МВФ и регулирование международных валютных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние МВФ на финансовую ситуацию в мире, рассмотреть способы регулирования и поддержания международных финансовых отношений.

Содержание

Введение 3
1. МВФ: основные характеристики и влияние на развитие международных валютных отношений 4
.1. Статус, структура органов управления и роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений 4
1.2. Капитал и заемные ресурсы МВФ 9
1.3. Кредитные механизмы, используемые МВФ 11
2. Непосредственное регулирование международных финансовых отношений МВФ 19
2.1. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений 19
2.2. Значение помощи МВФ в условиях современного мирового финансового кризиса 24
2.3. Взаимоотношения МВФ и Российской Федерации 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 42

Работа содержит 1 файл

Сопсно курсовик (8 семестр).docx

— 117.15 Кб (Скачать)

На саммите Группы 20-ти в апреле 2009 года мировые лидеры приняли обязательство поддержать увеличение кредитных ресурсов МВФ  в три раза до 750 млрд долларов. Для  выполнения этого обязательства  текущие и новые участники  Новых соглашений о займах (НСЗ) решили увеличить НСЗ до примерно 590 млрд долл., это решение было утверждено Исполнительным советом МВФ 12 апреля 2010 года и вступило в силу 11 марта 2011 года после завершения процесса ратификации участниками НСЗ. При  завершении 14-го Общего пересмотра квот в декабре 2010 года управляющие приняли  решение увеличить ресурсы МВФ  по квотам до приблизительно 767 млрд долл. и провести существенное перераспределение  долей квот между государствами-членами. После вступления в силу увеличения квот будет проведено соответствующее  сокращение ресурсов НСЗ16.

    1. Кредитные механизмы, используемые МВФ

МВФ предоставляет кредиты  в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов  и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки  экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительства17.

В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятельности используется два понятия18:

-  сделка – предоставление  валютных средств странам из  его собственных ресурсов;

- операция – оказание  посреднических финансовых и  технических услуг за счет  заемных средств.

МВФ производит кредитные  операции только с официальными органами – казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

Страна, нуждающаяся в  иностранной валюте, осуществляет покупку  или заимствование иностранной  валюты либо СДР в обмен на эквивалентную  сумму в национальной валюте, которая  зачисляется на счет МВФ в ее центральном  банке. При разработке механизма  Фонда предполагалось, что страны-члены  будут предъявлять равномерный  спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом  смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми  в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты  как бы «под залог» соответствующих  сумм национальных валют. Поскольку  на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами –  эмитентами этих валют19.

Рассмотрим основные механизмы  кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (общих ресурсов).

Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ – в  пределах 25% квоты, называлась до Ямайского  соглашения «золотой долей», с 1978 г. –  «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда  национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть этой национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная  доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных  соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны-члена МВФ20.

В пределах резервной позиции  страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия  потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование  резервной позиции не рассматривается  как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства  вернуть Фонду полученные средства.

Кредитные доли. Средства в  иностранной валюте, которые могут  быть приобретены страной-членом сверх  резервной доли (в случае полного  использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% квоты), делятся на 4 «кредитные доли», или транша, составляющие 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей  ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу они  состояли в следующем: во-первых, сумма  валюты, полученной страной-членом за 12 месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую  сумму, не должна превышать 25% квоты  страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может  превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую  страна могла получить у Фонда  в результате использования резервной  и кредитной долей, составляла 125% размера ее квоты21.

В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более  короткого срока, чем 5 лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет  МВФ право приостанавливать его  действие. На этом основании в современных  условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю22.

Договоренности о резервных  кредитах стэнд-бай (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что  в пределах определенной суммы в  течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных  условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен  на национальную валюту. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок действия до года, с 1977г. – до 18 месяцев  и даже до 3 лет в связи с  увеличением масштабов дефицитов  платежных балансов23.

Механизм расширенного финансирования дополнил резервную и кредитные  доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в  больших размерах по отношению к  квотам, чем это предусмотрено  в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное  нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные  кредиты обычно предоставляются  на три года; при необходимости  – до четырех лет. Валюта, предоставляемая  Фондом в рамках договоренностей  о резервных кредитах (верхние  кредитные доли) и расширенном  финансировании, выдается определенными  порциями (траншами) через установленные  промежутки времени в течение  срока соглашения – ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно24.

Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам-членам МВФ  в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных  реформ. Фонд требует от страны, прибегающей  к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости  этих требований нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Обязательства страны-заемщики, предусматривающие проведение ею соответствующих  финансово-экономических мероприятий, фиксируется в «письме о намерениях»  или «меморандуме об экономической  и финансовой политике», направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной-получателем кредита контролируется путем проведения периодических  обзоров, с помощью оценки предусмотренных  договоренностью специальных целевых  «критериев реализации». Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда», не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое  давление на страны-заемщики25.

С середины 70-х гг. МВФ  в целях разрешения возникших  острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением  неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные  кредитные механизмы. Для их формирования привлекались заемные средства из различных  внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с развитыми государствами и  странами ОПЕК. В их числе26:

Нефтяной фонд - использовался для предоставления кредитов странам-импортерам нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти и нефтепродуктов (1974 – 1976 гг.).

Механизм дополнительного  финансирования или «Фонд Виттевеена» - по имени директора-распорядителя  МВФ (1979 – 1982 гг.). Цель этого механизма  – предоставлять за счет заемных  средств дополнительные кредиты  странам, испытывающим резкие и затяжные кризисы платежных балансов и  исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ.

Политика расширенного доступа  к ресурсам МВФ (1981 – 1922 гг.). Цель –  предоставлять дополнительные кредиты  странам-членам, у которых масштаб  дефицита платежных балансов был  непомерно велик по сравнению  с их квотами. Этот механизм использовался  для осуществления корректирующих экономических мер в тех случаях, когда страны нуждались в средствах  в больших размерах, чем могли  получить в рамках кредитных долей  и механизма расширенного финансирования, и на более продолжительный срок.

Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных  долей и механизма расширенного финансирования (применяемые вместе или раздельно) устанавливаются  Исполнительным Советом и ежегодно пересматриваются. На сегодняшний день установлены следующие лимиты: предоставление кредитов на протяжении года – 100% квоты  страны-члена; кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина – 300%). В  исключительных случаях лимиты могут  быть превышены. МВФ взимает комиссионные сборы в размере 0,5% суммы займа  и процент за кредиты, который  увязывается с процентной ставкой  по активам в СДР и с рыночными  ставками. Ставки определяются в течение  финансового года на базе оценок доходов, расходов и запланированного показателя по чистой прибыли.

Специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение  странами-членами Фонда средств  по линии специальных механизмов – это дополнение к их кредитным  долям. Специальные механизмы, в  рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных  средств МВФ, включают27:

Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В  их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений  в странах-импортерах; появление  товаров-заменителей и т.п. Общий  лимит доступа к кредитам в  рамках компенсационного и чрезвычайного  финансирования составляет 95% квоты  страны;

Механизм финансирования буферных (резервных) запасов, МФБЗ, создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международным товарным соглашением, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит – 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 г.;

Механизм финансирования системных (структурных) преобразований, МФСП, введен в апреле 1993 г. как временный специальный механизм с целью оказания поддержки странам, осуществляющим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной, посредством радикальных экономических и политических реформ. Помощь предоставлялась странам, которые сталкивались с резким ухудшением состояния платежных балансов вследствие перехода от торговых связей, в значительной мере ориентированных на нерыночные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка.

Дополнительный резервный механизм, ДРМ, введен в декабре 1997г. для предоставления средств странам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золото-валютных резервов страны. Предполагается, что ДРМ должен применяться в тех случаях, когда «бегство» капитала из страны может создать потенциальную угрозу для мировой валютной системы. Кредитование в рамках данного механизма в отличие от других кредитов не ограничено лимитами и может производиться в любых размерах. Однако получение этих средств страной-членом требует от нее выплаты надбавки к действующей процентной ставке по кредитам Фонда. Кроме того, погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем в других случаях, срока – от года до полутора лет.

Чрезвычайные кредитные  линии, ЧКЛ. По предложению президента США Б. Клинтона, с которым он выступил на сессии Советов управляющих МВФ  и ВБ 6 октября 1998 г., «семерка» официально предложила Фонду ввести еще один широкомасштабный кредитный механизм он был учрежден в апреле 1999 г. первоначально  на 2 года. В рамках этого механизма  МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные линии  странам-членам, сталкивающимся с угрозой  острого кризиса платежного баланса  вследствие возможного негативного  воздействия ситуации на мировых  рынках капитала, то есть факторов, находящихся  вне сферы их контроля. Спецификой нового кредита является его предупредительный  характер: валютные средства страна может  получить не после, а до наступления  кризиса – при первых его признаках. Условие получения кредита –  проведение страной-заемщиком эффективной  антикризисной экономической политики и соблюдение «международно признанных стандартов». Механизм ЧКЛ образован  как продолжение созданного ранее  дополнительного резервного механизма, с которым он имеет одинаковые финансовые характеристики: отсутствие жесткого ограничительного; установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение 1 – 1,5 года.

Информация о работе МВФ и регулирование международных валютных отношений