Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:43, курсовая работа
Цель работы: изучить влияние МВФ на финансовую ситуацию в мире, рассмотреть способы регулирования и поддержания международных финансовых отношений.
Введение 3
1. МВФ: основные характеристики и влияние на развитие международных валютных отношений 4
.1. Статус, структура органов управления и роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений 4
1.2. Капитал и заемные ресурсы МВФ 9
1.3. Кредитные механизмы, используемые МВФ 11
2. Непосредственное регулирование международных финансовых отношений МВФ 19
2.1. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений 19
2.2. Значение помощи МВФ в условиях современного мирового финансового кризиса 24
2.3. Взаимоотношения МВФ и Российской Федерации 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 42
3. Использование
бюджетных источников для
4. Значительное
увеличение международного
Посткризисное
развитие мировой экономики
1. Совершенствование
финансового регулирования и
надзора. МВФ не играет
2. Адаптация механизмов финансирования к потребностям стран-членов.
3. Усовершенствование
надзора со стороны МВФ на
двусторонней основе в целях
повышения интеграции в
4. Укрепление международного сотрудничества и международного надзора на многосторонней основе, что предполагает более широкое вовлечение стран с формирующимися рынками и стран с низкими доходами в работу организации.
Таким образом,
функции МВФ в современной
валютной системе не
Об эффективности работы МВФ во время кризиса можно судить исходя из бюджетного показателя по странам (см. Приложение 1).
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что во многих странах с развитой экономикой дефициты бюджета значительно снизились в 2011 году.
В странах с развитой экономикой дефициты бюджета снизились в 2011 году в целом примерно на 1 процент ВВП, и лишь в незначительно меньшей степени, если учесть уменьшение разрыва между фактически и потенциальным объемами производства. Общий дефицит снизился на 2 процента ВВП в зоне евро, и также весьма значительно (на 1¼ процента ВВП) с учетом циклических колебаний. При этом улучшение в значительной степени приходится на Германию, в которой скорректированный с учетом циклических колебаний дефицит сократился на 2¼ процента ВВП, отражая необычно сильную реакцию доходов и занятости на объем производства. Скорректированное на циклические колебания сальдо также значительно окрепло в Испании, тогда как положение во Франции и Италии улучшилось в меньшей степени, поскольку меры, объявленные или утвержденные в этих странах, начнут действовать в полном объеме в будущем году (см. ниже). Скорректированные с учетом циклических колебаний дефициты также значительно снизились в Соединенном Королевстве и США, но несколько возросли в Японии из-за расходов на реконструкцию, связанных со стихийным бедствием44.
Среди европейских стран, участвующих в программах, общий дефицит оказался больше, чем ожидалось в Греции, отчасти в результате более низких экономических показателей. Сбои в реализации мер в области доходов и расходов и снижение уровня соблюдения налогового законодательства указывают на то, что и скорректированный с учетом циклических колебаний дефицит превысил ожидавшийся, несмотря на улучшение этого показателя на 3 процентных пункта ВВП по отношению к 2010 году. В Португалии целевой показатель бюджета был выполнен при помощи разового частичного перевода активов пенсионного фонда банков, в том смысле, что базовая корректировка в 2011 году была менее значительной, чем ожидалось, хотя все же еще весьма ощутимой (4 процентных пункта ВВП с учетом циклических колебаний). В Ирландии общее сальдо бюджета соответствовало намеченному, а скорректированное на циклические колебания сальдо улучшилось на 2 процента ВВП45.
В дальнейшем подготавливается значительная консолидация.
В США прогнозируется резкое
снижение скорректированного на циклические
колебания дефицита в этом году,
примерно на 1½ процента ВВП. Эти
прогнозы исходят из предположения
о продлении Конгрессом льгот
по налогу с фонда оплаты труда
и выплаты пособий по безработице
безработным, давно потерявшим работу,
по истечении их срока в конце
февраля. Без этого продления
снижение скорректированного на циклические
колебания дефицита превысило бы
2 процентных пункта ВВП, что стало
бы самым значительным снижением
за последние, по крайней мере, четыре
десятилетия, и повлекло за собой
отрицательные последствия для
все еще неустойчивых перспектив
развития экономики. Риск чрезмерно
поспешной краткосрочной
Согласно прогнозам, Япония
будет единственной ведущей страной
с развитой экономикой, проводящей
бюджетную экспансию в 2012 году, что
отразит отчасти расходы на реконструкцию,
связанные со стихийным бедствием.
Совокупные расходы на реконструкцию
в настоящее время
В Соединенном Королевстве
оценки фактического и потенциального
роста ВВП пересмотрены на понижение,
ухудшив прогнозируемое общее и
учитывающее циклические
В Германии ожидаются несколько
более высокие бюджетные
Многие страны с развитой
экономикой приняли новые меры для
поддержки достижения своих целевых
показателей дефицита. Новое правительство
в Испании объявило первый пакет
мер в размере 1,1 процента ВВП, включая
сокращение расходов и временное
повышение налогов на доходы, капитал
и дорогие дома. В пакет также
входит ограниченное повышение расходов
на социальные нужды и налоговых
расходов (вычет процентов по ипотечным
кредитам). Проект бюджета на 2012 год
будет представлен в парламент
к концу марта. В Италии пакет
мер по корректировке, утвержденный
в декабре, расширит на 1¼ процента
ВВП бюджетную консолидацию, предусмотренную
на 2012-2014 годы, после июльского и
сентябрьского пакетов (приведших
к бюджетным мерам порядка 3¼
процента и 1¼ процента ВВП в текущем
и будущем году, соответственно),
в достаточной степени для
того, чтобы сбалансировать бюджет
с учетом циклических колебаний
на будущий год. Основные элементы пакета
включают введение вновь налогов
на недвижимое имущество в случае
основного места проживания и
пенсионные реформы (ужесточение критериев
досрочного выхода на пенсию, снижение
индексации пенсий и ускорение темпов
повышения пенсионного
История взаимоотношения России и МВФ насчитывает более 20 лет. Тогда, в 1992, банкиры – члены МВФ решили принять новую Россию. Решение было формально утверждено 3 января 1992 года президентом Ельциным. Надо заметить, Россия и до того уже взаимодействовала с фондом. В сороковых годах, на учредительном собрании МВФ присутствовала советская делегация. Союзу была предложена большая квота, чуть меньшая, чем Великобритании и в три раза превышающая французскую. «Возвратившись в Москву, светская делегация предложила правительству подумать над членством в МВФ, - рассказывает нынешний руководитель российского департамента МВФ Навен Матес, - Однако, правительство отказалось от этой идеи»52. Еще одним принципиальным вопросом, поднятым тогда советской финансовой дипломатией, было ограничение положений об отчетности: СССР не стремился рассказывать о своих делах. В 1992-м этого вопроса уже не стояло, хотя до той поры такие данные, как, например, объем и динамика ЗВР считались строго секретными. Можно сказать, что в определенной степени МВФ шефствовал над капитализмом ельцинской России. Об этом напомнил и г-н Матес: «Россия во время принятия в МВФ находилась в состоянии кризиса, но обладала огромным потенциалом. За 20 лет, прошедших с момента принятия в фонд, этот потенциал стало возможным реализовать, и сегодня Россия играет важную роль во многих международных инициативах. Этому в значительной степени способствовали интенсивные отношения в рамках девяти программ. Россия была объектом самых крупных финансовых операций за всю историю МВФ»53.
Всего за весь период сотрудничества
было предложено выделить 25 млрд. СДР,
а выделено в итоге 15 млрд. СДР (Special
Drawing Rights - Специальные права
Рисунок 1
Долг России перед МВФ54
Сейчас у России нет
долгов перед МВФ, они погашены. Теперь
Россия участвует в МВФ как
кредитор, участвует в финансовой
практике, в обсуждении принципов
политики, выработки решений, документов.
В Минфине продолжают изучать
отчеты, доклады и рекомендации МВФ,
однако, теперь они – не более
чем выкладки экспертов. Бывший руководитель
московского представительства
МВФ Мартин Гилман, впрочем, склонен
считать, что кредитные отношения
были не главными и не определяющими:
«Эти отношения можно назвать
отношениями учителя и ученика.
Это были отношения взаимного
обучения, между партнерами, которые
в чем-то друг друга остерегались,
в чем-то доверяли, а в чем-то нет.
Мы учили мыслить
МВФ рекомендует России не проявлять излишней прыти в налоговой либерализации. Не раз специалисты фонда высказывались и за укрепление рубля. Все это не могло не привести к появлению у МВФ противников, оппонентов среди российских экспертов и бизнесменов. Их точку зрения озвучивает Андрей Черепанов, экс-председатель Московской Международной валютной Ассоциации, руководитель НУ "Проект национального развития": «Если мы вспомним историю рекомендаций МВФ, которые выполнялись Россией, то, к сожалению, ничего позитивного в этом опыте не будет найдено. Мы можем вспомнить историю ГКО. Та же история и со Стабфондом, когда МВФ не рекомендует тратить деньги для внутренних нужд, а гнать их на Запад, размещать в государственных облигациях развитых стран, то есть способствовать развитию наших конкурентов и помогать им сокращать свои бюджетные расходы. Причем, выручка идет на сохранение их пирамид долга»56. Если бы МВФ руководствовался не только интересами развитых стран Европы и США, а пожелал бы дать России выгодные рекомендации, то он бы посоветовал не тратить бесценные недра такими темпами, а рассматривать и тему перспективы, а, если уж тратить, то не создавать системы, в которых сверхдоходы сжигаются, превращая, таким образом, добычу в пустую трату. Нет ничего необычного в том, что МВФ рекомендует странам-реципиентам «невыгодные тенденции и доктрины», поскольку его задачей является не допустить появления новых конкурентоспособных экономик. Дефолт 1998 года многие связывают с МВФ. Однако, г-н Матес свидетельствует: «В 1997 году МВФ не давал рекомендаций и не настаивал на фиксированном курсе валюты. Теперь подобными идеями можно оперировать только задним числом»57.
Так или иначе, сейчас Россия
сама стала кредитором развивающихся
экономик, в том числе, в рамках
многочисленных проектов МВФ. Анализируя
сегодняшнее состояние
Информация о работе МВФ и регулирование международных валютных отношений