МВФ и регулирование международных валютных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние МВФ на финансовую ситуацию в мире, рассмотреть способы регулирования и поддержания международных финансовых отношений.

Содержание

Введение 3
1. МВФ: основные характеристики и влияние на развитие международных валютных отношений 4
.1. Статус, структура органов управления и роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений 4
1.2. Капитал и заемные ресурсы МВФ 9
1.3. Кредитные механизмы, используемые МВФ 11
2. Непосредственное регулирование международных финансовых отношений МВФ 19
2.1. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений 19
2.2. Значение помощи МВФ в условиях современного мирового финансового кризиса 24
2.3. Взаимоотношения МВФ и Российской Федерации 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 42

Работа содержит 1 файл

Сопсно курсовик (8 семестр).docx

— 117.15 Кб (Скачать)
  1. Непосредственное регулирование международных финансовых отношений МВФ

2.1. Роль МВФ в  регулировании международных валютно-кредитных  отношений

МВФ осуществляет наблюдение и контроль над соблюдением странами-членами  своего Устава, который фиксирует  основные структурные принципы мировой  валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен  полномочиями создавать безусловные  ликвидные средства путем выпуска  СДР. Последние предназначены для  пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать  у других участников системы СДР  конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что  он обеспечивает странам гарантированную  возможность приобретения необходимой  валюты в обмен на СДР путем  назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР28.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности  стран использовать СДР для более  широкого круга операций со всеми  признанными Фондом владельцами  этих резервных активов без его  активного посредничества, как это  было прежде. Операции в СДР  дают возможность странам в известной  мере покрывать дефицит их платежного баланса29.

Предполагалось, что СДР  будут выступать в роли альтернативы, как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею30.

Во-вторых, МВФ выступает  в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию  золота, ослабление его роли в мировой  валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место  в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом  взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда31.

 Все страны-члены должны  были выразить паритеты своих  валют в определенном количестве  золота в качестве общего мерила  стоимости (Статья IV, раздел 1 ,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР32.

В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование  режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттон-Вудской валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами»33.

Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять  плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который  может быть выражен в единице  СДР или иной международной счетной  денежной единице34.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим  валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить  без согласия Фонда ограничений  в отношении платежей и переводов  по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных  валютных режимов и не прибегать  к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются  только в двух случаях35:

1. На основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена.

2. Официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует  в регулировании международных  валютно-кредитных отношений путем  предоставления кредитов странам, а  главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как  гаранта получения максимально  высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ  об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного  правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения  более крупных сумм на рынке ссудных  капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной  политики МВФ, с одной стороны, и  главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой36.

МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует  в урегулировании внешнего долга  развивающихся стран, стран Восточной  Европы, России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они  поддерживают мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная  политика отвечает их собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников. Поэтому эффективность  регулирования спекулятивных перемещений  краткосрочных капиталов, координации  процесса выравнивания диспропорций в международных платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации, а многосторонней перспективе. МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг37.

За время своего существования  МВФ превратился в подлинно универсальную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования международных  валютно-кредитных отношений, авторитетного  центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных  потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт38.

    1. Значение помощи МВФ в условиях современного мирового финансового кризиса

Текущий глобальный финансовый кризис начался с обвала американского  рынка недвижимости в 2007 году, который  и показал роль МВФ как центральной  международной организации по регулированию  мировой финансовой системы.

Если в отчете МВФ  за 2007 год речь шла о пересмотре квот и прав голоса, а так же о совершенствовании  внутреннего управления и прозрачности информации, то в отчете за 2008 год  можно наблюдать абсолютно иную картину. Речь не идет об оптимизации  работы Фонда, все силы и средства направлены на попытки стабилизировать ситуацию в мире. Но в связи с тем, что финансовый год МВФ заканчивается 30 апреля, на момент публикации отчета  2008 года кризис еще не успел развернуться в полную силу. Именно поэтому речь в нем еще шла об углублении вовлеченности в МВФ стран с низким доходом, а так же об изменении организационной структуры Фонда и пересмотре резервов, как о центральных вопросах.

В отчете за 2009 год мы можем  пронаблюдать полярную ситуацию.  Здесь речь идет о том, что в 2008-2006 годах мировая экономика переживала период беспрецедентной финансовой нестабильности, который сопровождался самым тяжелым за много десятилетий глобальным экономическим спадом и обвалом показателей торговли.

Ни одна страна не осталась не затронутой этим экономическим штормом. МВФ играл одну из ведущих ролей  в содействии государствам-членам в  решении насущных задач, связанных  с преодолением кризиса, и создании новой более прочной глобальной финансовой системы.

Для решения этих задач  Фонд сосредоточил свои усилия на39:

- предоставлении рекомендаций  по экономической политике и  своевременной финансовой поддержки,  отвечающей потребностям государств-членов;

- анализе причин возникших  проблем с целью укрепления  финансовой системы для защиты  ее от возникновения новых  кризисов в будущем;

- составлении воедино  структурных элементов новой  международной финансовой архитектуры.

В то же время, кризис побудил  Фонд ускорить осуществление некоторых  компонентов его программы работы и перераспределить ресурсы в  следующие области: решение приоритетных задач в области надзора, реформирование кредитной системы Фонда, поддержка  стран с низкими доходами, активизация  деятельности Фонда в области  развития потенциала стран, реформа корпоративного управления фонда и увеличение объема его ресурсов40.

Работа по модернизации МВФ, начавшаяся в 2008 финансовом году с мер  по реструктуризации Фонда, продолжилась в 2009 финансовом году. В числе других направления деятельности  были укрепление внутренней подотчетности  и прозрачности, перестройка кадровой работы в организации, обеспечение  сохранности финансов Фонда и  другие операции, а также перевод организации на более прочную финансовую основу.  
Направление политики МВФ в 2010 году оставалось примерно в том же русле.

В работе организации в 2011 финансовом году основное внимание уделялось  предоставлению государствам-членам рекомендаций по вопросам экономической политики и технической поддержки для  содействия достижению этой цели, удовлетворению потребностей стран в финансировании, с тем, чтобы помочь им стабилизировать свою экономику, в том числе посредством программ в Греции, Ирландии и Португалии (последняя была утверждена в начале 2012 финансового года), формированию систем, усиливающих способность этой организации выявлять риски в мировой экономике и реагировать на них по мере их возникновения, и работе над реформами, укрепляющими международную валютную систему41.

В течение прошедшего года была достигнута договоренность о фундаментальном  пересмотре структуры управления МВФ. Эти реформы приведут к значительному  перераспределению числа голосов  в пользу динамично растущих стран  с формирующимся рынком и развивающихся  стран при сохранении числа голосов  беднейших государств-членов и повышению  легитимности и эффективности МВФ.

Итак, в период кризиса  можно выделить следующие основные приоритеты МВФ42:

     1. Оздоровление  балансов финансового сектора  путём рекапитализации банков  и очистки их балансов от  «плохих» активов.

     2. Поддержка  денежно-кредитной политики стран-членов  в зависимости от оценки внутренних  условий.

Информация о работе МВФ и регулирование международных валютных отношений