Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:46, курсовая работа
Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.
Введение………………………………………………………………………………….......1
Глава 1. Особенности монополизма в РФ. Антимонопольное регулирование и политика в РФ:
1.1Монополизм и формы его проявления…………………………………………….2
1.2 Особенности возникновения монополизма на российском рынке…………6
1.3 Мировой опыт в области антимонопольного регулирования……………….9
1.4 Основные направления антимонопольного регулирования в РФ………...15
1.5 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ…………..19
1.6 Регулирующая структура в области антимонопольной политики в РФ (с историей)……………………………………………………………………………………...24
Глава 2. Анализ практики исследования в области антимонопольного регулирования в РФ:
2.1 Регулирование тарифов на продукцию производителей – естественных монополистов………………………………………………………………………………..27
2.2 Управление монопольной продукции на основе инвестиционных механизмов: организационно-методический аспект………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………………………38
Сноски…………………………………………………………………………………………39
ВВЕДЕНИЕ.
"Государство должно вмешиваться в жизнь рынка
только в той степени, в которой это требуется для
поддержания работы механизма конкуренции или
для контроля тех рынков, на которых условия вполне
свободной
конкуренции не осуществимы."
Людвиг Эрхард
Проблема взаимоотношения
государства и хозяйствующих
субъектов является одной из наиболее
сложных в экономике. Государство
выполняет важнейшие функции
в хозяйственной системе. Объективные
экономические предпосылки
Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.
Антимонопольное регулирование 1 - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, "РАО ЕЭС России" контролирует 98% потребителей электроэнергии, "РАО ГАЗПРОМ" - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота.
Антимонопольное регулирование
в сочетании с поддержкой отечественного
предпринимательства и
В конце
XX столетия наша страна вступила
на путь перехода от плановой
системы экономики к рыночной,
неотъемлемой частью которой
является конкуренция как
Но здоровая конкуренция
невозможна, если монополизм не будет
урегулирован. Проблемы совершенствования
конкуренции на российском рынке, повышения
конкурентоспособности
Цель данной работы
– рассмотреть понятие
ГЛАВА 1.
ОСОБЕННОСТИ
МОНОПОЛИЗМА В
РФ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОЛИТИКА
В РФ:
1.1
МОНОПОЛИЗМ И ФОРМЫ
ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ.
Классическая монополия в экономике - это рынок одного продавца, обладающего рыночной властью. Обладание рыночной властью дает ее владельцу возможность единолично управлять процессом ценообразования, определять параметры товара, диктовать свои условия потребителям и иным контрагентам. В настоящее время термин "монополия" стал использоваться и в более широком смысле. Очень часто любое недобросовестное экономическое действие на товарных рынках, имеющее антиконкурентный характер, именуют монополистическим, хотя, по сути, это может быть негативным результатом, как действий хозяйствующего субъекта обладающего рыночной властью, так и не обладающего ею.
К настоящему моменту сложилось несколько подходов к классификации монополий, например, по видам:
- закрытая монополия.
Она защищена от конкуренции
с помощью юридических
- естественная монополия. Это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком;
- открытая монополия.
В этом случае фирма на
Из отечественных
классификаций наиболее известной
является классификация типов
- монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;
- технологические
(или естественные) монополии и
олигополии, характерные для коммунальных
служб, а также отраслей
- монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;
- монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;
- естественные государственные
монополии (как монополии
- монополизм, характерный
для командно-
В общем монополию в экономике можно определить как ситуацию на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. 2 При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль других фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством, либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии или управленческом know-how, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли.
В российском антимонопольном законодательстве различают понятия доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке и монополистическую деятельность, как таковую. Под последней понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке, а также соглашения и действия хозяйствующих субъектов и органов власти, направленные на ограничение конкуренции. Законом РСФСР "0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (от 22.03.91.г.) установлены следующие определения, имеющие правовое значение:
"Монополистическая
деятельность - противоречащие
Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:
1) Простейшие объединения.
К ним относятся конвенции,
пулы, ринги, концерны. В этих низших
формах монополистических
2) Картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;
3) Синдикаты. Синдикат-
это объединение ряда
4) Тресты. Трест- это
объединение собственности и
управления ряда предприятий
одной или нескольких отраслей
промышленности с полной
5) Комбинаты. Комбинаты
объединяют предприятия
6) Концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.
Различия между
формами монополий
Необходимо отметить, что понятие монополии нельзя однозначно отождествлять с понятием фирмы крупного размера. Большое предприятие, не обладающее доминирующим положением ни на одном товарном рынке, еще не означает монополию. Наоборот, малое предприятие, обладающее полной рыночной властью на каком-либо товарном рынке, является монополией. Показатели и критерии монополизации однозначно не связаны только с размером предприятия и концентрацией производства. 3 Доля на соответствующем товарном рынке играет приоритетную роль в дифференциации монополиста от прочих хозяйствующих субъектов. При этом традиционным объектом антимонопольного регулирования является деятельность естественных монополий.
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Иные принципы лежат
в основе регулирования
1.2
ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
МОНОПОЛИЗМА НА РОССИЙСКОМ
РЫНКЕ.
Особенностью рыночной системы России является высокий уровень монополизации рынка, структура которого сложилась еще в советский период.
Спецификой монополизма
в России является также то, что
монополистические структуры
Формирование монопольных структур началось в 1930-е гг. и развивалось все годы советской власти. Начальной точкой отсчета была принудительная централизация всех функций управления экономикой в руках государства. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. К началу 1991 г. 1800 наименований различных видов продукции выпускалось только на одном предприятии в стране, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции. В производстве многих важнейших видов продукции господствовали 2 - 3 промышленных гиганта. Например, из 19 основных видов кузнечно-прессовых машин 9 выпускалось на одном предприятии, 6 - на двух предприятиях и 4 - на трех предприятиях в стране. 80% выпуска холодильников было сосредоточено на четырех, а морозильников - на трех предприятиях. На трех предприятиях было сконцентрировано производство 15% переносных телевизоров.
Система планового производства и распределения произведенной продукции привела еще к одному специфическому проявлению монополизма в плановой экономике - возникновению дефицита. При этом с началом рыночных реформ освобожденные от директивного планирования, в частности в области ценообразования, сверхконцентрированные предприятия, во-первых, оказались производственно неэффективными, что обнаружилось в высоких издержках производства и низком качестве продукции. Во-вторых, не сталкиваясь с ощутимой конкуренцией со стороны национальных предприятий, сверхкрупные компании получили возможность диктовать свои цены, чтобы возместить недостаточную эффективность.
Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование в РФ