МВФ и регулирование международных валютных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить влияние МВФ на финансовую ситуацию в мире, рассмотреть способы регулирования и поддержания международных финансовых отношений.

Содержание

Введение 3
1. МВФ: основные характеристики и влияние на развитие международных валютных отношений 4
.1. Статус, структура органов управления и роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений 4
1.2. Капитал и заемные ресурсы МВФ 9
1.3. Кредитные механизмы, используемые МВФ 11
2. Непосредственное регулирование международных финансовых отношений МВФ 19
2.1. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений 19
2.2. Значение помощи МВФ в условиях современного мирового финансового кризиса 24
2.3. Взаимоотношения МВФ и Российской Федерации 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 42

Работа содержит 1 файл

Сопсно курсовик (8 семестр).docx

— 117.15 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. МВФ: основные характеристики и влияние на развитие международных валютных отношений 4

1.1. Статус, структура органов управления и роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений 4

1.2. Капитал и заемные ресурсы МВФ 9

1.3. Кредитные механизмы, используемые МВФ 11

2. Непосредственное регулирование международных финансовых отношений МВФ 19

2.1. Роль МВФ  в регулировании международных  валютно-кредитных отношений 19

2.2. Значение помощи МВФ в условиях современного мирового финансового кризиса 24

2.3. Взаимоотношения МВФ и Российской Федерации 32

Заключение 38

Список использованной литературы 40

Приложения 42

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Международный Валютный Фонд  (International Monetary Fund, IMF) – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте1.

Актуальность рассмотрения регулирования международных финансовых отношений МВФ обуславливается  нынешним бедственным положением многих стран, в том числе, сильных экономик мира, в связи с текущим экономическим  кризисом. МВФ же, исходя из вышеуказанного определения, является непосредственным регулятором финансовых отношений в мире, а значит, вызывает особый интерес в качестве объекта исследования.

Цель работы:  изучить  влияние МВФ на финансовую ситуацию в мире, рассмотреть способы регулирования  и поддержания международных  финансовых отношений.

Для достижения вышеуказанной  цели были поставлены задачи:

- охарактеризовать МВФ,  как регулятор международных  валютно-финансовых отношений, рассмотрев его структуру,  источники средств и основные методы кредитования;

- проанализировать работу МВФ в условиях современного финансового кризиса, проведя обзор основной помощи нуждающимся странам, а так же Российской Федерации.

 

  1. МВФ: основные характеристики и влияние на развитие международных валютных отношений

    1. Статус, структура органов управления и роль МВФ в регулировании международных валютно-финансовых отношений

Идея создания Международного Валютного Фонда (МВФ) зародилась на конференции Организации Объединенных Наций, созванной в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США, в июле 1944 года. Правительства 44 стран, представленных на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, которое позволило бы не допустить повторения порочного круга девальваций в целях получения конкурентных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х годов2.

Сегодня в МВФ входит 187 стран, а общая сумма квот в  МВФ на 18.08.2011 составляла 383 млрд. долл. США. По состоянию на то же число  было выдано кредитов на 282 млрд. долл. США.

Основная задача МВФ заключается  в обеспечении стабильности международной  валютно-финансовой системы, системы  обменных курсов и международных  расчетов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом. Эта система крайне важна  для содействия устойчивому экономическому росту, повышения уровня жизни и  сокращения бедности.

Статья I Статей соглашения МВФ устанавливает следующие  основные задачи фонда3:

- способствовать развитию  международного валютно-финансового  сотрудничества;

- способствовать процессу  расширения и сбалансированного  роста международной торговли;

- содействовать стабильности  валют;

- оказывать помощь в  создании многосторонней системы  расчетов;

- предоставлять ресурсы  (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании  платежного баланса.

Для поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной  валютно-финансовой системе МВФ  наблюдает за экономической политикой  стран,  а также за экономическими и финансовыми изменениями в  странах, регионах и мире с помощью  официальной системы, известной  как надзор. В рамках системы надзора  МВФ дает рекомендации 187 государствам-членам, поощряет меры политики, содействующие  экономической стабильности, уменьшающие  уязвимость по отношению к экономическим  и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни. Он проводит регулярную оценку глобальных перспектив в издании  «Перспективы развития мировой экономики», финансовых рынков — в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности»  и изменений в сфере государственных  финансов — в своем «Бюджетном вестнике», а также публикует  ряд изданий по перспективам развития региональной экономики. Исполнительный совет Фонда рассматривает ряд  вариантов улучшения многостороннего, финансового и двухстороннего надзора, в том числе усиления интеграции этих трех видов надзора; улучшения  понимания вторичных эффектов и  оценки, возникающих и потенциальных рисков; повышения действенности рекомендаций МВФ по вопросам экономической политики4.

Финансирование МВФ дает странам-членам необходимую передышку  для преодоления проблем с  платежным балансом. Программа экономической  политики, поддерживаемая финансированием  МВФ, разрабатывается властями страны в тесном сотрудничестве с МВФ, и продолжение финансовой поддержки обусловлено эффективной реализацией программы.

В связи с самыми последними реформами инструменты кредитования МВФ были дополнительно усовершенствованы, с тем чтобы обеспечить гибкие средства предотвращения кризисов для  широкого круга государств-членов с  прочными основными показателями, обоснованной экономической политикой и надежными  институциональными основами такой  политики. В странах с низкими  доходами МВФ Фонд удвоил лимиты доступа  к займам и наращивает кредитование беднейших стран мира5.

МВФ предоставляет техническую  помощь и проводит обучение кадров для содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики. Техническая помощь предоставляется  в нескольких областях, включая налоговую  политику и налоговое администрирование, управление расходами, денежно-кредитную  и курсовую политику, надзор за банковской и финансовой системой и ее регулирование, законодательные основы, а также  статистику6.

Высший руководящий орган  МВФ - Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время7.

Исполнительный совет, который  определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими  квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить объединение стран-бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки8.

Самым большим количеством  голосов в МВФ (по состоянию на 2011) обладают: США — 16,407%; Германия — 5,99 %; Япония — 6,46%; Китай — 6,394%; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %9.

В МВФ действует принцип  «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать  воздействие на деятельность Фонда  с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов  независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно  по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР  суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии  СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал  Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим  государствам10.

Решения в Совете управляющих  обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный  либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного  веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения  Фонда, принятие которых требует  максимального большинства (85 %). Это  означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают  возможностью осуществлять контроль над  процессом принятия решений в  МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии  скоординированных действий развивающие  страны также в состоянии не допускать  принятия не устраивающих их решений11.

Существенную роль в организационной  структуре МВФ играет Международный  валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в  том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет  является совещательным органом  Совета управляющих и не имеет  полномочий для принятия директивных  решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee)12.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному  совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность  за ведение дел МВФ, включающих широкий  круг политических, оперативных и  административных вопросов, в частности  предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет  МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет  штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. — около 2478 человек из 143 стран). Как правило, он представляет одну из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011) — Кристин Лагард (Франция), её первый заместитель — Джон Липски (США)13.

    1. Капитал и заемные ресурсы МВФ

МВФ устроен по образцу  акционерного предприятия: его капитал  складывается из вносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. СДР  представляет собой расчетную (виртуальную) валюту МВФ, именуемую как специальные  права заимствований (Special Drawing Rights), которая в действительности не имеет  материального воплощения и реального  эквивалента, а применяется как  резервный актив в дополнение к золотовалютным позициям стран-членов МВФ. Курс СДР как расчетной валюты МВФ в настоящее время определяется в 4-х валютах: долларах США, евро, английских фунтах стерлингов и в японских иенах14.

Квота была придумана для  отражения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во взаимоотношениях стран с Фондом. Она определяет:

- сумму подписки на  капитал;

- возможности использования  ресурсов Фонда;

- сумму получаемых страной–членом  СДР при их очередном распределении;

- количество голосов страны  в Фонде.

Размеры квот устанавливаются  на основе удельного веса стран в  мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП, объем текущих операций платежного баланса, официальные золото-валютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. Как уже было отмечено, до 25% квоты оплачивается резервными активами (СДР и конвертируемыми  валютами); 75% - национальной валютой.

В дополнение к собственному капиталу МВФ привлекает заемные  средства. Страны, входящие в «группу  десяти» или их центральные банки (Бельгия, Италия, Канада, Немецкий федеральный  банк, Нидерланды, соединенное Королевство, США, Франция, Шведский государственный  банк, Япония), заключили с МВФ  Генеральные соглашения о займах, ГСЗ (General Arrangements to Borrow, GAB), вступившие в  силу с 24 октября 1962 г. В 1964г. к ним  присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в  полном объеме)15.

ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду  на возобновляемой основе на сумму  до 6,5 млрд. СДР (8,8 млрд. долл.). Средства предоставляются в тех случаях, когда нужно «предотвратить или  устранить расстройство мировой  валютной системы». МВФ в свою очередь, может предоставить займы на 3 – 5 лет любым странам – участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания финансовой помощи и  странам, не являющимся участниками  ГСЗ, однако при соблюдении строгих  критериев МВФ платит проценты по кредитам, полученным им в рамках этих соглашений, и обязуется погашать их в течение пяти лет.

Информация о работе МВФ и регулирование международных валютных отношений