Миграция населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Раздел 1. международная миграция населения………...........5
1.1. Причины международной миграции населения, ее основные виды…….5
1.2. Основные центры международной трудовой миграции……………….…8
Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ…….…………………..……..12
2.1. Миграционная политика Украины………….……………………………12
2.2. Текущие тенденции миграции в Украине………………... …………….14
Раздел 3. ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ ………………...20
3.1. Демографические перспективы Украины………………………………...20
3.2. Пути совершенствования украинской миграционной политики…...........26
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………….37

Работа содержит 1 файл

МЭДУ.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Межстрановая  миграция рабочей силы имеет место  также и в Африке, и в Латинской  Америке. В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются  все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом.

     Украина стала участником международного рынка  труда только в начале 90-х годов. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты  выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции производилась только государственными органами. В период перестройки экономики нашей страны, отхода от административно-командных методов управления во всех сферах жизни процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.

     Украина является в настоящее время, как  страной-донором, так и страной-реципиентом. Немало украинских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату. В то же время, в Украину устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, СНГ. Характерной чертой участия Украины в процессах международной трудовой миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях. С другой стороны, не созданы механизмы использования положительных сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить должный приток валютных средств в экономику Украины как от фирм-посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину. 
 

 

Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

2.1. Миграционная  политика Украины 

     Основными тенденциями миграций населения  в Украине в период после обретения  независимости стали: снижение общего уровня мобильности населения; уменьшение интенсивности миграционных связей с бывшими республиками СССР; расширение контактов со странами "старого" зарубежья: становление потока постоянной эмиграции из Украины в страны Европы, Америки и в Израиль, а также ротация учебных мигрантов из развивающихся стран (возвращение на родину выходцев из соответствующих стран, закончивших обучение в вузах Украины, и замена их новыми контингентами); обретение миграциями более "семейного" характера - уменьшение доли молодежи и увеличение удельного веса лиц среднего возраста среди мигрантов, прежде всего среди внешних; значительный миграционный прирост населения страны на рубеже 1980-1990-х годов, сменившийся продолжительным периодом превышения убытия над прибытием (более чем на 100 тысяч человек ежегодно), начиная с 1994 года; переход к положительному сальдо миграций с 2005 года; появление и развитие новых для постсоветского пространства форм миграционных перемещений: трудовой миграции, движения беженцев, транзита нелегальных мигрантов, возвращения представителей ранее депортированных народов.

     Ежегодное количество мигрирующих резко уменьшилось: с 3-3,5 млн. человек на рубеже 1980-1990-х лет до 1,5 млн. в середине первого десятилетия ХХІ века. Общий объем межгосударственной миграции уменьшился существеннее, чем внутригосударственной - с около 1,5 млн. до 74,2 тысячи человек в 2006 году. Более того, во второй половине 1990-х годов и в начале ХХІ века уменьшение миграционного оборота происходило исключительно за счет внешней миграции. В последние годы наметилась тенденция к некоторому повышению внутригосударственной миграционной мобильности населения при дальнейшем уменьшении внешнемиграционного оборота.

     Интенсивность миграционных связей со странами бывшего  СССР существенно уменьшилась. Относительно активным остается лишь обмен населением с наиболее этнически и географически  близкими странами СНГ - Российской Федерацией, Беларусью и Молдовой. В то же время миграционные связи со странами Балтии практически сошли на нет, а контакты с Закавказскими и Центральноазиатскими государствами приобрели односторонний характер - интенсивность прибытия населения из этих стран в Украину поддерживается на довольно значительном уровне, тогда как обратный поток постепенно угасает.

     До 1990 года в Украине сохранялся близкий  к нулевому миграционный баланс. В 1991-1992 годах наблюдалось резкое возрастание  миграционного прироста до наибольшего за послевоенные годы уровня - +288,1 тысячи человек (+5,5‰), в следующие два года произошел чрезвычайно резкий спад до -140 тысяч лиц или -2,8‰ в 1994 году. Заметное снижение показателя зафиксировано в 1999-2000 годах - более чем вдвое по сравнению с 1998 годом. Это было связано в первую очередь с уменьшением объемов убытия в Российскую Федерацию, вызванным войной в Чечне. Вообще на протяжении межпереписного периода Украина утратила в результате миграций почти 1,2 млн. человек. 

2.2. Текущие тенденции   миграции в Украине

     В последние годы масштабы миграционных потерь населения Украины резко  сократились, превышение убытия над  прибытием составило в 2002 году 33,8 тысячи лиц, в 2004 году - 7,6 тысячи лиц, в 2005 году состоялся переход к положительному миграционному балансу (+4,6 тысячи лиц), а в 2006 году масштабы миграционного прироста возросли более чем втрое. Даже в условиях положительного миграционного баланса Украина продолжает терять образовательный потенциал: если среднее количество лет обучения прибывших в Украину в 2005 году составило 12,3 года, то для контингента выбывших в страны бывшего СССР уровень образования составил 12,4 года, для выбывших в "старое" зарубежье - 12,9 года.

     При ограниченных возможностях трудоустройства  на официальном рынке труда Украины объективной реальностью и, без сомнения, массовым явлением стали трудовые миграционные поездки украинских граждан за рубеж. Влияние трудовых миграций на демографическую ситуацию неоднозначно. С одной стороны, трудовые поездки - причина повышения уровня нестойкости браков (из-за ослабления семейных связей вследствие отъезда одного из супругов на длительный срок), что может отрицательно сказаться на рождаемости, и, кроме того, частые поездки и изнурительная работа ухудшают здоровье индивидов, следствием чего может стать преждевременная смерть. Но, с другой стороны, средства, заработанные мигрантами, улучшают возможности содержать детей, а также расширяют доступ индивидов к качественному медицинскому обслуживанию и отдыху.

     Масштабы  трудовых миграций по наиболее реальным оценкам составляют от 2 до 2,7 млн. человек. Основными центрами тяготения трудовых мигрантов из Украины являются Россия (40-50%), Польша (15-20%), Чехия (10-12%), Италия (около 10%), Португалия (5-8%). При этом наблюдаются существенные отличия в направлениях внешних трудовых миграций мужчин и женщин. Так, среди основных стран-реципиентов украинской рабочей силы резкое преимущество женщин наблюдается среди мигрирующих в Италию, кроме того, преимущественно женский характер имеет трудовая миграция в Турцию и Японию, а также Грецию. Россия и Португалия - страны преимущественно мужской миграции из Украины, среди выезжающих в Польшу женщины составляют около трети, среди выезжающих в Чехию - около четверти.

     Трудовые  мигранты - почти исключительно лица в возрасте 20-49 лет, то есть представители наиболее экономически продуктивных возрастных групп. Максимальный уровень участия в трудовых миграциях наблюдается в возрасте 25-29 лет. Чаще трудовыми мигрантами становятся лица с профессионально-техническим и полным средним образованием. Малообразованные люди из-за низкой квалификации имеют слабые возможности трудоустройства за границей, а высокообразованные слои меньше заинтересованы в этом из-за лучших возможностей трудоустройства в Украине. Почти 3/4 лиц, имеющих опыт трудовых миграций, ориентированы на повторение поездки.

     Украинские  трудовые мигранты-мужчины занятые  преимущественно строительными  роботами. Кроме того, в Росси  наблюдается повышенная доля занятых  на транспорте и в связи, в Польше - в сельском хозяйстве, многочисленным является также контингент украинских моряков, занятых на иностранных судах. Отраслевая структура занятости женщин-мигрантов в разных странах разная в зависимости от потребностей национальных экономик. Среди женщин, работающих в Росси, крупнейшими являются контингенты занятых в торговли (по найму) и строительстве, в Чехии - в общественном питании и в промышленности (легкой и пищевой), в Польше - в сельском хозяйстве и в качестве домашней прислуги, последняя сфера деятельности преобладает среди украинских мигранток, пребывающих в Италии. В целом мигранты преимущественно занимаются работами, мало способствующими повышению их квалификации, обретению навыков, необходимых для будущей продуктивной деятельности в Украине. Как правило, худшие условия труда и пребывания за границей у украинских строителей, относительно лучшие - у моряков, домашней прислуги.

     Абсолютное  большинство, как минимум 3/4 украинских трудовых мигрантов работает за границей нелегально, одно из последствий этого - многочисленные факты нарушений их прав. Условия труда украинских работников за границей абсолютно не отвечают нормативам, установленным как на родине, так и в стране пребывания. Обычной ситуацией является ненормированный рабочий день, несоблюдение техники безопасности, выполнение работ, связанных с риском для жизни и здоровья, случаются случаи несвоевременной и неполной выплаты заработной платы. Многим угрожает опасность оказаться в нечеловеческих условиях существования или стать жертвами торговли людьми. Медпомощь нелегальным мигрантам обычно и предоставляется нелегально (благодаря личным контактам работодателя с медицинскими работниками), то есть о нормальном лечении речь не идет. Для долгосрочных мигрантов существенной проблемой является адаптация к украинскому обществу, изменившемуся за период их отсутствия.

     В целом украинские граждане, как правило, удовлетворены условиями собственного труда, они сознательно соглашаются  работать в напряженном ритме  с целью заработать как можно  больше средств. Этому способствует тот факт, что временно находясь за границей в другом социуме, у граждан Украины резко снижаются потребности затрат времени на поддержку социальных связей, в частности нет необходимости отводить время для семьи. Ради минимизации затрат в стране-реципиенте мигранты проживают в некомфортных условиях, некоторые привозят продукты из Украины.

     Месячный  заработок основной части украинских работников за границей составляет от 200 до 1000 долларов США. Суммарный объем  средств, которые зарабатывают украинские трудовые мигранты оценивается в 4,7-7,6 млрд. долларов США в год, что составляет 7-11% ВВП Украины.

     Основным  приоритетом государственной политики в области миграций населения  следует признать оптимизацию внешней  трудовой миграции украинских граждан, преодоление отрицательных последствий и недопущения их в будущем. Кроме того, важно сконцентрировать усилия на недопущении нелегальной миграции (прежде всего транзита нелегальных мигрантов из развивающихся стран через территорию Украины) и на активизации миграционных резервов смягчения депопуляции. 
 
 

     Основными целями государственной политики в  сфере регулирования трудовых миграций являются:

  • обеспечение социальной защиты украинских работников за границей;
  • обеспечение возвратности внешних трудовых поездок;
  • привлечение "миграционных" денег в экономику Украины;
  • предотвращение снижения квалификации высокообразованных специалистов из-за занятий за границей низкоквалифицированными работами.

   Деятельность  государства в сфере регулирования  трудовых миграций ни в коем случае не должна сводиться к запретным мероприятиям. Следствиями такого подхода неминуемо станут дальнейшее развитие нелегальной миграции (один из атрибутов которой - бесправное положение сограждан за границей) и повышение напряжения в обществе. Миграционная политика должна учитывать мировой опыт, который, в частности, свидетельствует о важности денежных переводов гастарбайтеров как фактора экономического развития страны их происхождения.

   Одним из путей сдерживания нелегальных  миграционных поездок за границу  является улучшение возможностей трудоустройства на внутреннем рынке труда. В связи с этим необходимо создать общеукраинский банк данных вакансий, а также развивать дорожно-транспортную инфраструктуру (улучшение качества дорог, расширение сети маршрутов пригородного транспорта), прежде всего в городских агломерациях, что позволит жителям пригородных зон работать за пределами собственного населенного пункта.

   Особенностью  трудовой миграции высококвалифицированных  специалистов является то, что для  них возможности приложения труда за границей не ограничиваются экономически развитыми странами и странами переходной экономики. Ряд развивающихся стран ощущают недостаток высококвалифицированных специалистов и готовы платить им приличную заработную плату. Поэтому следует активизировать соответствующие направления внешней политики Украины.

   Важным  является заимствование европейского опыта миграционной политики, в частности  относительно привлечения мигрантов. Известно, что в большинстве стран  Европы количество умерших превышает  численность родившихся и возрастание численности население происходит исключительно за счет миграций. В Украине вследствие исчерпания потенциала демографического роста неминуемо дальнейшее уменьшение общей численности населения, прежде всего трудоспособного возраста. В этих условиях активная миграционная политика остается едва ли не единственной возможностью регулирования общей численности населения Украины. Именно миграционный приток может компенсировать естественное уменьшение населения и обеспечить сбалансирование половозрастной структуры населения.

   При этом следует иметь в виду, которое  даже массовое возвращение этнических украинцев из стран бывшего СССР, Европы, Америки и Океании не позволит достичь возрастания или по крайней  мере долгосрочной стабилизации численности населения: количество украинцев за пределами Украины оценивается в 8-9 млн. человек, но, учитывая репродуктивные установки и уровень старения украинской диаспоры можно утверждать, что ее возвращение не повлияет на рождаемость в Украине. Полное завершение репатриации крымских татар, хотя и будет содействовать улучшению показателей рождаемости, однако несущественно из-за малочисленности этого этноса.

Информация о работе Миграция населения