Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:43, курсовая работа
Цель работы: изучить влияние МВФ на финансовую ситуацию в мире, рассмотреть способы регулирования и поддержания международных финансовых отношений.
Введение 3
1. МВФ: основные характеристики и влияние на развитие международных валютных отношений 4
.1. Статус, структура органов управления и роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений 4
1.2. Капитал и заемные ресурсы МВФ 9
1.3. Кредитные механизмы, используемые МВФ 11
2. Непосредственное регулирование международных финансовых отношений МВФ 19
2.1. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений 19
2.2. Значение помощи МВФ в условиях современного мирового финансового кризиса 24
2.3. Взаимоотношения МВФ и Российской Федерации 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 42
На саммите Группы 20-ти
в апреле 2009 года мировые лидеры
приняли обязательство
МВФ предоставляет кредиты
в иностранной валюте странам-членам
для двух целей: во-первых, для покрытия
дефицитов платежных балансов, т.е.
практически пополнения валютных резервов
государственных финансовых органов
и центральных банков, и, во-вторых,
для поддержки
В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятельности используется два понятия18:
- сделка – предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов;
- операция – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.
МВФ производит кредитные операции только с официальными органами – казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами – эмитентами этих валют19.
Рассмотрим основные механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (общих ресурсов).
Резервная доля. Первая порция
иностранной валюты, которую страна-член
может приобрести в МВФ – в
пределах 25% квоты, называлась до Ямайского
соглашения «золотой долей», с 1978 г. –
«резервной долей». Резервная доля
определяется как превышение валюты
квоты страны-члена над суммой,
находящейся в распоряжении Фонда
национальной валюты данной страны. Если
МВФ использует часть этой национальной
валюты страны-члена для
В пределах резервной позиции
страны-члены могут получать валютные
средства в МВФ автоматически, по
первому требованию. Единственным условием
для такого заимствования является
констатация государством-
Кредитные доли. Средства в
иностранной валюте, которые могут
быть приобретены страной-членом сверх
резервной доли (в случае полного
использования последней авуары
МВФ в валюте страны достигают 100%
квоты), делятся на 4 «кредитные доли»,
или транша, составляющие 25% квоты. Доступ
стран-членов к кредитным ресурсам
МВФ в рамках кредитных долей
ограничен определенными
В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более короткого срока, чем 5 лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю22.
Договоренности о резервных
кредитах стэнд-бай (с 1952 г.) обеспечивают
стране-члену гарантию того, что
в пределах определенной суммы в
течение срока действия договоренности
она может при соблюдении оговоренных
условий беспрепятственно получать
иностранную валюту от МВФ в обмен
на национальную валюту. Подобная практика
предоставления кредитов представляет
собой открытие кредитной линии.
С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения
о кредитах стэнд-бай имели срок
действия до года, с 1977г. – до 18 месяцев
и даже до 3 лет в связи с
увеличением масштабов
Механизм расширенного финансирования дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости – до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном финансировании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения – ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно24.
Главным назначением кредитов
стэнд-бай и расширенных
С середины 70-х гг. МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы. Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с развитыми государствами и странами ОПЕК. В их числе26:
Нефтяной фонд - использовался для предоставления кредитов странам-импортерам нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти и нефтепродуктов (1974 – 1976 гг.).
Механизм дополнительного финансирования или «Фонд Виттевеена» - по имени директора-распорядителя МВФ (1979 – 1982 гг.). Цель этого механизма – предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ.
Политика расширенного доступа
к ресурсам МВФ (1981 – 1922 гг.). Цель –
предоставлять дополнительные кредиты
странам-членам, у которых масштаб
дефицита платежных балансов был
непомерно велик по сравнению
с их квотами. Этот механизм использовался
для осуществления
Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и механизма расширенного финансирования (применяемые вместе или раздельно) устанавливаются Исполнительным Советом и ежегодно пересматриваются. На сегодняшний день установлены следующие лимиты: предоставление кредитов на протяжении года – 100% квоты страны-члена; кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина – 300%). В исключительных случаях лимиты могут быть превышены. МВФ взимает комиссионные сборы в размере 0,5% суммы займа и процент за кредиты, который увязывается с процентной ставкой по активам в СДР и с рыночными ставками. Ставки определяются в течение финансового года на базе оценок доходов, расходов и запланированного показателя по чистой прибыли.
Специальные кредитные механизмы.
Они различаются по целям, условиям
и стоимости кредита. Получение
странами-членами Фонда
Механизм компенсационного
и чрезвычайного
Механизм финансирования буферных (резервных) запасов, МФБЗ, создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международным товарным соглашением, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит – 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 г.;
Механизм финансирования системных (структурных) преобразований, МФСП, введен в апреле 1993 г. как временный специальный механизм с целью оказания поддержки странам, осуществляющим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной, посредством радикальных экономических и политических реформ. Помощь предоставлялась странам, которые сталкивались с резким ухудшением состояния платежных балансов вследствие перехода от торговых связей, в значительной мере ориентированных на нерыночные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка.
Дополнительный резервный механизм, ДРМ, введен в декабре 1997г. для предоставления средств странам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золото-валютных резервов страны. Предполагается, что ДРМ должен применяться в тех случаях, когда «бегство» капитала из страны может создать потенциальную угрозу для мировой валютной системы. Кредитование в рамках данного механизма в отличие от других кредитов не ограничено лимитами и может производиться в любых размерах. Однако получение этих средств страной-членом требует от нее выплаты надбавки к действующей процентной ставке по кредитам Фонда. Кроме того, погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем в других случаях, срока – от года до полутора лет.
Чрезвычайные кредитные
линии, ЧКЛ. По предложению президента
США Б. Клинтона, с которым он выступил
на сессии Советов управляющих МВФ
и ВБ 6 октября 1998 г., «семерка» официально
предложила Фонду ввести еще один
широкомасштабный кредитный механизм
он был учрежден в апреле 1999 г. первоначально
на 2 года. В рамках этого механизма
МВФ открывает в чрезвычайном
порядке краткосрочные линии
странам-членам, сталкивающимся с угрозой
острого кризиса платежного баланса
вследствие возможного негативного
воздействия ситуации на мировых
рынках капитала, то есть факторов, находящихся
вне сферы их контроля. Спецификой
нового кредита является его предупредительный
характер: валютные средства страна может
получить не после, а до наступления
кризиса – при первых его признаках.
Условие получения кредита –
проведение страной-заемщиком эффективной
антикризисной экономической
Информация о работе МВФ и регулирование международных валютных отношений