Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:46, курсовая работа
Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.
Введение………………………………………………………………………………….......1
Глава 1. Особенности монополизма в РФ. Антимонопольное регулирование и политика в РФ:
1.1Монополизм и формы его проявления…………………………………………….2
1.2 Особенности возникновения монополизма на российском рынке…………6
1.3 Мировой опыт в области антимонопольного регулирования……………….9
1.4 Основные направления антимонопольного регулирования в РФ………...15
1.5 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ…………..19
1.6 Регулирующая структура в области антимонопольной политики в РФ (с историей)……………………………………………………………………………………...24
Глава 2. Анализ практики исследования в области антимонопольного регулирования в РФ:
2.1 Регулирование тарифов на продукцию производителей – естественных монополистов………………………………………………………………………………..27
2.2 Управление монопольной продукции на основе инвестиционных механизмов: организационно-методический аспект………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………………………38
Сноски…………………………………………………………………………………………39
• создается локальная монополия;
• возникает ограничение, либо пресечение конкуренции на товарных рынках. В Германии приобретение 50% акционерного капитала или более подлежит обязательному предварительному согласованию с Федеральной картельной службой Германии в случаях, если:
• товарооборот одного из участников сделки представляет собой величину не менее 2 млрд. марок;
• товарооборот всех участников сделки представляет собой величину не менее 1 млрд. марок.
Федеральная картельная служба Германии должна быть уведомлена о свершении сделки по приобретению доли акционерного капитала, если участники сделки вместе имеют:
• долю на товарном рынке Германии 20% или более;
• годовой торговый оборот 500 млн. марок или более;
• 10000 или более наемных работников.
Кроме того, Федеральная картельная служба Германии имеет полное право запретить те или иные сделки по слияниям и поглощениям, если в результате возникает или усиливается доминирующее положение хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. 7 Исключение составляют случаи, когда положительный эффект подобной сделки превышает по своим результатам негативные последствия данной сделки. Запрещение от лица Федеральной картельной службы Германии по факту уже совершенной сделки также имеет следствием признание в судебном порядке такой сделки недействительной.
В Японии антимонопольное регулирование имеет следующие особенности. С предварительного согласия антимонопольных органов Японии осуществляются:
• создание совместно управляемого предприятия;
• наследование всего предприятия, либо его части;
• получение в аренду всего предприятия, либо его части;
• назначение на управление всем предприятием или важной его частью.
Помимо изложенного,
в Японии, ни при каких обстоятельствах,
не допускается осуществление
Использование зарубежного
опыта антимонопольного регулирования
представляет интерес для современной
экономики России, идущей по пути развития
рыночных отношений. Особенно важно учитывать
этот опыт в международной деятельности
Министерства Российской Федерации по
антимонопольной политики и поддержке
предпринимательства (МАП РФ).
1.4
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В РФ.
Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.
Административное (законодательное)
регулирование конкуренции
В Законе “О конкуренции” (1991 г.) 8 доминирующим является исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Закон о конкуренции характеризует количественные границы монопольной власти. Критерием этих границ также определена следующая величина доли рынка, если:
1) хозяйствующий субъект
обладает долей рынка в
2) доля хозяйствующего
субъекта на товарном рынке
составляет величину в
3) доля хозяйствующего
субъекта на рынке не
Для определения доминирующего положения фирм на рынках антимонопольными органами используются данные о структуре товарных рынков.
Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся:
- правительственные заказы;
- налоги;
- проценты;
- государственные субсидии.
Используя эти рычаги,
государство имеет возможность
влиять на интенсивность конкуренции
в разных секторах и сегментах
рынка. Основная черта нормативно-
Осуществляя нормативно-ориентирующее
регулирование деловых
Кроме того, к антимонопольному регулированию можно отнести и антимонопольный контроль. Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках, который начал формироваться в России с 1992 г. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает 35% на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство.
Уровень монополизации в плановой экономике был очень высоким. В процессе разгосударствления он сократился. Число предприятий-монополистов в России за время проведения рыночных преобразований опять выросло. В 1994 г. в России насчитывалось 582 предприятия-монополиста, в 1996 г. - 2,5 тыс. предприятий. Эти предприятия, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке и нарушающие антимонопольное законодательство, заносились приказами в Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов России. Сейчас этот перечень переименован в “Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на определенном рынке товара более 35%”.
Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т.д.
Регулирование естественных монополий.
Основными методами регулирования являются:
- ценовое регулирование, т.е. прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня;
- определение потребителей
для обязательного
Государственное регулирование цен (тарифов) отраслей естественных монополий включает регулирование тарифов как на электрическую, так и тепловую энергию. 9 В настоящее время в системе тарифного регулирования естественных монополий в России происходят серьезные изменения. Провозглашено создание единого тарифного органа, сокращение перекрестного субсидирования, переход на адресную систему социальных льгот. В то же время у государства отсутствует целостная долгосрочная концепция ценового регулирования естественных монополий.
Концепция реформы естественных монополий с точки зрения ценового регулирования должна предусматривать, прежде всего, введение новых, взаимоувязанных тарифов на их продукцию. Для этого необходимо обоснование общей модели тарифной системы, адекватной для переходных условий экономики России.
Модель ценового регулирования
должна базироваться на таких общих
принципах регулирования
На 2003 г. Правительство
РФ утвердило план повышения тарифов
в размере 12% для МПС России, 14%
- для РАО “ЕЭС” и 20% - для “Газпром”.
Такой уровень повышения
Совершенствование ценового регулирования естественных монополий оказывает сильное влияние не только на сам сектор естественных монополий, но и на экономику в целом. Важно отметить, что в России такое регулирование не согласовано с другими методами государственного регулирования естественных монополий. Решения по поводу цен на услуги естественных монополий зачастую становятся результатом конъюнктурных политических решений, не имеющих достаточного экономического обоснования.
Более перспективным и эффективным направлением в области регулирования естественных монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий для внедрения элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа - выхода на монополизированные рынки для других хозяйственных субъектов.
Данный способ регулирования
может быть эффективным не только
для отдельных монополистов, но,
что особенно важно, и для государства
в целом, так как позволяет
делать прозрачными финансовые потоки
в рамках различных посреднических фирм,
уводящих финансовые потоки в обиход как
самой компании, так и бюджета.
1.5
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В РФ.
Антимонопольное регулирование в Российской Федерации ведет свою историю с 1991 г. Тогда был принят Закон РСФСР "0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынка". Закон определяет основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые в этом нормативно-правовом акте был законодательно
оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитет
Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур
(с 1997 г. - Государственный
К основным функциям органа по антимонопольной политике относятся:
• подготовка предложений
по совершенствованию
• разработка для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;
• осуществление мер по демонополизации производства и обращения;
• контроль крупных
сделок по купле и продаже акций,
которые могут привести к доминирующему
положению хозяйствующих
• контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.
Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование в РФ