Монополии и антимонопольное регулирование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......1
Глава 1. Особенности монополизма в РФ. Антимонопольное регулирование и политика в РФ:
1.1Монополизм и формы его проявления…………………………………………….2
1.2 Особенности возникновения монополизма на российском рынке…………6
1.3 Мировой опыт в области антимонопольного регулирования……………….9
1.4 Основные направления антимонопольного регулирования в РФ………...15
1.5 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ…………..19
1.6 Регулирующая структура в области антимонопольной политики в РФ (с историей)……………………………………………………………………………………...24
Глава 2. Анализ практики исследования в области антимонопольного регулирования в РФ:
2.1 Регулирование тарифов на продукцию производителей – естественных монополистов………………………………………………………………………………..27
2.2 Управление монопольной продукции на основе инвестиционных механизмов: организационно-методический аспект………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………………………38
Сноски…………………………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Монополии и антимонопольное регулирование в РФ.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ. 

"Государство  должно вмешиваться в жизнь  рынка

только в  той степени, в которой это  требуется для

поддержания работы механизма конкуренции или

для контроля тех рынков, на которых условия  вполне

 свободной  конкуренции не осуществимы." 

Людвиг Эрхард 

Проблема взаимоотношения  государства и хозяйствующих  субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство  выполняет важнейшие функции  в хозяйственной системе. Объективные  экономические предпосылки усиливают  роль государства в регулировании общественного производства.

Одним из важных видов  государственного регулирования является регулирование монополий.

 Антимонопольное регулирование 1 - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, "РАО ЕЭС России" контролирует 98% потребителей электроэнергии, "РАО ГАЗПРОМ" - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота.

Антимонопольное регулирование  в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним  из существенных условий успешного  социально-экономического развития России.

   В конце  XX столетия наша страна вступила  на путь перехода от плановой  системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой  является конкуренция как необходимое  условие развития предпринимательской  деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем  более в выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".

Но здоровая конкуренция  невозможна, если монополизм не будет  урегулирован. Проблемы совершенствования  конкуренции на российском рынке, повышения  конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии  и проблему монополизации экономики  страны и определить основные пути решения этой проблемы. 

    ГЛАВА 1.

    ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В  РФ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОЛИТИКА В РФ: 

1.1 МОНОПОЛИЗМ И ФОРМЫ  ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ. 

Классическая  монополия в экономике - это рынок одного продавца, обладающего рыночной властью. Обладание рыночной властью дает ее владельцу возможность единолично управлять процессом ценообразования, определять параметры товара, диктовать свои условия потребителям и иным контрагентам. В настоящее время термин "монополия" стал использоваться и в более широком смысле. Очень часто любое недобросовестное экономическое действие на товарных рынках, имеющее антиконкурентный характер, именуют монополистическим, хотя, по сути, это может быть негативным результатом, как действий хозяйствующего субъекта обладающего рыночной властью, так и не обладающего ею.

К настоящему моменту  сложилось несколько подходов к классификации монополий, например, по видам:

- закрытая монополия.  Она защищена от конкуренции  с помощью юридических ограничений.  Вариантами возникновения закрытой  монополии является патентная  защита, институт авторских прав;

- естественная монополия. Это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком;

- открытая монополия.  В этом случае фирма на некоторое  время становится единственным  поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Из отечественных  классификаций наиболее известной  является классификация типов монополизма  в экономике А. Лившица. Опираясь на анализ современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает правомерным выделить, по меньшей мере, 6 основных разновидностей данного явления:

- монополизм, вырастающий  из конкуренции, базирующийся  на концентрации производства и капитала;

- технологические  (или естественные) монополии и  олигополии, характерные для коммунальных  служб, а также отраслей металлургии,  электроэнергетики, железнодорожного  транспорта и т.д.;

- монополизм, вызываемый  дифференциацией производимой однотипной продукции;

- монополизм предприятий,  лидирующих в тех или иных  направлениях современного НТП;

- естественные государственные  монополии (как монополии государства  на эмиссию денег, на продажу  отдельных видов потребительских  товаров неэластичного спроса и т.п.);

- монополизм, характерный  для командно-административного  типа экономики.

В общем монополию  в экономике можно определить как ситуацию на рынке, которая характеризуется  наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. 2 При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль других фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством, либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии или управленческом know-how, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли.

В российском антимонопольном законодательстве различают понятия доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке и монополистическую деятельность, как таковую. Под последней понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке, а также соглашения и действия хозяйствующих субъектов и органов власти, направленные на ограничение конкуренции. Законом РСФСР "0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (от 22.03.91.г.) установлены следующие определения, имеющие правовое значение:

"Монополистическая  деятельность - противоречащие антимонопольному  законодательству действия (бездействие)  хозяйствующих субъектов или  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции". Доминирующее положение определяется как "исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.... Не может быть признано доминирующими положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%" (редакция от 02.01.2000.г.).

Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:

1) Простейшие объединения.  К ним относятся конвенции,  пулы, ринги, концерны. В этих низших  формах монополистических объединений  достигались временные соглашения  о ценах;

2) Картели. Картель  представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;

3) Синдикаты. Синдикат- это объединение ряда предприятий  одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;

4) Тресты. Трест- это  объединение собственности и  управления ряда предприятий  одной или нескольких отраслей  промышленности с полной ликвидацией  их самостоятельности как в  коммерческом, так и в производственном отношениях;

5) Комбинаты. Комбинаты  объединяют предприятия различных,  связанных друг с другом отраслей  промышленности, например, каменноугольную,  металлургическую и машиностроительную;

6) Концерны. Концерн  представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.

Различия между  формами монополий относительны.

Необходимо отметить, что понятие монополии нельзя однозначно отождествлять с понятием фирмы крупного размера. Большое предприятие, не обладающее доминирующим положением ни на одном товарном рынке, еще не означает монополию. Наоборот, малое предприятие, обладающее полной рыночной властью на каком-либо товарном рынке, является монополией. Показатели и критерии монополизации однозначно не связаны только с размером предприятия и концентрацией производства. 3 Доля на соответствующем товарном рынке играет приоритетную роль в дифференциации монополиста от прочих хозяйствующих субъектов. При этом традиционным объектом антимонопольного регулирования является деятельность естественных монополий.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование  рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Иные принципы лежат  в основе регулирования предпринимательских  монополий, действующих на конкурентных рынках, например в отраслях с олигополистической структурой. Здесь государственное регулирование призвано не заменить, а защитить конкурентный рыночной механизм. В этих целях антимонопольное законодательство направлено на запрет действия предпринимательских монополий, занимающих доминирующее положение на рынке и ограниченивающих конкуренцию. Запрещаются, в частности, любые формы дискриминации контрагентов и потребителей, навязывание им условий сделки, не относящихся к предмету договора, создание препятствий для доступа на рынок других фирм, изъятия товаров из обращения с целью повышения цен. 

1.2 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОНОПОЛИЗМА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ. 

Особенностью рыночной системы России является высокий  уровень монополизации рынка, структура которого сложилась еще в советский период.

Спецификой монополизма  в России является также то, что  монополистические структуры формировались "сверху". Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению  степени монополизации хозяйства.

Формирование монопольных  структур началось в 1930-е гг. и развивалось  все годы советской власти. Начальной  точкой отсчета была принудительная централизация всех функций управления экономикой в руках государства. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. К началу 1991 г. 1800 наименований различных видов продукции выпускалось только на одном предприятии в стране, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции. В производстве многих важнейших видов продукции господствовали 2 - 3 промышленных гиганта. Например, из 19 основных видов кузнечно-прессовых машин 9 выпускалось на одном предприятии, 6 - на двух предприятиях и 4 - на трех предприятиях в стране. 80% выпуска холодильников было сосредоточено на четырех, а морозильников - на трех предприятиях. На трех предприятиях было сконцентрировано производство 15% переносных телевизоров.

Система планового  производства и распределения произведенной  продукции привела еще к одному специфическому проявлению монополизма в плановой экономике - возникновению дефицита. При этом с началом рыночных реформ освобожденные от директивного планирования, в частности в области ценообразования, сверхконцентрированные предприятия, во-первых, оказались производственно неэффективными, что обнаружилось в высоких издержках производства и низком качестве продукции. Во-вторых, не сталкиваясь с ощутимой конкуренцией со стороны национальных предприятий, сверхкрупные компании получили возможность диктовать свои цены, чтобы возместить недостаточную эффективность.

Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование в РФ