение стимулов для инвестиций на рынках недвижимости, сосредоточены на начальном периоде и составляют более половины корректировки. Несколько ускорено проведение пенсионной реформы, так что новый пенсионный возраст (62 года) вступает в силу на год раньше, в 2017 году, и ужесточается норма роста расходов на здравоохранение. В Греции официальные органы  примут новые меры в области доходов и расходов    для корректировки сбоев экономической политики. В Португалии новые меры по корректировке включены в бюджет на 2012 год, включая сокращение расходов, расширение базы НДС по стандартной ставке и снижение налоговых расходов. В Ирландии целевой показатель общего сальдо на 2012 год остается в целом неизменным, несмотря на значительный пересмотр роста на понижение. Ожидается улучшение сальдо с учетом циклических колебаний на 0,7 процента ВВП51

    1. Взаимоотношения МВФ и Российской Федерации

История взаимоотношения  России и МВФ насчитывает более 20 лет. Тогда, в 1992, банкиры – члены  МВФ решили принять новую Россию. Решение было формально утверждено 3 января 1992 года президентом Ельциным. Надо заметить, Россия и до того уже  взаимодействовала с фондом. В  сороковых годах, на учредительном  собрании МВФ присутствовала советская  делегация. Союзу была предложена большая  квота, чуть меньшая, чем Великобритании и в три раза превышающая французскую. «Возвратившись в Москву, светская делегация предложила правительству подумать над членством в МВФ, - рассказывает нынешний руководитель российского департамента МВФ Навен Матес, - Однако, правительство отказалось от этой идеи»52. Еще одним принципиальным вопросом, поднятым тогда советской финансовой дипломатией, было ограничение положений об отчетности: СССР не стремился рассказывать о своих делах. В 1992-м этого вопроса уже не стояло, хотя до той поры такие данные, как, например, объем и динамика ЗВР считались строго секретными. Можно сказать, что в определенной степени МВФ шефствовал над капитализмом ельцинской России. Об этом напомнил и г-н Матес: «Россия во время принятия в МВФ находилась в состоянии кризиса, но обладала огромным потенциалом. За 20 лет, прошедших с момента принятия в фонд, этот потенциал стало возможным реализовать, и сегодня Россия играет важную роль во многих международных инициативах. Этому в значительной степени способствовали  интенсивные отношения в рамках девяти программ. Россия была объектом самых крупных финансовых операций за всю историю МВФ»53.

Всего за весь период сотрудничества было предложено выделить 25 млрд. СДР, а выделено в итоге 15 млрд. СДР (Special Drawing Rights - Специальные права заимствования). Отношения «заемщик – кредитор»  и определяли тогда отношения  России и МВФ, т.е. заемщик совершал мониторинг траты средств, давал  рекомендации-указания, как вести  финансовую политику так, чтобы трата  заемных средств была наиболее эффективной, и выносил решения давать или  не давать последующие кредиты.

 

 

 

 

Рисунок 1

Долг России перед  МВФ54

Сейчас у России нет  долгов перед МВФ, они погашены. Теперь Россия участвует в МВФ как  кредитор, участвует в финансовой практике, в обсуждении принципов  политики, выработки решений, документов. В Минфине продолжают изучать  отчеты, доклады и рекомендации МВФ, однако, теперь они – не более  чем выкладки экспертов. Бывший руководитель московского представительства  МВФ Мартин Гилман, впрочем, склонен  считать, что кредитные отношения  были не главными и не определяющими: «Эти отношения можно назвать  отношениями учителя и ученика. Это были отношения взаимного  обучения, между партнерами, которые  в чем-то друг друга остерегались, в чем-то доверяли, а в чем-то нет. Мы учили мыслить макроэкономические российские кадры. Отрадно, что многие из них сейчас занимают ключевые посты»55. Результаты, по его мнению, прекрасно иллюстрирует, например, отношение населения к национальной валюте. Пятнадцать лет назад в России никто не хотел иметь рубли. Все хотели иметь иностранную валюту. А теперь рубль укрепился и имеет реальные шансы стать международной резервной валютой».

МВФ рекомендует России не проявлять излишней прыти в налоговой  либерализации. Не раз специалисты  фонда высказывались и за укрепление рубля. Все это не могло не привести к появлению у МВФ противников, оппонентов среди российских экспертов и бизнесменов. Их точку зрения озвучивает Андрей Черепанов, экс-председатель Московской Международной валютной Ассоциации, руководитель НУ "Проект национального развития": «Если мы вспомним историю рекомендаций МВФ, которые выполнялись Россией, то, к сожалению, ничего позитивного в этом опыте не будет найдено. Мы можем вспомнить историю ГКО. Та же история и со Стабфондом, когда МВФ не рекомендует тратить деньги для внутренних нужд, а гнать их на Запад, размещать в государственных облигациях развитых стран, то есть способствовать развитию наших конкурентов и помогать им сокращать свои бюджетные расходы. Причем, выручка идет на сохранение их пирамид долга»56. Если бы МВФ руководствовался не только интересами развитых стран Европы и США, а пожелал бы дать России выгодные рекомендации, то он бы посоветовал не тратить бесценные недра такими темпами, а рассматривать и тему перспективы, а, если уж тратить, то не создавать системы, в которых сверхдоходы сжигаются, превращая, таким образом, добычу в пустую трату. Нет ничего необычного в том, что МВФ рекомендует странам-реципиентам «невыгодные тенденции и доктрины», поскольку его задачей является не допустить появления новых конкурентоспособных экономик. Дефолт 1998 года многие связывают с МВФ. Однако, г-н Матес свидетельствует: «В 1997 году МВФ не давал рекомендаций и не настаивал на фиксированном курсе валюты. Теперь подобными идеями можно оперировать только задним числом»57.

Так или иначе, сейчас Россия сама стала кредитором развивающихся  экономик, в том числе, в рамках многочисленных проектов МВФ. Анализируя сегодняшнее состояние отношений  России и МВФ, следует отметить решение, которое озвучил на заседании  президиума правительства РФ Владимир Путин. По его словам, Россия пока не будет пользоваться кредитными ресурсами  Международного валютного фонда. Путин  отметил, что МВФ принял решение, которое предоставляет возможность  странам-членам МВФ получить на льготных условиях и на достаточно большой срок кредитные ресурсы. Как пояснил Алексей Кудрин, это одна из антикризисных мер, специальная валюта МВФ и СДР в размере 250 млрд. СДР, что в долларах несколько больше. Соответствующая эмиссия предоставлена всем странам-членам МВФ пропорционально квоте в капитале этого фонда, в капитале МВФ. Соответственно, России предоставлено право воспользоваться суммой в размере 4,407 млрд. СДР, что в переводе на доллары означает 6,870 млрд. долларов, которые поступают как резерв РФ в МВФ. РФ имеет право на основе этих прав получить льготный кредит на достаточно длинный срок.

Информация о работе МВФ и регулирование международных валютных отношений