Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:43, курсовая работа
Цель работы: изучить влияние МВФ на финансовую ситуацию в мире, рассмотреть способы регулирования и поддержания международных финансовых отношений.
Введение 3
1. МВФ: основные характеристики и влияние на развитие международных валютных отношений 4
.1. Статус, структура органов управления и роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений 4
1.2. Капитал и заемные ресурсы МВФ 9
1.3. Кредитные механизмы, используемые МВФ 11
2. Непосредственное регулирование международных финансовых отношений МВФ 19
2.1. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений 19
2.2. Значение помощи МВФ в условиях современного мирового финансового кризиса 24
2.3. Взаимоотношения МВФ и Российской Федерации 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 42
МВФ осуществляет наблюдение
и контроль над соблюдением странами-
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР28.
После пересмотра в 70-е годы
Устава МВФ расширены возможности
стран использовать СДР для более
широкого круга операций со всеми
признанными Фондом владельцами
этих резервных активов без его
активного посредничества, как это
было прежде. Операции в СДР дают
возможность странам в
Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы, как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею30.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда31.
Все страны-члены должны
были выразить паритеты своих
валют в определенном
В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттон-Вудской валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами»33.
Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице34.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях35:
1. На основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена.
2. Официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует
в регулировании международных
валютно-кредитных отношений
МВФ наряду с другими международными
организациями активно
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации, а многосторонней перспективе. МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг37.
За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт38.
Текущий глобальный финансовый кризис начался с обвала американского рынка недвижимости в 2007 году, который и показал роль МВФ как центральной международной организации по регулированию мировой финансовой системы.
Если в отчете МВФ за 2007 год речь шла о пересмотре квот и прав голоса, а так же о совершенствовании внутреннего управления и прозрачности информации, то в отчете за 2008 год можно наблюдать абсолютно иную картину. Речь не идет об оптимизации работы Фонда, все силы и средства направлены на попытки стабилизировать ситуацию в мире. Но в связи с тем, что финансовый год МВФ заканчивается 30 апреля, на момент публикации отчета 2008 года кризис еще не успел развернуться в полную силу. Именно поэтому речь в нем еще шла об углублении вовлеченности в МВФ стран с низким доходом, а так же об изменении организационной структуры Фонда и пересмотре резервов, как о центральных вопросах.
В отчете за 2009 год мы можем пронаблюдать полярную ситуацию. Здесь речь идет о том, что в 2008-2006 годах мировая экономика переживала период беспрецедентной финансовой нестабильности, который сопровождался самым тяжелым за много десятилетий глобальным экономическим спадом и обвалом показателей торговли.
Ни одна страна не осталась не затронутой этим экономическим штормом. МВФ играл одну из ведущих ролей в содействии государствам-членам в решении насущных задач, связанных с преодолением кризиса, и создании новой более прочной глобальной финансовой системы.
Для решения этих задач Фонд сосредоточил свои усилия на39:
- предоставлении рекомендаций
по экономической политике и
своевременной финансовой
- анализе причин возникших проблем с целью укрепления финансовой системы для защиты ее от возникновения новых кризисов в будущем;
- составлении воедино
структурных элементов новой
международной финансовой
В то же время, кризис побудил
Фонд ускорить осуществление некоторых
компонентов его программы
Работа по модернизации МВФ,
начавшаяся в 2008 финансовом году с мер
по реструктуризации Фонда, продолжилась
в 2009 финансовом году. В числе других
направления деятельности были
укрепление внутренней подотчетности
и прозрачности, перестройка кадровой
работы в организации, обеспечение
сохранности финансов Фонда и
другие операции, а также перевод
организации на более прочную финансовую
основу.
Направление политики МВФ в 2010 году оставалось
примерно в том же русле.
В работе организации в 2011 финансовом году основное внимание уделялось предоставлению государствам-членам рекомендаций по вопросам экономической политики и технической поддержки для содействия достижению этой цели, удовлетворению потребностей стран в финансировании, с тем, чтобы помочь им стабилизировать свою экономику, в том числе посредством программ в Греции, Ирландии и Португалии (последняя была утверждена в начале 2012 финансового года), формированию систем, усиливающих способность этой организации выявлять риски в мировой экономике и реагировать на них по мере их возникновения, и работе над реформами, укрепляющими международную валютную систему41.
В течение прошедшего года
была достигнута договоренность о фундаментальном
пересмотре структуры управления МВФ.
Эти реформы приведут к значительному
перераспределению числа
Итак, в период кризиса можно выделить следующие основные приоритеты МВФ42:
1. Оздоровление балансов финансового сектора путём рекапитализации банков и очистки их балансов от «плохих» активов.
2. Поддержка
денежно-кредитной политики
Информация о работе МВФ и регулирование международных валютных отношений