Монополии и антимонопольное регулирование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….......1
Глава 1. Особенности монополизма в РФ. Антимонопольное регулирование и политика в РФ:
1.1Монополизм и формы его проявления…………………………………………….2
1.2 Особенности возникновения монополизма на российском рынке…………6
1.3 Мировой опыт в области антимонопольного регулирования……………….9
1.4 Основные направления антимонопольного регулирования в РФ………...15
1.5 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ…………..19
1.6 Регулирующая структура в области антимонопольной политики в РФ (с историей)……………………………………………………………………………………...24
Глава 2. Анализ практики исследования в области антимонопольного регулирования в РФ:
2.1 Регулирование тарифов на продукцию производителей – естественных монополистов………………………………………………………………………………..27
2.2 Управление монопольной продукции на основе инвестиционных механизмов: организационно-методический аспект………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………………………38
Сноски…………………………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Монополии и антимонопольное регулирование в РФ.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

4 сентября 2001 г. Указом  Президента Российской Федерации  от № 1091 “О внесении изменения  в Указ Президента Российской  Федерации от 29 ноября 1995 г. №  1194 ”О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации“ утратил силу абзац второй пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 ”О структуре федеральных органов исполнительной власти“ в части, касающейся передачи МАП России функций упраздненной Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте.

9 марта 2004 г. Министерство  было упразднено, а его полномочия  переданы другим ведомствам. Принадлежавшие  МАП России функции федерального  антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, руководителем которой стал Игорь Юрьевич Артемьев. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. 13 

    ГЛАВА 2.

    АНАЛИЗ  ПРАКТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ. 

    1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА ПРОДУКЦИЮ  ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ -  ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИСТОВ.
 

Как известно, одной  из форм регулирования естественных монополий является предельное ценообразование, то есть такое ценообразование, при котором цена производимой продукции устанавливается на уровне предельных издержек производства.

Если предположить, что в настоящий момент в российской экономике тарифы на продукцию производителей - естественных монополистов установлены на уровне предельных издержек, то справедливым будет индексирование тарифов на продукцию этих монополистов на уровне инфляции, которая составляла в 2007 году порядка 12% (несмотря на заявленный целевой ориентир инфляции Центрального Банка РФ в размере 8%).

Предположим, что регулирование  тарифов производится по трем отраслям (01 Электроэнергетика, 02 Нефтегазовая промышленность, 04 Транспорт и связь). И для этих отраслей допускается повышение тарифов на 12%.

Рассмотрим статистику, в которой отражены изменения индексов цен по отраслям, происходящих при повышении тарифов в указанных отраслях на 12%.

По строке электроэнергии приведены данные об увеличении цен  при увеличении цены на электроэнергию на 12%: на продукты нефтегазовой промышленности на 0,77%, по черной металлургии на 1,24% и т.д.

Отметим, что при  расчете роста уровня цен по экономике  учитываются данные о доле каждой отрасли в общем валовом выпуске. Соответственно, чем больше рост цен в конкретной отрасли и чем больше ее доля в общем валовом выпуске, тем больший будет наблюдаться рост цен в экономике.

Как показывают расчеты, при повышении цен на 12% в отраслях 01 Электроэнергетика, 02 Нефтегазовая промышленность и 04 Транспорт и связь с соответственными долями в общем валовом выпуске 3.83%, 8,00% и 8,72%,- рост общего уровня цен в экономике составит 4.71%.

Таблица №1.

Отражение изменения индексов цен по отраслям, происходящих при  повышении тарифов  в указанных отраслях на 12%: 14 

   
01
      2 02 

      02  02

 
03
 
04
 
05
 
06
В целом по экономике
Электроэнергетика 01 1,1200  1,0077  1,0124  1,0070 1,0126 1,0118  1,13%
Нефтегазовая

промышленность  02

1,0176  1,1200  1,0058  1,0100  1,0088  1,0056 1,55%
Угольная  промышленность 03 1,0000 1,0000 1,0000 1,0000 1,0000 1,0000 0,00%
Транспорт и связь 04 1,0121  1,0103  1,0137  1,0071  1,0162 1,0084  2,02%
Черная  металлургия 05 1,0000  1,0000 1,0000 1,0000 1,0000 1,0000 0,00%
Цветная металлургия 06

Итого

1,0000 
 

1,0000

1,0000 
 

1,0000

1,0000 
 

1,0000

1,0000 
 

1,0000

1,0000 
 

1,0000

1,0000 
 

1,0000

0,00% 
 

4.71%

 

2.2 УПРАВЛЕНИЕ МОНОПОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ НА ОСНОВЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. 

Развитие экономики  Российской Федерации в 2000-2005 гг. во многом было предопределено заложенными в начале 90-х годов схемами монополизации ряда продуктовых и базовых инфраструктурных отраслей и наметившейся тенденцией к управлению монопольными предприятиями со стороны исполнительной власти.

В настоящее время  для структурной перестройки экономики крайне необходимо разработать систему управления монопольной продукцией с учетом инвестиционных механизмов. В свою очередь это требует использования организационно-методической схемы управления качеством монопольной продукции на основе таких механизмов. Данная схема предполагает формализацию организационных методических подходов к модели монопольной системы и внедрение соответствующих механизмов в хозяйственную практику. При этом особенно важно определять системные предпосылки построения модели, `граничные` условия формирования организационно-методической схемы и алгоритмические и методические параметры модели.

Существующая на сегодняшний  момент модель монополизма как модель в сфере отношений `конкурентных рынков`, не отвечает наиболее перспективным выводам современной экономической теории. Более адекватна им модель Демсетца в качестве основы для анализа монополизма, поскольку принципиальным элементом в механизме управления монопольными структурами в этой модели является государство.

Такова первая `системная предпосылка`.

Эконометрический  анализ модели монопольной системы, без учета государственного регулирования  показал, что такая модель не может  быть равновесной - система неизбежно  ищет крайние точки, ведущие к  дисбалансу экономических отношений. Ситуационный анализ управления монопольными системами также позволяет делать вывод, что существующие механизмы регулирования монопольных систем создают дисбаланс, проявляющийся и в снижении качества монопольного продукта.

Изучение модели Демсетца (на логическом и эконометрическом уровне) свидетельствует, что именно она обеспечивает балансную (равновесную) позицию при управлении монопольной системой - равновесие объекта управления, каким является монопольный продукт, по факторам цены и качества. При этом реализация алгоритма `потребительской оценки качества монопольного продукта` в количественный показатель делает возможным введение качества в систему эконометрического анализ монопольной системы.

Что касается граничных  условий решения проблемы, то отметим, что в отличие от существующих методических разработок отдельных блоков (которые, по сути, рассматриваются как `системные предпосылки`) предлагаемый алгоритм обеспечивает комплексный подход к управлению системой, а не решения по управлению отдельным фактором (тарифом, качеством и т.п.). Соответственно, проблема граничных условий построения алгоритмического комплекса (на уровне организационно-методической схемы) определяется выделенными параметрами монопольной системы и фиксирует состояние внешних факторов.

При такой постановке проблемы граничные условия управления монопольной системой сводятся к  следующим:

1. Поведение монопольной  системы рассматривается во времени  DT - времени осуществления инвестиции в качество монопольного продукта с учетом компенсации затрат. При этом:

1.1. время DT разбивается на ТС локальных его промежутков, которые рассматриваются как точки мониторинга (реперные участки развития монопольной системы);

1.2. продолжительность  локального промежутка времени  принимается фиксированной на всем протяжении DT;

2. На протяжении  DT являются фиксированными (по величине и способу образования) условия и переменные при управлении монопольной системой, в том числе:

2.1. бизнес процесс  производства и сбыта монопольного  продукта;

2.2. структура и абсолютная величина переменных доходности в монопольной системе;

2.3. величина потребительского  спроса на монопольный продукт  и его эластичность;

2.4. экономические,  социальные и политические факторы,  внешние по отношению к моделируемому  монопольному сектору, условия и характер взаимосвязей субъектов монопольной системы с внешними субъектами;

2.5. факторы инфляции;

2.6. законодательные  основы государственного регулирования  данного сектора экономики; 

3. Государственная  политика в области управления монопольным сектором должна изменяться в соответствии с предлагаемой моделью Демсетца:

3.1. должны использоваться  методические принципы управления  монопольной системой для регулирования  качества и тарифов с учетом  их как законодательно принятых  и утвержденных, в том числе для мониторинга качества монопольного продукта и исчисления величины тарифа в модели `цена-качество`;

3.2. соответствующим  исполнительным органам власти  должны быть переданы соответствующие  полномочия на реализацию мониторинговых  и управленческих функций;

3.3. перед соответствующим  исполнительным органом власти  должна ставится задача по  формированию дохода государства  как субъекта монопольной системы,  при этом необходимо параллельно  с административными мерами использовать  экономические стимулы для формирования заданного объема доходности монопольной системы.

Обозначенные граничные  условия определяют алгоритм процесса управления монопольной системой и, вместе с системными предпосылками, логику построения системы управления монопольной продукцией на основе инвестиционных механизмов.

Организационно-методическая схема процесса управления монопольной  системой в первую очередь должна быть `привязана` к временным параметрам развития монопольной системы, которые  определяются мониторингом состояния монопольного продукта и особенностями принятия решений при управлении монопольной структурой.

Рис. 1. Организационно-методическая схема управления монопольной системой: 15 

БДМ - база данных мониторинга (включая архив значений `качества`).

1 - потребление. 2 - первичное формирование дохода. 3 - мониторинг качества монопольного продукта. 4 - распределение дохода от монопольной системы в зависимости от качества монопольного продукта. 5 - формирование тарифа на монопольный продукт. QE - количественная интерпретация качества. IRQ - количественная характеристика объема инвестиций.

Организационно-методическая схема должна быть сведена к комплексу  действий повышающих эффективность  управления и учитывающих переменные мониторинга при управляющих  воздействиях на i-том временном промежутке: 

Необходима следующая  последовательность управления монопольной  системой в соответствии с данной организационно-методической схемой:

1. Установление зависимости  качества монопольного продукта  и инвестиций на основе формулы:

2. В i-том периоде  потребитель должен покупать  монопольный продукт по тарифу Ti-1 при качестве продукта, равном QEi.

3. Суммарный доход  монопольной системы распределяется  между:

a) предприятием, как  производителем продукции;

b) государством, как  получателем налогов и сборов;

с) инвестиционным фондом, как центром аккумуляции средств  для повышения качества монопольной  продукции.

Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование в РФ