Монополии и антимонопольное регулирование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......1
Глава 1. Особенности монополизма в РФ. Антимонопольное регулирование и политика в РФ:
1.1Монополизм и формы его проявления…………………………………………….2
1.2 Особенности возникновения монополизма на российском рынке…………6
1.3 Мировой опыт в области антимонопольного регулирования……………….9
1.4 Основные направления антимонопольного регулирования в РФ………...15
1.5 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ…………..19
1.6 Регулирующая структура в области антимонопольной политики в РФ (с историей)……………………………………………………………………………………...24
Глава 2. Анализ практики исследования в области антимонопольного регулирования в РФ:
2.1 Регулирование тарифов на продукцию производителей – естественных монополистов………………………………………………………………………………..27
2.2 Управление монопольной продукции на основе инвестиционных механизмов: организационно-методический аспект………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………………………38
Сноски…………………………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Монополии и антимонопольное регулирование в РФ.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

2. Государство осуществляет  мониторинг качества монопольного  продукта:

a) организует опрос  (в соответствии со стандартным  опросным листом);

b) интерпретирует  данные опроса по методу SERVQUAL в количественное значение текущего  потребительского качества по  формуле:

c) данные заносятся  в архив `банка данных мониторинга`.

3. При определении  текущего качества:

a) используется коэффициент отчислений в инвестиционный фонд;

b) рассчитывается  абсолютная величина инвестиций  в качество по формуле:

c) определяется `слабое  звено` (j) в обеспечении качества  монопольного продукта - как минимальное  в соотношении:

d) определяется технологический способ инвестирования (или технический его объект) для (j) компонента качества, определенного как `слабое звено` системы;

e) рассчитывается  встречный объем необходимых  инвестиций в объект развития (BPFi), встречный бизнес-проект, подготовленный  монопольным предприятием;

f) производится оценка  количества реперных промежутков  капитализации дохода монопольного  предприятия для погашения инвестиций (полученных в виде займа) по  формуле:

что позволяет установить период мониторинга качества и оценить  результаты инвестирования.

4. Рассчитывается  тариф для монопольного продукта  в балансной модели `цена-качество`:

a) сопоставляются  данные мониторинга качества  монопольного продукта и определяется  результат инвестирования в качество  монопольного продукта по формуле:

b) Прогнозируется  размер издержек монопольного  предприятия в будущем периоде;

c) На основе прогнозируемых  издержек, норматива прибыли и  бонусного коэффициента определяется  тариф монопольного продукта  для будущего периода по формуле:

Данная последовательность отражает логику модели Демсетца: качество монопольного продукта предопределяет распределение дохода монопольной системы, формирование инвестиционного `пакета` и абсолютное значение конвертируемого тарифа на монопольный продукт.

Примечания:

1. Заметим, что внесение такой концепции принципиально не затрагивает других сфер экономики, принципов государственного регулирования секторов и конкурентных рынков.

2. Данная и последующие  эконометрические функции и уравнения  отличаются от соответствующих,  приводимых в (3) по индексам динамической привязки и логике соотнесения.

3. "Виртуальный"  инвестиционный фонд, который следует  воспринимать как центр аккумулирования  средств на компенсацию внешних  инвестиций. Допускается и создание  реального фонда по ситуационной экономической целесообразности.

4. Из уравнения  (2) удалены группировки по сегментам  для упрощения представления  в настоящем контексте. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

В целях совершенствования  антимонопольного регулирования в  России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Российской Федерации в эффективный регулятор рыночных отношений. 16

Выбор правильного  регулирующего антимонопольного воздействия  способствует получению позитивных социально-экономических результатов  не только в краткосрочном, но и долгосрочном временном разрезе. Поэтому требуется  непрерывное совершенствование антимонопольного законодательства, обусловленное комплексом причин как долговременного, так и конъюнктурно-оперативного характера, в том числе циклическими колебаниями не только в национальной экономике, но и в мировом хозяйстве.

Реалии осуществления государственного контроля за экономической концентрацией говорят о том, что во многих случаях антимонопольные органы Российской Федерации не способны еще достаточно точно определить: последствия принятого решения для экономической концентрации, стратегическую мощь и реальную рыночную силу участников сделок (реорганизации). Особенно сложно в этой связи отследить неформальные соглашения между крупными участниками товарных рынков.

Часто интересы хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке, не совпадают с принципами добросовестной конкуренции. Из числа ущербных для государственных интересов действий стоит обратить особое внимание на ликвидацию российских конкурентов иностранными компаниями, "отмывание" денег российских и зарубежных криминальных и теневых структур. Данные действия имеют особую опасность для национальной экономики и национальной безопасности Российской Федерации.

К актуальным перспективным  мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования  относятся:

• продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в отраслях естественных монополий;

• совершенствование  нормативной базы для организации  эффективного контроля за финансовыми  потоками монополий;

• регулирование и  контроль инвестиционных программ;

• создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности;

• повышение эффективности  реализации полномочий государства  по принадлежащим ему акциям акционерных  обществ - естественных монополий;

• приведение уровня цен на продукцию монополий в  соответствие с реальными затратами;

• целевое дотирование  за счет соответствующих бюджетов при  предоставлении льгот отдельным  категориям потребителей;

• сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений  антимонопольных органов с другими  органами исполнительной власти. Существует достаточно много вопросов, которые одновременно относятся к компетенции различных органов исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы). В таких случаях следует избегать дублирования действий, гармонизировать регламенты совместной деятельности различных административных структур, согласовывать их нормативную документацию и т.д.

В перспективе решение  указанной проблемы должно, по-видимому, достигаться одновременно по трем параллельным направлениям:

• решение принципиальных вопросов взаимодействия органов исполнительной власти (прежде всего - вопросы, затрагивающие права различных лиц и имеющие правовые последствия) должно основываться только на развитии законодательной базы;

• вопросы структурно-функционального  характера должны разрешаться на уровне правительства (например, принятием соответствующих постановлений);

• вопросы оперативного взаимодействия органов управления могут регулироваться ими самими путем достижения вышеупомянутых соглашений.

При этом для стимулирования устойчивых темпов экономического роста в 2009 г. целесообразно сохранить тенденцию отставания темпов роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий от темпов роста оптовых цен производителей промышленной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ. 

1) Пресечение недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: Юридический словарь / Cоставители О.И. Ионова, А.А. Комиссаров. - М.: 1999;

2) Бабашкина А. М. - Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003;

3) Робинсон. Дж. - Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: 1996;

4) Скрыпник В.И. - Энергетика России: естественная монополия на свободе. – М.: Общество и экономика, 1999;

5) Demsetz H. - On the regulation of industry: Journal of Political Economy. - 1971;

6) Уильямсон О.И. - Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, `отношенческая контрация` - М.: CEV Press, 2003;

7) - Лисин В.С., Узяков М. Н. -  Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. – М.: ТЕИС, 2002;

8) Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России http://fas.gov.ru/;

9) Никифоров А.А. - Концепция антимонопольной политики и реформа: экономика. – 2000;

10) Вильсон Дж. - Естественные монополии России. Вопросы экономики. - 1999;

11) Андреев А., Гордейчик С. -  Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации. – 1998;

12) Городецкий А., Павленко Ю. -  Реформирование естественных монополий. – 2000. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СНОСКИ. 

1 - Пресечение недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: Юридический словарь / Cоставители О.И. Ионова, А.А. Комиссаров. - М.: 1999 - c. 16;

2 - Бабашкина А. М. - Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003 – с. 3;

3 - Робинсон. Дж. - Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: 1996 – с. 58;

4 - Скрыпник В.И. - Энергетика России: естественная монополия на свободе. – М.: Общество и экономика, 1999 – с. 27;

5 - Demsetz H. - On the regulation of industry: Journal of Political Economy. - 1971, March/April. – с. 356;

6 - Уильямсон О.И. - Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, `отношенческая контрация` - М.: CEV Press, 2003 – с. 89;

7 - Лисин В.С., Узяков М. Н. -  Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. – М.: ТЕИС, 2002 – с. 118;

8 - Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России http://fas.gov.ru/;

9 - Никифоров А.А. - Концепция антимонопольной политики и реформа: экономика. – 2000 – с. 205;

10 - Вильсон Дж. - Естественные монополии России. Вопросы экономики. - 1999 – с. 11;

11 -   Андреев А., Гордейчик С. -  Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации. – 1998 – с. 13;

12 - Городецкий А., Павленко Ю. -  Реформирование естественных монополий. – 2000 – с. 137;

13 - Скрыпник В.И. - Энергетика России: естественная монополия на свободе. – М.: Общество и экономика, 1999 – с. 32;

14 -  Никифоров А.А. - Концепция антимонопольной политики и реформа: экономика. – 2000 – с. 218;

15 - Лисин В.С., Узяков М. Н. -  Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. – М.: ТЕИС, 2002 – с. 128;

16 - Робинсон. Дж. - Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: 1996 – с. 63. 

Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование в РФ