Монополии и антимонопольное регулирование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......1
Глава 1. Особенности монополизма в РФ. Антимонопольное регулирование и политика в РФ:
1.1Монополизм и формы его проявления…………………………………………….2
1.2 Особенности возникновения монополизма на российском рынке…………6
1.3 Мировой опыт в области антимонопольного регулирования……………….9
1.4 Основные направления антимонопольного регулирования в РФ………...15
1.5 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ…………..19
1.6 Регулирующая структура в области антимонопольной политики в РФ (с историей)……………………………………………………………………………………...24
Глава 2. Анализ практики исследования в области антимонопольного регулирования в РФ:
2.1 Регулирование тарифов на продукцию производителей – естественных монополистов………………………………………………………………………………..27
2.2 Управление монопольной продукции на основе инвестиционных механизмов: организационно-методический аспект………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………………………38
Сноски…………………………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Монополии и антимонопольное регулирование в РФ.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

• создается локальная монополия;

• возникает ограничение, либо пресечение конкуренции на товарных рынках. В Германии приобретение 50% акционерного капитала или более  подлежит обязательному предварительному согласованию с Федеральной картельной службой Германии в случаях, если:

• товарооборот одного из участников сделки представляет собой  величину не менее 2 млрд. марок;

• товарооборот всех участников сделки представляет собой  величину не менее 1 млрд. марок.

Федеральная картельная служба Германии должна быть уведомлена о свершении сделки по приобретению доли акционерного капитала, если участники сделки вместе имеют:

• долю на товарном рынке  Германии 20% или более;

• годовой торговый оборот 500 млн. марок или более;

• 10000 или более  наемных работников.

Кроме того, Федеральная картельная служба Германии имеет полное право запретить те или иные сделки по слияниям и поглощениям, если в результате возникает или усиливается доминирующее положение хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. 7 Исключение составляют случаи, когда положительный эффект подобной сделки превышает по своим результатам негативные последствия данной сделки. Запрещение от лица Федеральной картельной службы Германии по факту уже совершенной сделки также имеет следствием признание в судебном порядке такой сделки недействительной.

В Японии антимонопольное  регулирование имеет следующие  особенности. С предварительного согласия антимонопольных органов Японии осуществляются:

• создание совместно  управляемого предприятия;

• наследование всего предприятия, либо его части;

• получение в аренду всего предприятия, либо его части;

• назначение на управление всем предприятием или важной его  частью.

Помимо изложенного, в Японии, ни при каких обстоятельствах, не допускается осуществление сделки или реорганизация предприятия, при которой результатом будет существенное ограничение конкуренции. Компания в Японии, ни при каких условиях, не имеет право контролировать более 25% товарного рынка, либо занять в результате слияния (поглощения) первое место в отрасли по объему выпуска (оказанных услуг). В практике антимонопольного регулирования в зарубежных странах в последние годы отмечается концентрация финансового и промышленного капитала. Так, Комиссия Европейских Сообществ зарегистрировала в 1998 г. 235 заявлений о даче предварительного согласия на слияния и присоединения, что превышает данный показатель 1997 г. на 40%. Причем 1997 г. был признан пиковым годом по количеству слияний и присоединений за предыдущие двадцать лет. Несмотря на перспективу существенного ограничения конкуренции и устойчиво растущую тенденцию количественного роста подобных реорганизаций Комиссия Европейских Сообществ в подавляющем большинстве случаев дает свое согласие на осуществление реорганизаций.

Использование зарубежного  опыта антимонопольного регулирования представляет интерес для современной экономики России, идущей по пути развития рыночных отношений. Особенно важно учитывать этот опыт в международной деятельности Министерства Российской Федерации по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства (МАП РФ). 

1.4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ. 

Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования. Главным инструментом государственной  антимонопольной политики выступает  государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики  путем издания законодательных  актов и контроля за их соблюдением  со стороны государства.

В Законе “О конкуренции” (1991 г.) 8 доминирующим является исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Закон о конкуренции характеризует количественные границы монопольной власти. Критерием этих границ также определена следующая величина доли рынка, если:

1) хозяйствующий субъект  обладает долей рынка в пределах  от 65 до 100%, его положение признается  доминирующим;

2) доля хозяйствующего  субъекта на товарном рынке  составляет величину в пределах  от 35 до 65%, то доминирующее положение устанавливается и доказывается антимонопольными органами;

3) доля хозяйствующего  субъекта на рынке не превышает  35%, его положение не может быть  признано доминирующим, и соответственно, на данный хозяйствующий субъект  не распространяются ограничения, установленные антимонопольным законодательством. Долю на рынке соответствующей продукции в размере более 65% имеют такие компании, как “Газпром”, РАО “ЕЭС”, “Камаз”, “Норильский никель”, “Аэрофлот” и др.

Для определения доминирующего  положения фирм на рынках антимонопольными органами используются данные о структуре товарных рынков.

Наряду с законодательным  антимонопольным регулированием в  странах с рыночной экономикой применяются  и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся:

- правительственные  заказы;

- налоги;

- проценты;

- государственные  субсидии.

Используя эти рычаги, государство имеет возможность  влиять на интенсивность конкуренции  в разных секторах и сегментах  рынка. Основная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие.

Осуществляя нормативно-ориентирующее  регулирование деловых отношений, правительство выступает, прежде всего, как инструмент государственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики.

Кроме того, к антимонопольному регулированию можно отнести  и антимонопольный контроль. Для  предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках, который начал формироваться в России с 1992 г. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает 35% на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство.

Уровень монополизации  в плановой экономике был очень  высоким. В процессе разгосударствления он сократился. Число предприятий-монополистов в России за время проведения рыночных преобразований опять выросло. В 1994 г. в России насчитывалось 582 предприятия-монополиста, в 1996 г. - 2,5 тыс. предприятий. Эти предприятия, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке и нарушающие антимонопольное законодательство, заносились приказами в Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов России. Сейчас этот перечень переименован в “Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на определенном рынке товара более 35%”.

Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т.д.

Регулирование естественных монополий.

Основными методами регулирования являются:

- ценовое регулирование,  т.е. прямое определение цен  (тарифов) или назначение их  предельного уровня;

- определение потребителей  для обязательного обслуживания  и установление минимального  уровня их обеспечения в соответствии  с российским законодательством. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Государственное регулирование  цен (тарифов) отраслей естественных монополий  включает регулирование тарифов  как на электрическую, так и тепловую энергию. 9 В настоящее время в системе тарифного регулирования естественных монополий в России происходят серьезные изменения. Провозглашено создание единого тарифного органа, сокращение перекрестного субсидирования, переход на адресную систему социальных льгот. В то же время у государства отсутствует целостная долгосрочная концепция ценового регулирования естественных монополий.

Концепция реформы  естественных монополий с точки  зрения ценового регулирования должна предусматривать, прежде всего, введение новых, взаимоувязанных тарифов  на их продукцию. Для этого необходимо обоснование общей модели тарифной системы, адекватной для переходных условий экономики России.

Модель ценового регулирования  должна базироваться на таких общих  принципах регулирования тарифов  в отраслях естественных монополий, как принцип справедливой цены и  принцип индексирования тарифов  в соответствии с ростом уровня цен.

На 2003 г. Правительство  РФ утвердило план повышения тарифов  в размере 12% для МПС России, 14% - для РАО “ЕЭС” и 20% - для “Газпром”. Такой уровень повышения тарифов  обеспечивает компромисс между потребностями  компаний в инвестициях и необходимостью снижения инфляции.

Совершенствование ценового регулирования естественных монополий  оказывает сильное влияние не только на сам сектор естественных монополий, но и на экономику в  целом. Важно отметить, что в России такое регулирование не согласовано с другими методами государственного регулирования естественных монополий. Решения по поводу цен на услуги естественных монополий зачастую становятся результатом конъюнктурных политических решений, не имеющих достаточного экономического обоснования.

Более перспективным и эффективным направлением в области регулирования естественных монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий для внедрения элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа - выхода на монополизированные рынки для других хозяйственных субъектов.

Данный способ регулирования  может быть эффективным не только для отдельных монополистов, но, что особенно важно, и для государства  в целом, так как позволяет  делать прозрачными финансовые потоки в рамках различных посреднических фирм, уводящих финансовые потоки в обиход как самой компании, так и бюджета. 

1.5 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ. 

Антимонопольное регулирование  в Российской Федерации ведет свою историю с 1991 г. Тогда был принят Закон РСФСР "0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынка". Закон определяет основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые в этом нормативно-правовом акте был законодательно

оформлен ведущий  антимонопольный орган - Государственный комитет

Российской Федерации  по антимонопольной политике и поддержке  новых

экономических структур (с 1997 г. - Государственный антимонопольный  комитет Российской Федерации - ГАК  России, в настоящее время - Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ)).

К основным функциям органа по антимонопольной политике относятся:

• подготовка предложений  по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его  применения, других нормативных актов и проектов законов, связанных с функционированием рынка;

• разработка для  органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

• осуществление мер  по демонополизации производства и обращения;

• контроль крупных  сделок по купле и продаже акций, которые могут привести к доминирующему  положению хозяйствующих субъектов;

• контроль соблюдения антимонопольных требований при  создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование в РФ