Миграция населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Раздел 1. международная миграция населения………...........5
1.1. Причины международной миграции населения, ее основные виды…….5
1.2. Основные центры международной трудовой миграции……………….…8
Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ…….…………………..……..12
2.1. Миграционная политика Украины………….……………………………12
2.2. Текущие тенденции миграции в Украине………………... …………….14
Раздел 3. ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ ………………...20
3.1. Демографические перспективы Украины………………………………...20
3.2. Пути совершенствования украинской миграционной политики…...........26
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………….37

Работа содержит 1 файл

МЭДУ.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

   Соответственно  необходимо внедрение интеграционных программ для разных категорий иммигрантов, разработка механизмов легализации части иммигрантов из Афро-азиатских стран, формирование в обществе толерантного отношения к мигрантам. Целью регулированной иммиграции к Украине должно стать не преодоление депопуляции, а обеспечение замедления ее темпов. Кроме того, необходимо акцентировать внимание на первоочередное размещение иммигрантов в сельской местности и в малонаселенных регионах.  

   Следует учесть, что важнейшим результатом  либерализации миграционной политики будет замедление темпов старения населения, достижение более или менее приемлемого соотношения между налогоплательщиками и лицами, находящимися на содержании государства. Любые мероприятия в сфере рождаемости и смертности не позволят достичь тех показателей половозрастной структуры населения, которые станут возможными в результате приток мигрантов.

   Эффективность миграционной политики будет достигнутая  лишь при условии адекватного  информационного обеспечения. На сегодня  анализ существующих тенденций миграций населения осложнен недостаточной  достоверностью исходных данных. Соответственно первоочередной задачей становится организация действенного мониторинга миграционных процессов. 
 
 

 

Раздел 3.ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ 

3.1. Демографические перспективы Украины.

     В последнее время в Украине  все острее начал подниматься  вопрос о демографической ситуации и связанных с ней миграционных процессах. В действительности, и  по возрастной структуре, и по "суженному" типу воспроизводства населения  Украина сегодня близка к странам Западной Европы, однако при этом в большей степени является миграционным донором, а не миграционным реципиентом. Чтобы привлекать мигрантов, страна, а точнее ее экономика, должна иметь избыток рабочих мест и недостаток рабочих рук (или мозгов), чего в Украине на сегодняшний день не наблюдается.

     Число выходцев из стран третьего мира, оседающих  в Украине, пока сравнительно невелико, однако одновременно наблюдается устойчивый отток трудоспособного населения, особенно из западных областей, на заработки в более благополучные страны Европы. Все это еще больше усугубляет демографическую ситуацию, приводя к резкому росту доли лиц пенсионного возраста. Поэтому закономерно желание многих политиков как-либо решить демографические проблемы нашей страны. Имеется немало предложений пойти уже проторенным "западноевропейским путем" – т.е. привлечь мигрантов из более бедных стран. Однако данный сценарий в настоящее время для Украины не актуален.

     Наплыв  же мигрантов при отсутствии экономического подъема и создания новых рабочих мест – какой бы не была демографическая ситуация, – приведет к нежелательным последствиям. Новые мигранты, которые и без того не отличаются законопослушностью, будут идти в полукриминальную или криминальную сферу. К сожалению, сегодня часто так и происходит – торговля наркотиками, например, в некоторых городах монополизирована определенными этническими группами мигрантов.  

К сожалению, факт остается фактом: Украина, несмотря на разницу в уровне жизни со странами Запада, как и они, постепенно вступает в постиндустриальную эпоху. Основным признаком сего является тот весьма печальный факт, что население перестает воспроизводить само себя, и обществу необходим постоянный приток «свежей крови», в основном из обществ, находящихся на доиндустриальной стадии развития и сохраняющих семейные традиции, обеспечивающие воспроизводство населения.

     Углубленный анализ сегодняшних миграционных процессов  заставляет сделать достаточно парадоксальный вывод: ничего нового в них нет  – они прямое порождение перманентного процесса секуляризации общества, в глобальных масштабах наблюдающегося уже почти 300 лет, и диспропорций в уровнях экономического развития отдельных регионов. Причин сокращения населения специалисты называют много, однако роль каждой из них зачастую оценивается недостаточно адекватно. Так, например, утверждается, что основной причиной усугубления демографической ситуации в Украине является низкий уровень жизни и, дескать, его повышение позволит преодолеть демографический кризис. Однако опыт большинства стран показывает, что уровень жизни и темпы роста численности населения часто находятся в обратно пропорциональной зависимости.

     Так, если брать европейские страны, то наиболее критическая ситуация сложилась в Италии, Испании, Чехии, Болгарии, Германии, Латвии и Эстонии. Это демонстрирует такой красноречивый показатель, как коэффициент фертильности, который показывает среднее количество детей у одной женщины детородного возраста с 15 до 45 лет. Для простого «замещения поколений» необходимо, чтобы этот коэффициент был не ниже 2,2. Во всех вышеперечисленных европейских странах этот коэффициент находится на уровне 1,1–1,3. Однако если принимать во внимание только коренное население данных государств и исключить из рассмотрения семьи иммигрантов (которых особенно много в Германии и Италии), где, как правило, рождаемость выше, то на одну женщину детородного возраста в Германии, Италии и Испании приходится меньше одного ребенка. Это означает, что коренные народы вышеперечисленных стран при сохранении данной тенденции обречены на полное вымирание в течение ближайших 250 лет и от демографической катастрофы данные государства спасает только приток эмигрантов.

     В Украине средний коэффициент фертильности находится на уровне 1,3. Однако если учесть, что значительная часть женщин, особенно в сельской местности, рожает в домашних условиях, а часть пребывает за рубежом, то этот показатель нужно увеличить как минимум до 1,5. Таким образом, в «бедной» Украине демографическая ситуация не столь плачевна, как в «богатой» Германии с коэффициентом фертильности, колеблющимся в пределах 1,2. Следует учесть, что фактически все новорожденные на территории Украины являются детьми коренных жителей нашей страны. Дети мигрантов среди них составляют ничтожно малый процент. В тоже время, во всех крупных городах Германии большая часть новорожденных — это дети мигрантов, которые по факту рождения на территории Германии потенциально считаются немецкими гражданами независимо от происхождения их родителей.  

     Проблема  депопуляции сегодня вышла за пределы Европы. Так, среди стран  Азии наиболее высоким уровнем жизни  отличаются Япония (коэффициент фертильности — 1,4), Сингапур (1,2) и Гонконг (1,3). Именно для этих стран характерны наиболее низкие темпы прироста населения, и в ближайшее десятилетие им грозят еще более высокие темпы депопуляции, чем в Украине. Однако в таких исключительно бедных странах Азии, как Афганистан (5,7), Непал (4,5), Лаос (5) и Йемен (6,9) численность населения удваивается каждые 20–25 лет. В свое время рост численности населения, особенно в развивающихся странах, пытались регулировать путем пропаганды планирования семьи. Однако на сегодняшний день уже стало ясно, что депопуляция населения рано или поздно начнется практически во всех странах мира.

     Так, еще 20 лет назад никто не ожидал, что проблема катастрофического  снижения рождаемости станет перед  Китаем (в 2002 г. коэффициент фертильности составил 1,8, хотя еще в 1970 г. он был  выше 5). Напомним, что правительство этой страны, начиная с середины 70-х годов, в соответствии с рекомендациями международной организации по планированию семьи, проводило политику жесткого ограничения рождаемости «одна семья — один ребенок». В результате этого в Китае в некоторых провинциях и городах уровень рождаемости является более низким, чем в ряде областей Украины, в то же время обострились перекосы в структуре населения.

     Таким образом, Украине пока ни в коем случае нельзя делать ставку на "миграционное" решение демографической проблемы. Но тогда возникает закономерный вопрос: каким образом приостановить негативные демографические тенденции и затормозить процесс старения населения? Выход из данной ситуации видится следующий:

•  Способствовать массовому возвращению трудовых мигрантов на родину – в первую очередь путем создания рабочих мест, в том числе и за счет бюджета.

•  Пропаганда семейных ценностей и борьба против всевозможных деструктивных явлений, разрушающих семью (разводов, порнографии, проституции, извращений, контрацептивов, абортов). Пропаганда материнства как основного предназначения женщины. Культивирование уважения к старшим среди подрастающего поколения и многодетных семей.

•  Поддержка  села. Недопущение ликвидации «бесперспективных» деревень и сельсоветов.

•  Поддержка  традиций народа.

•  Борьба против пьянства, наркомании и других разрушающих здоровье нации явлений.  

     В этом перечне мы сознательно опустили такие меры поощрения рождаемости, как единовременные и постоянные пособия и предоставление льготных кредитов на покупку жилья молодым семьям, хотя эти меры также не лишние. Однако опыт европейских стран показывает, что они дают лишь кратковременный эффект, кроме того, ими в первую очередь пользуются... те же самые мигранты, сохранившие традиционный уклад жизни.

     Кроме того, нельзя не отметить, что количество детей всегда больше в тех социумах, где сохраняется уважение к старшим. Связано это не только с «институтом  бабушек и дедушек», которые помогают родителям нянчить малышей, но и  с психологической установкой молодых родителей на то, что их же дети будут относиться к ним так же, как они к своим старикам. В таких обществах каждый новый ребенок воспринимается не как обуза, а как дополнительная отрада в старости.

     Сея рознь между поколением отцов и детей, сегодняшнее общество фактически роет себе могилу и способствует своему быстрому вырождению. Поскольку нормы морали и поведения, торжествующие в странах Западной Европы и Северной Америки, активно пропагандируются в других регионах, там медленно, но неуклонно развиваются аналогичные тенденции. Уменьшается число детей в семьях, растет количество разводов и «гражданских», не связанных никакими обязательствами браков, теряется уважение к старшему поколению, и все большее распространение получают сети домов престарелых. Практически во всем мире этой тенденции активно сопротивляются религиозные институты. Поэтому в странах, где традиционная религия пока сильна, падение рождаемости не достигает катастрофических значений.

     Подобную  же тенденцию можно видеть и в разрезе регионов Украины. Так, в традиционно более религиозных областях Западной Украины рождаемость намного выше, чем в восточных областях, а число разводов по отношению к числу браков значительно ниже.  

     Таким образом, ликвидировать демографическую катастрофу, не приостановив разрушительных изменений в мировоззрении людей, невозможно. Попытка повысить рождаемость путем увеличения размера пособий на рождение и воспитание детей, как показывает опыт многих государств, способна дать очень короткое и незначительное повышение уровня рождаемости, которое затем сменится его стремительным падением. Падение становится особенно ощутимым, если государство начинает по тем или иным причинам экономить на таких программах, поддерживаемых ранее.

Повышение уровня жизни также не способно решить демографических проблем. Люди с уже измененным в сторону отхода от традиционных ценностей сознанием в случае повышения их материального достатка тратят деньги в первую очередь на материальные ценности, личное потребление, развлечения, но не на своих родителей и не на рождение и воспитание детей. Человек же, придерживающийся традиционных ценностей, обычно не ставит свои отношения с родителями и количество детей в зависимость от своего материального положения.

     Между тем, падение рождаемости на сегодняшний день является не только украинской или европейской, но и общемировой тенденцией – за последние десять лет средний коэффициент фертильности упал с 4 до 2,7. В том числе, в странах Западной Европы — с 1,6 до 1,4, в странах Восточной Европы — с 1,9 до 1,4, в странах Азии — с 4,4 до 2,6, в странах Африки — с 5,8 до 4, в странах Латинской Америки — с 4,5 до 2,7. Таким образом, в развивающихся странах падение рождаемости происходит еще более быстрыми темпами, чем в экономически развитых странах.  
 
 
 
 

3.2. Пути  совершенствования украинской миграционной  политики.

     На  заре 2000-х годов, на одном из совместных заседаний представителей МВД, Госпогранслужбы  Украины и представителей полицейских  стран Евроcоюза, произошел один прецедент, который как нельзя лучше описывает логику миграционной «политики» Украины. После долгих рассказов европейских полицейских о том,  как надо бороться с нелегалами,  а так же долгих заверений как Европа нам готова помочь, решил взять слово один из высших чинов Госпогранслужбы Украины. Реплика была короткой, но емкой: «Борьба с нелегальными мигрантами  нужна. Только вот конечная цель для них не Украина, а Европа. Так  зачем нам с ними бороться, если у нас они не задерживаются?!»

Информация о работе Миграция населения