Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:46, курсовая работа
Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.
Введение………………………………………………………………………………….......1
Глава 1. Особенности монополизма в РФ. Антимонопольное регулирование и политика в РФ:
1.1Монополизм и формы его проявления…………………………………………….2
1.2 Особенности возникновения монополизма на российском рынке…………6
1.3 Мировой опыт в области антимонопольного регулирования……………….9
1.4 Основные направления антимонопольного регулирования в РФ………...15
1.5 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ…………..19
1.6 Регулирующая структура в области антимонопольной политики в РФ (с историей)……………………………………………………………………………………...24
Глава 2. Анализ практики исследования в области антимонопольного регулирования в РФ:
2.1 Регулирование тарифов на продукцию производителей – естественных монополистов………………………………………………………………………………..27
2.2 Управление монопольной продукции на основе инвестиционных механизмов: организационно-методический аспект………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………………………38
Сноски…………………………………………………………………………………………39
2. Государство осуществляет
мониторинг качества
a) организует опрос
(в соответствии со
b) интерпретирует
данные опроса по методу SERVQUAL
в количественное значение
c) данные заносятся
в архив `банка данных
3. При определении текущего качества:
a) используется коэффициент отчислений в инвестиционный фонд;
b) рассчитывается
абсолютная величина
c) определяется `слабое звено` (j) в обеспечении качества монопольного продукта - как минимальное в соотношении:
d) определяется технологический способ инвестирования (или технический его объект) для (j) компонента качества, определенного как `слабое звено` системы;
e) рассчитывается встречный объем необходимых инвестиций в объект развития (BPFi), встречный бизнес-проект, подготовленный монопольным предприятием;
f) производится оценка
количества реперных
что позволяет установить период мониторинга качества и оценить результаты инвестирования.
4. Рассчитывается
тариф для монопольного
a) сопоставляются
данные мониторинга качества
монопольного продукта и
b) Прогнозируется размер издержек монопольного предприятия в будущем периоде;
c) На основе прогнозируемых
издержек, норматива прибыли и
бонусного коэффициента
Данная последовательность отражает логику модели Демсетца: качество монопольного продукта предопределяет распределение дохода монопольной системы, формирование инвестиционного `пакета` и абсолютное значение конвертируемого тарифа на монопольный продукт.
Примечания:
1. Заметим, что внесение такой концепции принципиально не затрагивает других сфер экономики, принципов государственного регулирования секторов и конкурентных рынков.
2. Данная и последующие
эконометрические функции и
3. "Виртуальный"
инвестиционный фонд, который следует
воспринимать как центр
4. Из уравнения
(2) удалены группировки по
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В целях совершенствования антимонопольного регулирования в России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Российской Федерации в эффективный регулятор рыночных отношений. 16
Выбор правильного
регулирующего антимонопольного воздействия
способствует получению позитивных
социально-экономических
Реалии осуществления государственного контроля за экономической концентрацией говорят о том, что во многих случаях антимонопольные органы Российской Федерации не способны еще достаточно точно определить: последствия принятого решения для экономической концентрации, стратегическую мощь и реальную рыночную силу участников сделок (реорганизации). Особенно сложно в этой связи отследить неформальные соглашения между крупными участниками товарных рынков.
Часто интересы хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке, не совпадают с принципами добросовестной конкуренции. Из числа ущербных для государственных интересов действий стоит обратить особое внимание на ликвидацию российских конкурентов иностранными компаниями, "отмывание" денег российских и зарубежных криминальных и теневых структур. Данные действия имеют особую опасность для национальной экономики и национальной безопасности Российской Федерации.
К актуальным перспективным
мерам правительственной
• продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в отраслях естественных монополий;
• совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;
• регулирование и контроль инвестиционных программ;
• создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности;
• повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ - естественных монополий;
• приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
• целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориям потребителей;
• сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.
Для дальнейшего развития
антимонопольного регулирования необходимо
также упорядочение взаимоотношений
антимонопольных органов с
В перспективе решение указанной проблемы должно, по-видимому, достигаться одновременно по трем параллельным направлениям:
• решение принципиальных вопросов взаимодействия органов исполнительной власти (прежде всего - вопросы, затрагивающие права различных лиц и имеющие правовые последствия) должно основываться только на развитии законодательной базы;
• вопросы структурно-
• вопросы оперативного взаимодействия органов управления могут регулироваться ими самими путем достижения вышеупомянутых соглашений.
При этом для стимулирования
устойчивых темпов экономического роста
в 2009 г. целесообразно сохранить тенденцию
отставания темпов роста цен (тарифов)
на продукцию (услуги) естественных монополий
от темпов роста оптовых цен производителей
промышленной продукции.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.
1) Пресечение недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: Юридический словарь / Cоставители О.И. Ионова, А.А. Комиссаров. - М.: 1999;
2) Бабашкина А. М. - Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003;
3) Робинсон. Дж. - Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: 1996;
4) Скрыпник В.И. - Энергетика России: естественная монополия на свободе. – М.: Общество и экономика, 1999;
5) Demsetz H. - On the regulation of industry: Journal of Political Economy. - 1971;
6) Уильямсон О.И. - Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, `отношенческая контрация` - М.: CEV Press, 2003;
7) - Лисин В.С., Узяков М. Н. - Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. – М.: ТЕИС, 2002;
8) Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России http://fas.gov.ru/;
9) Никифоров А.А. - Концепция антимонопольной политики и реформа: экономика. – 2000;
10) Вильсон Дж. - Естественные монополии России. Вопросы экономики. - 1999;
11) Андреев А., Гордейчик С. - Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации. – 1998;
12) Городецкий А., Павленко
Ю. - Реформирование естественных монополий.
– 2000.
СНОСКИ.
1 - Пресечение недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: Юридический словарь / Cоставители О.И. Ионова, А.А. Комиссаров. - М.: 1999 - c. 16;
2 - Бабашкина А. М. - Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003 – с. 3;
3 - Робинсон. Дж. - Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: 1996 – с. 58;
4 - Скрыпник В.И. - Энергетика России: естественная монополия на свободе. – М.: Общество и экономика, 1999 – с. 27;
5 - Demsetz H. - On the regulation of industry: Journal of Political Economy. - 1971, March/April. – с. 356;
6 - Уильямсон О.И. - Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, `отношенческая контрация` - М.: CEV Press, 2003 – с. 89;
7 - Лисин В.С., Узяков М. Н. - Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. – М.: ТЕИС, 2002 – с. 118;
8 - Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России http://fas.gov.ru/;
9 - Никифоров А.А. - Концепция антимонопольной политики и реформа: экономика. – 2000 – с. 205;
10 - Вильсон Дж. - Естественные монополии России. Вопросы экономики. - 1999 – с. 11;
11 - Андреев А., Гордейчик С. - Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации. – 1998 – с. 13;
12 - Городецкий А., Павленко Ю. - Реформирование естественных монополий. – 2000 – с. 137;
13 - Скрыпник В.И. - Энергетика России: естественная монополия на свободе. – М.: Общество и экономика, 1999 – с. 32;
14 - Никифоров А.А. - Концепция антимонопольной политики и реформа: экономика. – 2000 – с. 218;
15 - Лисин В.С., Узяков М. Н. - Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. – М.: ТЕИС, 2002 – с. 128;
16 - Робинсон. Дж.
- Экономическая теория несовершенной
конкуренции. - М.: 1996 – с. 63.
Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование в РФ